ГЛАВА 34. ПЯТЕРИЧНОСТЬ. ПРИНЦИП "У-СИН"
Принцип "У-син", то есть, буквально, принцип "Пяти", прин-
цип "пятеричности", принцип "Пяти великих начал" - один из
основных философски-логических принципов Древнего Востока.
Без понимания его будет непонятен сам Восток, все его цвета,
формы, запахи, звуки, все его многобразные символики и, не-
сомненно, восточная астрология. Принцип "У-Син" воплощает
пятеричную астро-модель Древнего Востока.
34.1.ПРОСТРАНСТВО.
---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦
+--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
¦а.¦Меркурий¦ Марс ¦ Венера ¦ Юпитер ¦ Сатурн ¦
¦б.¦ Черный ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ Желтый ¦
¦ ¦ Север ¦ Юг ¦ Запад ¦ Восток ¦ (Центр) ¦
¦в.¦ Черная ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ ¦
¦ ¦Черепаха¦ Феникс ¦ Тигр ¦ Дракон ¦ ¦
¦г.¦ Кань ¦ Ли ¦ ¦ Чжень ¦ ¦
L--+--------+----------+-----------+-----------+------------
34.1а. Планеты: Делили на пять и планеты в небе. Правда,
очень даже возможно, что именно пять планет(а не пять паль-
цев руки или пять стихий), оказались первичными, имено из-за
них все и стали делить на пять(как в европейской астрлогии,
магии и философии пытались делить все на семь, число видимых
"светил").
1) Желтая земля - Сатурн(любопытно, что в Европе, Сатурн
объявлялся именно земледельцем!); 2) Черную Воду - Меркурию;
3) Красный Огонь, конечно же красному Марсу, 4) Белый металл
(железо) - посвящен ослепительной бело-голубой Венере; 5)
Синее Дерево - Юпитеру.
34.1б. Стороны света. Их делили в соотвествии с теми, чис-
то погодными тенденциями, которые наиболее сответствовали
каждой стороне.
Стороны света. Стороны света: 1) холодной Воде - холодный
север; 2) жаркому Огню - жаркий юг; 3) деревьям и травам -
восток, откуда приходит Солнце; 4) губительному для трав Ме-
таллу - противположную сторону, запад; 5) середину, центр -
земле, пдчеркивая, попутно древнейшие тенденции геоцентриз-
ма...
34.1в. Животные сторон света В соответствии с делением
стихий по сторнам света, были подлены и символические живот-
ные четырех сторон, занимающие 4 небесных сектора.
1) На юге был красный сектор Огня и жиотвное того же цве-
та, встрпанный живой теплый Красный Феникс(или - павлин); 2)
на севере черный сектор Воды(две пртивположности) и гладкая
холодная Черная Черепаха; 3) На востоке синий сектор Дерев -
Синий Дракон(крокодил); 4) на западе белый сектор Метал-
ла(еще две противположности) - Белый Тигр; 5) Стихия Земли
лежала в центре. Занятно, что белые тигры(не альбиносы)
действительно имеются в природе. У них синие глаза и абсо-
лютно белый цвет полосатой шкуры.
34.1г. Триграммы(по Каптен Ю.Л."Основы медитации"(СПб.,
1991) Их составляли из полосок, обозначающих Ян-Инь свойс-
тва: Ян - сплошная, "плотная"(активное, мужское); Инь - ра-
зорванная посередине, "полая"(пассивное, женское).
-----------T----------T-----------T-----------T------------¬
¦ Вода 010 ¦ Дерево001¦ Огонь 101 ¦ Земля ¦ Металл 011 ¦
¦ Кань ¦ Чжэнь ¦ Ли ¦ ¦ Дуй ¦
¦ - - ¦ - - ¦ --- ¦ ¦ - - ¦
¦ --- ¦ - - ¦ - - ¦ ¦ --- ¦
¦ - - ¦ --- ¦ --- ¦ ¦ --- ¦
L----------+----------+-----------+-----------+-------------
Любпытно, чисто геометрически сопоставить очертания триг-
рамм и символизируемые ими предметы и понятия: 1) триграмма
"Кань", вода... 2) триграмма "чжэнь", внизу сплошная черта -
ствол, вверху две полые - ветви, слабые листья вверху; 2)
триграмм "дуй" пртивоположна дереву по виду.
34.2 ВРЕМЯ.
---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦
+--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
¦а.¦Ночь ¦ День ¦ Вечер ¦ Утро ¦ ¦
¦ ¦Полночь ¦ Полдень ¦ Закат ¦ Рассвет ¦ ¦
¦б.¦Зима ¦ Лето ¦ Осень ¦ Весна ¦ Межсезонья¦
¦ ¦Холод ¦ Жара ¦ Сухость ¦ Ветер ¦ Влажность ¦
L--+--------+----------+-----------+-----------+------------
34.2а. Время суток. 1) Черной стихие Воды, само собой -
"черное", т.е. темное время, ночь и полночь; 2) яркому и
красному Огню - праздник красного солнышка, день и полдень;
3) распускающимся цветам и растущим навстречу Солнцу травам,
конечно же утро и рассвет; Металлу, который "обрубает" все,
что только можно - вечер и закат.
34.2б. Сезоны года. Многие ассоциации очень просты и ес-
тественны. 1) К стихии жаркого Огня относили - жаркое "ог-
ненное" лето; 2) к холодной Воде - холодную зиму; 3) К Ме-
таллу, которым срезают плоды урожая - урожайную осень; 4) к
Дереву, поскольку растительность расцветает весной - весны;
5) к Земле - межсезонья(или же - "долгое лето").
34.3. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.
---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦
+--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
¦а.¦ Почки ¦ Сердце ¦ Легкие ¦ Печень ¦ Селезенка ¦
¦б.¦Мч.пуз. ¦Тон.кишеч.¦Тол.кишеч. ¦Желч.пузырь¦ Желудок ¦
¦в.¦ Уши ¦ Язык ¦ Нос ¦ Глаза ¦ Рот ¦
¦г.¦ Кости ¦ Кровь ¦ Кожа ¦ Сухожилия ¦ Мышцы ¦
L--+--------+----------+-----------+-----------+------------
34.3а. Органы плотные(Цзан-органы, "цзан" - по аналогиии
со свучанием тугого органа, типа печени). Наблюдая реальное
анатомичекое расположение органов в теле человека и сравни-
вая их с китайской схемой распредления органов по принципу
"У-Син", нетрудно разглядеть явные аналогии.
------------------------------------------------------------¬
¦ --о---о-¬ --о---о-¬ ¦
¦ ---------- = L--------¬ ----------- = L---------¬ ¦
¦ ¦ Сердце ¦ ¦ Тонк.кишечник ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Легкие---Печень---Селез. ¦ ¦Тол.киш.-Желч.пуз.-Желудок ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Почки ¦ ¦ ¦ ¦ Моч.пузырь ¦ ¦ ¦
¦ L--+ -----¬ +-- L---+ -----¬ +--- ¦
¦ L-------- L-------- L-------- L-------- ¦
L------------------------------------------------------------
1 ) Нетрудно догадаться, что мочевую("водяную") систему,
согласно "логике" у-син, отнесли к стихие "Воды". 2) Зелено-
ватого оттенка печень с еще более зеленым желчным пузырем,
чисто за цветовые качества отнесли к стихии "дерева" 3)
Красное и горячее сердце, такое же живое, как живой огонь в
очаге, естественно, отнесли к Огню. 4) к желтоватой Земле
относили желчный пузырь с желтой желчью(или же - селезенку);
5) Беловатые пленки обескровленных легких - послужили анало-
гией к Металлу; Для древнего человека в таких ассоциациях не
было ничего необычного.
34.3б. Органы полые(Фу-органы). К полым органам(буквально,
по звучанию, к "фукающим", как пустой мешок) относили желу-
док, кишки, всевозможные пузыри.
1) Вода - мочевой пузырь; 2) Огонь - тонкая кишка 3) Металл
- толстая кишка; 4) Дерево - желчный пузырь; 5) Земля - же-
лудок.
Заметим, что, если исходить из анатомии человека, возмож-
но, что раньше, вместо "тонкой кишки" был - пищевод.
34.3в. Органы чувств(напр."Иглоукалывание" М.: Медицина,
1989). К каждой из стихи относили определенные органы чувств
на голове:
1) к Воде - уши; видимо не только за "шум" воды но и за
то, что, при дожде вода течет "по ушам"; Когда говорят 2)
язык - напоминает буквально "язычок пламени" 3) все что вы-
ращено на Земле попадает -в рот; 4) Дереву с дулами придали
глаза, которые можно неосторожно выколоть веткой; 5) нос
-отрезали "металлом" при наказаниях, и обозначили также -
металлом;
34.3г. Ткани тела. 1) к Огню, несомненно, отнесли сосуды,
несущие красную, как огонь, кровь; 2) к Дереву с его спутан-
ными ветками - сухожилия; 3) к Земле, требующей руда и пос-
тоянного напряжения - мышцы; 4) к Металлу(железу) - режущему
и рубящему людей относили повреждаеую при этом белую кожу;
5) к воде, уносящей бренные останки - кости.
34.4. ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
---T--------T----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ ¦ Вода ¦ Огонь ¦ Металл ¦ Дерево ¦ Земля ¦
+--+--------+----------+-----------+-----------+-----------+
¦а.¦ Черный ¦ Красный ¦ Белый ¦ Синий ¦ Желтый ¦
¦б.¦ Соленый¦ Горький ¦ Острый ¦ Кислый ¦ Сладкий ¦
¦в.¦ Гнили ¦ Гари ¦ Затхлый ¦ Гниющий ¦ Приятный ¦
¦г.¦ Стон ¦ Смех ¦ Плач ¦ Крик ¦ Пение ¦
¦е.¦ Страх ¦ Радость ¦ Печаль ¦ Гнев ¦ Беспокойс.¦
L--+--------+----------+-----------+-----------+------------
34.4а. Цвета. "Фирменные" цвета каждой из стихий достаточ-
но естественны: 1) к Огню - красный, как огонь; 2) к Дереву
- синий, или если быть точнее, темно-зеленый цвет; 3) к Зем-
ле - лессовый желтоватый цвет; 4) к Металлу, правильнее, к
железу - несомнено бесцветный, белый; 5) к черной в глубине
колодца Воде - цвет черный.
34.4б. Вкус. Появление тех или иных "вкусов" совершенно
четко связаны со свойствами "стихий": 1) вода в море "соле-
ная"; 4) Зеленые плоды "дерева" и листья, как правило, имеют
"кислый" вкус; 2) подгоревшая пища горька, сихии Огня припи-
сали "горечь"; 3) белые как металл чеснок и лук - "режут"
язык, это вкус острый; 5) земля "сладка", как производитель
урожая, но, кое-где на Востоке и впрямь встречаются так на-
зываемые "сладкие" глины, которые - применяются в пищу!
34.4в. Запахи. В классическом китайском трактате "Бо ху
тун"(см.напр.кн."Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.:
1990) имеется замечательно четко и конкретно написанная гла-
ва "О природе пяти первоэлеметов" откуда нами взято немало
материалов для этой главы. В главе этой недвусмысленно раск-
рывается тот несложный символизм, который получался на осно-
ве принципа "У -Син"(принципа "пяти").
1) запах Дерева - запах гниющей растительности("разит как
от козла"); 2) запах Металла - затхлый запах лежалого желе-
за; 3) запах Огня - естественно, запах гари; 4) запах Зем-
ли(центра) - "земля ведает пркормлением, поэтому запах здесь
благоуханный"; 5) запах Воды - запах гнили: "Вода к тому же
принимает в себя и грязь и нечистоты, поэтому она воняет
смрадной гнилью".
34.4г. Звуки человека(по вьет.игл. Звки производимые чело-
веком: смех, вопли, стенания, плач и прочее, также, для
простоты делили на пять. Каждой стихии относили свой звук:
1) Вода - стон. Стонущий звук морской волны; 2) "Крякаю-
щее" звучание падающего дерева передали как "крик". 3) "Пох-
лопывающий! звук бьющегося в печи пламени - как "смех"; 4)
урожайные земли вызывали радостное пение землепашца, с сти-
хией Земли связыавали - пение; 5) Покольку же при ранении о
металл, при сражениях "металлом" возникают боль и смерть,
ему отдали "плач". Вдобавок "белый" - цвет мертвого челове-
ка, что опять-таки сязано с "плачем", плкали при резке бело-
го лука и так далее.
34.4д. Звуки инструментов. Согласно "Ли Цзи", "Книге обря-
дов"(см.Древнекитайская философия. т.2., М.: Мысль, 1973),
характерной особенностью китайской музыки была... пентатони-
ка - пятизвучие. Китайскую гамму, сложившуюся еще в древнос-
ти образовывали пять тонов - гун, шан, цзюэ, чжи и юй. Такой
5-ступенчатый лад был связан с бщей музыкальной системой,
основанной на 12-ступенном хроматическом ряде "люй". Пять
звуков давали 6 "светлых" и 6 "темных" аккордов.
34.4. Эмоции. Каждая стихия "живет" своей жизнью, каждой
стихие - свою эмоцию. Костру, ручью, чему угдно: 1) Воде -
страх; 2) Огню - радость; 3) Металлу - печаль; 4) Дереву -
гнев; 5) Земле - беспокойство.
И здесь все - по простым ассоциациям. 1) Бурная затаплива-
ющая волна - вызывает страх; 2) У теплого очага светло, сыт-
но и радостно; 3) Ранение и убийство металлом - вызывает пе-
чаль; 4) Дерево волнуется под ветром, словно гневно
"топчется" на месте; 5) земля беспкоит земледельца.
34.5. ПРОЧИЕ КЛАССИФИКАЦИИ
34.5а. Животные. Первичная классификация животных была на
редкость проста: 1) животные покрытые, как дерево корою -
чешуей, относили к чешуйчатым, т.е. к рыбам("дракон"); 2)
гладких, "как" спокойная вода - к рептилиям(черепаха); 3) с
торчащей, как заусенницы "металла" шерстью - к мохнатым,
млекопитающие(тигр); 4) с длинными перьями, словно языка-
ми"огня" - к пушистым, к птицам(феникс, павлин).
34.5б. Растения. Сравнивая одно с другим нетрудно обнару-
жить ассоциативные связи, которые, при поиске, подтверждают-
ся и из древнейших истчников. Пример - растения.
1) К Воде - относили просо; 2) к Огню - бобы; 3) к Металлу
- коноплю; 4) к Дереву - пшеницу; 5) к земле - метельчатое
просо(гаолян).
1) С Водой возможна и ошибка идущая из древности, вместо
проса - необычайно водолюбивый рис; 2) К красному Огню, по
всей логике отнесли "красные" бобы; 3) к Металлу - отливаю-
щую металлом копноплю; 4) К Дереву же относили "чешуйчатых"
животных, сюда же отнесли и "чешуйчатый" колосок пшеницы; 5)
к земле-кормилице относили главную "кормящую" культуру древ-
ности - гаолян.
34.5в. Погода. Погодные деления были таковы: Воде - холод;
Огню - жару; ме таллу - сухость; дереву - ветер; земле -
влажность.
1) Ассоциации стихии Дерева и Ветра были просты - деерво,
гнущееся на ветру, под порывами бури. 2) Одно из важнейших в
южных странах сельскохозяйственных свойств отдали стихии
Земли - наличие воды, влажность; 3) срубающий металл(коса,
серп) валил траву, т.е. тем сушил ее - отсюда и "сухость";
По мнению восточных медиков, некоторыеболезни могли быть
вызваны климатическими условиями. "Так, когда дует сильный
ветер, наблюдаются болезни печени, при наступлении сильной
жары обычны заболевания сердца и т.д.", - читаем во вьет-
намском курсе "Иглоукалывание"(М., Медицина, 1989)
34.5г. Свойства(см.напр. Каптен Ю.Л."Основы медита-
ции"(СПб., 1991). 1) Вода - исчезновение, исходя из букваль-
ной поговорки, что в воду упало, то пропало; 2) Огонь - раз-
витие. После выжигания травы произвили новые посадки; 3)
После серпа или косы трава мгновенно увядает. Это свойство и
поставили в ассоциацию дейтвия стихии Металла. 4) Дерево -
рождение. Древо можно обрубать, резать, но с веснй оно снова
зацветает. 5) В землю сажают зерно и вырастает стебель пше-
ницы. Земля - изменение.
34.5д. Числа(по "Календарные обычаи и обряды народов Вос-
точной Азии. Годовой цикл". М.: 1989), каждой стихии прида-
вали свое число: 1) Вода - 6; 2) Огонь - 7; 3) Металл - 9;
4) Дерево - 8; 5) Земля - 5.
Некую разгадку, на наш взгляд, приносит один из "магичес-
ких квадратов". Расположим стихии, квадратом властных связей
(Земля - в центре, по часовой стрелке): 1) Металл властвует
над Деревом; 2) Дерево - над Водой; 3) Вода - над Огнем; 4)
Огонь - над Металлом. Тогда 7+8=15, 6+9=15, 15 х 4 = 60,
священный 60-ричный цикл.
-----------------------------------------------------------¬
¦ (Огонь) (7) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ (Вода)---(Земля)--(Металл) (6)----(5)----(9) ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ (Дерево) (8) ¦
L-----------------------------------------------------------
34.5е. Императорские одежды. Любопытно, что течению стихий
пытались следовать имераторы Китая, каждый из них выступал
как бы от имени определенной стихии, согласно порядку "ка-
лендаря". Одни носили желтые одежды - стихии Земли, другие -
краные одежды, стиххи Огня и так далее!
Так, согласно символике цветов, принятой в "Бо ху
туне"(см."Древнекитайская философия. Эпоха Хань". М.: 1990)
магическим цветом династии Ся являлся черный, сященным цве-
том династии Инь представлялся белый, династии Чжоу - крас-
ный и так далее.
34.5ж. Цвета слоев общества. Деление на "синие воротнич-
ки", "белые воротнички" и т.д. началось еще в давние време-
на. В комментарии к "Гуньсунь Лун -Цзы"(см.Древнекитайская
философия. т.2. М.: 1973) омечается, что теория "5 начал"
модная до начала первого тысячелетия, впервые была изложена
в трактате "Шан Шу" и, если поначалу использовалась лишь в
работах философов, то зтем распространилась и далее(цит.нуе-
рация наша):
"К периоду Чжаньго эта схема мироздания первых натурфило-
софов распространилась и на общество: 1) белый цвет стал
цветом правителя, 2) синий - цветом подданных, 3) желтый -
цветом государства, 4) черный - цветом смуты, 5) красный -
цветом правосудия".
Почему так, догадться несложно по ассоциациям: 1) белый -
клинок карающего металла(железа); 2) синий(темно-зеленый) -
цвет полей и садов; 3) желтый - земля, общая для всех; 4)
черный - цвет клубов дыма при бунтах; 5) красный - цвет кро-
ви и казни.
Кстати сказать, и казней был - пять видов: клеймление, от-
резание носа, обрубание ног, оскопление и отсечение головы.
34.6. Впрочем, насколько своеобразно было применение
"принципа пяти", можно видеть, например, на небольшой вы-
держке из работы древнекитайского мыслителя Ван Чуна(26-7
год н.э.) в его труде "Лунь хэн"(Критические рассуждения):
"Некоторые полагают: Циклический знак Инь(т.е. 3-й в зоди-
аке - А.А.) соответствует дереву, его животное - тигр. Знак
сюй соответствует земле, его животное - собака. Знаки чоу и
вэй также соответствуют земле. Животное знака чоу - бык, жи-
вотное знака вэй - овца. Дерево побеждает землю, поэтому
тигр пересиливает собаку, быка и овцу".
"Знак хай соответствует воде, его животное - свинья. Знаку
сы соответствует огонь, его животное - змея... Вода побежда-
ет огонь, поэтому свинья пожирает змею".
"Знак цзы так же соответствует воде, его живтное - мышь(у
нас, Крыса - А.А.). Знак У тоже означает огонь, его животное
- лощадь... Огонь тушится водой, поэтому, если лошадь съест
мышиный помет, то ее брюхо вздуется..."
Так, наивно, подчас, рассуждали древние мудрецы. И не надо
"делать" их глупее чем есть, или мудреее, чем они были. Это
просто были - люди своей эпохи...
Next