ГЛАВА 6. ФЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
`
Итак, приведем ряд материалов из книги "Медицинская метео-
рология" (Мезерницкий П.Г.Ялта.: 1937). Глава 12."Влияние се
зонов". В текст мы , практически, не вмешивались, давая лишь
мелкие пояснения в скобках и схемы круговых диаграмм.
6.1. Кровь.
"1.Минимум гемоглобина Vogel(Гамбург) находил зимой, вес-
ной и летом - нарастание и снова понижение осенью. То же от-
метили мы в Крыму(Ялта, Бернштейн-Соркина, тогда как
Haeberlin(Wyk) нарастание Hb у анемичных("анемия", малокро-
вие - А.А.) детей отметил осенью. Количество эритроцитов и
ретикулоцитов весной наибольшее, зимой - наименьшее, а лей-
коцитов - наболее весной(Griffith).
2.Резистентность(устойчивость - А.А.) эритроцитов меняется
в зависимости от времени года: летом она в 10 раз больше,
чем зимой(Монгирд, Черняк), как это показали работы ГИМКК.
3. Содержание иода в крови увеличивается весной, достигая
максимума - в мае-июне(Lunde, Kendall и др.) - 12% dvtcnj 7-
9% зимой.
4. Фосфор в крови у грудных детей в минимальных количест-
вах находили в марте(3,58 мгр.%), в максимальных - среди ле-
та(4,35 мгр.%), у более старших - разница меньше(Hess и Lun-
dagen).
5. Кислотность крови несколько большая весной и зимой, чем
осенью".
----------------------------T------------------------------¬
¦ /¦\ ¦ /¦\ Y ¦
¦ ---+--->--¬ ¦ ---->--+--¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+------+--+-------> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦
¦ -+--+------+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦
¦ L--+--<---- ¦ L---<--+--- ¦
¦ ¦ ¦
¦ Кислотность крови ¦ Содержание гемоглобина ¦
L---------------------------+-------------------------------
Сх.6.1.
L-----------------------------------------------------------
6.2. Сердечно-сосудистая система.
"1. Систолическое давление("систола", сокращение сердца -
А.А.) в холодные сезоны выше, чем в теплые(Hopmann и Remen).
2. Частота пульса большая зимой, чем летом(Coste и др.).
3. Стойкость сосудистых стенок наименьшая весной(Михаль-
ченко)...
4. В капиллярах наибольшие измения находят весной. Зимой
они сужены, ток крови более медленный; летом расширены, ток
крови более бытрый(Bettmann). В янврае и сентябре просвет
капилляров уже(Hagen)".
6.3. Легкие.
"1. Частота дыхания, приведенная к 100, дает следующие ко-
лебания по сезонам: зимой(в январе) - 113, летом(в июле) -
87 (Lindhard, Гренландия, Копенгаген). Наши данные с этими
не сходятся и в большинстве случаев - противоположны.
2. Дыхательный коэффициент зимой(в феврале) 88, в июле 115
(ДК, соотношение объема выдыхаемого углекислого газа к объ-
ему потребляемого кислорода - А.А.).
3. Альвеолярное("альвеола", единичная ячейка легких -
А.А.) напряжение СО2 в феврале 104, в июле 94(Staud).
4. Величина дыхания весной(вдох) на 30% больше , чем в
конце лета(E.Smith).
5. Способность крови связывать СО2 наибольшая зимой, наи-
меньшая - летом..."
----------------------------T------------------------------¬
¦ /¦\ ¦ /¦\ Y ¦
¦ ---+--->--¬ ¦ ---->--+--¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ 113¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦88¦ ЗИМА ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+------+--+-------> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦
¦ -+--+------+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ЛЕТО ¦87¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦115 ¦ ¦ ВЕСНА ¦
¦ L--+--<---- ¦ L---<--+--- ¦
¦ ¦ ¦
¦ Частота дыхания ¦ Дыхательный коэффициент ¦
L---------------------------+-------------------------------
Сх.6.2.
L-----------------------------------------------------------
6.4. Эндокринные железы.
"1. Щитовидная железа по сезонам может изменяться не толь-
ко функционально, но даже и структурно(Cramer, Abelin и
др.). Особенно убедительно это отмечено в работах Hait'a и
Adler'a в эксперименте над животными(кролики, мыши, ежи, ле-
тучие мыши).
2. Половые железы. Ряд авторов утверждает, что весенните
месяцы(май) и ранние летние(июль) способствуют зачатию. Так-
же продолжительность беременности колеблется, по-видимому, в
сязи с различными сезонами, достигая зимой 277 дней, летом
281 (Kustner). Явление течки - сезонны, активность тети-
кул(testis, "яичко" - А.А.) тоже..."
6.5. Вегетативная нервная система
Помимо центральной нервной системы, представленной голов-
ным и спинным мозгом, существует вегетативная нервная систе-
ма, образуемая двумя отделами, которые выполняют в организ-
ме, зачастую, четко противоположные функции. Это -
симпатическая и парасимпатическая системы. В настоящее время
характер их действия изучен достаточно полно, чего не ска-
жешь о времени работы П.Г.Мезерницкого. Однако, цитируем:
"Осенью и весной учащаются случаи повышенной кислотности
желудочного ока, по-видимому, вследствие нарушения равнове-
сия между блуждающими и симпатическими нервами. Это будет не
вегетативный невроз, а физиологическое явление, отмечаемое
не только в различные времена года(сезоны, месяцы), но даже
и в различные часы одного и того же дня...
С точки зрения физической химии, мы можем на основании ра-
бот проф.Крауза и Цондека, установивших связь электролитной
системы К и Са (калия и кальция - А.А.) вегетативной систе-
мой - попытаться начертить следующую схему(со всеми недос-
татками схемы) взаимоотношений ммежду симпатической-парасим-
патичекой системами:
Симпатическая система--> Са--> адреналин--> холестерин.
Парасимпатическая система--> К--> холин--> лецитин.
Если принять во внимание происходящие изменения, крови и
эндокринных железах - во время различных сезонов - с одной
тсороны,
изменения различных обменов(веществ - А.А.)- с другой,
и изменеия со стороны симпатической и парасимпатичексой
системы - с третьей стороны,
то принимая во внимание влияние симпатикуса на центральную
нервную систему и влияние таламической области("таламус",
отдел промежутчного мозга - А.А.) через симпатикус на спи-
нальные рефлексы(Орбели) - логически напрашивается вывод о
влиянии сезонов, на организм, при посредстве нейрогумораль-
ных реакций".
6.6. Обмен веществ.
"Мы мало касались во всем разделе метеорофизиологии - наб-
людений над животными, приводя лишь данные, относящиеся к
человеку, но в этом разделе и в следующем("рост") в виде
особого интереса полученных данных - придется сказать нес-
колько слов по поводу наблюдений и над животными.
Дикие утки, гуси, - вообще вся крупная и елкая дичь, осо-
бенно жирными становятся осенью, так же, как и домашние пти-
цы("когда утка ледку хватит").
Млекопитающие осенью больше едят и также отлагают больше
жира.
По-видимому, главным фактором сезонных влияни явля ется
температура, что подтверждается опытами над изолированными
органами - сердцами и почками(Mansfeld, Ellinger) кроликов и
лягушек.
Zwaardemaker нашел, что радиоактивные элементы(Ra, Em, Th,
Rb) в гораздо меньших количествах могут заменять К, у летних
лягушек, чем зимних, т.к. летом образуются адреналиноподоб-
ные соединения, обладающие сенсибилизирующими свойствами.
Эти соединения могут быть отмыты при пропускании через изоб-
лирванные органы - Рингер-локовского раствора, после чего из
"летних органов" получаются органы со свойствами "зимних".
Сезонные изменения обмена отмечаются и у людей. Резкое
влияние езонов отмечено на Южном берегу Крыма в Ялтинском
детском дневном санатории на местных детях. При сопоставле-
нии клинических данных 4-х сезонов, оказалось, что общее на-
растание веса и коэффициента веса в граммах на 1 сантиметр
роста резко преобладают у детей осенней группы, затем идут
зимняя группа, летняя и весенняя..."
----------------------------T------------------------------¬
¦ /¦\ ¦ /¦\ ¦
¦ -------+--¬ ¦ ---+------¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦ ОСЕНЬ ¦ ¦ ¦ ЗИМА ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+--+------+-------> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ X ¦
¦ -+------+--+-> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦ ЛЕТО ¦ ¦ ¦ ВЕСНА ¦
¦ L------+--- ¦ L--+------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ Сезонная прибавка в весе ¦ Интенсивность роста тела ¦
L---------------------------+-------------------------------
Сх.6.3.
L-----------------------------------------------------------
6.7. Рост.
"Дети растут интенсивнее всего весной, что некоторые авто-
ры(Malling-Hansen), объясняют солнечной специфической энер-
гей роста, совершенно отрицаемойц другими(Camerer).
Mouriquand ввел термин "весенняя дистрофия"(Dystrophie
printanniere), под которой он разумеет ряд явлений, происхо-
дящих в организме, особенное значение придавая фосфорному и
кальциевому балансу...
Максимум минерализации костей отмечается в августе и янва-
ре, минимум - в ноябре и феврале(Stettner).
У животных в марте отмечен провышнный рост. Так, например,
Fisdall и Broven нашли быстрый подъем кривой роста в марте у
рахитичных крыс, что объяснили богатством ультрафиолетовой
частью спектра - весеннего солнца".
6.8. Итак, просмотрев хотя бы некоторые сезонные влияния
на организм человека, попытаемся, теперь, смоделировать че-
тыре типа формирующихся новорожденных детей: зимнего и лет-
него, весенеего и осеннего. В качестве исходного графика из-
берем сезонную прибавку в весе(см.сх.6.4).
Если принять, что период вынашивания при беременности дос-
таточно длителен - 9 месяцев, а организм матери и ребенка,
фактически, на этот момент предсталвляет единое целое, можно
предполагать(и это подтверждается практикой), что дети раз-
ных сезонов будут разного роста и разного веса.
----------------------------T------------------------------¬
¦ Сезонная прибавка в весе ¦ Интенсивность роста тела ¦
+---------------------------+------------------------------+
¦ 1. Рожденный весной и зачатый осенью ¦
¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА ¦
¦ ¦------¦--¦ -+--+------+-------> ¦
¦ -+------+--+-> ¦ ¦------¦ ¦
¦ ЛЕТО ¦ ¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦ ¦------¦ ВЕСНА ¦
¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦
+----------------------------------------------------------+
¦ 2. Рожденный летом и зачатый зимой ¦
¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦ ¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦ ¦------¦ ЗИМА ¦
¦ ¦ ¦--¦ -+--+------+-------> ¦
¦ -+------+--+-> ¦--¦------¦ X ¦
¦ ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА ¦
¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦
+----------------------------------------------------------+
¦ 3. Рожденный осенью и зачатый весной ¦
¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦------¦ ¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦ ¦ ЗИМА ¦
¦ ¦------¦ ¦ -+--+------+-------> ¦
¦ -+------+--+-> ¦--¦------¦ X ¦
¦ ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА ¦
¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦
+----------------------------------------------------------+
¦ 4. Рожденный зимой и зачатый летом ¦
¦ ---->--+--¬ ---+->----¬ ¦
¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА ¦
¦ ¦------¦--¦ -+--+------+-------> ¦
¦ -+------+--+-> ¦--¦ ¦ X ¦
¦ ЛЕТО ¦------¦ ¦ ВЕСНА ЛЕТО ¦--¦ ¦ ВЕСНА ¦
¦ L---<--+--- L--+-<----- ¦
L---------------------------+-------------------------------
Сх.6.4.
L-----------------------------------------------------------
Подчеркнем, что, сейчас речь идет - о моделировании.
1) Рожденные весной, зачатые осенью - прибавку веса имели
лишь в начальный период вынашитвания, когда эмбрион еще мал.
Зато прибавка роста - в конце вынашивания. Вывод: на свет
появится "модельный" ребенок-Весна(астрологически, например,
ребенокОвен), худощавый, достаточно высокий.
2) Рожденные летом, зачатые зимой - прибавку в веcе имеет-
ся уже к концу вынашивания, когда плод уже большой, ткая
прибавка сказывается. Весенний максимум роста, однако уже
прошел. Вывод: "модельный" ребенок-Лето - увесистый, но не
самого высокого роста.
3) Рожденные осенью, зачатые весной - основную прибавку в
весе имеют перед самым рождением. Плод будет очень крупным
по весу. Но по росту - минимум. Вывод: "модельный" ребе-
нок-Осень - очень упитан, но не слишком высок.
4) Рожденные зимой, зачатые летом - основную прибавку в
весе имеют в середине формирования, когда плод еще не слиш-
ком велик и прибавка существенно не сказывается. Аналогично
по росту - весеннего пика плод не достигает. Вывод: "модель-
ный" ребенок-Зима - не самый тяжелый, и не самый низкий,
эдакий средний крепыш...
6.9. Разумеется, можно сказать, что все это лишь "модели"
и что это даже "скучно". В таком случае можно назать более
чем обширную литературу о периоде беременности и моменте
развития зародыша, например: 1) Аршавский И.А."Физиологичес-
кие механизмы и закономерности индивидуального развития. М.:
Наука, 1982; 2) Савченков Ю.И., Лобынцов К.С."Очерки физио-
логиии и морфологии функциональной системы мать-плод". М.:
Медицина, 1980 и т.д. и т.п., не считая ценнейших трудов
А.Л.Чижевского.
Или же предоставить читателю, самому "разбираться" с дос-
таточно громоздкими математизированными работами, типа: 1)
Блехман И.И."Синхронизация в природе и технике". М.: Наука,
1981; 2) Резников А.П."Предсказание естественных процессов
обучающейся системой". Новосибирск, Наука, 1982; 3) Андроно-
ва Т.И. и др."Гелиометеотропные реакции здорового и больного
человека". Л.: Медицина, 1982 и прочее.
После прочтения или просмотра всей этой литературы, свя-
занной и с практикой, и с моделями, поверьте, становится,
воистину, "очень весело"...
Приведенные же модельные ситуации, разумеется, должны быть
проведены на более строгих данных и на более высоком уровне.
Однако ход моделирования должен быть именно таким. И именно
такой подход позволяет, до известной степени сравнить "се-
зонные" выводы астрологии(а она, суть - модельная фенология
человека, не более!) с реальной фенологией человека.
Next