ГЛАВА 9. ЕГИПЕТСКИЕ СТАНДАРТЫ
           Одним из признаков высокой цивилизованности является  соз-
         дание системы  мер,  распространенной  в  своем понимании на
         большой территории.  Цельность и монументальность,  присущая
         древнеегипетской живописи  и  архитектура  потеряла бы очень
         много, если бы подобных мер не было.  В Древнем  Египте  нет
         сумбурной "разнокалиберности", присущей, например, средневе-
         ковой Европе.
           Барельефы, рисунки,  статуи,  здания выполнялись сотнями и
         тысячами мастеров разных времен,  но стиль их работы  таков,
         словно все  направляла  единая рука одного великого мастера.
         Так оно и было.  Таким мастером была единая система стандар-
         тов, особый  канон,  пдобный,  например,  тому,  что был и в
         древнеиндийском искусстве.
           Для древних художников пропорции древнеегипетского какнона
         определялись восемью пропорциональными величинами,  получен-
         ными из геометрических построений,  в частности, после деле-
         ния сторон первоначально взятого квадрата в золотом сечении.
           Пересечение линий,  проведенных  в  точки деления сторон в
         золотом сечении образует два малых  квдрата.  Отрезки  между
         вершинами малых квадратов и точками пересечения этих квадра-
         тов как раз и сставляли необходимые  восемь пропорциональных
         величин. Треугольники, образовавшиеся при этом, геометричес-
         ки подобны граням классических пирамид в Гизе.
           Для каноничеких  типов статуй,  рельефов,  рисунков макси-
         мальный размер фигуры сответствовал стороне большого  исход-
         ного квадрата.  Остальные  отдельные  элементы  фигуры,  как,
         скажем, уровень носа,  рта, шеи, плеч, пояса и прочего - оп-
         ределялись вычисленными выше восемью величинами, отмеряемыми
         от верхней границы изображения.
           Пропорции, зачастую,  несли четкое символическое значение.
         Так, хозяин - изображался крупным,  работник или раб - мель-
         че, фараон - изображался самым "большим". Так строго утанав-
         ливались "рамки" творчества, которые, не слишком ограничивая
         хороших художников,  заставляли  "подтягиваться"  художников
         средних и плохих.
           Немало версий  в  свое  время было вокруг древнеегипетских
         единиц длины, в первую очередь, такой, как "локоть". Его на-
         зывали самым разным: 0,529, 0,460, 0,552, 0,635 и так далее.
         Если, правда,  измерить свой собственный  "локоть",  который
         всегда "под рукой", то вяснится, что он, все же, блзок к со-
         рока с лишним сантиметрам.
           И, поэтому, видимо, наиболее точной, естественной и понят-
         ной будет величина,  указанная еще в знаменитом энциклопеди-
         ческом словаре издательтва "Брокгауз-Ефрон",  где древнееги-
         петский локоть указан, как равный 0,46 метра.
           Занятно, но,  однако,  в египтологии и поныне,  то и дело,
         упоминаются явно неверные еиницы длины, хотя такие неточнос-
         ти в ряде случаев весьма существенны даже в наше время, осо-
         бенно, когда дело касается очередного  "пирамидно-космическ-
         го" чуда.  Довольно  странно  читать,  например(в книге 1989
         года), "дикие" и кривые" числа, типа: "...длина каждой сторо-
         ны пирамиды  равна 233 метрам или 440 египетским локтям"(не-
         четное сопставляют с четным) и тому подобное.
           На наш  взгляд  проверкой  истинности могут служить четкие
         критерии:  1) длины выражаются ровными(заказчиком заданными)
         числами;  2) длины выражаются крупными числами; 3) длины из-
         меряются древнеегипетским пособом, "от целого", по типу раз-
         ложения дробей, скажем, 1/2 + 1/4 + 1/8, и т.д.; 4) наконец,
         длины выражаются в древнеегипетских единицах длины(и уж  ни-
         как не в "метрах",  к предлагает занятная "гипотеза", описы-
         ваемая в главе 10).
           Единицы измерения  длины в Древнем Египте были такие: один
         "локоть" равнялся семи "ладоням",  а одна "ладонь" равнялась
         четырем "пальцам".  Принимая,  по  словарю "Брокгауз-Ефрон",
         величину локтя 0,466 метра, имеем:

           1 локоть = 0,466 м;  (далее,  сокращенно - лк);
           1 ладонь = 0,0665 м; (далее,  сокращенно - лд);
           1 палец = 0,0166 м   (далее,  сокращенно - пц).

           Наш анализ измерений на памятниках Древнего  Египта  пока-
         зал,   что   эти  единицы  "вписываются"  в  параметры  этих
         сооружений очень органично,  давая как правило,  очень "ров-
         ные", выраженные лишь целыми величинами числа. Вот некоторые
         наглядные примеры:
           1) высота  ступенчатой пирамиды фараона Джосера равна 1000
         лд(66м); 2) высота пирамиды фараона Снофру(отца Хеопса) рав-
         на 200 лк(92,3м);  3) размеры храма фараона Хафра составляют
         100 лк х 100 лк(47м х 47м);  4) длина знаменитой алетки Нар-
         мера равна  10 лд(0,66м);  5) даже длина школьных папирусов,
         судя по всему, была подогнана под "стандарт", она составляла
         0,16 метра, то есть - ровно 10 пц!
           В объективности, видимо, важно и то, что во многих случаях
         играла роль  такая особенность древнеегипетской атематики, о
         которой упоминалось в 3-м критерии.  Скажем, дробь 7/8 егип-
         тяне представляли в виде 1/2 + 1/4 + 1/8, а дробь 3/4 в виде
         1/2 + 1/4  и так далее.
           Такая особенность и проверка промеров на памтниках Древне-
         го Египта показывает,  что аналогично записывались и размеры
         ряда строительных объектов:  сперва они измерялись в больших
         единицах, затем - в меньших, и, наконец, в самых маленьких.
           И здесь приведем наглядные примеры:
           1) святилище в Абу-Симбеле, длина фасада храма 80лк + 40лд
         (40м),  с пропорцией 2:1;  2) высота храма 60лк + 30лд(30м),
         т.е., также 2:1;  3) еще одно святилище 35лк +  5лд(16,65м),
         т.е. 7:1;  4)  высота  входа  в  тоннель 70лк + 10лд(33,3м),
         опять пропорция 7:1. И - так далее.
           Характерно, что,  скажем,  при  сочинении  худождественных
         шрифтов современные художники-графики делают, фактически, то
         же самое:  сновные детали идут в одних пропорциях,  характе-
         ристические - в пропорциях других.
           Здесь характерен  пример  измерений  сфинкса на набережной
         Невы в Санкт-Петербурге,  "из древних Фив в Египте", приве-
         зенного "в  град Святого Петра в 1832 году".  Если его изме-
         рить в метрах, то не получится ничего примечательного: длина
         - 5м,  ширина - 1,5м,  высота - 3,5м. Но древний сфинкс бук-
         вально "преображается" в  древнеегипетских  мерах:  длина  -
         10лк + 5лд,  ширина 3лк + 1,5лд, высота - 7лк + 3,5лд. Всюду
         соотношение больших и малых единиц - как 2:1, два к одному.
           Аналогично, без  всяких  "космических чудес",  но,  все же
         весьма впечатляюще,  измерится и большой сфинкс Хафра, "отец
         ужаса", как его именуют арабы:
           1) реальная его длина 57,3м, наша, "прогнозируемая" - 54,9
         м,  так как это составит ровно...  100лк + 100лд + 100 пц!(в
         метрах - 46,6м + 6,65м + 1,66м);  2) высота сфинкса -  почти
         20  метров,  наша  "прогнозируемая" величина - 19,21м,  т.е.
         35лк + 35лд + 35пц(16,31м + 2,32м + 0,57м); 3) ширина лица -
         4,1м, это 50лд + 50пц; 4) высота лица - 5м, это 60лд + 60пц;
         5) ухо составляет - 1,37м, это, видимо 15лд + 15пц; 6) длина
         носа - 1,71м,  то есть 20лд + 20пц. Все размеры кратны пяти.
         Соотношение больших и малых единиц - один к одному.
           Псмотрим, наконец,  и  пирамиду  Хеопса.  Напомним,  что и
         здесь основная единица измерения,  "локоть",  берется именно
         0,466 метра. Имеем:
           1) длина строны основания - 233м,  это - ровно  500лк;  2)
         апофема - 187м, это 400лк(точнее - 401); 3) высота - 146,6м,
         это  300лк  +  100лд(3:1);  4)  ребро  220м,  это  450лк   +
         150лд(пропорции - 3:1); 5) высота входа в пирамиду на уровне
         14,6м,  это 30лк + 30лд(3:1); 6) диагональ основания - 329м,
         это  700лк(точно  -  706);  7)  длина  главной  галереи 10лк
         (46,2м); 8) длина верхнего хода - 500лд(33м). И - так далее.
         Все основные измерения кратны пятидесяти.
           И, все же,  как мы уже упоминали,  в древних  изображениях
         пирамиды выглядят более остроконечными.  Да и по мнению мно-
         гих исследователей постройки пирамид тяготеют  к полуоктаэру,
         пирамиде, где каждая грань - равносторонний треугольник.
           А в пирамиде Хеопса треугольник не  вполне равносторонний,
         хотя и близкий к тому:  сторона основания - 233м,  а ребра -
         по 220м, каждое. Однако, какова бы была высота пирамиды Хе-
         опса, окажись и ребра - по 233м?
           Вопрос этот для нас очень важен, поскольку, если получится
         ровное крупное число,  отвечающее перечисленным выше четырем
         критериям, то не означает ли это, что - либо пирамида "усох-
         ла",  либо - что архитктор Хемиун(кстати - племянник Хеопса)
         попрсту "схалтурил", недостроив пирамиду?
           Условия нашей задачи звучали просто: найти высоту пирамиды
         -полуэктаэра,  с ребрами, равными 233 метрам. Высота получа-
         ется "неровная" и не эффектная - 164,755 метра.
           Но... это невероятно близко к великолепному,  "по-египетс-
         ки" выраженному числу:

           300 локтей + 300 ладоней + 300 пальцев!   Или, в метрах -

           139,8м + 19,95м + 4,89м = 164,73 м.

           Производя проверку,  вычтем  из "геометрически предсказан-
         ной" высоты, вторую высоту, "геометрически обусловленную":

           164,755м - 164,730м = 0,025м (или - 2,5 см).

           Итак, разница - всего лишь в 2,5 сантиметра!  По сравнению
         с гигантскими пропорциями пирамиды Хеопса, это - до смешного
         маленькая величина. И все это говорит о том, что с пирамидой
         Хеопса действительно,  "дело нечисто", слишком уж мала веро-
         ятность подобных совпадний...

           Следует, однако,  заметить,  что единица "локоть", видимо,
         по ходу истории менялась, причем, минимум два раза.