ГЛАВА 1.12. СОБСТВЕНННЫЕ СИМВОЛЫ АЛХИМИИ.
         
           1.12.1. Все же,  особое место среди всех данных выше опре-
         делений занимает определение, данное Х.Э.Керлиотом в превос-
         ходной его книге "Словарь символов"(М.: REFL-book, 1994):
           "Алхимия. Подлинное начало алхимии датируется первыми ека-
         ми н.э.,  когда на широко практиковалась греками и  арабами.
         Позже в нее были привнесены элементы разных традиций,  в том
         числе и элементы христианского мистицизма.  По сути это  был
         символический процесс,  включающий в себя попытки добыть зо-
         лото, которое считалось символом просветления и спасения.
           Четыре этапа процедуры обозначались различными цветами(ну-
         мерация наша,  здесь и ниже - А.А.):  1) черный(греховность,
         наало,  низшие силы) - для "первичной материи"(символ души в
         ее начальном состоянии); 2) белый (простейшая работа, первое
         превращение,  ртуть); 3) красный(сера, страсть), 4) и, нако-
         нец, золото.
           П.Пиобб так анализирует символический смысл основных алхи-
         мических операций.
           1) Первая,  называемая  calcinatio,  заключается в "смерти
         мирского",  т.е.  в отрешении от всех жизненных интересов  и
         внешнего мира;
           2) вторая,  putrefactio, является следствием первой и зак-
         лючается в отделении бренного праха;
           3) третья, solutio , обозначает очищение материи;
           4) четвертая,  distillatio,  - это "дождь" очищенной мате-
         рии, т.е. элементов спасения, разделенных в предыдущих дейс-
         твиях;
           5) в-пятых - соединение(conjuctia -  А.А.) символизировало
         объединение   противопложностей(coincidentia   oppositorum),
         отождествляемое Юнгом с тесным союзом  в  человеке  мужского
         принципа сознания с женским принципом бессознательного;
           6) сублимация(sublimatio - А.А.),  шестая стадия, символи-
         зировала страдание,  являющееся  результатом мифичекого отъ-
         единения от мира и посвящения духовным устремлениям.  В  ге-
         ральдике эта стадия изображается в виде бескрылого существа,
         схваченного крылатым уществом, а иногда эта стадия представ-
         лена мифом о Прометее.
           7) Последней стадий  является  философcкое  затвердевание,
         то есть неразрывное соединение принципов сгущенности и лету-
         чести: мужское начало(в  отличие  от  женского)  "сохраняет"
         принцип изменяемости".

           1.12.2. Как видим, здесь подход к алхимии явно иной, неже-
         ли у типичных химиков.  Процессы алхимии рассматриваются как
         некоторые духовные процессы, как ритуалы некоей алхимической
         "религии",  прокопченый у горна алхимик представлен  великим
         мыслителем  (недаром алхимиков именовали именно - "философа-
         ми"), земным человеком - познающим божественную суть.
           Завершая определение алхимии Керлиот пишет:
           "Алхимическую эволюцию  можно  выразить  кратко,  формулой
         Solve et Coagula,  что означает:  анализируй все элементы  в
         самом  себе,  раствори  все низменное в тебе,  даже если при
         этом ты можешь погибнуть(это  предписывалсь,  например,  при
         приянтии "эликсира бессмертия" для омоложения - А.А.), а за-
         тем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыду-
         щей процедуры.
           В дополнение к этой своеобразной символике  алхимию  можно
         расматривать как образец всех других дел(как общий подход, в
         толичие от локального и точного,  образцом которого  являтся
         современная химия - А.А.).  Она показывает,  что добродетели
         можно культивировать при любых,  даже простейших видах  дея-
         тельности, и что душа укрепляется, а индивид развивается.
           Эвола пишет: "Наша работа представляет собой трансформацию
         и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую,
         слабости в силу, телесной природы в духовную..."
           Относительно гермафродита(один из  важнейших  алхимических
         симвлов) Юджинио  д'Орс пишет:  "Тот,  ком не удается "стать
         двумя в одном теле"(любовь), станет двумя в одном духе(инди-
         видуация)".
           Впрочем, в дальнейшем мы постараемся не  слишком погружать
         читателя в подобные семиотико-семантические тонкости...

           1.12.3. Напомним,  в философии, медиицне, агии, астрологи,
         алхимии, везде и всюду, со времен Аристотеля пытались приме-
         нить четыре свойства:  Жар и Холод,  Сухость и Влажность,  и
         четыре стихии(первоэлемента) - Огонь и Воду, Землю и Воздух,
         образуемые сочетанием этих свойств.

           1) Огонь = Жар х Сухость;
           2) Вода = Холод х Влажность
           3) Воздух(пар) = Жар х Влажность;
           4) Земля = Холод х Сухость

           Двухосевое деление на 4 части практиковалось во многих на-
         уках, от медицины до астрологии. У алхимии, помимо этой при-
         вычной картины появилась и "третья ось" воего специфического
         деления - Ртуть и Сера.  От Серы производили - горючесть, от
         Ртути - металличность. Позже Парацельс добавил и третье, как
         бы  промежуточное состояние - Соль.  Занятно,  что "ось" Се-
         ра-Ртуть знаменовала собой как бы ось окислительной и всста-
         новительной спсобности.
           В какой-то  мере  деление  европейских алхимиков на Серу и
         Ртуть напоминало восточное деление свойств на Ян и Инь.
         -----------------------------T------------------------------¬
         ¦ ЯН                         ¦ ИНЬ                          ¦
         +----------------------------+------------------------------+
         ¦ Активное начало            ¦ Пассивное начало             ¦
         ¦ Мужские свойства, Мужчина  ¦ Женские свойства, Женщина    ¦
         ¦ Солнце                     ¦ Луна                         ¦
         ¦ Небо                       ¦ Земля                        ¦
         ¦ Верх                       ¦ Низ                          ¦
         ¦ Переднее                   ¦ Заднее                       ¦
         ¦ Наружное                   ¦ Внутреннее                   ¦
         ¦ ...                        ¦ ...                          ¦
         L----------------------------+-------------------------------
           Подобная бинарная(попарная) классификация была на редкость
         удобна,  поскольку  допускала максимум свободы,  и,  в то же
         время, при условии соблюдения точности обозначений, позволя-
         ла достаточно тонко дифференцировать вещества, объекты, про-
         цессы.
           До известной  степени  это напоминало современные бинарные
         обозначения в информатике и программировании.(0,  1; 00, 11,
         01,  10;  111,  000, 110, 011, 001, 100, 010, 101 и т.п., по
         возрастающей)

           1.12.4. В алхимии было нечто очень похожее, хотя и на ред-
         кость причудливо выражено,  обычно в графических изображени-
         ях, в слошных аллегориях и метафорах.
           Например, используя одну пару единиц, можно обозначить:
           1) нагревание - символически горящим факелом(1),
           2) охлаждение - потушенным факелом(0).

           Другая пара:
           1) твердое вещество - мужчиной(1);
           2) жидкое вещество - женщиной(0). И - т.п.

           В таком  случае,  последовательно используя такие две пары
         "единиц", можно легко обозначить и так же легко понять:
           1) Нагревание твердого вещества -  огнем  рядом  с  мужчи-
         ной(11), или - стоящим мужчиной
           2) нагревание жидкого вещества  -  огнем  рядом  с  женщи-
         ной(10) или - стоящей женщиной;
           3) Охлаждение твердого вещества - потушенным огнем рядом с
         мужчиной(01), или - лежащим мужчиной;
           4) Охлаждение жидкого вещества - потушенным огнем рядом с
         женщиной(00), или - лежащей женщиной.
           И - так далее,  доводя бинарные(попарные) символики до  3,
         4, 5 и более значений(типа 111, 101, 010 и т.п.; 1111, 1010,
         0001 и т.п.; 00100, 00111, 11111 и т.д. и т.п.)

         -----------------------------T------------------------------¬
         ¦ СЕРА                       ¦ РТУТЬ (МЕРКУРИЙ)             ¦
         +----------------------------+------------------------------+
         ¦ Активное начало            ¦ Пассивное начало             ¦
         ¦ Мужские свойства, Мужчина  ¦ Женские свойства, Женщина    ¦
         ¦ Король, одет в красное     ¦ Королева, одета в белое      ¦
         ¦ Красный человек            ¦ Белая женщина                ¦
         ¦ Огонь и Земля              ¦ Воздух и Вода                ¦
         ¦ Жар и Сухость              ¦ Холод и Влажность(жидкость)  ¦
         ¦ Устойчивость и точность    ¦ Неустойчивсть и неточность   ¦
         ¦ Лев, царь зверей(земной)   ¦ Орел, царь птиц(летучий)     ¦
         ¦ Бескрылый дракон(земной)   ¦ Крылатый дракон(летучий)     ¦
         ¦ Супруг, кобель, отец       ¦ Супруга, сука, мать          ¦
         ¦ Кислое молоко              ¦ Обычное молоко               ¦
         ¦ ...                        ¦ ...                          ¦
         L----------------------------+-------------------------------

           1.12.5. В книге Исаака Голланда(XV век) приводился рисунок
         "Руки Философов", как ключ к раскрытию значения алхимических
         символик.  На  ладони руки изображена рыба,  серебристая как
         ртуть - она и была здесь символом ртути. Рыбу окружает огонь
         - символ горючей серы. Из их соединения, как пальцы на ладо-
         ни "возникли"(выводились) еще пять  веществ,  знаки  которых
         были проставлены над каждым пальцем:
           1) большой  палец,  прикрытый луной(знаком серебра) нес на
         себе корону. Это "король" и по объяснению Голланда обознача-
         ло селитру(соль азотной кислоты);
           2) указательный палец - нес шестиугольную звезду,  обозна-
         чая железный купорос(сернокислое железо);
           3) средний палец, со значком солнца(символ золота) - наша-
         тырь(хлористый аммоний);
           4) безымянный палец, - был прикрыт фонарем, означая квасцы
         (сложные алюмо-калиевые сернокислые соли);
           5) мизинец - с ключом,  обычная поваренная соль(хлористый-
         натрий), ее обозначали и белой змеей).
           Таким образом, алхимики обходились очень немногим.

           1.12.6. В то же время колоссальная разобщенность алхимиков
         и отсутствие единой номенклатуры приводили к постоянным "ли-
         рическим отступлениям" в обозначении производимых химических
         реакций.  Будучи выражены рисунком или словесно,  они, в ре-
         зультате представали, как сложнейшие ребусы.
           Дополнительной тяжкой  печатью  ложилось стремление многих
         алхимиков "зашифровать" те опыты,  которые им казались удач-
         ными.  В итоге десятки и сотни последующих алхимиков вновь и
         вновь принуждены были начинать "с нуля" ту  же  работу,  что
         проделали десятки и сотни их предшественников.
           Обозначения же на изображениях и в текстах были достаточно
         пестры и специфичны. Вот лишь некоторые:

           "Кислоты" - на рисунках и в текстах  часто  символизирова-
         лись "львами", пожирающими Солнце(золото) или Луну(серебро).
           "Растворение драгоценных  металлов"  -  изображалось   как
         "пожранные" солнце и луна(золото и серебро),  или как побеж-
         денные Аполлон и Диана(соответственно,  бог солнца и золота,
         богиня луны и серебра).
           "Нагревание" - мог обозначать хромец(бог Вулкан был хром).
           "Умерщвление", т.е.  подавление активных свойств мог обоз-
         начать скелет с косой, смерть.
           "Сурьма" - символизировалась в виде волка.
           "Свинец" - изображался как Сатурн(или скелет) с косой.
           "Сера" -  могла обозначаться как король,  подчас голый,  с
         одной лишь короной на голове.
           "Ртуть" - как королева, также, нагая, с одной лишь короной.
           "Слияние серы и ртути" - половой акт "короля"  и  "короле-
         вы", картинка, которую не обходил ни один алхимик.
           "Фиксированная(твердая) ртуть" - обрубание крылатых ног не
         меру шустрому юноше Меркурию(напомним, "меркуриум" - ртуть).
           И - так далее.

           1.12.7. К  классификации аллегорий в алхимических обозначе-
         ниях можно подходить, минимум, двояко:
           Первый подход только что показан - это подход современного
         химика, который знает, виды процессов, но, возможно, не зна-
         ет, как их обозначали алхимики.
           Второй подход, от обратного - расшифровка самого обозначе-
         ния алхимика, особенно если оно выражалось рисунком:

           "Брак" - реакция соединения,  нередко изображаемая в  виде
         наглядного  недвусмысленного  рисунка с натуральным и откро-
         венным половым актом,  символически подразумевая реакцию фи-
         лософских  серы и ртути,  с получением "волшебного" красного
         порошка, начала начал - серной ртути.
           "Гермафродит" - вещество с двойственными свойствами, подо-
         бие поового акта "короля" и "королевы",  но с еще более глу-
         боким  "взаимопроникновением".  Почти то же самое обозначали
         "ребис" и "абраксас". От последнего, кстати и произошло зна-
         менитое слово-заклинание:  "Абракадабра!",  т.е. буквально -
         "Верх и Низ - подчинитесь!",  как в "Изумрудной Скрижали"  у
         одного из первых алхимиклв Гермеса Трисмегиста.
           "Ванна для короля и королевы" - очищение  веществ,  причем
         здесь различалась,  соответственно, "мужская ванна" и "женс-
         кая ванна"(баня). "Заразность"(загрязнение) была исключена.
           "Нечистоты" - на одежде короля и королеы обозначали,  бук-
         вально, неочищенность, посторонние примеси.
           "Три цветка" - что держит королева, означали, что очищение
         должно быть повторено три раза.
           "Химическая свадьба" - соединение серы и ртути философов в
         философском яйце, один из наиважнейших по их мнению, процес-
         сов,  поскольку  желтая золотистая сера несла с собой цвет и
         твердость,  а серебристая ртуть - металлический блеск и  тя-
         жесть.  Серу здесь называли "отцом",  "мужчиной", "королем",
         т.е. активным началом. Ртуть "матерью", "женщиной", "короле-
         вой", т.е. пассивным началом.
           Свойства эти,  "сложившись", должны были породить материал
         желтого цвета и с металлическим блеском,  твердый и тяжелый.
         Такой материал напоминал золото, и, по мнению алхимика необ-
         ходимо было лишь "подобрать дозы", чтобы получить именно то,
         что требуется, а именно - обогащающее золото.

           И - так далее. Фантазия здесь была достаточно безгранична.



Next