ГЛАВА 5. КАК ПОДЕЛИТЬ НА ТИПЫ
5.1. Движение науки вперед, увы, невозможно без средств.
Финансовая же поддержка науки никогда не рождается из ниче-
го, при отсутствии чьих-то потребностей. Вглядимся:
1) астрономия - работает с объектом: лишь со звездами, она
скучна, однообразна, рассчитана лишь на профессионала, дале-
ка от быта, а потому нужда в ней появилась поздно, лишь с
развитием кораблеьной навигации, когда искали новых земель и
нового золота;
2) астрология - работает с процессом: с корреляциями гло-
бальной связки ДВУХ объектов "человек-Вселенная", чем долго
кормила ученых - она интересовала общество.
Кому-то покажется парадоксальным, но именно - астрология,
сотни передовых мыслителей. Без нее не было бы Джордано Бру-
но и Коперника, Тихо Браге и Иоганн Кеплер, а в наши дни -
замечательного ученого - биоритмолога А.Л.Чижевского!
НЕ высокоумная астрономия была "матерью" глупой дочки-аст-
рологии, кормящей образованную мать(как выразился И.Кеплер),
а наоборот, астрология была первична. Потому она и несет по
сей день черты древних гадально-магических наук. Потому и ос-
нованы на ней всевозможых принципы магии.
5.2. Однако, как уже упоминалось, астрология, хотя и пос-
тоянно общалась с реальными объектами - звездами и челове-
ком, но все же исходила не из реальной связи "человек-звез-
ды", а из связей надуманных, часто символических, но очень
удачно построенных на простой логической модели - зодиаке.
Но в основе такой модели - величайший принцип природы:
принцип абсолютной и относительной противоположности, допол-
нительности, симметрии, качественной и количественной.
Верх и низ, правой и левой, внешнее ит внутреннее, перед-
неезаднее, холодное и теплое, северное и южное, отрицатель-
ное и положительное - вот лишь некоторое базовые противопо-
ложности, которые уловил человек в природе. Всевозможные ди-
хотомии, дивергенции, бинары, дилеммы, альтернативы и прочее
- все это основы классификации, и нет смысла двигаться даль-
ше, если эти основы не поняты. Выбор - это главное.
-----------------------------------------------------------¬
¦ -------+-------¬ -----------+----------¬ ¦
¦ ¦ А ¦ НЕ-А ¦ ¦ А ¦ АНТИ-А ¦ ¦
¦ L------+-------- L----------+----------- ¦
¦ ¦
¦ ----------------------¬ ¦
¦ А а B ¦ Верхнее ¦ ¦
¦ -------T-------¬ +---------------------+ ¦
¦ ¦Правое¦ Левое ¦ b ¦ Нижнее ¦ ¦
¦ L------+-------- L---------------------- ¦
¦ ¦
¦ -----------T----------¬---------------T--------------¬ ¦
¦ ¦ Верхнее ¦ Верхнее ¦¦ Птица -о+о¬ Птица ¦ ¦
¦ ¦ Правое ¦ Левое ¦¦ Мужчина --- = L¬ Женщина ¦ ¦
¦ +----------+----------++----------¦¦--+-¦¦-----------+ ¦
¦ ¦ Нижнее ¦ Нижнее ¦¦ Рыба L+--+ +- Рыба ¦ ¦
¦ ¦ Правое ¦ Левое ¦¦ Мужчина L- +-- Женщина ¦ ¦
¦ L----------+-----------L--------------+--------------- ¦
¦ ¦
¦ Сх.5.1.Все великое начинается с простого деления на двое ¦
¦ Сочетание пар признаков порождает дискретное многообра- ¦
¦ зие. Поскольку же, подчас, признак "размыт"(цвет, гром- ¦
¦ кость, ярксоть и пр.) то этим и создается та безумная ¦
¦ красота и многообразие природы, которое нас окружает ¦
¦ Пример из древности: символический "абраксас" Гермеса, ¦
¦ "гермафродит" алхимиков, поделенный на верхнюю половину ¦
¦ с птичьими крыльями и нижнюю с рыбьими(змеиными) хвоста- ¦
¦ ми; или(и) на правую мужскую и левую женские половины ¦
L-----------------------------------------------------------
В природе есть противопложности и количественные и качест-
венные: 1) количественные отличия: большой -маленький, длин-
ныйкороткий. толстый-тонкий, сухой-мокрый, выпяченный-вдав-
ленный и т.д.; 2) качественные(дискретные) различия: мужчина
-женщина, взрослый-ребенок, день-ночь и т.д.
И, характерно, ряд научных подходов получил свое величие
именно на основе бинарных(попарных, двоичных) делений всего
и вся, в чем сказалось истинное понимание Логики Природы -
логики окружающих вещей:
1) учение Аристотеля в античном Средиземноморье;
2) учение Тантры в Древней Индии;
3) принцип Ян-Инь в Древнем Китае и Тибете
4) некоторые другие учения.
В наше время наиболее известно учение о началах Ян и Инь,
учение идущее от первобытного диалектического "фрейдизма",
основанного на отличиях мужчин и женщин вообще, мужских и
женских половых органов, в частности:
1) ЯН (активное, "мужское") Солнце, День, Свет, Небо, Го-
ра, Верх(вверх), Перед, Внешнее(наружу) и т.п.
2) ИНЬ (пассивное, "женское") Луна, Ночь, Тьма, Земля,
Яма, Низ(вниз), Зад(назад), Внутреннее(внутрь) и т.п.
5.3. В сезонной ритмике противоположностей можно найти ог-
ромное количество(чем астрологи, в первую очередь и пользу-
ются, как увидим, чуть ниже):
Качественно противоположны, например, явления - положения
Земли относительно Солнца и окружающих далеких созвездий.
Качественно противоположны явления - новолуния и полнолуния,
восхода и заката, солнцестояния и равноденствия, зимы и ле-
та, осени и весны, многого дургого.
-----------------------------T-----------------------------¬
¦ РЕАЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ¦ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АСТРО-МОДЕЛЬ ¦
+----------------------------+-----------------------------+
¦ ("Летние" люди) ¦ ("Светлые" и "жаркие" люди) ¦
¦ Зародыш формируется с осени¦ Учитывается лишь дата рожде-¦
¦ по лето("голодный" период) ¦ ния, а не период вынашивания¦
¦ ¦ ¦
¦ Лето, жаркий сезон ¦ "Светлые" знаки ¦
¦-------------+-------------¬¦--------------+-------------¬¦
¦¦ Июнь ---+->¬ Июль ¦¦¦ Рак ---+->¬ Лев ¦¦
¦¦ Май ¦ ¦ Август ¦¦¦ Близнецы ¦ ¦ Дева ¦¦
¦¦ Апрель ¦ ¦ Сентябрь ¦¦¦ Телец ¦ ¦ Весы ¦¦
¦¦ Март ¦ ¦ Октябрь ¦¦¦ Овен ¦ ¦ Скорпион¦¦
¦¦ Февраль ¦ ¦ Ноябрь ¦¦¦ Рыбы ¦ ¦ Стрелец ¦¦
¦¦ Январь L<-+--- Декабрь ¦¦¦ Водолей L<-+--- Козерог ¦¦
¦L------------+--------------¦L-------------+--------------¦
¦ Зима, холодный сезон ¦ "Темные" знаки ¦
¦ ¦ ¦
¦ ("Зимние" люди) ¦ ("Темные" и "холодные" люди)¦
¦ Зародыш формируется с весны¦ Учитывается лишь дата рожде-¦
¦ по зиму("сытый" период) ¦ ния, а не период вынашивания¦
+----------------------------+-----------------------------+
¦ Сх.5.2. Основное сходство биоритмологии и астрологии ос- ¦
¦ новывается на аналогии оси "Лето-Зима" в био-цикле у 1-й ¦
¦ и "Свет-Тьма" в зодиаке у 2-й дисциплины ¦
L-----------------------------------------------------------
Количественно противоположны при этом - значения темпера-
тур, влажности, освещенности и многих других, самых разных
показателей, касающихся солнечной и геомагитной активности,
лунных фаз и т.п.
Сезонная ритмика глобальных неодушевленных объектов навя-
зывает свои значения биологическим объектам. Возникает уже -
биоритмика, ритмика живого("био" - жизнь): животных, расте-
ний, микробов, человека, которая проявляется и в эколо-
гии(общее со средой), и в этологии(изменения поведения) и в
физиологии, и в биохимии организмов и во многом другом, на
всех уровнях организации. Жизнь не хаотична, она ритмична.
5.4. Одна из важнейших противоположностей в биоритмике че-
ловека в вопросах, близких астрологии, это - вполне реальные
отличия лиц, родившихся в сезоны, противопложные в годовом
цикле. Да, это факт - "неодинаковы", по сезонам!
Практика показывает, что, для сезонности иногда полезна
такая аналогия: 1) зимний человек - человек-"лед", холодный,
официальный; 2) летнний человек человек "вода" - теплый,
"плещущийся"; 3) весенний челвек - "тающий лед", срывающий-
ся, эмоциональный; 4) осенний человек - "застывающая вода",
успокоенный, вдумчивый и т.п.
Но для научного подхода такие образы не всегда годятся.
Нужны уже не только предположеняи по аналогии, но - факты.
Строгие и дказанные примеры на эту тему следует искать,
разумеется, не в "базарной" астрологической литературе, а в
литературе подлинно научной. Назовем книги по биологии чело-
века(см.напр.Харрисон Дж. и др."Биология человека". М.: Мир,
1979 и пр.), по хронобиологии, в частности, в фундаменталь-
ной труде "Биологические ритмы"(М., Мир, 1984, т.1,2); Ме-
зерницкий П.Г. "Медицинская метеорология"(2 изд. Ялта,
ГИМКК, 1937 и т.п.).
"При анализе многочисленных данных из развитых стран,
расположенных в умеренных областях, - отмечает "Биология че-
ловека"(с.418), - отмечается отчетливо выраженное влияние
времени года на скорость роста. В среднем саый быстрый про-
дольный рост происходит весной, а самая интенсивная прибавка
в весе - осенью.
По старым западноеврейским данным, средняя скорость роста
длины тела с марта по май почти вдвое(а это очень существен-
но! - А.А.) превышает скорость роста за сентябрь и октябрь".
------------------------------------------------------------¬
¦ Зимний новорожденный(астрологически: Рак и Лев) ¦
¦ Зародыш формируется с осени по лето("голодный" период) ¦
¦ По Файту(Великобритания) - самые маленькие и худые ¦
¦ ¦
¦ -----------ЗИМА------------¬ ¦
¦ VI ¦ Июнь ---+->¬ Июль ¦ VII ¦
¦ V ¦ Май ¦ ¦ Август ¦ VIII ¦
¦ IV ¦ Апрель ¦ ¦ Сентябрь ¦ IX ¦
¦ III ¦ Март ¦ ¦ Октябрь ¦ X ¦
¦ II ¦ Февраль ¦ ¦ Ноябрь ¦ XI ¦
¦ Сх.5.3. I ¦ Январь L<-+--- Декабрь ¦ XII ¦
¦ L----------ЛЕТО------------- ¦
¦ ¦
¦ Зимний новорожденный(астрологически: Козерог и Водолей) ¦
¦ Зародыш формируется с весны по зиму("сытый" период) ¦
¦ По Файту(Великобритания) - самые высокие и толстые ¦
L------------------------------------------------------------
Приведем, для пояснения, и небольшую выдержку из статьи,
например, М.Гоклена(ж."Съянс э Ви", цитируем по журналу "На-
ука и Жизнь", 1970.12):
"Месяц рождения ребенка позволяет, правда до некоторой
степени делать прогнозы относительно его будущей конституции
(построения тела, психики и пр. - А.А.).
Английский демограф Файт недавно опубликовал результаты
исследования анкетных данных 21.000 новозеландцев, которые
были мобилизованы во время второй мировой войны, у которых
регистрировался рост и вес. Самые высокие мужчины родились в
январе, самых маленькие - в июне, в декабре - самые толстые,
в июне - самые худые..."
Что же такое знаки зодиака, как не простые "отметки сезо-
на"? Тогда, например, человек-Телец, по своим "сезонным"
свойствам может быть, автоматически, быть во всем "противо-
положным" лежащему "напротив" (по циклу зодиака: челове-
ку-Скорпиону.
Подобный факт, разумеется, не единичен. У "зимних" и "лет-
них", "весенних" и "осенних" младенцев статистически досто-
верно различаются показатели и пр. При этом, подчеркнем, ас-
трология здесь совершенно не при чем - данные получены
отнюдь не ее способами.
5.5. Фенология животных и растений изучена достаточно хо-
рошо. Фенология человека - несколько хуже. К тому же в наши
дни есть риск получить искаженный материал - вследствии
"сглаживания" условий проживания человека по сезонам: зимой
мы едим свежую зелень, моковские студенты не носят зимой да-
же пальто - пользуясь метро и т.п.
Поэтому важны не только фундаментальные современные работы
типа "Хронобиология и хрономедицина"(М.: Медицина, 1989), но
и некоторые старые пособия. Великолепный материал по феноло-
гии человека содержался в работах профессора П.Г.Мезерницко-
го в фундаментальной работе "Медицинская метеорология"(Ялта,
1937). Поскольку книга эта ныне редка, мы надеемся, читатель
извинит нас, в том, что мы напрямую приведем оттуда целый
ряд интереснейших данных (Глава 12."Влияние сезонов").
-----------------------------------------------------------¬
¦ /¦\ Y ¦ /¦\ -+-----+ ¦ ¦
¦ ---->--+--¬ ¦ ¦ --¦ +¬ ¦ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ¦ -- ¦ ¦L¬ ¦ ¦
¦ -+------+--+-------> ¦ ¦ -- ¦ ¦ L¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ -- ¦ ¦ L¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ t ¦ ¦-- ¦ ¦ L¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +- ¦ ¦ L¬¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+ ¦ ¦ L+-- ¦
¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ -----+------+-----+------+-->¦
¦ L---<--+--- ¦ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ t ¦
¦ ¦ ¦
+---------------------------+------------------------------+
¦ Цикличское построение диа-¦ Стандартный показ "синусои- ¦
¦ граммы наиболее наглядно ¦ дальных" графиков предлагает ¦
¦ характеризует асимметрию ¦ те же данные, но их труднее ¦
¦ изменений по сезонам ¦ сопоставлять с зодиаком ¦
L---------------------------+-------------------------------
Сх.5.4.
L---------------------------+-------------------------------
В приводимом ниже материале совершенно четко выражена
асимметрия биохимических и физиологичексих процессов, в за-
висимости от сезона(см.сх.). Асимметрия заключается в следу-
ющем:
1) качественная асимметрия - полное отсутствие фактора зи-
мой и присутствие его летом(или наоборот; то же - для весны
и осени);
2) количественная асимметрия - нарастание фактора зимой и
пнижение его летом(или наоборот; то же - для весны и осени).
5.6. В связи с вышесказанным любопытны некоторые, чисто
структурные наблюдения. Рисунки "тригонов стихий", треуголь-
ников, рисуемых, подчас, в центре зодиака, будучи развернуты
в двумерной плоскости "превращаются" в... типично синусои-
дальные графики изменения "неких" квази-факторов!
Важность наблюдения в том, что такая развертка, позволяет
астрологам лишний раз "подгонять" свои воззрения под науко-
подобные, без какой-либо на то практической основы.
-----------------------------------------------------------¬
¦ - - - - - - - Здоровье - ¬ ¦
¦ ¦
¦ ¦ ........... ¦ ¦
¦ -----------¬ : : - - - - - ¦
¦ ........¦...¦......¦...: : L - - - - - ¦
¦ ¦ ¦ : ..... ¦
¦ --------- ¦ ¦ : : ¦
¦ ¦ -----Бизнес-----¬ : ¦
¦ - - - - - - - ¦ ¦: ¦ : ¦
¦ ¦ ¦: L------- ¦
¦ L-------------:......Любовь.....: ¦
¦ ¦
¦ Сентябрь Октябрь Ноябрь ¦
¦ ----------------+-----------------+--------------------- ¦
¦ ¦
¦ Сх.5.5. Вероятно, Вы уже не раз встречались с подобными ¦
¦ внушительными "научными" схемами. Смеем Вас уверить, они ¦
¦ успешно высосаны из пальца и называются "биоритмологичес-¦
¦ кими" и "космобиологическими" графиками - лишь из-за не- ¦
¦ уемной любви астрологов к наукоподобной терминологии! ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------
Из квадрата, в развертке получается - 4-х вершинная сину-
соида(в течение года), из треугольника - синусоида с 3-мя
"максимумами", из шестиугольника - с 6-ю, и так далее.
Каждый из таких "графиков" астролог "дорабатывает", слегка
нюансирует, видоизменяет и... успешно внедряет в дело(обычно
в виде тупой, громоздкой, но неизменно доходной "Странички
астролога", размером, подчас в целый разворот), под видом
некоей "космобиологии"(науки сложной, глобальной, "наск-
возь" медико-биологической, в которой он и понятия-то не
имеет!), как, якобы графики "прогнозов" в сфере "Любви",
"Бизнеса", "Здоровья" и прочих благ.
Блажен, кто верует!
Next