ГЛАВА 34. ПЯТЕРИЧНОСТЬ. ПРИНЦИП "У-СИН"
           Принцип "У-син", то есть, буквально, принцип "Пяти", прин-
         цип  "пятеричности",  принцип "Пяти великих начал" - один из
         основных философски-логических принципов  Древнего  Востока.
         Без понимания его будет непонятен сам Восток, все его цвета,
         формы,  запахи, звуки, все его многобразные символики и, не-
         сомненно,  восточная  астрология.  Принцип "У-Син" воплощает
         пятеричную астро-модель Древнего Востока.

           34.1.ПРОСТРАНСТВО.
          ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
          ¦  ¦  Вода  ¦ Огонь    ¦ Металл    ¦ Дерево    ¦ Земля     ¦
          +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
          ¦а.¦Меркурий¦ Марс     ¦ Венера    ¦ Юпитер    ¦ Сатурн    ¦
          ¦б.¦ Черный ¦ Красный  ¦ Белый     ¦ Синий     ¦ Желтый    ¦
          ¦  ¦ Север  ¦ Юг       ¦ Запад     ¦ Восток    ¦ (Центр)   ¦
          ¦в.¦ Черная ¦ Красный  ¦ Белый     ¦ Синий     ¦           ¦
          ¦  ¦Черепаха¦ Феникс   ¦ Тигр      ¦ Дракон    ¦           ¦
          ¦г.¦   Кань ¦    Ли    ¦           ¦  Чжень    ¦           ¦
          L--+--------+----------+-----------+-----------+------------

           34.1а. Планеты:  Делили на пять и планеты в небе.  Правда,
         очень даже возможно,  что именно пять планет(а не пять паль-
         цев руки или пять стихий), оказались первичными, имено из-за
         них все и стали делить на пять(как в  европейской астрлогии,
         магии и философии пытались делить все на семь, число видимых
         "светил").
           1) Желтая земля - Сатурн(любопытно,  что в Европе,  Сатурн
         объявлялся именно земледельцем!); 2) Черную Воду - Меркурию;
         3) Красный Огонь, конечно же красному Марсу, 4) Белый металл
         (железо) - посвящен ослепительной  бело-голубой  Венере;  5)
         Синее Дерево - Юпитеру.

           34.1б. Стороны света. Их делили в соотвествии с теми, чис-
         то погодными тенденциями,  которые  наиболее  сответствовали
         каждой стороне.
           Стороны света.  Стороны света: 1) холодной Воде - холодный
         север;  2) жаркому Огню - жаркий юг;  3) деревьям и травам -
         восток, откуда приходит Солнце; 4) губительному для трав Ме-
         таллу - противположную сторону,  запад; 5) середину, центр -
         земле,  пдчеркивая, попутно древнейшие тенденции геоцентриз-
         ма...

           34.1в. Животные сторон света  В  соответствии  с  делением
         стихий по сторнам света, были подлены и символические живот-
         ные четырех сторон, занимающие 4 небесных сектора.
           1) На  юге был красный сектор Огня и жиотвное того же цве-
         та, встрпанный живой теплый Красный Феникс(или - павлин); 2)
         на  севере черный сектор Воды(две пртивположности) и гладкая
         холодная Черная Черепаха; 3) На востоке синий сектор Дерев -
         Синий  Дракон(крокодил);  4)  на  западе белый сектор Метал-
         ла(еще две противположности) - Белый Тигр;  5) Стихия  Земли
         лежала  в  центре.  Занятно,  что  белые тигры(не альбиносы)
         действительно имеются в природе.  У них синие глаза и  абсо-
         лютно белый цвет полосатой шкуры.

           34.1г. Триграммы(по  Каптен  Ю.Л."Основы  медитации"(СПб.,
         1991)  Их составляли из полосок,  обозначающих Ян-Инь свойс-
         тва:  Ян - сплошная, "плотная"(активное, мужское); Инь - ра-
         зорванная посередине, "полая"(пассивное, женское).

          -----------T----------T-----------T-----------T------------¬
          ¦ Вода 010 ¦ Дерево001¦ Огонь 101 ¦ Земля     ¦ Металл 011 ¦
          ¦ Кань     ¦ Чжэнь    ¦ Ли        ¦           ¦ Дуй        ¦
          ¦ - -      ¦ - -      ¦ ---       ¦           ¦ - -        ¦
          ¦ ---      ¦ - -      ¦ - -       ¦           ¦ ---        ¦
          ¦ - -      ¦ ---      ¦ ---       ¦           ¦ ---        ¦
          L----------+----------+-----------+-----------+-------------

           Любпытно, чисто геометрически сопоставить очертания  триг-
         рамм и символизируемые ими предметы и понятия:  1) триграмма
         "Кань", вода... 2) триграмма "чжэнь", внизу сплошная черта -
         ствол,  вверху две полые - ветви,  слабые листья вверху;  2)
         триграмм "дуй" пртивоположна дереву по виду.

           34.2 ВРЕМЯ.
          ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
          ¦  ¦  Вода  ¦ Огонь    ¦ Металл    ¦ Дерево    ¦ Земля     ¦
          +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
          ¦а.¦Ночь    ¦ День     ¦ Вечер     ¦ Утро      ¦           ¦
          ¦  ¦Полночь ¦ Полдень  ¦ Закат     ¦ Рассвет   ¦           ¦
          ¦б.¦Зима    ¦ Лето     ¦ Осень     ¦ Весна     ¦ Межсезонья¦
          ¦  ¦Холод   ¦ Жара     ¦ Сухость   ¦ Ветер     ¦ Влажность ¦
          L--+--------+----------+-----------+-----------+------------

           34.2а. Время суток.  1) Черной стихие Воды,  само собой  -
         "черное",  т.е.  темное время,  ночь и полночь;  2) яркому и
         красному Огню - праздник красного солнышка,  день и полдень;
         3) распускающимся цветам и растущим навстречу Солнцу травам,
         конечно же утро и рассвет;  Металлу, который "обрубает" все,
         что только можно - вечер и закат.

           34.2б. Сезоны  года.  Многие ассоциации очень просты и ес-
         тественны.  1) К стихии жаркого Огня относили - жаркое  "ог-
         ненное" лето;  2) к холодной Воде - холодную зиму;  3) К Ме-
         таллу,  которым срезают плоды урожая - урожайную осень; 4) к
         Дереву,  поскольку растительность расцветает весной - весны;
         5) к Земле - межсезонья(или же - "долгое лето").

           34.3. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.
          ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
          ¦  ¦  Вода  ¦ Огонь    ¦ Металл    ¦ Дерево    ¦ Земля     ¦
          +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
          ¦а.¦ Почки  ¦ Сердце   ¦ Легкие    ¦  Печень   ¦ Селезенка ¦
          ¦б.¦Мч.пуз. ¦Тон.кишеч.¦Тол.кишеч. ¦Желч.пузырь¦ Желудок   ¦
          ¦в.¦ Уши    ¦ Язык     ¦ Нос       ¦  Глаза    ¦ Рот       ¦
          ¦г.¦ Кости  ¦ Кровь    ¦ Кожа      ¦ Сухожилия ¦ Мышцы     ¦
          L--+--------+----------+-----------+-----------+------------

           34.3а. Органы  плотные(Цзан-органы,  "цзан" - по аналогиии
         со свучанием тугого органа,  типа печени). Наблюдая реальное
         анатомичекое  расположение органов в теле человека и сравни-
         вая их с китайской схемой распредления органов  по  принципу
         "У-Син", нетрудно разглядеть явные аналогии.

         ------------------------------------------------------------¬
         ¦          --о---о-¬                    --о---о-¬           ¦
         ¦ ----------   =   L--------¬ -----------   =   L---------¬ ¦
         ¦ ¦         Сердце          ¦ ¦        Тонк.кишечник      ¦ ¦
         ¦ ¦            ¦            ¦ ¦             ¦             ¦ ¦
         ¦ ¦Легкие---Печень---Селез. ¦ ¦Тол.киш.-Желч.пуз.-Желудок ¦ ¦
         ¦ ¦            ¦            ¦ ¦             ¦             ¦ ¦
         ¦ ¦  ¦       Почки        ¦ ¦ ¦   ¦     Моч.пузырь     ¦  ¦ ¦
         ¦ L--+       -----¬       +-- L---+       -----¬       +--- ¦
         ¦    L--------    L--------       L--------    L--------    ¦
         L------------------------------------------------------------

           1 ) Нетрудно  догадаться,  что  мочевую("водяную") систему,
         согласно "логике" у-син, отнесли к стихие "Воды". 2) Зелено-
         ватого  оттенка  печень с еще более зеленым желчным пузырем,
         чисто за цветовые качества  отнесли  к  стихии  "дерева"  3)
         Красное и горячее сердце,  такое же живое, как живой огонь в
         очаге,  естественно,  отнесли к Огню.  4) к желтоватой Земле
         относили желчный пузырь с желтой желчью(или же - селезенку);
         5) Беловатые пленки обескровленных легких - послужили анало-
         гией к Металлу; Для древнего человека в таких ассоциациях не
         было ничего необычного.

           34.3б. Органы полые(Фу-органы). К полым органам(буквально,
         по звучанию,  к "фукающим", как пустой мешок) относили желу-
         док, кишки, всевозможные пузыри.
          1) Вода - мочевой пузырь; 2) Огонь - тонкая кишка 3) Металл
         - толстая кишка;  4) Дерево - желчный пузырь; 5) Земля - же-
         лудок.
           Заметим, что,  если исходить из анатомии человека, возмож-
         но, что раньше, вместо "тонкой кишки" был - пищевод.

           34.3в. Органы  чувств(напр."Иглоукалывание" М.:  Медицина,
         1989). К каждой из стихи относили определенные органы чувств
         на голове:
           1) к  Воде  - уши;  видимо не только за "шум" воды но и за
         то,  что,  при дожде вода течет "по ушам";  Когда говорят 2)
         язык  - напоминает буквально "язычок пламени" 3) все что вы-
         ращено на Земле попадает -в рот;  4) Дереву с дулами придали
         глаза,  которые  можно  неосторожно выколоть веткой;  5) нос
         -отрезали "металлом" при наказаниях,  и обозначили  также  -
         металлом;

           34.3г. Ткани тела.  1) к Огню, несомненно, отнесли сосуды,
         несущие красную, как огонь, кровь; 2) к Дереву с его спутан-
         ными ветками - сухожилия;  3) к Земле, требующей руда и пос-
         тоянного напряжения - мышцы; 4) к Металлу(железу) - режущему
         и рубящему людей относили повреждаеую при этом  белую  кожу;
         5) к воде, уносящей бренные останки - кости.

            34.4. ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
          ---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
          ¦  ¦  Вода  ¦ Огонь    ¦ Металл    ¦ Дерево    ¦ Земля     ¦
          +--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
          ¦а.¦ Черный ¦ Красный  ¦ Белый     ¦ Синий     ¦ Желтый    ¦
          ¦б.¦ Соленый¦ Горький  ¦ Острый    ¦ Кислый    ¦ Сладкий   ¦
          ¦в.¦ Гнили  ¦ Гари     ¦ Затхлый   ¦ Гниющий   ¦ Приятный  ¦
          ¦г.¦ Стон   ¦ Смех     ¦ Плач      ¦ Крик      ¦ Пение     ¦
          ¦е.¦ Страх  ¦ Радость  ¦ Печаль    ¦ Гнев      ¦ Беспокойс.¦
          L--+--------+----------+-----------+-----------+------------

           34.4а. Цвета. "Фирменные" цвета каждой из стихий достаточ-
         но естественны:  1) к Огню - красный, как огонь; 2) к Дереву
         - синий, или если быть точнее, темно-зеленый цвет; 3) к Зем-
         ле - лессовый желтоватый цвет;  4) к Металлу,  правильнее, к
         железу - несомнено бесцветный,  белый; 5) к черной в глубине
         колодца Воде - цвет черный.

           34.4б. Вкус.  Появление тех или иных  "вкусов"  совершенно
         четко связаны со свойствами "стихий":  1) вода в море "соле-
         ная"; 4) Зеленые плоды "дерева" и листья, как правило, имеют
         "кислый" вкус; 2) подгоревшая пища горька, сихии Огня припи-
         сали "горечь";  3) белые как металл чеснок и лук  -  "режут"
         язык,  это вкус острый; 5) земля "сладка", как производитель
         урожая,  но, кое-где на Востоке и впрямь встречаются так на-
         зываемые "сладкие" глины, которые - применяются в пищу!

           34.4в. Запахи.  В  классическом  китайском трактате "Бо ху
         тун"(см.напр.кн."Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.:
         1990) имеется замечательно четко и конкретно написанная гла-
         ва "О природе пяти первоэлеметов" откуда нами  взято  немало
         материалов для этой главы. В главе этой недвусмысленно раск-
         рывается тот несложный символизм, который получался на осно-
         ве принципа "У -Син"(принципа "пяти").
           1) запах Дерева - запах гниющей  растительности("разит как
         от козла");  2) запах Металла - затхлый запах лежалого желе-
         за;  3) запах Огня - естественно,  запах гари; 4) запах Зем-
         ли(центра) - "земля ведает пркормлением, поэтому запах здесь
         благоуханный";  5) запах Воды - запах гнили: "Вода к тому же
         принимает  в  себя  и грязь и нечистоты,  поэтому она воняет
         смрадной гнилью".

           34.4г. Звуки человека(по вьет.игл. Звки производимые чело-
         веком:  смех,  вопли,  стенания,  плач и прочее,  также, для
         простоты делили на пять. Каждой стихии относили свой звук:
           1) Вода - стон.  Стонущий звук морской волны;  2) "Крякаю-
         щее" звучание падающего дерева передали как "крик". 3) "Пох-
         лопывающий!  звук бьющегося в печи пламени - как "смех";  4)
         урожайные земли вызывали радостное пение землепашца,  с сти-
         хией Земли связыавали - пение;  5) Покольку же при ранении о
         металл,  при  сражениях  "металлом" возникают боль и смерть,
         ему отдали "плач".  Вдобавок "белый" - цвет мертвого челове-
         ка, что опять-таки сязано с "плачем", плкали при резке бело-
         го лука и так далее.

           34.4д. Звуки инструментов. Согласно "Ли Цзи", "Книге обря-
         дов"(см.Древнекитайская философия.  т.2.,  М.: Мысль, 1973),
         характерной особенностью китайской музыки была... пентатони-
         ка - пятизвучие. Китайскую гамму, сложившуюся еще в древнос-
         ти образовывали пять тонов - гун, шан, цзюэ, чжи и юй. Такой
         5-ступенчатый лад был связан с  бщей  музыкальной  системой,
         основанной  на  12-ступенном хроматическом ряде "люй".  Пять
         звуков давали 6 "светлых" и 6 "темных" аккордов.

           34.4. Эмоции.  Каждая стихия "живет" своей жизнью,  каждой
         стихие - свою эмоцию.  Костру,  ручью, чему угдно: 1) Воде -
         страх;  2) Огню - радость;  3) Металлу - печаль; 4) Дереву -
         гнев; 5) Земле - беспокойство.
           И здесь все - по простым ассоциациям. 1) Бурная затаплива-
         ющая волна - вызывает страх; 2) У теплого очага светло, сыт-
         но и радостно; 3) Ранение и убийство металлом - вызывает пе-
         чаль;   4)   Дерево  волнуется  под  ветром,  словно  гневно
         "топчется" на месте; 5) земля беспкоит земледельца.

           34.5. ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
           34.5а. Животные.  Первичная классификация животных была на
         редкость  проста:  1) животные покрытые,  как дерево корою -
         чешуей,  относили к чешуйчатым,  т.е.  к рыбам("дракон"); 2)
         гладких,  "как" спокойная вода - к рептилиям(черепаха); 3) с
         торчащей,  как заусенницы "металла" шерстью  -  к  мохнатым,
         млекопитающие(тигр);  4)  с длинными перьями,  словно языка-
         ми"огня" - к пушистым, к птицам(феникс, павлин).

           34.5б. Растения.  Сравнивая одно с другим нетрудно обнару-
         жить ассоциативные связи, которые, при поиске, подтверждают-
         ся и из древнейших истчников. Пример - растения.
           1) К Воде - относили просо; 2) к Огню - бобы; 3) к Металлу
         - коноплю;  4) к Дереву - пшеницу;  5) к земле - метельчатое
         просо(гаолян).
           1) С Водой возможна и ошибка идущая из  древности,  вместо
         проса - необычайно водолюбивый рис;  2) К красному Огню,  по
         всей логике отнесли "красные" бобы;  3) к Металлу - отливаю-
         щую металлом копноплю;  4) К Дереву же относили "чешуйчатых"
         животных, сюда же отнесли и "чешуйчатый" колосок пшеницы; 5)
         к земле-кормилице относили главную "кормящую" культуру древ-
         ности - гаолян.

           34.5в. Погода. Погодные деления были таковы: Воде - холод;
         Огню  - жару;  ме таллу - сухость;  дереву - ветер;  земле -
         влажность.
           1) Ассоциации  стихии Дерева и Ветра были просты - деерво,
         гнущееся на ветру, под порывами бури. 2) Одно из важнейших в
         южных  странах  сельскохозяйственных  свойств  отдали стихии
         Земли - наличие воды,  влажность;  3) срубающий металл(коса,
         серп) валил траву, т.е. тем сушил ее - отсюда и "сухость";
           По мнению восточных медиков,  некоторыеболезни могли  быть
         вызваны климатическими условиями.  "Так,  когда дует сильный
         ветер,  наблюдаются болезни печени,  при наступлении сильной
         жары  обычны  заболевания сердца и т.д.",  - читаем во вьет-
         намском курсе "Иглоукалывание"(М., Медицина, 1989)

           34.5г. Свойства(см.напр.   Каптен   Ю.Л."Основы    медита-
         ции"(СПб., 1991). 1) Вода - исчезновение, исходя из букваль-
         ной поговорки, что в воду упало, то пропало; 2) Огонь - раз-
         витие.  После  выжигания  травы произвили новые посадки;  3)
         После серпа или косы трава мгновенно увядает. Это свойство и
         поставили  в ассоциацию дейтвия стихии Металла.  4) Дерево -
         рождение. Древо можно обрубать, резать, но с веснй оно снова
         зацветает.  5) В землю сажают зерно и вырастает стебель пше-
         ницы. Земля - изменение.

           34.5д. Числа(по  "Календарные обычаи и обряды народов Вос-
         точной Азии.  Годовой цикл". М.: 1989), каждой стихии прида-
         вали свое число:  1) Вода - 6;  2) Огонь - 7; 3) Металл - 9;
         4) Дерево - 8; 5) Земля - 5.
           Некую разгадку,  на наш взгляд, приносит один из "магичес-
         ких квадратов". Расположим стихии, квадратом властных связей
         (Земля - в центре,  по часовой стрелке): 1) Металл властвует
         над Деревом;  2) Дерево - над Водой; 3) Вода - над Огнем; 4)
         Огонь -  над Металлом.  Тогда 7+8=15,  6+9=15,  15 х 4 = 60,
         священный 60-ричный цикл.

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦          (Огонь)                     (7)                 ¦
         ¦             ¦                         ¦                  ¦
         ¦ (Вода)---(Земля)--(Металл)    (6)----(5)----(9)          ¦
         ¦             ¦                         ¦                  ¦
         ¦          (Дерево)                    (8)                 ¦
         L-----------------------------------------------------------

           34.5е. Императорские одежды. Любопытно, что течению стихий
         пытались следовать имераторы Китая,  каждый из них  выступал
         как  бы от имени определенной стихии,  согласно порядку "ка-
         лендаря". Одни носили желтые одежды - стихии Земли, другие -
         краные одежды, стиххи Огня и так далее!
           Так, согласно   символике   цветов,   принятой  в  "Бо  ху
         туне"(см."Древнекитайская философия.  Эпоха Хань". М.: 1990)
         магическим цветом династии Ся являлся черный,  сященным цве-
         том династии Инь представлялся белый,  династии Чжоу - крас-
         ный и так далее.

           34.5ж. Цвета слоев общества.  Деление на "синие  воротнич-
         ки",  "белые воротнички" и т.д. началось еще в давние време-
         на.  В комментарии к "Гуньсунь Лун  -Цзы"(см.Древнекитайская
         философия.  т.2.  М.:  1973) омечается, что теория "5 начал"
         модная до начала первого тысячелетия,  впервые была изложена
         в  трактате "Шан Шу" и,  если поначалу использовалась лишь в
         работах философов, то зтем распространилась и далее(цит.нуе-
         рация наша):
            "К периоду Чжаньго эта схема мироздания первых натурфило-
         софов  распространилась  и  на общество:  1) белый цвет стал
         цветом правителя,  2) синий - цветом подданных,  3) желтый -
         цветом государства,  4) черный - цветом смуты,  5) красный -
         цветом правосудия".
           Почему так,  догадться несложно по ассоциациям: 1) белый -
         клинок карающего металла(железа);  2) синий(темно-зеленый) -
         цвет полей и садов;  3) желтый - земля,  общая для всех;  4)
         черный - цвет клубов дыма при бунтах; 5) красный - цвет кро-
         ви и казни.
           Кстати сказать, и казней был - пять видов: клеймление, от-
         резание носа, обрубание ног, оскопление и отсечение головы.

            34.6. Впрочем,  насколько  своеобразно  было   применение
         "принципа пяти",  можно видеть,  например,  на небольшой вы-
         держке из работы древнекитайского  мыслителя  Ван  Чуна(26-7
         год н.э.) в его труде "Лунь хэн"(Критические рассуждения):
           "Некоторые полагают: Циклический знак Инь(т.е. 3-й в зоди-
         аке - А.А.) соответствует дереву,  его животное - тигр. Знак
         сюй соответствует земле,  его животное - собака. Знаки чоу и
         вэй также соответствуют земле.  Животное знака чоу - бык, жи-
         вотное знака вэй - овца.  Дерево  побеждает  землю,  поэтому
         тигр пересиливает собаку, быка и овцу".
           "Знак хай соответствует воде, его животное - свинья. Знаку
         сы соответствует огонь, его животное - змея... Вода побежда-
         ет огонь, поэтому свинья пожирает змею".
           "Знак цзы так же соответствует воде,  его живтное - мышь(у
         нас, Крыса - А.А.). Знак У тоже означает огонь, его животное
         - лощадь...  Огонь тушится водой, поэтому, если лошадь съест
         мышиный помет, то ее брюхо вздуется..."
           Так, наивно, подчас, рассуждали древние мудрецы. И не надо
         "делать" их глупее чем есть,  или мудреее, чем они были. Это
         просто были - люди своей эпохи...


Next