ГЛАВА 35. СЕЗОНЫ "ПО-ВОСТОЧНОМУ"
35.1. Для анализа восточной астрологии, поиска в ней чего-
либо объективного и, даже, возможно, полезного на будущее,
иногда любопытно процитировать тексты старинных книг. Подоб-
ные цитирования, думается, полезны и умудренным специалис-
там, и, тем более, многочисленным наивным и невежественным
"энтузаиастам", которые всячески, и сознательно, и неосозна-
но, путают - понятия астрологии(науки о звездах) и фенологии
(науки о сезонах года).
Одной из цитируемых здесь книг является трактат "Гу-
ань-Цзы", глава "Четыре времени года"(по кн."Древнекитайская
философия". т.2, М.: 1973):
"Инь и Ян - это основной закон природы. Четыре времени го-
да - это основной порядок[действия] Инь и Ян. Наказания и
нравственное [управление страной должны] согласовываться с
четырьмя временами года. [Если] наказания и нравствен-
ное[управление страной] согласовываются в четырьмя временами
года, то возникает счастье; [если они их] нарушают, то воз-
никает беда. В таком случае чем [следует] заниматься весной,
летом, осенью и зимой?"
Далее следуют сответствующие "сезонно-административные"
советы, самого разного свойства(им мы почти не упоминаем).
35.2. Год начинали с Весны и далее, по порядку сезонов.
1) "Восток - это звезды. Его время - весна. Его жизненная
сила - ветер. Ветер порождает дерево и кости. Его нравствен-
ность - радоваться произрастанию. Это период возникновения и
роста..."
2) "Юг - это солнце. Его время - лето. Его жизненная сила
- Ян. Ян порождает огонь и пар. Его нравственность - прояв-
лять доброту и создавать веселье..."
3) "Центр - это земля. Его нравственность - действительно
помогать смене 4-х времен года и при помощи ветра и дождя
воздействовать на землю и увеличивать [ее] силы. Земля по-
рождает кожу и мясо. Ее нравственность - согласие и равенс-
тво, беспристрастность и бескорыстие. [Она] помогает 4-м
временам года: весне - раскрыться и произвести; лету -
вскормить и взрастить; осени - собрать урожай; зиме - зак-
рыть закрома..."
4) "Запад - это Чэнь. Его время - осень. Его жизненная си-
ла - инь. Инь порождает металли когти. Его нравственность -
строгость и подчинение, отсуствие разврата в [собственном]
доме..."
5) "Север - это луна. Его время - зима. Его жизненная сила
- мороз. Мороз порождает воду и кровь. его нравственность -
чистота, разделение, мягкость, прощение, сохранение".
35.3. В Европе, как помним, в астрологии и магии, для оп-
ределенных действий "предназначались" дни, "принадлежащие"
определенной планете. Добрые дела вершились под знаком "доб-
рой" планеты(Венеры или Юпитера), злые - под "злой"(Сатурна
или Марса) и т.д.
Нечто подобное было и на Востоке. Так, считалось, что пра-
вителю страны, в течение 3-х месяцев каждого сезона для от-
дачи "пяти" приказаний "данного сезона" следует использоавть
лишь определенные, свойственные данному сезону(стихии) дни.
Что же это были за дни?
Для каждой из пяти стихий выделяли два ее качества: стихию
в избытке(Ян-состояние) и стихию в недостатке(Инь-состоя-
ние). Это были: Дерево Огонь - Бин и Дин, Земля - У и Цзи,
Металл - Гэн и Синь, Вода - Жэнь и Гуй. Соответственными
именами называли отдельные дни 60-ричного дневного цикла.
---------T------------T--------T----------------------------¬
¦ Стихия ¦ Сезон ¦ Дни ¦ Дни данной стихии ¦
+--------+------------+--------+----------------------------+
¦ Дерево ¦ Весна ¦ Цзя ¦ 01 11 21 31 41 51 ¦
¦ ¦ ¦ И ¦ 02 12 22 32 42 52 ¦
+--------+------------+--------+----------------------------+
¦ Огонь ¦ Лето ¦ Бин ¦ 03 13 23 33 43 53 ¦
¦ ¦ ¦ Дин ¦ 04 14 24 34 44 54 ¦
+--------+------------+--------+----------------------------+
¦ Земля ¦ Межсезонья ¦ У ¦( 05 15 25 35 45 55 ) ¦
¦ ¦ (Центр) ¦ Цзи ¦( 06 16 26 36 46 56 ) ¦
+--------+------------+--------+----------------------------+
¦ Металл ¦ Осень ¦ Гэн ¦ 07 17 27 37 47 57 ¦
¦ ¦ ¦ Синь ¦ 08 18 28 38 48 58 ¦
+--------+------------+--------+----------------------------+
¦ Вода ¦ Зима ¦ Жэнь ¦ 09 19 29 39 49 59 ¦
¦ ¦ ¦ Гуй ¦ 10 20 30 40 50 60 ¦
L--------+------------+--------+-----------------------------
Сх.35.1. Дни каждой из стихий
L------------------------------------------------------------
Напомним, что аналогичные приставки добавлялись к названиям
годов. Например, Год Красного Тигра - Бинь-Инь и т.д.
35.4. Еще одним важным источником, на наш взгляд, может
считаться глава "О природе пяти первоэлементов" из конфуци-
анскго трактата "Бо ху тун"(Диспут в зале Белого Тигра), 79
года нашей эры(цит.по "Древнекитайская философия. Эпоха
Хань". М.: 1990, нумерация далее везде наша - А.А.):
35.4а. Весна. "Сезоном [слабой силы Ян] является весна.
Слово чунь - "весна" тождественна [другому] слову чунь, оз-
начающему то же, что дун - двигаться. Местонахожнение [сла-
бой силы Ян] - в восточной части света. Ее цвет - зеленый.
Ее музыкальный тон - цзюе; цзюе означает, что ци [лабой силы
Ян] находятся в движении и скачут.
Ее первопредок - Тайхао; тайхао означает "общий подъем",
когда тьма вещей возбуждается. Ее бог - Гоуман; гоуман обоз-
начает начало жизни вещей, ман тождественно слову мэн -
"прорастать". Ее священный покровитель - Зеленый дракон".
-----------------------------------------------------------¬
¦ СЛАБАЯ СИЛА ЯН ВЕЛИКАЯ СИЛА ЯН ¦
¦ ВЕСНА -------------> ЛЕТО ¦
¦-------------T-------------¬--------------T--------------¬¦
¦¦ Мао (заяц) ¦ Чэнь(дракон)¦¦ Сы (змея) ¦ У (лошадь) ¦¦
¦+------------+--------------L-------------+--------------+¦
¦¦ Инь (тигр) ¦СИНИЙ ДРАКОН КРАСН.ФЕНИКС¦ Вэй (овца) ¦¦
¦L------------- -¬ L---------------¦
¦-------------¬ L- ---------------¬¦
¦¦ Чоу(буйвол)¦ЧЕРН.ЧЕРЕПАХА БЕЛЫЙ ТИГР¦Шэнь(обезьяна)¦¦
¦+------------+-------------¬--------------+--------------+¦
¦¦ Цзы (крыса)¦ Хай (свинья)¦¦ Сюй (собака)¦ Ю (петух) ¦¦
¦L------------+--------------L-------------+---------------¦
¦ ЗИМА <--------------- ОСЕНЬ ¦
¦ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИНЬ СЛАБАЯ СИЛА ИНЬ ¦
L-----------------------------------------------------------
Сх.35.2.
L-----------------------------------------------------------
1) "Слабая сила ян обнаруживается в зодиакальном знаке инь
(тигр - А.А.). Инь однозначно с янь - "распрострняться". Его
музыкальный лад(люй) точно соответствует созвучию тай цу;
люй(музыкальный лад) означает то же, что люй - "направлять".
2) "[Слабая сила ян] достигает свеого подъема в зодиакаль-
ном знаке мао(заяц - А.А.). Мао однозначно с мао - "расцве-
тать". Его музыкальный лад соответствует созвучию цзя чжун.
3) "[Слабая сила ян] приходит в упадок в зодиакальном зна-
ке чэнь(дракон - А.А.). Чэнь однозначно со словом чжэнь -
"удар грома". Его музыкальный лад соответствует созвучию гу
си. Дни[слабой силы ян] падают на циклические знаки Цзя и
И(т.е.Дерева - А.А.)".
35.4б. Лето. "Сезоном [великой силы Ян] является лето(ся).
Слово ся - "лето" тождественно слову да - "великий". Место-
нахождение [великой силы ян] - в южной части света. Ее цвет
- красный. Ее музыкальный тон - чжи, чжи означает то же, что
чжи - "остановиться". [Здесь] великая сила ян достигает пре-
дела.
Ее первопредок - Янь-ди, яньди обозначает то же, что тай
ян - "великая сила ян". Ее бог - Чжуюн; чжуюн означает то
же, что и шу сюй - "содеиниться и преемствовать". Ее
[велкой силы ян] священный дух-покротивитель - Красная Пти-
ца, потому что она становится священной птицей-фениксом,
когда покидает [свое горящее гнездо]".
1) "Великая сила Ян(тай ян) обнаруживается в зодиакальном
знаке сы(змея - А.А.). Сы означает неизбежный расцвет вещей.
Его музыкальный лад сответствует созвучию чжун люй.
2) "Самой полной силы она достигает в зодиакальном знаке У
(лошадь - А.А.). У означает, что вещи достигли полного раз-
вития; его музыкальный лад сответствует созвучию шэн бинь.
3) "Она [великая сила Ян] ослабевает в зодиакальном знаке
вэйовца - А.А.). Вэй означает то же, что вэй - "смаковать",
его музыкальный лад соответствует созвучию линь чжун.
Дни [великой силы Ян] падают на циклические знак бин и дин
(т.е.Огня - А.А.)".
35.4в. Осень."Сезоном [слабой силы инь] является осень.
Слово цю - "осень" тождественно слову чоу - "плакать от го-
ря". Местонахождение ее [слабой силы инь] - в западной части
света. Ее цвет белый. Музыкальный ее тон - шан. Шан означает
то же, что и цян - "сильный".
Ее первопредок - Шаохао. Шаохао означает то же, что шао
лянь - "малая жатва". Ее бог Жушоу; жушоу имеет тот же
смысл, что и су - "сокращаться". Ее священный покровитель -
Белый тигр. Это так потому, что ху "тигр" означает "схватить
и наказать".
1) "Слабая сила инь обнаруживается в зодиакальном знаке
шэнь(обезьяна - А.А.). Зодиакальнаый знак шэнь означает то
же, что шэнь - "тело", его музыкальный лад сответствует соз-
вучию и цзэ.
2) Она [слабая сила инь] достигает зрелости в зодиакальном
знаке Ю(петух - А.А.). Зодиакальный знак ю однозначен со
знаком лао - "старший", что означает [наступление сезона]
сбора урожая для [тьмы] вещей; его музыкальный лад сответс-
твует созвучию нань люй.
3) Она [слабая сила инь] ослабевает в зодиакальном знаке
сюй(собака - А.А.). Зодиакальный знак сюй означает то же,
что и ме - "уничтожать". Его музыкальный лад соответствует
созвучию у и; у и означает то же, что у шэн - "беззвучие".
Дни [слабой силы инь] - под циклическими знаками гэн или
синь(т.е.Металл - А.А.)."
35.4г. Зима. "Сезоном [великой силы инь] является зима.
Слово дун - "зима" тождественно слову чжун - "кончаться".
Местонахождение [великой силы инь] - в северной части сета.
Ее музыкальный тон - юй; юй тождественно понятию шу - "поко-
иться". Тогда начинает размножаться тьма вещей.
Ее [великой силы инь] первопредок - Чжуань-сюй. Чжуань-сюй
обозначает то же, что ханьсу - "холод отступает". Ее бог -
Юань-мин; юаньмин означает жуюань - "еликая тьма". Ее свя-
щенный дух-покровитель - Черная черепаха..."
1) "Великая сила инь обнаруживается в зодиакальном знаке
хай(свинья - А.А.). Хай однозначен со словом ху - "зерно",
его музыкальный лад соответствует созвучию ин чжун.
2) Она [великая сила инь] достигает своей полноты в зоди-
акльном знаке Цзы(крыса - А.А.). Знак цзы однозначен со ло-
вом цзы - "порождать", его музыкальный лад сответствует соз-
вучию хуан чжун.
3) Она приходит в упадок в зодиакальном знаке чоу. Чоу од-
нозначен со словом ню - "связать", его музыкальный лад соот-
ветствует созвучию да люй.
Дни [великой силы инь] под циклическими знаками жэнь и гуй
(т.е. Воды - А.А.)".
Как видим, на свет выступают явные астрологические аналоги
троек знаков 4-х годовых сезонов Востока и Запада.
А. В цитированной восточной рукописи это: 1) "обнаруживаю-
щие силу"(знаки, начинающие сезон - Тигр, Змея, Обезьяна,
Свинья); 2) "наивысшего подъема силы"(средние - Заяц, Ло-
шадь, Петух, Крыса); 3) "сила приходит в упадок"(конечные
знаки сезона - Дракон, Овца, Собака, Буйвол).
Б. В 4-х сезонах европейского зодиака, астрологи именуют
их как: 1) "кардинальные"(начанающие сезон - Овен, Рак, Ве-
сы, Козерог); 2) "фиксированные"(средние - Телец, Лев, Скор-
пион, Водолей); 3) "мутабельные"(конечные знаки сезона -
Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы).
35.5. Довольно любопытные замечания содержатся в ряде ста-
ринных медицинских книг(см.напр.Дубровин Д.А."Трудные вопро-
сы классической китайской медицины. Л.: 1991, с.98):
"В пятнадцатой трудности говорится: В трактатах сказано,
что весной пульс струнобразный, лето пульс крючкообразный,
осенью пульс подобен волоску, зимой пульс как камешек..."
1) "Весной пульс струнообразный, что соответствует печени,
Востоку, первоэлементу "Дерево".[Весной] все зарождается и
начинает жить. [На растениях] появляются [молодые] ветви и
листья. [В это время] пульсовая волна становится мягкой(ху-
ань), слабой(жуо) и длинной(чан). Пооэтому про него говорят
"как струна"(ассоциация: тонкая ветка Дерева - А.А.).
2) "Летом пульс крючкообразный, что соответствует сердцу,
Югу, первоэлементу "Огонь". [Летом] все в цветении и в изо-
билии. [У растений] ветви свободно свешиваются, а листва
становится раскидистой. [Ветви с листьями] изгибаются книзу,
подобно крючку. [В это время] пульсовая волна начинается
быстро и сильно, а заканчивается замедленно. Поэтому[про та-
кой пульс] говорят, что он "как крючок"(напоминая, ассоциа-
тивно, "крючковатый" язычок Огня, т.е. - А.А.).
3) "Осенью пульс подобен волоску, что сответствует легким,
Западу, первоэлементу "Металл". [Осенью] все завершается.
Все растения увядают. Ветви деревьев одиноко [свешиваются],
подобно волосам. [В это время] пульсовая волна становится
легкой(цин), пустой(сюй) и поверхностной(фу). Поэтому [про
такой пульс] говорят, что он "как волосок".
4) "Зимой пульс как камешек(ассоциация с круглой черепахой
- А.А.), что соответствует почкам, Северу, пероэлементу "Во-
да". [Зимой] все становится плотным и твердым. На пределе
зимней поры вода застывает, становясь, как камень. [В это
время] пульс глубокий(чэнь),скользящий и гладкий(хуа). Поэ-
тому[про такой пульс] говорят, что он "как камешек". Таковы
пульсы четырех сезонов года".
Считалось, что, в норме, пульс всех органов, по всем пара-
метрам, должен изменяться в соответствии с четырьмя сезонами
года. Всякое нарушение этого совершенного уклада, предосте-
регает Наньцзин, возымеет длительные, отдаленные последс-
твия и связано с возможной болезнью.
35.6. В "седьмой трудности" медицинского трактата Наньцзин
сообщается о предположительном распределении Ян-Инь по годо-
вому циклу пульсов. Люй Гуан пишет(цит. по Дубровин Д.А.):
1) "Малый Ян правит от 1-го месяца весны и года по китайс-
кому календарю, до 2-го месяца. Силы ци природы в это время
еще крошечные и малые. Поэтому и пульсовая волна наступает и
отступает без своей обычной силы".
2) "Светлый Ян правит в 3-м и 4-м месяце, когда силы ци
природы заставляют набухать почки на верхушках деревьев и
начинают цветелние. Тогда и пульс становится поверхностням,
большим, но коротким".
3) "Великий Ян правит в 5-м и 6-м месяце, когда силы ци
природы все приводят в наибольшее цветение. Тогда и пульс
становится увеличенным, подобно потоку; большим и длинным".
4) "Малый Инь правит в 7-м и 8-м месяце, когда осень по-
беждает избыток Ян и иньская Ци начинается расцветать. Тогда
и пульс становится твердым, большим и длинным"
5) "Великий Инь правит в 9-м и 10-м месяце, когда янская
Ци окончательно уменьшается, а Иньская Ци расцветает. Тогда
и пульс становится твердым, тонким и крошечным".
6) "Недостаточный Инь правит в 11-м и 12-м месяце, когда
иньская Ци расцветает до предела. Тогда и пульс становится
глубоким, коротким и как бы стоящим торчком..."
-----------------------------T-----------------------------¬
¦ ---------¬ ---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ ¦
¦-- L------ L--¦----- L------------ L------- ¦
+----------------------------+-----------------------------+
¦ Контрастность пульса "Великий Ян"(5-6 месяцы года) и "Не-¦
¦ достаточный Инь"(11-12 месяцы) по астро-модели ¦
L-----------------------------------------------------------
Сх.35.3.
L-----------------------------------------------------------
35.7. Разумеется, для древнего восточного врача одним из
главных информаторов был пульс со многими его сложными про-
явлениями(см.напр. 1) сб."Пульсовая диагностика тибетской
медицины". Новосибирск, Наука, 1988; 2) "Инструментальные
методы исследования сердечно-сосудистой системы. Справовч-
ник". М.: Медицина, 1986 и др.). Однако для пациентов пре-
доставлялись более простые и чисто бытовые советы, например
о пище "по сезону".
"Конечно, рацион китайцев во многом зависел от времени го-
да. - отмечает сборник "Цветы китайской мудрости"(Орел,
1992). - Еще Конфуций, как говорят, не ел продуктов, которые
"не сответствовали сезону".
Врач Сунь Сымяо дает более подробную рекомендацию(нумера-
ция наша - А.А.):
1) Весной нужно есть поменьше кислого и побольше сладкого,
чтобы стимулировать работу селезенки.
2) Летом нужно есть поменьше горького и побольше вяжущего,
чтобы благотворно влиять на легкие.
3) Осенью нужно есть поменьше вяжущего и побольше кислого,
ибо это полезно для желчного пузыря.
4) Зимой нужно есть поменьше соленого и побольше горького
- это полезно для сердца.
5) А в последнюю декаду каждого года и сезона нажно есть
поменьше сладкого и побольше соленого, чтобы укрепить поч-
ки".
Сами советы эти(конечная часть фраз), возможно, во многом
и впрямь полезны, но, схематика вся(начальные части фразы),
если присмотреться, опять-таки, в который раз, исходит от-
нюдь не от практики, а от чистой теории, от... модели!
Модель такая называется "звездой пяти стихий" и о ней речь
пойдет в следующей главе.
Next