ГЛАВА 19. И СНОВА - "ПЛАНЕТНЫЕ" ТИПЫ
19.1. Систематику объектов, по семь, "плодотворно" приме-
няли всюду: 1) в музыке (ноты); 2) в архитектуре(типы про-
порцией, число этажей и цветов Вавилонкой башни и пр.); 3) в
математике(волшебные квадраты, ряды, звезды и т. п.); 4) в
физике(цвета спектра Ньютона); 5) в мифологии(семь чудес
Света) и пр. В наше время это применяют всевозможные "экс-
трасенсы", обозначая так, разными семью цветами, семь вооб-
ражаемых энергоцентров тела - чакр.
------------------------------------------------------------¬
¦ ----------------------¬ ¦
¦ ¦ * 1 ЛУНА(серебро) ¦ ¦
¦ ¦ Понедельник ¦ ¦
¦ ---------+------T--------T-----+----------¬ ¦
¦ ¦ МЕРКУРИЙ 3 ¦ ¦ 6 САТУРН ¦ ¦
¦ ¦ среда(ртуть) ¦ ¦ суббота(свинец)¦ ¦
¦ --+--------------T- LT---------------+--¬ ¦
¦ ¦ ВЕНЕРА 5 ¦ ¦ 4 ЮПИТЕР ¦ ¦
¦ ¦ Пятница(медь)¦ ¦ Четверг(олово) ¦ ¦
¦ L----T-----------+-----T----+-------------T----- ¦
¦ ¦ Солнце 7(золото)¦ 2 МАРС(железо) ¦ ¦
¦ ¦ Воскресенье ¦ Вторник ¦ ¦
¦ Сх.19.1 L-----------------+------------------- ¦
L------------------------------------------------------------
Разумеется, число семь, как уже сказано, применялось и ка-
лендаре. Если идти по лучам звезды(1-2-3-4-5-6-7-1), то мож-
но получить порядок планет по дням недели. Если же просто,
двигаться по кругу(1-6-4-2-7-5-3-1), то получится порядок
"светил" по скорости их обращения(но это куда проще выразить
табличкой).
Уже античные астрономы подсчитали длительность прохождения
планет по своей орбите(цит. по Берри А. Краткая история астро-
номиии СПб., 1904, нумерация наша - А.А.):
"1) Сатурн возвращается в прежнее положение между звездами
через 29,5 лет.
2) Юпитер - через 12 лет.
3) Марс - через 2 года.
4) Солнце - через 1 год.
5) Венера - через 225 дней
6) Меркурий - через 89 дней
7) Луна - через 27 дней".
Поэтому-то обычный порядок "светил" на "Хрустальных сфе-
рах" неба указывали именно в обратном порядке: 1-2-3-4-5-6-7.
Полная последовательность богов-планет отвечала и последо-
вательности "управляемызх" ими дней недели.
--------------T--------T------------T-----------T-----------¬
¦День(русский)¦Планета ¦Латинский ¦Английский ¦Французский¦
+-------------+--------+------------+-----------+-----------+
¦Понедельник ¦Луна ¦Dies Lunae ¦ Monday ¦ Lundi ¦
¦Вторник ¦Марс ¦Dies Marts ¦ Tuesday ¦ Mardi ¦
¦Среда ¦Меркурий¦Dies Mercuri¦ Wednedday¦ Mercredi ¦
¦Четверг ¦Юпитер ¦Dies Jovis ¦ Thursday ¦ Jeudi ¦
¦Пятница ¦Венера ¦Dies Veneris¦ Friday ¦ Vendredi ¦
¦Суббота ¦Сатурн ¦Dies Saturni¦ Saturday ¦ Samedi ¦
¦Воскресенье ¦Солнце ¦Dies Solis ¦ Sunday ¦ Dimanche ¦
L-------------+--------+------------+-----------+------------
В то же время следует помнить, что планеты были обнаружены
не сразу. А сначала была - лишь Луна.
"Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из
Древнего Вавилона, - пишет И.А.Климишин в кн."Календарь и
хронология"(М.: 1985), - и, по-видимому связан с изменеием
фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодлического ме-
сяца составляет 29,53 суток, причем люди ведели Луну на небе
около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны
от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же - от
первой четверти до полнолуния и т.д."
Занятно, что астрологическая неделя когда-то начиналась не
с понедельника, а с воскресенья, дня Солнца, а то и с суббо-
ты - тогда первым днем считался день Сатурна.
19.2. ПЛАНЕТНЫЕ ЧАСЫ. Помножив число дней недели(7) на
число часов в сутках(24), мы получим число 148. Если совер-
шить обратное действие и 148 поделить на 7, но на 7, как уже
на число планет (это т.е. уже "другая" семерка), то "под
покровительством" каждого из богов-планет начиная с 1-го ча-
са, отданного Сатурну, окажется рвно 24 часа в неделю. Поря-
док планет здесь шел обратно порядку "небесных сфер". Неделя
начиналась с... "Дня Сатурна", то есть - с Субботы!
------------------------------------------------------------¬
¦ Планеты, получающие "часы" дней недели ¦
¦----------T-------T------T----T------T------T--------T----¬¦
¦¦ ¦ Сатурн¦Юпитер¦Марс¦Солнце¦Венера¦Меркурий¦Лунদ
¦+---------+-------+------+----+------+------+--------+----+¦
¦¦ Часы ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦¦
¦¦ 1-го дня¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦¦
¦¦ недели ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦¦
¦¦ ¦ 22 ¦ 23 ¦ 24 -------+------+--------+----+¦
¦+---------+-------+------+----- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦¦
¦¦ Часы ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦¦
¦¦ 2-го дня¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦¦
¦¦ недели ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦ 24 -----+¦
¦+---------+-------+------+----+------+------+--------- 1 ¦¦
¦¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦... ¦¦
¦L---------+-------+------+----+------+------+--------+-----¦
¦ Сх.19.3 Планетная "расчасовка" ¦
L------------------------------------------------------------
1-м часом 1-го дня, как принималось, "управлял" Сатурн.
Если теперь прибавлять к единице разное число семе-
рок(7,14,21), то окажется, что Сатурн "управляет": для 1 дня
- 1, 8, 15, 22-м часом; для 2-го дня - 5, 12, 19-м часами и
т.д. Аналогично - и для других планет.
2-м часом 1-го дня, как нетрудно видеть, "управлял" Юпи-
тер. Ему же достались: из 1 дня - 2, 9, 16 и 23-й часы; из 2
дня - 6, 13, 20-й и т.д.
3-м часом 1-го дня "правил" Марс.
4-м часом 1-го дня "управляло" Солнце.
И - так далее(см.приведенную таблицу).
В древности такие "планетные" часы всесторонне "использо-
вались" в магии. В соответствии с "природой" светила, часы
каждой планеты применялись, по-разному:
1) Злые действия, заговоры против врагов, "плохих" людей,
совершались под знаками "плохих", считавшихся "злотворными"
планет, в часы Сатурна и Марса.
2) Добрая магия - вершилась в часы Юпитера и Венеры, бла-
гоприятствующих "хороших" планет.
3) Нейтральные действия - производились в часы "нейтраль-
ной" планеты, Меркурия, изготовляли панткали -талисманы и
амулеты. Различие тех и других легко запомнить по такой на-
шей запоминалочке-мнемонике: "Талисман наполянет карман,
амулет охраняет от бед".
Часы относительно неярких Сатурна, Марса, Меркурия и Луны
использовались для обращения к божествам и духам. Часы ярко
сияющих Венеры и Солнца, естественно, для любовной магии,
приворотов и отворотов.
19.3. Вообще же "планетная классификация"(где все делилось
на семь) так "вьелась" в умы средневековых ученых, что порой
доводила до полного абсурда.
В 1610 году, с помощью только что сконструированного те-
лескопа, Галилео Галилей(1564-1642 гг) открыл 4 "галилеевс-
ких"(так их назвали впоследствии) спутника Юпитера.
Но... это замечательное открытие кое-кто попросту отказы-
вался признавать! Сказывалась консервативность Птолемеевской
школы. Астроном Франческо Сиззи из Флоренции заявил в ответ
на сообщение о спутниках, что такого попросту быть не может.
Обосновывал свои рассуждения он именно на числе "7":
"В голове имеется семь отверстий: две ноздри, два уха, два
глаза и рот, аналогично и в небесах - две благоприятные
звезды (Юпитенр и Венера - А.А.), две неблагоприятные(Марс и
Сатурн - А.А.), два светила(Солнце и Луна - А.АЕ.) и единс-
твеный Меркурий, неопреденный и безразличный(в астрлогичес-
ком плане, т.е. нейтральный - А.А.).
Отсюда, и из многих других аналогичных яявлений природы,
таких, как семь металлов и т.п., которые было бы утомительно
перечислять(хотя, первично, "7" металлов и произведены от
"7" планет - А.А.), мы заключаем, что число с необходимостью
должно равняться семи.
Кроме того, евреи и другие древние народы, как и совре-
семнные европейцы, приняли разделение недели на семь дней и
называли их по семи планетам. Если теперь мы увеличим число
планет, вся эта система падет...
Более того, эти спутнки невидимы невооруженным глазом и
потому не могут оказать влияние на Землю, и потому были бы
бесполезны , и потому не существуют..."
Вот так, ни больше и не меньше. Впрочем, число семь, семь
планет, семь запахов, самь цветов, семь нот, ске мь плангет-
ныхз типов людей использвоались по самымы разным поводам.
19.4. Известный средневековый исследователь Афанасий Кир-
хер написал любопытное фантастическое произведение: "Вдохно-
вение путешествие по небу под покровительством гения Космие-
ля"("космос" - с греческого, Вселенная).
Соответственно, на каждой планете путешественник видел
"инопланетян", местных жителей, но, не как неких фантасти-
ческих осминогов, летучих мышей и тому подобное, а... в том
облике, как описывают бога той или иной планеты! Вид жителя
Сатурна был точь в точь как... вид бога Сатурна - брюзжащего
старика, венерианцев - как красавиц и красавецв и т.д.
Астроном-популяризатор Камилл Фламмарион писал про героя
этой книги(цит. по "Множественость миров"):
"На Сатурне он видел меланхолических старцев в траурных
одеяниях, которые шли черепашьим шагом, потрясая погребаль-
ными факелами. Бледность, строгое выражение лиц, впалость
глаз - достаточно ясно указывали на то, что это слуги мщения
и что Сатурн исполнен дурных влияний".
На Венере так же были свои обитатели, относительно облика
которых Кирхер не находил достойных слов для передачи своего
восторга. Это были полуобнаженные молодые люди ослепительной
красоты.
"Их одежда, прозрачная, как кристалл, отливала на солнце
самыми блестящими и редкими красками. Они танцевали под зву-
ки лир и кимвалов, другие курили благовония, беспрестванно
добывания их полными горстями из имевшихся при них корзи-
нок..."
Как видим, даже у Афанасия Кирхера фантазия за астрлоги-
ческие рамки не выходила...
19.5. Что занятно, астрологическое деление на семь можно
было встретить в областях самых неожиданных. Приведем два
случая, проанализированных нами, из народных обычаев на Руси.
Среди многочисленных, из дальних веков издущих примет и
поверий была примета о чихании в разные дни недели:
1) так, чихнуть в понедельник, натощак - к подарку;
2) во вторник - к приезжим;
3) в среду - к вестям;
4) в четверг - к похвале;
5) в пятницу - к свиданию;
6) в субботу - к исполнению желаний;
7) в воскресенье - к гостям.
Почему именно так? По простой причине, и мы ее разгадали.
Каждый день, когда-то относили к той или иной планете("пла-
ниде"), обозначенной античным богом и его действиями:
1) понедельник, и по сию пору - День Луны. Луна напоминает
монетку. Отсюда и богатый "подарок"; 2) вторник - День Мар-
са, воинственно раскатывающего на боевой колеснице. Отсюда -
к приезжим; 3) среда - День Меркурия. А он, в частности, бог
почты. Отсюда и "вести"; 4) четверг - День Юпитера, мужчины
толкового, опытного, "отца семейства". Отсюда и "отеческая"
похвала; 5) пятница - День Венеры, дамы, красавицы, женщины.
Отсюда, и - долгожданное "свиданние"; 6) суббота - День Са-
турна. Он - старец, все свои жизненные желания исполнил. От-
сюда - "исполнение эжеланий"; 7) Воскресенье - День Солнца.
Отсюда и "солнечная" радость, прием долгожданных гостей.
Все просто, хотя "звезды" тут - не при чем...
19.6. Аналогичное поверье, судя по всему, было, например,
на дни Масленицы, веселого широкого празднования перед Вели-
ким постом, длящимся, опять-таки, "семь" недель, после чего
устраивался праздник Пасхи.
"Вся масличная неделя была расписана, - сообщает сборник
"Преданья старина глубокой"(Ростов-на-Дону, 1994, нумерация
наша - А.А.). -
1) Понедельник - встреча.
2) Вторник - заигрыши.
3) Среда - лакомка.
4) Четверг - широкий(в основном начиналось все гулянья),
разгул, перелом.
5) Пятница - вечерки.
6) Суббота - золовкины посиделки.
7) Воскресенье - прощеный день, проводы, прощанья, целов-
ник".
В каждый день совершались какие-то особые ритуально празд-
ничные действа, в которых весьма нетрудно различить явные
астрологичесие мотивы.
Особо отчетливой ситуация была с пятницей: "вечерки" -
непременно подразумевали наличие девушек и молодых женщин.
Пятничную свечку зажигали "для облегчения" при родах, а так-
же, кгда ребенка "держит родимец". Во всем этом явно содер-
жался намек на античную женскую богиню Венеру, "замаскиро-
ванную"в образе святой Параскевы-Пятницы.
И подобных "на семь" деленных объектов и ситуаций, как
явных, так и доселе скрытых - десятки, если не сотни.
Next