ГЛАВА 1.12. СОБСТВЕНННЫЕ СИМВОЛЫ АЛХИМИИ.
1.12.1. Все же, особое место среди всех данных выше опре-
делений занимает определение, данное Х.Э.Керлиотом в превос-
ходной его книге "Словарь символов"(М.: REFL-book, 1994):
"Алхимия. Подлинное начало алхимии датируется первыми ека-
ми н.э., когда на широко практиковалась греками и арабами.
Позже в нее были привнесены элементы разных традиций, в том
числе и элементы христианского мистицизма. По сути это был
символический процесс, включающий в себя попытки добыть зо-
лото, которое считалось символом просветления и спасения.
Четыре этапа процедуры обозначались различными цветами(ну-
мерация наша, здесь и ниже - А.А.): 1) черный(греховность,
наало, низшие силы) - для "первичной материи"(символ души в
ее начальном состоянии); 2) белый (простейшая работа, первое
превращение, ртуть); 3) красный(сера, страсть), 4) и, нако-
нец, золото.
П.Пиобб так анализирует символический смысл основных алхи-
мических операций.
1) Первая, называемая calcinatio, заключается в "смерти
мирского", т.е. в отрешении от всех жизненных интересов и
внешнего мира;
2) вторая, putrefactio, является следствием первой и зак-
лючается в отделении бренного праха;
3) третья, solutio , обозначает очищение материи;
4) четвертая, distillatio, - это "дождь" очищенной мате-
рии, т.е. элементов спасения, разделенных в предыдущих дейс-
твиях;
5) в-пятых - соединение(conjuctia - А.А.) символизировало
объединение противопложностей(coincidentia oppositorum),
отождествляемое Юнгом с тесным союзом в человеке мужского
принципа сознания с женским принципом бессознательного;
6) сублимация(sublimatio - А.А.), шестая стадия, символи-
зировала страдание, являющееся результатом мифичекого отъ-
единения от мира и посвящения духовным устремлениям. В ге-
ральдике эта стадия изображается в виде бескрылого существа,
схваченного крылатым уществом, а иногда эта стадия представ-
лена мифом о Прометее.
7) Последней стадий является философcкое затвердевание,
то есть неразрывное соединение принципов сгущенности и лету-
чести: мужское начало(в отличие от женского) "сохраняет"
принцип изменяемости".
1.12.2. Как видим, здесь подход к алхимии явно иной, неже-
ли у типичных химиков. Процессы алхимии рассматриваются как
некоторые духовные процессы, как ритуалы некоей алхимической
"религии", прокопченый у горна алхимик представлен великим
мыслителем (недаром алхимиков именовали именно - "философа-
ми"), земным человеком - познающим божественную суть.
Завершая определение алхимии Керлиот пишет:
"Алхимическую эволюцию можно выразить кратко, формулой
Solve et Coagula, что означает: анализируй все элементы в
самом себе, раствори все низменное в тебе, даже если при
этом ты можешь погибнуть(это предписывалсь, например, при
приянтии "эликсира бессмертия" для омоложения - А.А.), а за-
тем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыду-
щей процедуры.
В дополнение к этой своеобразной символике алхимию можно
расматривать как образец всех других дел(как общий подход, в
толичие от локального и точного, образцом которого являтся
современная химия - А.А.). Она показывает, что добродетели
можно культивировать при любых, даже простейших видах дея-
тельности, и что душа укрепляется, а индивид развивается.
Эвола пишет: "Наша работа представляет собой трансформацию
и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую,
слабости в силу, телесной природы в духовную..."
Относительно гермафродита(один из важнейших алхимических
симвлов) Юджинио д'Орс пишет: "Тот, ком не удается "стать
двумя в одном теле"(любовь), станет двумя в одном духе(инди-
видуация)".
Впрочем, в дальнейшем мы постараемся не слишком погружать
читателя в подобные семиотико-семантические тонкости...
1.12.3. Напомним, в философии, медиицне, агии, астрологи,
алхимии, везде и всюду, со времен Аристотеля пытались приме-
нить четыре свойства: Жар и Холод, Сухость и Влажность, и
четыре стихии(первоэлемента) - Огонь и Воду, Землю и Воздух,
образуемые сочетанием этих свойств.
1) Огонь = Жар х Сухость;
2) Вода = Холод х Влажность
3) Воздух(пар) = Жар х Влажность;
4) Земля = Холод х Сухость
Двухосевое деление на 4 части практиковалось во многих на-
уках, от медицины до астрологии. У алхимии, помимо этой при-
вычной картины появилась и "третья ось" воего специфического
деления - Ртуть и Сера. От Серы производили - горючесть, от
Ртути - металличность. Позже Парацельс добавил и третье, как
бы промежуточное состояние - Соль. Занятно, что "ось" Се-
ра-Ртуть знаменовала собой как бы ось окислительной и всста-
новительной спсобности.
В какой-то мере деление европейских алхимиков на Серу и
Ртуть напоминало восточное деление свойств на Ян и Инь.
-----------------------------T------------------------------¬
¦ ЯН ¦ ИНЬ ¦
+----------------------------+------------------------------+
¦ Активное начало ¦ Пассивное начало ¦
¦ Мужские свойства, Мужчина ¦ Женские свойства, Женщина ¦
¦ Солнце ¦ Луна ¦
¦ Небо ¦ Земля ¦
¦ Верх ¦ Низ ¦
¦ Переднее ¦ Заднее ¦
¦ Наружное ¦ Внутреннее ¦
¦ ... ¦ ... ¦
L----------------------------+-------------------------------
Подобная бинарная(попарная) классификация была на редкость
удобна, поскольку допускала максимум свободы, и, в то же
время, при условии соблюдения точности обозначений, позволя-
ла достаточно тонко дифференцировать вещества, объекты, про-
цессы.
До известной степени это напоминало современные бинарные
обозначения в информатике и программировании.(0, 1; 00, 11,
01, 10; 111, 000, 110, 011, 001, 100, 010, 101 и т.п., по
возрастающей)
1.12.4. В алхимии было нечто очень похожее, хотя и на ред-
кость причудливо выражено, обычно в графических изображени-
ях, в слошных аллегориях и метафорах.
Например, используя одну пару единиц, можно обозначить:
1) нагревание - символически горящим факелом(1),
2) охлаждение - потушенным факелом(0).
Другая пара:
1) твердое вещество - мужчиной(1);
2) жидкое вещество - женщиной(0). И - т.п.
В таком случае, последовательно используя такие две пары
"единиц", можно легко обозначить и так же легко понять:
1) Нагревание твердого вещества - огнем рядом с мужчи-
ной(11), или - стоящим мужчиной
2) нагревание жидкого вещества - огнем рядом с женщи-
ной(10) или - стоящей женщиной;
3) Охлаждение твердого вещества - потушенным огнем рядом с
мужчиной(01), или - лежащим мужчиной;
4) Охлаждение жидкого вещества - потушенным огнем рядом с
женщиной(00), или - лежащей женщиной.
И - так далее, доводя бинарные(попарные) символики до 3,
4, 5 и более значений(типа 111, 101, 010 и т.п.; 1111, 1010,
0001 и т.п.; 00100, 00111, 11111 и т.д. и т.п.)
-----------------------------T------------------------------¬
¦ СЕРА ¦ РТУТЬ (МЕРКУРИЙ) ¦
+----------------------------+------------------------------+
¦ Активное начало ¦ Пассивное начало ¦
¦ Мужские свойства, Мужчина ¦ Женские свойства, Женщина ¦
¦ Король, одет в красное ¦ Королева, одета в белое ¦
¦ Красный человек ¦ Белая женщина ¦
¦ Огонь и Земля ¦ Воздух и Вода ¦
¦ Жар и Сухость ¦ Холод и Влажность(жидкость) ¦
¦ Устойчивость и точность ¦ Неустойчивсть и неточность ¦
¦ Лев, царь зверей(земной) ¦ Орел, царь птиц(летучий) ¦
¦ Бескрылый дракон(земной) ¦ Крылатый дракон(летучий) ¦
¦ Супруг, кобель, отец ¦ Супруга, сука, мать ¦
¦ Кислое молоко ¦ Обычное молоко ¦
¦ ... ¦ ... ¦
L----------------------------+-------------------------------
1.12.5. В книге Исаака Голланда(XV век) приводился рисунок
"Руки Философов", как ключ к раскрытию значения алхимических
символик. На ладони руки изображена рыба, серебристая как
ртуть - она и была здесь символом ртути. Рыбу окружает огонь
- символ горючей серы. Из их соединения, как пальцы на ладо-
ни "возникли"(выводились) еще пять веществ, знаки которых
были проставлены над каждым пальцем:
1) большой палец, прикрытый луной(знаком серебра) нес на
себе корону. Это "король" и по объяснению Голланда обознача-
ло селитру(соль азотной кислоты);
2) указательный палец - нес шестиугольную звезду, обозна-
чая железный купорос(сернокислое железо);
3) средний палец, со значком солнца(символ золота) - наша-
тырь(хлористый аммоний);
4) безымянный палец, - был прикрыт фонарем, означая квасцы
(сложные алюмо-калиевые сернокислые соли);
5) мизинец - с ключом, обычная поваренная соль(хлористый-
натрий), ее обозначали и белой змеей).
Таким образом, алхимики обходились очень немногим.
1.12.6. В то же время колоссальная разобщенность алхимиков
и отсутствие единой номенклатуры приводили к постоянным "ли-
рическим отступлениям" в обозначении производимых химических
реакций. Будучи выражены рисунком или словесно, они, в ре-
зультате представали, как сложнейшие ребусы.
Дополнительной тяжкой печатью ложилось стремление многих
алхимиков "зашифровать" те опыты, которые им казались удач-
ными. В итоге десятки и сотни последующих алхимиков вновь и
вновь принуждены были начинать "с нуля" ту же работу, что
проделали десятки и сотни их предшественников.
Обозначения же на изображениях и в текстах были достаточно
пестры и специфичны. Вот лишь некоторые:
"Кислоты" - на рисунках и в текстах часто символизирова-
лись "львами", пожирающими Солнце(золото) или Луну(серебро).
"Растворение драгоценных металлов" - изображалось как
"пожранные" солнце и луна(золото и серебро), или как побеж-
денные Аполлон и Диана(соответственно, бог солнца и золота,
богиня луны и серебра).
"Нагревание" - мог обозначать хромец(бог Вулкан был хром).
"Умерщвление", т.е. подавление активных свойств мог обоз-
начать скелет с косой, смерть.
"Сурьма" - символизировалась в виде волка.
"Свинец" - изображался как Сатурн(или скелет) с косой.
"Сера" - могла обозначаться как король, подчас голый, с
одной лишь короной на голове.
"Ртуть" - как королева, также, нагая, с одной лишь короной.
"Слияние серы и ртути" - половой акт "короля" и "короле-
вы", картинка, которую не обходил ни один алхимик.
"Фиксированная(твердая) ртуть" - обрубание крылатых ног не
меру шустрому юноше Меркурию(напомним, "меркуриум" - ртуть).
И - так далее.
1.12.7. К классификации аллегорий в алхимических обозначе-
ниях можно подходить, минимум, двояко:
Первый подход только что показан - это подход современного
химика, который знает, виды процессов, но, возможно, не зна-
ет, как их обозначали алхимики.
Второй подход, от обратного - расшифровка самого обозначе-
ния алхимика, особенно если оно выражалось рисунком:
"Брак" - реакция соединения, нередко изображаемая в виде
наглядного недвусмысленного рисунка с натуральным и откро-
венным половым актом, символически подразумевая реакцию фи-
лософских серы и ртути, с получением "волшебного" красного
порошка, начала начал - серной ртути.
"Гермафродит" - вещество с двойственными свойствами, подо-
бие поового акта "короля" и "королевы", но с еще более глу-
боким "взаимопроникновением". Почти то же самое обозначали
"ребис" и "абраксас". От последнего, кстати и произошло зна-
менитое слово-заклинание: "Абракадабра!", т.е. буквально -
"Верх и Низ - подчинитесь!", как в "Изумрудной Скрижали" у
одного из первых алхимиклв Гермеса Трисмегиста.
"Ванна для короля и королевы" - очищение веществ, причем
здесь различалась, соответственно, "мужская ванна" и "женс-
кая ванна"(баня). "Заразность"(загрязнение) была исключена.
"Нечистоты" - на одежде короля и королеы обозначали, бук-
вально, неочищенность, посторонние примеси.
"Три цветка" - что держит королева, означали, что очищение
должно быть повторено три раза.
"Химическая свадьба" - соединение серы и ртути философов в
философском яйце, один из наиважнейших по их мнению, процес-
сов, поскольку желтая золотистая сера несла с собой цвет и
твердость, а серебристая ртуть - металлический блеск и тя-
жесть. Серу здесь называли "отцом", "мужчиной", "королем",
т.е. активным началом. Ртуть "матерью", "женщиной", "короле-
вой", т.е. пассивным началом.
Свойства эти, "сложившись", должны были породить материал
желтого цвета и с металлическим блеском, твердый и тяжелый.
Такой материал напоминал золото, и, по мнению алхимика необ-
ходимо было лишь "подобрать дозы", чтобы получить именно то,
что требуется, а именно - обогащающее золото.
И - так далее. Фантазия здесь была достаточно безгранична.
Next