ГЛАВА 1.3. ЗОЛОТО И КОРОЛИ
1.3.1. Алхимиками не становились от хорошей жизни. Короли
не обращались к алхимикам, когда дела их шли хорошо. Очень
характерно, что "Кухней Гебера", а именно так именовали ал-
химию в средние века(Гебер, аль-Джабир - известный арабский
алхимик), интересовались лишь те из королей и королев Евро-
пы, финансовые дела которых явно приходили в упадок.
Алхимики были своеобразным "внутренним резервом" государс-
тва. Определенную аналогию здесь можно усмотреть в случае,
когда отсуствие природного каучука в молодой Советской Рос-
сии вынудило найти свои каучуконосные растения и - чисто хи-
мический способ получения каучука!
Именно только ради получения золота коронованные особы го-
товы были свести знакомство с теми людьми сомнительной репу-
тации, которых в народе называли "чернокнижниками", которых
церковь преследовала за "связь с дьяволом", которых, за мис-
тические наклонности и туманные речи, не признавали ни к
ученые, ни к ремесленники, которые приходили и уходили неиз-
вестно куда. Только жажда золота заставляла венценосцев
презреть законы общества и иметь дело с алхимиками.
В пьесе В.Шекспира "Тимон Афинский", богач из Афин, Ти-
мон(лицо реальное, описанное Плутархом и Лукианом Самоса-
том), обедневшей и презревший золото, находит в лесу, где он
отныне жил, клад из золотых монет. Рассматривая золото, Ти-
мон произносит такой яркий и горький монолог:
"Золото?... Металл -
Сверкающий, красивый, драгоценный...
Тут золота довольно для того,
Чтоб сделать все чернейшее белейшим,
Все гнусное - прекрасным, всякий грех -
Правдивостью, все низкое - высоким,
Трусливого - отважным храбрецом,
Все старое - и молодым, и свежим!
К чему же мне, о боги, это все?
Бессмертные, к чему - скажите? Это -
От алтарей отгонит ваших слуг,
Из-под голов больных подушки вырвет.
Да, этот плут сверкающий начнет
И связывать, и расторгать обеты,
Благословлять проклятое, людей -
Ниц повергать пред застарелой язвой,
Разбойников почетом окружать,
Отличьями, коленопреклоненьем,
Сажая их высоко, на скамьи -
Сенаторов. Вдове, давно отжившей,
Даст женихов, раздушит, расцветит,
Как майский день, ту жертву язв поганых,
Которую и даже госпиталь -
Из стен своих прочь гонит с отвращеньем!
Ступай назад, проклятая земля,
Наложница всесветная, причина
Вражды и войн народов - я тебя
Вновь положу, в твоем законном месте!"
Но, как нетрудно догадаться, абсолютное большинство насе-
ления так отнюдь не считало. И потому, с какого-то времени,
фактически все монархи средневековья, несмотря на разнооб-
разнейшие свои мировоззрения и запреты церкви, предпочитали
держать возле себя хотя бы нескольких достаточно толковых и
эрудированных лиц, своеобразных "док" и "экспертов", в част-
ности, и по золотому вопросу, как правило, в качестве прид-
ворных врачей и аптекарей, астрологов и алхимиков.
Так, при дворе Педро II придворным медиком и, параллельно,
алхимиком служил Арнольд(Арнальдо) де Вилланова. Свои алхи-
мики были у королевы Елизаветы английской.
Некоторые монархи и сами проводили активные "исследова-
ния". Так Фридрих III, король Дании, бесполезно истратил в
течение своего 20-летнего правления многие миллионы талеров
на алхимические опыты. Такой же неуемной страстью отличался
Рудольф II. Вот лишь некоторые достаточно известные примеры
"сотрудничества" царственных особ с алхимиками.
1.3.2. Филипп IV (1268-1314), король Франции, бесславный
завоеватель Фландрию, опозоривший чсебя "битвой шпор" в сра-
жении при Куртрэ(Фландрия, 1302), когда с убитых французских
рыцарей горожане сняли около 4000 позолоченных шпор.
Филипп бескомпромиссную и беспощадную борьбу с папами Бо-
нифацием VIII и Климентом V, уничтожил орден тамплиеров. По-
нятно, что деньги ему нужны были постоянно и потому в исто-
рию он вошел не только под именем Филиппа-Красивого, но и
Филиппа-Фальшивомонетчика.
Он вполне беззастенчиво пользовался порчей денег для уве-
личения собственного достояния. Недаром великий поэт Данте
Алигьери(1265-1321), в Поэме "Божественная комедия", из трех
частей, "Ад", "Чистилище", "Рай", рисуя картина Ада, помес-
тил в нем, среди прочих грешников и - наказанного Филиппа!
При Филиппе Красивом закнчил свой жизненный путь английс-
кий ученый, монах-францисканец, Роджер Бэкон(1214-1292),
написавший "Opus minus", "Opus majus", "Opus Terium". Совер-
шенное знание естественных наук навлекли на Бэкона подозре-
ние в служении магии, из-за чего он был, в 1278 году заклю-
чен, в Париже, в темницу, где он и пробыл 10 лет.
В тайно переданных им рукописях содержалось немало новых,
очень свежих мыслей о возможностях техники, физики, химии.
Бэкон рассуждал о летательных и движущихся аппаратах, дал
ценные рассужения об оптике. Будучи еще на свободе, он дея-
тельно занимался алхимией, составил рецепт одного из первых
порохов(еще до "Черного Бертольда", монаха Бертольда Шварца
из Фрейбурга, которому в Европу приписывают изобретение чер-
ного дымного пороха).
Веря в существование "Философского Камня" пытался осущест-
вить "трансмутацию" металлов с помощью алхимии. Согласно
другой версии, именно поэтому, чтобы выведать у него секрет
золотоделания, он и был брошен в темницу, и выпущен лишь
тогда, когда вынуждены были признать, что он не раскроет эт-
го секрета.
1.3.3. Людовик IX Святой (1226-1270). В значительной мере
на время царствования во Франции короля Людовика IX Святого,
человека на редкость справедливого и набожного, попадают пе-
риоды жизни двух великих людей своего времени, так же, на
редкость во всем логичных и посвятивших себя богослужению.
Это - Альберт Великий и Фома Аквинский, учитель и ученик,
два больших друга.
Альберт Великий из Больштадта (иначе Больштедский, Альберт
Магнус, 1193-1280), доминиканец, профессор в Париже, автор
многочисленных сочинений (21 том). Поимо всех прочих обширных
познаний, он исчерпывающе знал алхимию и читается классичес-
ким предстаивтелем в этой области.
Пользуясь огромным уважением среди своих современнников,
присмоивших ему титул "Doctor mirabilis", тоесть "Изумитель-
ный доктор", он путешествует от одного мнастыря к другому,
через всю Европу, попутно производя ботанические, зоологи-
ческие и меинералогические исследования.
Именно про него была сказана своеобразная фраза, о том,
что Альберт "magnus in magia, major in philosophia, maximus
in theologia", т.е., буквально "Величайший в магии, великий
в философии, превыше всего - в богословии".
В тех написанных им книгах, относительно которых доказана
их подлинность, Альберт описывает способы лабораторной рабо-
ты, возгонку и перегонку, сообщает рецепты приготолвения
различных веществ. Он получил в чистом виде мышьяк, научился
химически отделять серебро от золота(в природе эти металлы
часто встречаются вместе), указал, что между изменеием внеш-
него вида металла и превращением одного металла в другой су-
ществует огромная разница.
Хотя современники считали, что Альберту подвластно "Вели-
кое делание", то есть создание "Философского Камня" и золо-
та, с помощью него, сам Магнус, хотя и верил в принципиаль-
ную возможность полчения золота из неблагородных металлов,
тем не менее достаточно честен и откровенен, признаваясь,
что он еще не видел алхимика, который бы и впрямь изготовил
подлинное золото. При основательном последующем испытании
такое золото всегда оказывалось подельным, а его "делатель"
был разоблачен, как мошенник.
Подлинным "алхимиком", по мнению Альберта Великого являет-
ся природа, и лишь ее действия могут быть, со стороны чело-
века, в лучшемслучае - поддержаны с помощью "снадобий".
Фома Аквинский(Аквинат, 1225-1274), сын графа Ландольфа
Аквинского, доминиканец, профессор философии в Париже и в
Болонье, он создал своеобразные энциклопедии философии тех
времени и католического богословия - многотомные труды
"Summa philosophiae" и "Summa teologiae". Он так же увлекал-
ся алхимией, на что указывают многие его достаточно профес-
сиональные замечания и выказывания.
1.3.4. Эдуард III (Эдвард, правил 1327-1377, Англия). Из-
вестна занятная история, согласно которой по заказу короля
Эдуарда III в 1325 году некий алхимик приготовил значитель-
ное количество золота, правда, с требванием, чтобы король
использовал его на снаряжение очередного крестового похода
против "неверных", т.е. не верующих в учение Христа.
Подозревают, что этим странным алхимиком был Раймонд Лул-
лий (1234-1315), выдающийся философ тех времен. Здесь, прав-
да, некоторое несовпадение дат позволяет предполагать, что
речь идет все же, об Эдуарде II, поскольку к 1325 году Лул-
лий был "мученически" убит, при неудачных попытках привлечь
в "истинную веру" население североафриканских городов - его
забросали камнями, проломив, при этом, череп.
Поэтому "золотоделателем" здесь, видимо, был(если вообще -
был?) ученик Луллия, другой алхимик, Кремер, которому, как
полагают энтузиасты, Луллий передал тайну изготовления "Фи-
лософского Камня", "Великого делания" и "трансмутации"(прев-
ращения) металлов.
Сам же Луллий, чисто биографически, до 30-летнего возрасте
вполне безбедно(подобно Будде) жил при дворе Якова Аррагонс-
кого, но позже, "поняв тщету наслаждений", целиком отдался
философии. Именно последователями Луллия был целый ряд из-
вестных людей средневековья: врач и алхимик Арнольд из Вил-
лановы, автор "Салернского кодекса" докторов; "маг" Агриппа
из Неттесгейма, выбравший из сумбурной каббалистичекой магии
научные зерна - в виде "магии натуральной"(зачатков физики,
химии и пр.) и другие.
Даже Джордано Бруно(1548-1600, сожжен инквизицией), автор
известного трактата "О бесконечности Вселенной и мирах" ув-
лекался "Луллиевым искусством"(зачатком структурного подхо-
да) - вращающимися на общей оси кругами, на которых были за-
писаны различные философские понятия, создающие, подчас
крайне неожиданные, но на редкость логичные сочетания.
Согласно популяризатору магии Элифасу Леви(разжалованный
из духовенства аббат Луи Констан, 1801-1875), золото это так
и назыалось, называлось "Aurum Raymodi", т.е. "золото Рай-
монда" из которых были сделаны монеты, "Raimundini"(дослов-
но, "раймундовки") . Их отождествляют с монетами, известными
как "розенбобели".
На одной стороне этих розенбобелей был вычеканен корабль
несущий знаком розы, а на другой надпись "Jesus autem
transiens per medium illorum ibat"(Однако Иисус прошел через
них насквозь), имея в виду неудержимость воинов предстоящего
крестового похода.
"Подобно тому, как Иисус прошел, не будучи замечен, через
ряды иудевв, так это было и с алхимиками, которые также ски-
тались непонятые и неузнанные в массе народа", - замечает З.
Шпаусус в книге "Путешествие в мир химии". (М.: 1959).
Впрочем для свершения крестового похода, нужно было идти
слишком далеко. С вычеканенными из этого золота шестью мил-
лионами двойных дукатов, так называемыми "розенбобелями",
Эдуард III предпринял поход против Франции. Она была ближе.
1.3.5. Карл VI (1380-1422), король Франции, вступивший на
престол малолетним, слабоумный, впоследствии окончательно
впавший в безумие, тем не менее правил страной, как умел(хо-
тя, фактически, правили регенты - брат короля герцог Орлеан-
ский и дядя, герцог Бергундский).
Как-то Карл VI узнал об писце Николае Фламеле, дела кото-
рого, начиная с 1382 года вдруг круто пошли в гору, благода-
ря тому, что, как утверждал в своих записках сам же Фламель,
ему повезло в деле получения "Философского камня" и, далее -
в изготовлении золота. Фламель утверждал что причиной вне-
запного богатства послужила некая старинная книга алхимика
"Авраама-еврея", в рецептами "Великого Делания", символики
которой ему посчастливилось расшифровать.
Карл VI не подозревал об алхимических причинах обогащения,
но потребовал расследовать обстоятельства появленяи баснос-
ловного состояния Фламеля(тот оплачивал постройку множества
часовен, церквей, больниц, стал, вдруг собственником более
тридцати домов), прислав главного налоговго инсектора Сира
де Кармуази.
Много позже, в 1655 году, Пьер Борель, придворный врач и
советник Людовика XIV, в своей книге "Сокровищница галльских
и французских открытий и древностей" писал так:
"Слухи о богатстве Фламеля дошли до короля, который послал
месье де Крамуази, проверить, есть ли в них хоть доля исти-
ны. Но сей благородный господин нашел, что Фламель живет с
очень стесненых условиях и даже пользуется глиняной посудой.
Традиция, однако, утверждает, что Николай, обнаружив в ин-
спекторе благородного человека, рассказал тому всю правду и
дал сосуд, наполненный своим порошком. Говорят, что этот со-
суд многие годы сохранялся в семье инспектора. Это избавило
Фламеля в дальнейшем от королевского внимания.
Подкуп "благородного человека", Сира де Кармуази был оче-
виден, но он позволил Фламелю избавиться от пристального
взгляда королевской особи и - спокойно дожить до мирной кон-
чины, в возрасте 80 лет. Свою могилу он просил украсить кар-
тинами из вышеупмянутой книги.
Подлинные причины его странного богатства так и остались
неясны, поскольку Фламеля называли и ростовщиком, и просто,
обманщиком, но, в любом случае изготовление фальшивого золо-
та вряд ли бы приветствовалось королем.
1.3.6. Король Карл VII(правил 1422-1461) во время одной из
войн Франции с Англией, так же воспользовался услугами алхи-
миков. С помощью алхимика Леклерка Карл VII изготовил мно-
жество фальшивых денег.
Прослышав это, и противостоящий Карлу английский король
Генрих VI(правил 1422-1461) начал изготовлять фальшивые мо-
неты и наплнять ими европейские рынки. Состязание коронован-
ных фальшивомонетчиков приняло грандиозные размеры и привело
к великой путанице в торговых и хозяйственных делах.
В годы правления Карла VII состоялся один из весьма нашу-
мевших процесов, и по сей день получающий весьма неоднознач-
ные оценки среди историков. Это - процесс над одним из самых
храбрых маршалов короля, известном по сказкам Перро, под
именем сказочного злодея Синяя Борода.
Иссиня-черную бороду имел Жиль де Лаваль, барон де Ре, ко-
торого некоторые исследователи считают душевнобольным. В
замке Синей Бороды проживал алхимик Прелатти, порядочный
пройдоха, вместе с которым барон проделывал какие-то стран-
ные эксперименты. Если верить свидетельствам тех лет, то в
округе происходи постоянные исчезновения детей, некоторых
брали в замок "на обучение" и они так же пропадали.
В 1440 году случайные обстоятельства выдали маршала. Его
жена, мадам де Ре, оказавшись свидетельницей "Черной мес-
сы"(кровавого человеческого жертвоприношения "дьяволу"), с
сестрой и братьями поспешно покинула замок. На следующее ут-
ро герцог Иоанн V осадил замок, люди маршала были разоружены
и Жиль де Лаваль вынужден был сдаться.
"Со всех сторон слышались ранее подавляемые ужасом голоса
родителей, требовавших своих детей, - расказывает Элифас Ле-
ви в весьма художественном описании, в известной книге "Ис-
тория магии"(М.: REFL-book, 1995), - по всей провинции раз-
давались крики горя и скорби. Замки Машекуль и Шантосе были
разрушены, в результате обнаружили две сотни детских скеле-
тов(по другим данным - около 800 девушек - А.А.), остальное
было предано огню".
"...Жиль де Лаваль скрыл, - отмечает далее Элифас Ле-
ви(бывший аббат Луи Констан), - что пытался добыть Философс-
кий Камень из крови убитых детей и то, что к этому чудовищ-
ному злодеянию его влекла алчность. По наущению своих
некромантов он полагал, что универсальное средство жизни
можно получить, комбинируя действие и противодействие, над-
ругательства над Природой и убийства.
Он собирал радужную пленку с застывшей кровью, подвергал
ее различным воздесйтвиям, настаивая продукт в философском яй-
це атанора("философское яйцо" - толстстенная колба, "ата-
нор" - алхимическая печь, - А.А.), комбинируя его с солью,
серой и ртутью. Несомненно, что он отыскал этот рецепт в ка-
ких-то старых еврейских колдовских книгах..."
После процесса Жиль де Лаваль был сожжен заживо. Более
поздние расследования обтоятельств несколько сместили акцен-
ты ситуации. В 1925 году под развалинами замка Машкуль была
обнаружена золотоносная жила. Таким образом кровь жертв тре-
бовалась не непосредственно для получения "из нее" золота, а
"всего лишь" для облегчения извлечения из руды...
Это, однако, не смягчило приговора веков.
Next