ГЛАВА 37. ВОСТОЧНЫЙ АСТРО-МЕТЕО-ПРОГНОЗ...
37.1. Среди многих ныне забытых наук, не имевших, впрочем,
даже конкретного названия, одна, так или иначе имеет явное
отношение к астрологии, ибо, фактически, ее породила. Это -
уже упоминавшаяся нами астро-метеорология, прогностика пого-
ды с помощью... звезд!
Современному человеку, привыкшему к съемкам Земного шара
из космоса, знакомому с метеозондами и метеостанциями, по-
добная прогностика будет в диковинку и даже для иных "астро-
логов" покажется "шарлатанством".
Однако, вот тут-то древний астролог как никогда стоял на
ногах твердо. Разумеется, он судил по предстоящим катаклиз-
мам по цвету того или иного светила. Но цвет этого светила,
фактически неизменный за многие годы, менялся(знал это аст-
рологи ил не знал, неважно), от... состояния атмосферы! Све-
тило играло, фактически, просто роль - фонаря со светофиль-
тром! Астролог занимался - небесной "фотоколориметрией"!
37.2. Все это, несомненно, когда-нибудь составит еще одну
тему какой-нибудь большой занимательной работы, но сейчас
ограничимся лишь несколькими цитированиями.
"Коэффициент прозрачности зависит от содержания в атмофере
водяного пара и аэрозолей: чем их больше, тем меньше коэффи-
циент прозрачности при одном и том же числе проходимых
масс..." - сообщают авторы книги "Метеорология, методы и
технические средства наблюдения"(Городецкий О.А. и др., Л.:
1984). Речь здесь идет о прозрачнсти атмосферы.
"Когда диаметр частиц тумана, облаков и аэрозолей стано-
вится более 1-2 мкм, то лучи всех длин волн уже не рассеива-
ются, а одинаково диффузно отражаются; поэтому отдаленные
предметы при тумане и пыльной мгле заволакиваются уже не го-
лубой, а белой или серой завесой...
Солнечный диск кажется тем желтее, чем он ближе к горизон-
ту, т.е. чем длинее путь лучей через атмосферу и, следова-
тельно, чем больше рассеяние. У горизонта Солнце становится
почти красным, особенно когда в воздухе много пыли и мель-
чайших продуктов конденсации(капель или кристаллов)..." -
отмечает пособие "Метеорология и климатология"(Хромов С.П.,
Петросянц М.А. М.: 1994).
Еще более полные замечания дает, например, "Курс общей ме-
теорологии"(Л.Т.Матвеев. Л.: 1984) и ряд других изданий.
Теперь же, прежде чем перейти к древней астро-метеорологии
посмотрим ее подобие, но в чисто земном варианте:
"В уезде Тайсин(провинция Цзянсу) группы юношей в полнолу-
ние 1-го месяца выходили гулять за деревню с зажженными
факлами, которые называли "небесным огнем". - пишет про об-
ряд встречи Весны в Китае работа "Календарные обычаи и обря-
ды народов Восточной Азии. Новый Год".(М.: 1985). - Жители
деревни, наблюая здали движущиеся огоньки факелов, гадали по
их цвету о погоде в будущем году: красный цвет - предвещал
засуху, белый - наводнение..."
Разумеется, трудно было ожидать большой точности от подоб-
ных "прогнозов". Но в них, все-таки, был хоть какой-то отда-
ленный физический смысл. Приведем примеры подобных
"предсказаний", для разных светил.
37.3. "Когда происходит затмение Солнца, то это неблагоп-
риятно для тех мест, где оно случилось, - писал Сыма Цянь. -
Если же затмение повторяется, оно уже благоприятно для этих
мест. Когда же затмение наиболее полное, значит на престол
взойдет правитель..."
Солнце, как "верховное" светило, неизменно, в десятках са-
мых разных стран связывалось, по ассоциации, с образом вер-
ховного правителя страны. "Ущербность" солнца или "Смена"
солнца при затмении воспринималась, фактически, как "намек"
небес на возможную гибель и смену правителя.
К затмениям поэтому относились с большой опаской и в обя-
занность астрологов входило непременное предугадывание зат-
мения. Согласно китайским хроникам, еще в 2137 году до нашей
эры были казнены два незадачливых астронома Хи и Хо(имена
эти, однако, скорее всего чисто нарицательные), которые не
сумели вовремя предказать очередное затмение, проводя время
в пьянстве и довольстве.
После этого учет затмений шел четко. Скажем, с 720 г.до н.
э. примерно за 250 лет было отмечено 37 затмений Солнца, из
которых 33 были подтверждены современными ретроспективными
рассчетами.
"Предсказательные" на основе Солнца были, подчас, явно
связаны с состоянием атмосферы: запыленностью, влажностью и
т.п., что иногда было вызвано природными явлениями, но,
иногда связано и с обширной человеческой деятельностью, ког-
да, скажем, выступление многотысячных восточных армий подни-
мало огромные облака легкой лессовой пыли. Например:
"Если [свет солнечного ореола] во внешней части темный, а
в середине красный, стороны разойдутся мирно". Если наобо-
рот, то стороны разойдутся "с ненавистью".
"Если световое кольцо-ореол из частиц ци(мерцающие пылинки
в воздухе - А.А.) рано появляется и поздно исчезает, распо-
ложенная [в этом месте] армия победит".
Яркость Солнца, различная в годы различной его активности,
очевидно, прямо или косвенно, связана с яркостью освещаемых
Солнцем планет. Видимо, именно потому, если планеты были
видны днем, это в Древнем Китае всегда предвещало несчастья.
Правда, вид каждой планеты "предвещал" несчастья уже разные:
"Меркурий - наводнения, Венера - войну, Марс - пожары и
опять-таки войну, Юпитер - страшный голод, Сатурн - засуху.
Почему именно так - догадаться нетрудно, сопоставив такие
"прогнозы" в принципом "У-син"(пяти): 1) Меркурий связывали
со стихией Воды - отсюда "наводнения"; 2) Белую Венеру ассо-
циировали с Металлом, железом(отсюда - "войны"); 3) Марс - с
Огнем(вот и - "пожары"); 4) Юпитер - с Деревом, растения-
ми(отсюда "голод"); 5) желтый Сатурн - с желтой Землей(отсю-
да - "засуха").
37.4. Луне, по сравнению с другими планетами не делали
большого предпочтения, хотя и за ней наблюдали очень внима-
тельно. Считалось, что в зависимости от маршрута передвиже-
ния этого светила, можно ожидать различий в наступающих со-
бытиях. Во всяком случае, если Луна двигалась "средним
путем", как обычно, это, как полагали и выражало нечто сред-
нее, "благополучие и спокойствие, согласие и справедли-
вость".
В созвездии Скорпиона располагали звезды светлого и темно-
го начал. Соответственно, участки эти называли: Зал Света Ян
(активное начало) и Зал Тьмы Инь(пассивное начало).
Кроме них были еще звезды Ян-син и связываемой с властью
Тай-ян или "Великого Светлого", и Инь-син, связываемые с Тай
-инь, и "Великого Темного".
1) если Луна двигалась через темную звезду Инь-син - пред-
рекали большу воду и войну(стихия Воды - черного цвета, чер-
ны и дела); 2) если Луна проходила через светлую звезду Ян-
син - обещали много жестокостей и заключений в тюрьмы, а то
- период большой засухи и траура (стихия Металла - белая и
бел цвет траура).
Любопытно трактовали китайские астрологи покрытие Лу-
ной(светилом ночи, Инь-светилом, "угнетающим") какой-нибудь
планеты, Для астрологов это означало "порчу функций" такой
планеты. Согласно Сыма Цянь:
1) Если исчезала под Луной планета Чжэнь-син(Сатурн), то
"низшие вредят высшим"; 2) Если Луна покрывала Суй-син(Юпи-
тер), то "наступал голод, почти гибель"; 3) Если закрывала
Ин-хо(Марс), то "происходят беспорядки"; 4) Если скрывала
Тай-бо(Венеру), то "сильные царства терпят поражения в бо-
ях"; 5) Наконец, когда Луна покрывала планету Чэнь-син (Мер-
курий), выяснялось, что... "наступают беспорядки из-за жен-
щин"!
Разгадки подобных "прогнозов" в не раз уже называвшемся
принцип "У-Син"(пяти). Смысл достаточно прост и прозрачен:
1) Сатурн - Земля . Лишение земли ведет к бунтам; 2) Юпи-
тер - Дерево. Закрытие дерева, растительности ведет к ее от-
сутствию, т.е. к голоду; 3) Марс - Огонь. Закрытие огня -
ведет к темноте, значит - к беспорядкам; 4) Венера - Металл.
Закрытие металла - лишает оружия и ведет к поражению; 5)
Меркурий - Вода. Вода - основная сила "Инь", женского нача-
ла. Уменьшение женского начала требует его восстановления.
37.5. Постоянно близкий к Солнцу, небольшой, блесткий Мер-
курий(Чэнь-син) хорошо был известен китайским астрологам.
Его обозначали черным цветом. Согласно сопоставлению с дру-
гими признаками, по принципу "у-син"(аналогии 5-ти призна-
ков, для всего), его влияния связывали с севером и зимой, с
холодом и водой.
Изменение света Меркурия, при изменении запыленности-чис-
тоты, влажности-сухости атмосферы отражалось на метеорологи-
ческих и социальных прогнозах, "предсказаниях", которые де-
лались астрологами. Считалсь, что:
1) когда Чэнь-Синь белого цвета, то - быть засухе; 2) если
желтого цвета - то быть хорошему урожаю; 3) Если Меркурий
был красного цвета, "быть военным действиям". 4) "если она
черного цвета, то быть [большой] воде", ливням и наводнению.
Простейшее объяснение дает, разумеется чисто символический
принцип "У-Син":
1) белел - связывали со стихией Металла, безжалостного и
мертвящего, а потому с засухой; 2) желтел - ассоциировали со
стихией Земли, то есть и с хорошим урожаем; 3) краснел -
связывали со стихией Огня, а значит с войной; 4) чернел -
связывали с Водой, а потому - с наводнениями.
Впрочем, реальные изменения цвета могли быть связаны с
чисто физичекими изменениями:
1) белел Меркурий - от предельно чистого, свободного от
столь нужной влаги воздуха; 2) желтел - от слегка запыленно-
го лессовой пылью воздуха; 3) краснел - от гигантских обла-
ков пыли, взметнутой не столь далекими тысячными войсками;
4) темнел - от влажной атмоферы;
Впрочем, были и еще более своеобразные наблюдения, напри-
мер, по поводу гало(кольцевидного сияния вокруг), возле Чэнь
-Синь:
1) если гало темно-серого или белого цвета - быть печалям
или же "наступает траур"(в период засухи);
2) гало красного цвета - "в центре страны нет покоя"(от
дыма пожарищ и от вздымающих пыль относительно недалеких
"загоризонтных" войск, разумеется);
3) гало черного цвета - приходит счастье(быть воде и уро-
жаю, поскольку воздух темен - влажен).
37.6. Венера в западной астрологии, как планета богини Ве-
неры, покровительствует женщинам, любви и браку. Что говори-
ли о ней на Востоке?
Оказывается, там Венера была отнюдь не миролюбива! Соглас-
но принципу 5-ти стихий "у-син"(об аналогии всего со всем,
по 5 делениям) белоголубую сияющую Тай-Бо связывали, за
цвет, с железом, сталью - белым Металлом. Отсюда, "от Метал-
ла" и производили ее свойства, влияния и ассоциации. Как и
Металл, Венеру связывали с западом и осенью("уход" света и
тепла), с военными делами и казнями.
Ее называли: "Яркая звезда"(Мин-син), если стояла невысоко
над горизонтом и близка к Солнцу и "Большая птица"(Да-сяо),
когда была высоко и далека. В первом случае Тай-Бо олицетво-
ряла - мягкость, во втором - твердость.
В зависимости от запыленности или влажности атмосферы,
цвет планеты у горизонта менялся. Это позволяло астрологам
давать прогнозы как на небесные(погодные) и так и на земные
явления. Так, считалось:
1) когда лучи Тай-Бо - красного цвета(видимо, от пыли,
взметнутой многотысячными пока еще далекими войсками, от га-
ри невидимых издали пожарищ), то - "быть войне";
2) пучки лучей белого цвета (при засушливом чистом возду-
хе), означали, что "быть трауру". Почему? Вероятно от прос-
той символики - белый цвет на Востоке - цвет траура, таким
он стал не только в связи с белым цветом мертвого тела, но и
связи с белой стихией Металла, приносящего смерть.
Лучи и гало вокруг планеты темного цвета(от влажного воз-
духа) означали "неприятности" от стихии воды. Спокойный свет
и желтый круг вокруг планеты(слегка запыленный влажный воз-
дух) выражали связь со стихией земли и с урожаем. И здесь
речь явно шла о простых символических связях - черным и жел-
тым цветами обозначали как раз Воду и Землю.
37.7. Марс "восточный"(Ин-Хо), по своим качествам несколь-
ко напоминал "западный" Марс, с богом войны Марсом. Согласно
принципу 5-ти делений, "У-син" планета Марс, красного цвета,
соответствовала, красной стихии Огня("хо" - огонь) и всем,
что с этим связано, с жарким югом и летом, с красной кровью
и военными действиями(пролитием крови).
"Когда [Марс] появляется, возникают военные действия, ког-
да он скрывается, войска распускаются... Планета Ин-хо ведет
к непокорности и бунту, жестокости и бесчеловечности, болез-
ням, трауру, голоду, войне".
Подобные заявления, разумеется, делались почти "вслепую",
без конкретных исследований событий, статистики, корреляций
и т.п., на одной лишь "голой" ассоциации по цвету, с огнем и
кровью. Тем не менее, занимателен тот факт, что красный
свет, как таковой, вызывает... возбуждение организма челове-
ка, даже если освещение производить незаметно.
Голубой свет же, как показали опыты - успокаивает. Трудно
сказать, существует ли влияние, скажем красного Марса и го-
лубой Венеры в том виде, каком его приписывают астрологи,
или в каком "нам желается", но разобраться в этом вопросе,
хоть чуть-чуть, наверно, следовало бы.
У китайских же астрологов "прогнозы" по Марсу были своеоб-
разны: "Когда планета на юге, наступает траур у мужчин. Ког-
да она на севере, наступат траур у женщин".
Почему так считали? Из-за простой противоположности в зо-
диаке. "Марсианская", Ян-сторона, "мужская", горячая - была
южной, красной(Огонь). Инь-сторона, "женская", холодная -
была северной, черной(Вода). Выводы, как видим, были доволь-
но странны, но... логичны!
37.8. Каждой планете в западной астрологии отводили свои
функции. Юпитер(Зевс) выполнял функции верховного божества.
А что делал Юпитер(Суй-Син) в восточной астрологии?
Согласно принципу пяти делений, "У-Син", планета Юпитер,
одна из пяти планет. Обозначали ее синим(сейчас, иногда, зе-
леным) цветом, поскольку связывали с деревьями, стихией Де-
рева. Юпитер ,как считалось, отвечал за весну и восток, ка-
рал тех, кто "утратил справедливость".
Поскольку полный оборот Юпитера равен удобной цифре -
12-ти годам (более точно - 11,8), то значения Юпитера для
астрономов Древнего Китая было очень велико - именно с ним
связывали все календарные многогодовые циклы.
"Государство [в созвездии которого] находится планета(Юпи-
тер), не может идти в поход, не может наказывать людей... -
писал историограф Сыма Цянь. - Когда планета бытсро движется
вперед, то у государства, [с нею связанного]. войска, втяну-
тые в военные действия, не возвращаются. Когда планета отхо-
дит, то в государство приходит беда".
Свет Юпитера, проходящий через сухую или влажную, чистую
или пыльную атмосферу, был своеобразным индикатором, позво-
ляя судить о некоторых явлениях:
"1) Если цвет [Юпитера] красный и он испускает пучки лу-
чей, то в государстве, над которым планета, наступает изоби-
лие...; 2) Если цвет красно-желтый... получают большой уро-
жай; 3) Когда же [Юпитер] светло-серого цвета, переходящего
в красно-пепельный, то в полях [государства], над кторым по-
мещается планета, будут заботы".
Впрочем, нетрудно здесь рассмотреть слегка "замаскирован-
ный" принцип У-Син: желтый - связан с Землей; серый(черный)
с Водой и т.п.
Когда Юпитер вступает в зону Луны, то на территории царств
[над которыми планета] изгоняют советников. Когда Юпитер
вступает в борьбу с планетой Тай-Бо(Венера), то на террито-
рии царств разбивают армии..."
За медленным продвижением Юпитера по 4-м секторам неба
тщательно следили астрологи. Историограф Сыма Цянь писал:
"1)Если Юпитер в зоне стихии Металла - будет урожай(пос-
кольку запад - сектор Металла, то по ассоциации с металли-
ческим серпом и уборкой урожая - А.А.).
2) Если Юпитер в зоне стихии Воды - будут разрушения(се-
вер, сектор Воды, отсюда суждения про наводнения - А.А.).
3) Если Юпитер в зоне стихии Дерева - будет голод(синий
восточный сектор, сухое Дерево - А.А.).
4) Если Юпитер в зоне стихии Огня - будет засуха(красный
сектор Огня, юг - А.А.).
Таково великое правило подобных гаданий..."
Юпитер, как звезду, связывали с силой и добродетелью, поэ-
тому своим приходом в какое-либо созвездие он сулил счастье,
уходя - несчастье".
37.9. Сатурн в европейской астрологии, например, отвечал
за земледелие, мудрость и людскую судьбу(смерть). А что де-
лал Сатурн(Чэнь-Син) в восточной астрологии?
Любопытно, но он... занимался почти тем же! В соответствии
с прницпом "У-Син"(принцип связи "всего со всем", с помощью
5- ти делений), планета Сатурн, за свой желтый цвет и почти
полную неподвижность ассоциировали с желтой землей, стихией
земли, почему другим его названием было Ди-Хоу, т. е. "Князь
Земли", считалось, что она управляет урожаем.
"[Планета Чжэнь-син] - это Желтый император - Хуан-ди[на
небе], который ведает добродетелями, она - образ женщи-
ны-правителя. Каждый год планета Чжэнь-син проходит одно
созвездие и государство, покровительствуемое этим созвезди-
ем, счастливо (в Европе Сатурн также обозначался, подчас,
земледельцем с серпом, но и... смертью с косой, считался
планетой несчастий).
В связи с видимой траекторией Сатурна(петлянием) астрологи
давали и такие своеобразные замечения:
"Если планета... поднимается выше на 2-3 созвездия, это
называется Ин("быстрое восхождение светила"), и тогда ведаю-
щие судьбами [людей] не достигают успеха, а не то приходит
большая вода.
Если... спускается на 2-3 созвездия, это называется
Со("Отход планеты"), и тогда императрица грустит, урожай в
государстве не повторяется, а не то небеса раскалываются и
земля трясется...
Когда планета стихии дерева(Юпитер) сходится с планетой
стихии земли(Сатурном), возникают смуты в стране и го-
лод..."
Так писал Сыма Цянь. Историограф, человек той эпохи, в ко-
торой жил, не обманывающий нас ни в чем ни на йоту...
Next