ГЛАВА 1.8. "ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ".
1.8.1. Про "Философский камень", странное и непонятное ве-
щество, которое можно использовать, например, для "изготол-
вения золота", хотя бы вскользь, упоминали все известные пи-
сатели средневековья. Вот, Франсуа Рабле (1494-1553) знамени
тые "Гаргантюа и Пантагрюэль"(М.: изд. "Правда", 1991):
"Тут вплотную к нам приблизился груженный барабанами ко-
рабль, среди пассажиров коего я узнал людей почтенных, между
прочим, Анри отирался, старинного моего приятеля. На поясе у
него висел, как у женщин - четки, большущий ослиный причин-
дал, в левой руке он держал засаленный, замызганный, старый,
грязный колпак какого-нибудь шелудивого, а в правой - здоро-
венную кочерыжку.
Увидев меня, он вскрикныл от радости и сказал:
- А ну, что это у меня? Поглядите(тут он показал на осли-
ный причиндал), вот настоящая альгамана(амальгама - А.А.),
докторская шапочка - это наш единственный эликсир, а вот это
(н показал на кочерыжку) - это Lunaria maior("лунная трава"
еобходимая для получения камня - А.А.). К вашему возвращению
мы добудем Философский камень!..."
Итак, что же такое "Magisterium", "Lapis hhilosophorum",
"Философский камень", "Вечный эликсир"?
1.8.2. Откуда взялось такое понятие - достаточно отчетливо
показывает история химии, а, точнее, "предхимии". Такое во-
ображаемое средство "должно" было появиться. В противном
случае само существование алхимиков становилось так же неоп-
равданным, так же, как существование астрономии в давние го-
ды, без астрологии.
Цель - обогащение, средство - золото. Цель - золото,
средство - философский камень. Цель - философский камень,
средство - неизвестно...
И вот тут-то пути расходились. Потому что как получать фи-
лософский камень - никто толком не знал.
Первое упоминание о "философском камне" появилось, видимо,
в трудах Гебера(Джабир, Абу-Муса-Джафир аль Софи, 702-763
гг). Родился он в Месопотамии, долго преподавал в Севилье.
Его сочинения известны лишь в старых латинких переводах, по
котрым трудно установить все ли книги ему принадлежат.
Как и все его предшественники, Гебер считал, что металлы
отличаются лишь количественным соотношением особых компо-
нент, а отнюдь не качеством("модернизируя" такое учение мож-
но, даже сравнить серу и ртуть, с протонами и нейтронами).
Наибольшую известность Геберу принесло его алхимическое
учение. Он первый создал химическую теорию о соединениях ме-
таллов, на основании которой объяснял возможность их превра-
щений. Занятно, что этой теории, хотя и с некоторыми измене-
ниями, многие химики придерживались вплоть до XIX века.
1.8.3. Согласно этой теории все сложные вещества, особенно
металлы(ибо большого различия от сплавов не делалось) состо-
яли из двух "начал": sulfur - серы, и mercurius - ртути.
1) Сера - есть носитель свойств изменяющихся от действия
огня, это активное, "мужское" начало, "отец";
2) Ртуть - носитель собственно металлических свойств:
блеска, тягучести, плавкости и т.п., это пассивное, "женс-
кое" начало, "мать".
Различные вещества отличаются между собой лишь тем, что
содержат в себе различное количества серы и ртути. Оба нача-
ла, таким образом, встречаются в чистом и нечистом виде, в
тонком и грубом состояниях.
Для примера Гебер собщает, как можно превратить свинец в
олово. Сделать это оказывается очень просто: надо сплавить
свинец с известным количеством рутути. Олово, по его мнению
только тем и отличается от свинца, что оно несколько богаче
ртутью. Таким образом, задача алхимиков сводилась к тому,
чтобы выяснить наиболее точные количественные соотношения
"начал" в металлах.
Следует сразу отметить, что как среди самих алхимиков, так
и среди последующих их исследователй существовала масса пу-
таницы по поводу серы и ртути, как веществ, и серы и ртути,
как чисто философский понятий, природных начал. В этом смыс-
ле предельно ясен и лаконичен Беккер("Phesica subterranea"),
он пишет:
"Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а ис-
тинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддель-
ные камни, а вторые приобретают знание вещей".
1.8.4. "Средства для превращения металлов Гебер распреде-
ляет в три группы или порядка", - сообщает Леманн А. в из-
вестной книге "Иллюстрированная история суеверий и волшеб-
ства". (М.: Книжное дело, 1900).
1) "Медикаменты первого порядка". У Гебера это вещества,
которые могут изменять некоторые свойства металла. Но полу-
чаемые новые свойства непостоянны.
Так, например, медь при соединении с веществами, содержа-
щими цинк, становится золотисто-желтой(латунь), а с вещест-
вами, содержащими мышьяк, делается серебристо-белой, но -
эти цвета не сохраняются в огне.
2) "Медикаменты второго порядка". По мнению Гебера и они
могут сообщать неблагородным металлам некоторые свойства
благородных. Но существенное отличие - приобретенные свойс-
тва уже постоянны!
3) "Медикаменты третьего порядка". Этот "медикамент" один,
это так назыаемый "Философский камень" - в твердом виде или
"Великий эликсир" - в жидком виде. Это - вещество, которое
может превратить все свойства неблагородных металлов. И все
изменения сохранятся неизменными. В результате получается
"высший" металл - серебро или золото.
Цель алхимика становится достигнутой.
1.8.5. У Гебера используемые в работе вещества делятся на
"медикаменты", 1, 2 и 3 порядка. 1 - вещества изменяющие
лишь некоторые свойства металла, и получаемые новые свойства
непостоянны; 2 - приобретенные свойства постоянны; 3 - при-
обретенные свйства окончательны.
Сам придающий их "медикамент" один, это и есть "Философс-
кий камень" - в твердом виде или "Великий эликсир" - в жид-
ком виде. Это - вещество, которое может превратить все
свойства неблагородных металлов. И все изменения сохранятся
неизменными. В результате получается "высший" металл - се-
ребро или золото.
Вера в возможности "философского камня" была, первоначаль-
но, поистине неограниченной.
"Если бы только умирающий мог взглянуть на камень, - гово-
рит малоизвестный алхимик Иоанн(XV век), - то ослепленный
красотой его и потрясенный его достоинствами, он воспрял бы,
отринув увечья, в полном здравии. Будь он даже в агонии, и
тогда бы он воскрес..."
Арнольд из Виллановы, врач-профессионал по профессии,
здесь все же более сдержан: "Философский камень сохраняет
здоровье, поддерживает бодрость, старику возвращает моло-
дость, изгоняет порчу, устраняет яд, прокрвшийся в сердце,
смачивает артерии, укрепляет легкие, очищает кровь и врачует
раны. Того, кто болеет ммесяц - вылечит за день, кто - год,
ылечит за двенадцат дней. Те же, кто мается неклько лет,
станут здоровыми за месяц..."
1.8.6. Постепенно к алхимикам стали относиться как к рех-
нувшимся чудакам или как к явным мошенникам мошенникам. В
пьесе "Алхимик", Бен Джонсон(XVI-XVII век, Англия) с явной
иронией пишет, в стихах, от лица наивного героя:
"...Сегодня - я должен приготовить талисман. Наш перл тво-
ренья - философский камень... Вы все еще не верите? Напрас-
но! Я весь металл здесь в доме превращу, сегодня ночью в зо-
лото, а завтра - чуть свет за оловом и за свинцом к
лудильщикам я слуг своих направлю".
Если профаны и дилетанты, начинающие мечтатели, начитавши-
еся сказочных россказней, принимали "философский камень" на
веру, всерьез, то лучшие умы, давно прошедшие этап наивной
веры и десятки раз попробавшие все "рецепты" в деле, относи-
лись к этому по меньшей мре сдержанно.
Основатель ятрохимии(иатрохимии), не раз упоминаемый здесь
Теофраст Парацельс писал:
"Алхимия - великая наука. Она помогает человеку создавать
множество необходимых ему в жизни предметов. Но "философкий
камень", над получением которого ломают себе головы алхими-
ки, вещь фантастическая.
Задача алхимии не в отыскивании философского камня, а в
том, чтоб изготовлять лекарства для излечения больных..."
Вот так, четко и откровенно, высказывался тот, кого счита-
ли одним из "столпов" алхимии.
1.8.7. Тем не менее, время от времени "философский ка-
мень" словно бы всплывал на поверхность, появляясь в руках
странных странствующих алхимиков, которые подчас совершенно
безвозмездно, то ли хвастаясь, то ли "вербуя", то ли с какой
-то иной целью - демонстрировали возможнсти траснформирующе-
го вещества, обычно - некоего красного порошка.
Наиболее известны истории с двумя людьми, явно "неподкуп-
ными", в отношении алхимии, которые получили вещество и про-
делали эксперимент своими руками. Это Иоганн Баптист
Ван-Гельмонт(1566-1644) и врач Иоганн Фридрих Гельвеций.
Ван-Гельмонт пишет:
"Я получил один раз четверть грана(в Англии, 1 гран = 64,8
миллиграмма - А.А.) "камня мудрецов", обернул его в воск,
для того, чтобы из тигля он не был выброшен парами угля, и
бросил его на поверхность полуфунта(в Англии, 1 фунт =
453,592 грамма - А.А.) нагретой ртути, находившейся в обык-
новенном трехугольном тигле.
Ртуть вскипела и превратилась в густую кашу. При усилении
огня металл снова расплавился. При выливании из тигля было
получено восемь унций(в Англии 1 унция = 31,103 грамма -
А.А.) чистого золота. Одного грана "камня мудрецов", таким
образом было достаточно, чтобы превратить 19.000 гран ртути
в золото..."
На радостях, что ему удалась трансмутация металлов, Ван-
Гельмонт назвал соего сына - Меркурием. Сын, впоследствии
также сделался алхимиком, но - без особых успехов.
Другой случай произошел в 1666 году. Доктора Иоганна Фрид-
риха Гельвеция, ярого противника алхимиков, посетил некий
чужестранец, оставивший ему кусочек "камня мудрецов" и боль-
ше не появлявшийся.
Любопытствующий Гельвеций сам, единолично, провел указан-
ный опыт и... получил золото из свинца. Утверждается, что
подлинность золота была подтверждена как ювелиром, так и че-
канщиком монет...
1.8.8. Сами же алхимики, если судить, в частности, по ра-
боте Альберта Пуассона "Теории и символы алхимиков"(однои-
менный сборник работ, М.: 1995), различали минимум два типа
философского порошка и, соответственно, два пути изготовле-
ния, "Делания".
Это был Малый Магистерий(Magisterium, magistr - высший) и
Малое Делание, и Великий Магистериум и Велкиое Делание. При
этом существовало несколько вариаций таких деланий, отличав-
шихся по степени опасности, времени приготовления и т.п.
Далее все было, как в хорошей сказке, с королевством мед-
ным, серебряным и золотым.
Малый Магистерий предоставлял "Камень" белого цвета, кото-
рый не обращал "несовершенные" металлы(ту же медь, свинец и
т.п.) в золото, но лишь - в серебро. Там использовались соли
ртути и серебра.
Великий Магистериум порождал "Камень" красного цвета, ко-
торый обращал все "несовершенные" металлы Там использовалась
смесь солей золота, серебра, серы и ртути.
"Два камня и два Магистерия, - пишет А.Пуассон, - изобра-
жались деревом. Одно - лунное дерево, имеет на себе луны в
виде плодов, это - Малое Делание. Другое - солнечное дерево,
имеет на себе солнца, это - символ Великого Делания. Это
различие между двумя Деланиями весьма древнее его знали все
алхимики".
"Философы утверждали, что золото сначала прошло через сос-
тояние серебра. Следовательно, если кто-нибудь захотел со-
вершить Делание с одним только серебром, он не мог бы дви-
нуться дальше белого и мог бы превратить несовершенные
металлы только в серебро, но никогда не превратил бы их в
золото", - отмечал Вогель.
И уже Гебер признавал именно "два" философских камня или
эликсира. "Луна(серебро - А.А.), укрепленная для белого
эликсира, пригтовляется раствором луны в едкой водке", - от-
мечает он.
1.8.9. Впрочем, особо рассчитывать на получение "Философс-
кого камня" с целью получения "именно золота", все-таки не
приходится. Вот рецепт некоего "Великого гримуара", предпо-
ложительно 1522 года (цит по "Великий гримуар, или искусство
заклинания духов небесных, воздушных, земных, подземных".
Киев. Карме-Синто, 1995):
"Смертельный состав или Философский Камень. Возьмите гор-
шок свежей земли. Добавьте туда 1 фунт красной меди и полс-
такана холодной воы, (и все это) прокипятите в течение полу-
часа. После чего добавьте туда 3 унции окиси меди и
прокипятите(все это) 1 час.
Затем добавьте 2,5 унции мяышьяка и прокипятите 1 час. До-
бавьте 3 унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте
кипеть полчаса. (Добавьте) 1 горшок розовой воды, прокипятив
12 минут, 3 унции сажи, (и) будете кипятить до тех пор, пока
состав не окажется готов.
Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него
гвоздь. Если состав действует на гвоздь(гвоздь желтеет, пок-
рывается "золотом" - А.А.), снимайте с огня. Он (этот сос-
тав) позволит Вам добыть 1,5 фунта золота. Если же (состав)
не действует, это признак того, что состав недоварен. Жид-
костью можно пользоваться 4 раза".
Впрочем, чем дальше удаляются времена алхимиков, тем все
более смутно воспринимается учение о философском камне. От
дымных прокопченых лабораторий и полновесных пузатых реторт
реальных "делателей" размножившиеся ныне популяризаторы
"черной магии" и оккультизма все более переходят к чистень-
ким абстрактным понятиям, к идеализациям и легковесной каст-
рированной мистике...
Next