ГЛАВА 1.17. ЭТО ПРОСТО ЗОЛОТО.
1.17.1. Справка: Золото. Символ - Au(Aurum, auris - ухо,
ушко, возможно, намек на торчащие "уши" самородков; впрочем,
aurura - заря, aura - сияние, свет). Атомный номер - 79,
атомная масса - 196,9. Плотность 19.320 кг/м.кб. Температура
плавления - 1064 С. Металл желтого цвета, мягкий, очень
пластичный, химически весьма инертнен.
История золота в истории человечества сопряжена с сотнями
и тысячами разноообразнейших эпизодов. Войны, убийства, по-
хищения, мошенничества и целый сонм преступлений, так или
иначе связан с золотом и знаменитая фраза из куплетов Мефис-
тофеля из "Фауста" В.Гете, "Люди гибнут за металл" остава-
лась "актуальной" на протяжении многих веков и тысячелетий.
Одни из первых письменных сообщений о золоте приходят из
Древнего Египта. Древнейшие из них, относящиеся ко временам
фараона Тутмоса III свидетельствуют, что египтянам золото
было известно еще 5500 лет назад.
В Древнем Египте и Риме высоко ценили, причем выше золота,
сплав из "электрума", золота с серебром, который, поэтому,
кстати, раньше и был символическим "металлом Юпитера" и лишь
много позже "заменен" у астрологов на обычное олово.
Если верить легендам, то листами из позолоченной меди были
крыты вершины знаменитого комплекса пирамид Хеопса, Хафра,
Микерина в Древнем Египте, не считая того, что это и впрямь
были "пирамиды", т.е. фигуры с идеально гладкими четырьмя
боковыми плоскостями, а отнюдь не те "ступенчатые" рассыпаю-
щиеся соружения, что высятся на берегах Нила ныне - полиро-
ванная облицовка с них сорвана еще тысячи лет назад.
Пирамиды встречали золотую зарю и форма их, форма полуок-
таэдра, как можно полагать, возникла далеко не случайно: фа-
раоны, "сыновья Солнца", стремились подражать Солнцу во
всем, и вполне могли избрать в магико-символичеком смысле
форму полукотаэдра, типичную форму кристалла "солнечного ме-
талла", золота или "солнечного камня", алмаза, также дающего
октаэдрические кристаллы.
Золотыми листами были покрыты крыши многих древних азиатс-
ких храмов(многие сохранились по сей день), например, в Бир-
ме, Тиаланде, дворца Потала в Лхассе(Тибет). Занятно, что на
базарах подобных стран одной из стандартных фигур являются
нищие(по нашим понятиям) кузнецы, которые деревянными молот-
ками плющат... кусочки золота, доводя их до состояния тон-
чайшей фольги и продавая относительно дешево верующим.
Такие исключительно тонкие листочки могут употреблять... в
пищу, а также - в качестве индивидуального приношения статуе
какого-либо святого. Исполняется это достаточно своеобразно:
верующий просто "прилепливает" тончайший листик золота по-
верх скульптуры избранного святого, разглаживает рукой и
предоставляет место следующему. За многие годы статуи неко-
торых святых заметно потеряли свою начальную форму и ныне
покрыты весьма толстым слоем такого листового золота.
1.17.2. Обнаружение богатых месторождений издавно связано
со всевозможными легендами. Писатель Джек Лондон в свою вре-
мя блестяще отразил в своих произведениях "золотую лихорадку"
на Клондайке, упоминая о находках огромных самородков.
Действительно, золото встречается не только в россыпях или
вкраплениях твердых горных пород, но и в кристаллическом са-
мородном состоянии. Один из самых больших самородков весил
112 килограммов, при объеме "всего" в 0,006 куб.метра. В
России, на Урале, один из крупнейших самородков Царево-Алек-
сандровской россыпи весил 32,5 кг.
Занятно, но встречаемость и, автоматически, "самородкооб-
разуемость" таких металлов, как золото, серебро и медь от-
четливо соответствует той шкале ценностей, которая им была
установлена. В частности, согласно Б.В.Некрасову("Основы об-
щей химии". т.1,2. М.: Химия, 1973): "Самые крупные ког-
да-либо найденные самородки золота, серебра весили соответс-
твенно 112 кг, 13,5 т и 420 т)..."
Способы же добычи золота, особенно ближе к нашему времени,
не отличались "гуманностью" по отношению к золотодобытчику.
Золото добывалсь и добывается с помощью ртути, хлора, циани-
дов - веществ, отнюдь не способствующих здоровью.
1.17.3. Любопытнейший экскурс в прошлое золота и прочих
"первых" металлов предоставляет нам описание, что дал когда-
то в своей, по сей день цитируемой поэме "О природе вещей"
древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99- 55 до
н.э.). Вот как рассказывает "О происхождении металлов"(цит.
по "Книга для чтения по химии". ч.2. М.: Учпедгиз, 1956):
"Были открыты затем и разного рода металлы:
Золото, медь, серебро, и веский свиннец и железо,
После того, как огонь истребил, охвативши пожаром,
Лес на ысоких горах... недра земли распалялись
И, в углубленья ее собираясь, по жилам кипящим
Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком,
Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились
Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди -
Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим
И замечали притом, что из них сответствует каждый
В точности впадине той, которая их заключала.
Это внушило ту мысль, что, расплавив металлы, возможно
В форму любую отлить и любую придать им фигуру:
И до любой остроты и до точности также возможно
Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой,
Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,
Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья,
Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры.
Это они серебром или золотом делать пытались -
Так же сначала, как силой могучей и мощною меди,
Тщетно: слабей была стойкость у этих металлов, и с медью
Вровне они не могли выдерживать грубой работы.
Ценной была тогда медь, и золото было в презреньи
Как бесполезная вещь, с клинком, от удара тупевшим.
Ныне в презрении медь, а золото в высшем почете...
Далее, как естество железа было открыто,
Это и сам без труда ты понять в состоянии, Меммий,
Древним оружьем людей были руки, и ногти, и зубы,
Камни, а также лесных деревьев - обломки и сучья,
Пламя затем, и огонь, как только узнали их люди,
Силы железа потом и меди лишь были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали:
Легче ее обработка, а также количество больше.
Медью и почву земли бороздили, и медью волненье
Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны.
Ею и скот и поля отнимали: легк человеком,
Вооруженным в бою, безоружное все уступало.
Мало-помалу затем одолели мечи из железа,
Вид не из меди серпа становился предметом насмешек,
Стали железом потом и земли обрабатывать почву,
И одинаковым все оружием в битвах сражатья..."
Тит Лукреций Кар нисколько не погрешил здесь против исти-
ны. Например, в Древнем Египте, какое-то время весьма расп-
рстраненное там, в те годы, золото, было - дешевле серебра.
Более того, не менее, а подчас и еще более драгоценным ме-
таллом считалось... железо, которое было крайне трудно добы-
вать и обрабатывать и изделия из которого встречаются лишь в
единичных экземплярах.
1.17.4. "Золотой", то есть желтый свой цвет золото имело
далеко не всегда. Ювелиры древности с большой охотой добав-
ляли туда всевозможные другие материалы, которые оказывались
под рукой, особенно разноцветные.
В знаменитом "пурпурном золоте" Древнего Египта физик Ро-
берт Вуд(США) обнаружил следы железа и мышьяка: возможно,
пытаясь получить лучший желтый цвет алхимик фараона пытался
сплавить золото с мышьяквым соединением - аурипигментом.
Бледнее - при сплавлении золота с белым серебром.
Краснее - золото делается в сплаве с медью, как этого, в
общем-то и следует ожидать,как при смешении двух красок.
Ярко-желтое - когда золото, серебро и медь сплавляются в
соотношении Au : Ag : Cu = 4 : 3 : 1.
Зеленоватое - получается золото при сплавлении золота, се-
ребра и меди, в соотношении Au : Ag : Cu = 32 : 11 : 5.
Голубое золото - получается при сплавлении равных коли-
честв чистого золота и стальных опилок.
Серое - дает примесь серебра и, опять-таки, стальных опилок.
Белое - сотношение золота и платины, Au : Pt = 11 : 1.
Впрочем, есть и десятки других рецептов.
1.17.5. Легенда о царе Мидасе, по воле Вакха обращающим
все - в золото и вынужденным отказаться от этого дара, ради
того, чтобы просто - есть и пить, ясно показывает что золото
- отнюдь не "предмет первой необходимости".
Потому может показаться даже парадоксальным, что именно
золото - один из "двигателей прогресса". Меж тем именно не-
уемная жажда золота влекла к чужим государствам и к далеким
землям. Поиск более легкого пути к "золотой Индии" привел к
обнаружению Америки(1492). Поиск мифического "Эльдора-
до"("эль Дорадо" - позолоченный; например, "дорады" - рыбы
из породы кефалей с "золотой" чешуей) привел к завоеванию
Центральной и Южной Америки. "Золотая лихорадка" повлекла
освоение огромных просторов Северной Америки.
Жажда золота повлекла десятки войн в Европе, сотни войн в
Азии и Африке. Чудесные Геродотовские легенды о "золотых му-
равьях"(азиатских сурках), миф о "золотом руне"(фактически,
овечьей шкуре в золотоносном ручье), "Золотые яблоки Геспе-
рид" в мифических подвигах Геркала - все это и многое дру-
гое, так или иначе было связано с таким великолепнейшим про-
изведением природы и удивительно постоянным торговым
эквивалентом товара, как - золото.
Любопытно, что и в покоренной Америке именно золото и се-
ребро служили символами Солнца и Луны, в представлениях жре-
цов, астрлогов и алхимиков. Так, вожди ацтеков(коренные жи-
тели Мексики), желая смягчить жестокость испанского конкис-
тадора Эрнана Кортеса, завоевавшего территорию Мексики в
1519 -1521 годах, прислали ему в дар два символических дис-
ка, каждый размером с колесо от телеги, сделанные из золота
и серебра, и обозначавшие, соответственно, Солнце и Луну.
1.17.6. Разумеется, не обходилось без казусов. При появле-
нии в Европе нового металла, платины, закоснелые алхимики,
считающие, что металлов "должно быть" лишь семь, согласно
"божьей" установке и астрологическим основам, посчитали, что
это платина - "дьявольская напасть" и индейские хитрости.
Пошли слухи, что платину южно-американские испанские посе-
ленцы сплавляли с золотом, чтобы утяелить его. Это привело
даже к тому, что в 1735 году в Испании затопили огромную
партию платины, металла "фальшивомонетчиков".
Объяснялось это, вдобавок тем, что алхимики попросту не
смогли обрабатывать тугоплавкую платину, получаемую, к тому
же, в порошке.
Меж тем индейцы отлично умели ее обрабатывать. Раскопки в
Чили(Атакама), в Северном Эквадоре, на побережье Эсмеральда
и в других местах Южной Америки выявил массу изделий из зо-
лота с не менее драгоценной ныне платиной.
"Мелкие зерна самородной платины, - пишет В.И.Соболевский
в книге "Замечательные минералы"(М.: Просвещение 1983), -
смешивались с золотой пылью и обжигались небольшими порциями
на кусках дерева(золото цеентировало платиновые зерна). По-
лученные кусочки прокаливались в пламени паяльной трубки, в
результате чего оба металла взаимно диффундировали".
1.17.7. Любопытно, что при обнаружении платины в России
довольно быстро был найден способ ее обработки, а значит и
использования. Его разработал однофамилец только что приве-
денной цитаты, металлург Петр Григорьевич Соболевс-
кий(1741-1781). Вот как он описывал свой метод:
"Очищение почти всех известных нам ковких металлов, кроме
платины, может производиться плавлением, иногда несколько
раз повторенным(алхимики такое делали тысячи раз - А.А.),
так что вместе с надлежащим очищением металла приемлет оный
и свойственную ему ковкость.
Но очищение платины, по причине нерасплавляемости ее в
сильнейшем жару плавильных печей не сообщает ей ни малейшей
ковкости, и потому обработка платины, сверх очищения, требу-
ет особенных приемов, весьма отличных от металлургических
процессов, наблюдаемых при обработке других металлов".
"Опыт... оправдал ожидания наши, - отмечал он далее(цит.
по "Горный журнал", 1827, ч.2), - и представил нам самый
простой и надежный способ обращения очищенной платины в ков-
кое состояние. Способ сей заключается в следующем: очищенную
платину в губчатом виде набиваем мы холодную весьма плотно в
толстую, железную кольцеобразную форму произвольной величи-
ны, сдавливаем ее сильным натиском винтового пресса, и, вы-
нув из формы, получаем плотный кружок, имеющий металлический
блеск.
В сем состоянии платиновый кружок не имеет ковкости, а си-
ла сцепления частиц между собою не противостоит в нем силь-
ным ударам: оный ломается и крошится. Для обращения таковых
кружков в ковкую платину надлежит только нагреть их до бело-
го раскаления и при сей степени жара подвергнуть давлению
того же пресса. От одного удара кружок платины вовсе изменя-
ет вид свой. Зернистое сложение его становится плотным и
оный делается совершенно ковким... После такого обжатия
кружки проковываются в полоски и прутки желаемого вида обык-
новенным образом".
Так был официально открыт "метод порошковой металлургии".
"...Слава и честь г.г.Соболевскому и Любарскому, - отмечал
профессор Н.П.Щеглов на торжественном собрании Ученого коми-
тета по горной и соляной части(21.03.1827), - они нашли, на-
конец, такой способ, при котором кроме горна, винтового
пресса и ничтожного количества углей ничего не нужно и кото-
рым в час получается большой кусок платины, совершенно гото-
вый на изделия и совершенно чистый, тогда как очищаемая
иностранцами платина всегда имеет остаток мышьяку, ныне
обыкновенно при обработке не употребляемого...
Многие, может, скажут, что это слишком просто, но я опять
повторю, что знаменитые химики Европы 70 лет искали простоты
сей безуспешно".
Заметим, однако, что некоторые алхимики, все-таки исполь-
зовали некий сходный способ, смешивая порошок золота или его
тонкие листки с другими веществами. Способ такой назывался
"цементированием", но предназначался, как правило, для фаль-
сификации драгоценого металла, "утяжеления его". Порошковый
метод обработки платины был найден и в Англии, У.Х.Волласто-
ном(1766-1828), открывателем родия и палладия.
Next