ГЛАВА 1.19. КОМПОНЕНТ ДЬЯВОЛА. СЕРА.
         
           1.19.1. Местопребывание всех грешников(грешных  душ) после
         смерти, согласно учению всех современных религий, есть - ад.
         Для этого специфического места есть и масса  других названий
         - "жар преисподней"; "огонь неугасимый"; "пламя адово"; "ге-
         енна огненная", в которой червь не умирает и огонь не угаса-
         ет;  "пещь огненная",  которой плач и скрежет зубов;  "озеро
         огненное";  черный Аид; темный Тартар; непроглядная бездна и
         тому подобное. Нетрудно заметить, что везде и всюду, здесь -
         огонь, огонь, огонь. Тьма, и - огонь.
           Огонь в аду постоянно поминают разные авторитеты.
           Климент I римский(ум.ок.96),  папа,  согласно одной из ле-
         генд, сосланный в Крым и утопленнный около Херсонеса: "Бесс-
         мертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, ес-
         ли бы  они не были нетленны,  потому что мучаясь бесконечным
         мучением в  огне неугасимом и не умирая,  они не будут иметь
         конца своему бедствию".
           Юстин(100-165), мученик времен Древнего Рима,  убитый  при
         гонениях  на христиан:  "Что он(диавол) со своим воинством и
         людьми,  последующими ему,  будет послан в огонь и будет там
         мучиться в бесконечные веки, - это возвестил Христос".
           Ириней Лионский(Святой Ириней,  130-200),  другой мученик,
         погибший  при  гонениях  на христиан в Риме,  при императоре
         Септимии Севере:  "Кому скажет  господь:  отыдите  от  мене,
         проклятии, в огонь вечный, - те будут осуждены навсегда".
           Святой Кирилл  Иерусалимский:  "Если  кто грешен,  получит
         вечное тело,  долженствующее терпеть мучение за грехи,  дабы
         вечно гореть в огне и не разрушаться".
           Ад, графически,  на иконах, всякий раз, изображался в виде
         своеобразной "котельной", где подручные черти кипятили и вы-
         варивали грешников в котлах с кипящей смолой,  жарили их  на
         сковородках, жгли и прижигали каленым железом. В качестве же
         источника адова огня нечистые неизменно использовали - серу.

           1.19.2. Упоминания  о "сере" достаточно странно звучит для
         многих мест,  где чистую серу никто никогда и не  видел.  Но
         христианские легенды об Аде и адском пламени зародились, как
         известно, в Средиземноморье и это сразу многое объясняет.
           Если "рай", как считалось, был наверху, в заоблачных высо-
         тах,  то "ад" в мифах и легендах спрятали под землю.  Адское
         пламя,  согласно такому разделению, стали связывать именно с
         миром подземным, и - с вулканизмом, с вулканической деятель-
         ностью.  Отсюда  и появились пресловутые "адские" запахи,  в
         первую очередь - запах серы.
           Не случайно,  потому,  в  различных  рассказах упоминается
         "Лысая гора" как местообиталище дьявола -  безлесный вулкан;
         огненный "Змей-Горыныч", буквально, "Змея с горы" - огненная
         змея ползущей лавы и, опять-таки, всюду - запах серы.
           "В то время,  когда в других местах был еще ясный день,  -
         пишет в своем письме историк Плиний, про страшное извержение
         Везувия в 79 году,  - здесь царила ночь,  еще более темная и
         зловещая, чем обыкновенно. Многочисленные факелы и громадные
         языки пламени на Везувии не могли бороться с тьмой.
           Было решено  отправиться на берег моря,  но здесь было еще
         ужаснее и страшнее. Угрожавшее им пламя и ужасный запах серы
         обратили некоторых в бегство и напугали моего дядю. Опираясь
         на двух слуг, он приподнялся, но тотчас снова упал навзничь.
         Я подозреваю, - пишет Плиний, - что густой дым задушил его..."

           1.19.3. Запах серы на редкость часто связан с чем-либо не-
         обычным,  аномальным. Всепроникающий этот "адский" запах лу-
         каво вплелся в самые разные  странные  явления  природы:
           1) "бродячие огни" - на кладбищах(фосфин);  2) раскаленный
         метеорит в траве;  3) полтергейсты - "самопроизвольные" дви-
         жения  предметов  в доме(где дом иногда стоял на гелогически
         неспокойном учатске, где выделялись и газы); 4), ряд заболе-
         ваний(кишечные газы); 5) галлюцинации( вследствие отравления
         серными парами);  6) привидения(сами облачка пара); 7) НЛО -
         некоторые неопознанные летающие объекты и т.п.
           Например, именно  "серный  запах"  был  почти неотъемлемым
         атрибутом появления  летучих  "огненных  дьяволов",  шаровых
         молний. Вот несколько случаев.
           В VI веке,  Григорий Турский описывал, как, во время освя-
         щения часовни над процессией церковных и светских сановников
         города  Тура внезапно появился яркий огненный шар,  пахнущий
         серой.  Зрелище вселило такой ужас,  что все члены  процесии
         кинулись ничком на землю. Серный дух означал - дьявола...
           В 1711 году,  описывает  французский  физик  Франсуа  Ара-
         го("Гром и молния" СПб.: 1859) большой огненный шар "...упал
         после грозы среди  жителей  Сэмпфорд-Коуртней(в  Девоншире),
         стоявших на церковной паперти.  В то же мгновение четыре по-
         добных же шара, но только величиной с кулак, лопнули в самой
         церкви  и наполнили ее огнея и серным дымом.  Одна из вершин
         башни была сорвана тем же самым ударом". Дьявол?
           В 1749 году в трех милях от корабля "Лизард"  был  замечен
         голубой огненный шар,  величиной с жернов, быстро приближаю-
         щийся к кораблю. Прежде чем моряки успели поставить добавов-
         ные паруса,  как приблизившийся шар взмыл вверх вдоль мачт и
         взорвался.  Грот-мачта была расколота до самого  низа,  нес-
         колько матросов ранены и сбиты с ног. По кораблю распростра-
         нился сильный запах серы. Вновь - "дьявол"?
           В 1772 году еще случай. Ф.Араго пишет: "...священники Уай-
         нхоуз  и Питкэрн,  находившиеся в то время в церковном доме,
         внезапно увидели на высоте их роста и на один фут расстояния
         от их лиц огненный шар,  величиною с кулак. Этот шар был ок-
         ружен черным дымом.  При разрыве он произвел звук,  подобный
         залпу  из артиллерийских орудий.  Вслед за тем по всему дому
         распространился сильно пахнушщий серой пар..."
           Примеров таких из литературы можно привести еще десятки.

           1.19.4. Для многих  людей  старых  поколений,  начиная  со
         страшного  извержения  Везувия и гибели Помпеи и Геркуланума
         было вне сомнения то обстоятельство,  что всюду здесь  дейс-
         твовала "нечистая сила".  Запах серного газа, "серный запах"
         был тому достаточным признаком.  "Серный" запах -  противный
         "впечатляющий" запах гниющих яиц,  запах характернейший, ко-
         торый, раз ощутив, уже не забудешь.
           Но именно сера,  со времен Гебера, и Гермеса, была у алхи-
         миков вторым "первоначалом". Что же такое сама сера?
           Справка: Сера.  Символ  -  S(Sulfur).  Атомный номер - 16,
         атомная масса - 32,066. Плотность 1.960 кг/м.кб. Температура
         плавления - 119,3 С.  Твердое хрупкое вещество, желтого цве-
         та, в районах аквтиной вулканичекой деятельности,  порою ле-
         жит в чистом виде, прямо пластами.
           "Сера в свободном виде встерчается в  вулканических  метс-
         ностях,  где иногда образует большие залежи, например, в Си-
         цилии,  - сообщает старый  учебник  "Неорганическая  химия".
         (Реформатский А. 16 изд. М.-Л.: 1930), - здесь сера залегает
         в виде жил, прослоек или она вкраплена в пласты известняков,
         мергелей, гипса и др., отсюда сера преимуществено и вывозит-
         ся в Европу.
           Богатые залежи серы имеются в Луизиане,  в Мексике. В виде
         соединений с металлами она очень распространена  в  природе,
         образуя гипс(CaSO4 x 2H2O), ангидрид() и колчеданы, обманки,
         бески(например, FeS2 - железный колчедан,  PbS  -  свинцовый
         блеск, ZnS - цинковая обманка), т.е. сернокислые и сернистые
         соединения".
           Это - о геологии. Какова сера на вид?
           "Самородная сера загорается от спички и горит голубым пла-
         менем,  при  этом  образуется сернистый газ,  имеющий резкий
         удушливый запах. Цвет у самородной серы светло-желтый, соло-
         менно-желтый,  медово-желтый,  зеленоватый...  Вулканическая
         сера ярко-желтая,  оранжевая, зеленватая", - сообщает "Опре-
         делитель минералов,  горных пород и окаменелостей"(Музафаров
         В.Г. М.: Недра, 1979).
           Местождения о которых упомянуто - одни из старейших. Сици-
         лийское использовали уже в средние времена, во времена алхи-
         миков. В самородных месторождениях серу добывали весьма при-
         митивным способом.  В землю вкапывали  глиняный  горшок,  на
         который ставили другой горшок,  с отверстиями в дне. Послед-
         ний наполняли серусодержащей породой и затем нагревали  сна-
         ружи.  При  этом  сера  плавилась и стекала в нижний горшок.
         Все было просто до гениальности.

           1.19.5. Пылающие горны алхимиков,  резкие запахи, закопче-
         ные черные стены,  непривычные,  дикого вида, сооружения для
         выпаривания, прокаливания и перегонки, книги отнюдь не "биб-
         лейского" вида,  полные странных значков,  само священодейс-
         твие алхимика в этом очаге преисподней многим внушали ужас и
         мгновенное подозрение в религиозной "нелояльности", в ерети-
         честве.
           Бесконечная возня со странными веществами,  с клубами раз-
         ноцветного одуряющего дыма,  с адским  "серным"  запахом  не
         внушали большого доверия. Золото полученное с помощью "дьяво-
         ла", оставалось "дьявольским" золотом.
           Согласно легендам, оно могло превратиться в уголья и прос-
         то исчезнуть. На фоне всеобщей неграмотности и религиозности
         алхимиков не любили и боялись.  Вдобавок,  наступали времена
         инквизиции, когда казнили и за меньшие прегрешения.
           Сера, имела такие же "царские" признаки,  как и глава всех
         светил - Солнце:  золотистый цвет и выраженную способность к
         горению,  созданию жара.  За это серу("философское  золото")
         поставили  как одно из главных "золотопроизводящих" веществ,
         почти наравне с  самим  "солнцеподобным"  золотом,  металлом
         желтого  цвета,  с великолепной ковкостью,  с высокой ценой.
         Сера выражала "мужское начало" алхимического "Великого дела-
         ния" и отождествляло свойства неметаллов.
           В пару ей поставили ртуть, "женское начало". И ртуть "нес-
         ла в себе" некоторые признаки, сходные с золотом - имела яс-
         ный металлический блеск(пример - амальгама зеркал) и  отчет-
         ливо выраженную тяжесть,  "почти такую же",  как и у золота.
         Именно, сочетая эти свойства, "горючесть" и "металличность",
         цвет и альбедо серы с блеском и тяжестью ртути, первые алхи-
         мики и надеялись,  как при простом смешении двух красок, по-
         лучить нечто третье, несущее те же признаки - золото.

           1.19.6. Уже в книге "Сумма тайных совершенств" знаменитого
         Гебере(Джабир, VIII век) речь идет о сере:
           "Солнце(золото) составлено  из  весьма  утонченной ртути и
         небольшого количества очень чистой,  ясной, гомогенизирован-
         ной  серы  с  красноватым отливом.  Поскольку сера не всегда
         имеет один и тот же цвет,  насыщенность которого может  быть
         разной, желтизна золота тоже может меняться в широких преде-
         лах".
           В средних веках ему вторит,  например, Роджер Бэкон (1214-
         1292) в трактате "Умозрительная алхимия" или "Зеркало  алхи-
         мии"("Speculum Alchemia",  "Alchimia mirror"). Большая часть
         этого трактата посвящена поискам некоего  красного эликсира,
         способного превращать любой металл в золото:
           "Золото есть совершенная субстанция,  составленная из чис-
         той гомогенизированной  сверкающей  красной ртути и в равной
         степени чистой стабильной красной серы, которая не воспламе-
         няется. Золото есть само совершенство".
           "Ни ртуть,  ни  сера,  -  писал Бэкон про "Философский Ка-
         мень",  - не могут сами по себе, в отдельности, зародить ме-
         таллы,  а  лишь соединившись друг с другом,  они порождают и
         их,  и многие минералы. Следовательно, очевидно, что наш ка-
         мень  должен родиться из соединения этих начал и иметь крас-
         ный цвет".
           Речь, вероятно, шла о киновари, HgS, красного цвета.
           "Ртуть и  сера  должны находиться в таком точно отношении,
         которое нужно еще найти...  - пишет Роджер Бэкон, достаточно
         откровенно показывая свою наивность в ряде химических вопро-
         сов, - В природе встречаются тела,  в которых оба начал сое-
         динены уже   в   нужной  пропорции,  сгущены  и  связаны  по
         надлежащим правилам... Ищи эти тела, подвергай огню, очищая,
         проверяй отношение, улучшай и совершенствуй состав..."
           Что и говорить - надежда умирает последней.


Next