ГЛАВА 1.21. "НЕ БЛАГОРОДНЫЕ" МЕТАЛЛЫ.
1.21.1. Возможно, некоторый свет на получение "золота" мо-
жет пролить описание тех металлов, из которых, преимуществе-
но, это золото производилось. Кроме достаточно известных
ртути, серебра и меди использовались, что любопытно, и дру-
гие металлы и вещества.
Уже в античном мире были хорошо знакомы со свинцом и оло-
вом(Pb и Sn). Соединения мышьяка, сурьмы и висмута(As, Sb и
Bi) были известны еще в древнем Египте.
1.21.2. Медь. Справка: Символ - Cu(Cuprum). Атомный номер
- 29, атомная масса - 63,5. Плотность 8920 кг/м.кб. Темпера-
тура плавления - 1084,5 С. Металл розовато-красного цвета,
пластичный, ковкий. На воздухе покрывается голубовато-зеле-
ным налетом - патиной.
Бронза - сплав на основе меди, в котором, чаще добавкой
является олово. В современных бронзах возможны добавки алю-
миния, свинца, бериллия, хрома и других элементов, за исклю-
чением цинка(это уже булет латунь) и никеля.
Латунь - сплав меди с цинком(до 50%). В современных лату-
нях - часто с добавками других металлов:
алюминия, железа, марганца, никеля, свинца и других элемен-
тов. Латунь хорошо обрабатывается давлением, достаточно
прочна, пластична, стойка против коррозии и, главное - жел-
та, словно золото!
Медь применяли для "трансмутации" металлов, проще говоря,
для превращения в золото явно реже, нежели такие металлы как
олово или свинец. Помехой применению меди являлась, видимо,
относительно высокая температура плавления и слишком вызыва-
ющий красный цвет, который сложно "замаскировать" небольшими
добавками постороннего вещества.
1.21.3. В 1707 году советнику Диппелю предоставилась воз-
можность познакомиться с весьма своеобразным способом де-
монстрирования "трансмутаций", странствующим алхимиком Лас-
каром. "Превращение" было проведено не в тигле, а на
пластинке металла, но со все теми же знаменитыми ""белым" и
"красным порошками".
Ласкар провел Диппеля и еще нескольких лиц в мастерскую,
бывшую по соседству и предъявил им для осмотра медную тарел-
ку около 30 см в диаметре (т.е. все было, прямо "как нароч-
но", подготовлено для опыта!).
Далее он поставил тарелку на плиту, так, что раскалился
лишь центр, диаметром около 10 см. и бросил на него несколь-
ко зерен белого вещества, от чего нагретая часть "немедленно
превратилась в серебро".
Далее, как в типичной сказке с медным, серебрянным и золо-
тым сундуками следовало ожидать появления и золота, но, по
всей логике - в меньшем(это зависит от цены) количестве. Так
и случилось!
Словно хороший артист с иллюзионом, Ласкар положил тарелку
на другую плиту с другим размером конфорки, так, что раска-
лился лишь самый центральный круг, диаметром около 4 см(ти-
пичный размер крупной золотой монеты, которая могла быть
"врезана" в тарелку), бросил несколько крупинок красного по-
рошка и теперь уже этот участок превратился "в золото".
Тарелку с тремя концентрическими кругами меди, серебра и
золота он предложил Диппелю, который наблюдал за всем проис-
ходящим с необычайным интересом. Диппель, кстати, пишет:
"Знаток Искусства не только показал нам тарелку снаружи,
но и разрезал ее на кусочки, чтобы показать, что составы
распространились на всю толщину металла. Он продал нам эти
кусочки по весьма умеренной цене".
1.21.4. В 1716 году, в Вене, Ласкар демонстрировал превра-
щение меди в серебро. В доме графа Карла Эрнста фон Раппаха,
в присутствии доброй дюжины государственных мужей, была
расплавлена горсть медных монет и - превращена. Но, не в зо-
лото, а подешевле - в серебро(цит. по Жак Саду."Алхимики и
золото". Киев, 1995):
"Один из посетителей(имеется в виду алхимик Ласкар - А.А.)
принес философский порошок, завернутый в кусок бумаги, нез-
начительное количество, замечает Панцер,- который выглядел
как морская соль.
Множество медных монет, собранных из различных мест, в том
числе и из кружки для пожертвований, было взвешено и все ве-
са скрупулезно записаны. Монеты расплавили и добавили к ним
поршок обычным способом, причем некоторые из присутствовав-
ших помогали производить небходимые дейтвия.
Один из них обжег себе пальцы, пытаясь выудить монету из
горячего тигля(? - А.А.). Отмечается, что братья Меттернихи
крайне итересвались всеми операциями, в итоге завершившимися
удачей. В докладе сообщается, что 1 часть настойки полностью
превратила 10.000 частей металла в серебро".
1.21.5. Олово. Справка: Символ - Sn(Stannum). Атомный но-
мер - 50, атомная масса - 118,7. Плотность 7.295 кг/м.кб.
Температура плавления - 231,9 С. Металл серебристо-белого
цвета, мягкий и пластичный. Медленно тускнеет на воздухе.
Олово, известное человечеству с давних пор, применялось в
самых разнообразных областях - где в чистом виде, где в виде
бронзовых сплавов. Изредка оно применялось и в изготовлении
"алхимичекого золота". Изредка - вероятно потому, что удель-
ный вес олова явно не был близок к удельному весу золота.
Тем не менее известен алхимик, Сефельд, который пользоваля
оловом постоянно. Примерно в 1770 году, поселившись в ок-
рестностях Вены он неоднократно, на глазах хозяев, у которых
он жил, "приготовлял золото" именно из олова. В расплавлен-
ный металл алхимик бросал некий красный порошок, металл на-
чинал кипеть и пузыриться, после чего, когда пена спадала, в
тигле оказывался материал, который, как казалось свидетелям,
представлял собой "чистейшее золото".
1.21.6. Цинк. Справка: Символ - Zn(Zincum). Атомный номер
- 30, атомная масса - 63,39. Плотность 7.130 кг/м.кб. Темпе-
ратура плавления - 419,5 С. Металл серебристо-синевато-белый,
в сплаве с медью образует желтого цвета латунь.
Цинк называется в связи с "золотоделанием" довольно редко,
но - называется. Алхимик Александр Сетоний Космополит, по-
гибший под пытками курфюста Саксонии, герцога Кристиана II,
использовал и цинк. В 1633 году, в Кельне, в присутствии
ювелира И.Лондорфа и еще нескольких свидетелей, Сетон пред-
ложил провести сеанс. Превращать он намеревался сурьму, но,
по требованию ювелира, использовал свинец.
Сам же Лондорф тайком подложил в палвитльный котел и кусок
цинка, поскольку будучи уверен, что вскроет обман, так как
алхимики, как правило, использовали для "трансмутации" -
свинец, ртуть и сурьму. Смесь была расплавлена, Сетон пере-
дал юелиру щепотку инициирующего порошка, завернутого в
бумагу. Утверждается, что, по окончанию процесса Лондорф был
вынужден признать, что получившийся желтый материал - золото.
1.21.7. Сурьма. Справка: Символ - Sb(Stibium). Атомный но-
мер - 51, атомная масса - 121.75. Плотность 6.690 кг/м.кб.
Температура плавления - 630,5 С. Металл серебристо-белый с
сильным блеском, при застывании из расплава - расширяется.
"Официальная" регистрация сурьмы произошла в 1470 веке,
Василием Валентином. В то же время при раскопках Вавилона
были найдены сосуды из сурьмы, изготовленные еще за 3000 лет
до нашей эры.
Старое название сурьмы - "антимоний". Назание это, писа-
тель Ярослав Гашек, автор книги "Похождения бравого солдата
Швейка" связывает с эпизодом, шутливо описанным в рассказе
"Камень жизни". В 1460 году игумен Штальгаузенскго монастыря
в Баварии, занимаясь поисками "философского камня" и "элик-
сира жизни", обнаружил металл, который охотно поедали свиньи
и при этом очень быстро жирели.
Игумен, заметив такое свойство открытого им металла, ре-
шил, съэкономив на питании, сделать упитаннее монахов. Для
этого он к главной пище монахов, гречневой каше, добавил ис-
толченного металла. "К утру все сорок монахов скочались в
страшных мучениях", - пишет Гашек. Игумен назвал порошок по-
латыни "антимонием", т.е. средством "против монахов".
В чистом виде сурьма, как и мышьяк, может быть получена
прокаливанием окиси сурьмы Sb2O3 с углем, причем сурьма вып-
лавляется:
-----------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ 2 Sb O + 3 C = 3 CO + 2 Sb ¦
¦ 2 3 2 2 ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------
Напомним одно из важнейших применений сурьмы, это - "ти-
пографский металл", особый сплав, служащий для отливки шриф-
тов, буквенных литер: свинец(60%), сурьма(25%), олово(15%).
Частое общение алхимиков с сурьмой ничего хорошего для орга-
низма не приносило: соединения сурьмы, попав в желудочно-ки-
шечный тракт вызывают раздражение стенок желудка и рвоту...
В 1633 году уже упомянутый алхимик Александр Сетон, все
там же, в Кельне, продемонстрировал перед местным аптекарем
и ювелиром Лондорфом "трансмутацию" сурьмы. Сурьму поместили
в тигель, расплавили, затем бросили туда немного "краснова-
того" порошка, завернутого в бумагу. Спустя четверть часа,
вместо сурьмы в тигле был обнаружен маленький слиток. Он
состоял, как посчитали наблюдатели - из чистого золота.
1.21.8. Висмут. Справка: Символ - Bi(Bismuthum). Атомный
номер - 83, атомная масса - 209,9. Плотность 9.800 кг/м.кб.
Температура плавления - 271 С. Металл серебристо-белого цве-
та с розоватым оттенком.
Висмут известен также в глубокой древности. Но "официаль-
ные" его упоминания впервые встречаются в алхимических сочи-
нениях XV века. И сурьму и висмут получали главным образом
из сернистых минералов - "сурьмяного блеска"(Sb2S3) и "вис-
мутового блеска"(Bi2S3).
До начала ХХ века висмут применялся мало: в медицине, в
виде азотновисмутовой соли Bi(NO3)2 под высокопарным назва-
нием Magisterium Bismuthi("mag", "magistr" - высший), а так-
же в качестве туалетных белил.
Гораздо большое применение висмут получил в... церкви! Де-
ло в том, что предъявляя дела "рук Божьих", некоторые запад-
ноевропейские священники давали прихожанам, для поцелуя,
"святой крест". После этого ритуала крест опускали в(так же,
"святую", воду) и он - исчезал в воде, словно бы унося поце-
луи веры, мольбу и молитвы неизвестно куда, но, как уверял
дошлый духовник - именно, к Богу.
Жидкость в сосуде и впрямь была - вода, но - вода горячая.
Крест же, который торжественно в нее пускали был сделан из
очень легкоплавкого сплава, с столь низкой температурой
плавления, что он тут же растекался прямо в воде. аналогич-
ные трюки, с исчезвением ножа или ложки демонстрировали и
прсто, на ярмарках.
Применяться могли, например, такие составы: 1) сплав, из-
вестный издавна, но, впоследствии получивший название "сплав
Вуда"(Bi:Pb:Sn:Cd = 7:4:2:2) - плавится при 65 С; 2) "сплав
Розе"(Bi:Pb:Sn = 2:1:1) - плавится при 70 С; 3) "сплав Нь-
ютона"(Bi:Pb:Sn = 8:5:3) - плавится при 94,5 С и т.д.
В промышленности такие сплавы применяли, например, в ка-
честве пробок в предохранителных клапанах - в паровых кот-
лах, водопроводных трубах и т.д. В расплавленном виде могли
использоваться как теплоноситель.
Для химических лабораторий подобные сплавы рассылаются в
виде небольших серебристых таблеток, "пуговичек". Засыпав их
в формочку легко изготовить, например, ключ, с которым потом
очень легко показать фокус "исчезновения". Раньше такие фо-
кусы любили показывать с ложечкой, которою мешали кофе.
Правда, пить такой "кофе с ложечкой" уже ни в коем случае
нельзя - он ядовит.
Что же касается применения висмута в алхимических экспери-
ментах с деланием золота, то здесь, "сведений"(или - слу-
хов), к сожалению, у автора этих строк - нет.
1.21.9. Мышьяк, разумеется, никоим образом к металлам не
относится, но его соединения фигурировали в изготовлении
"Философского Камня" и золота исключительно часто.
"Если бы мы выбирали один из семи духов - 1) ртуть, 2) се-
ру, 3) соединение изменчивого цвета, содержащее ртуть и се-
ру, 4) живую серу, 5) орпимент и 6) аурипигмент, 7) реаль-
гар, - пишет про создание "Философского камня" Роджер Бэкон
в книге "Зеркало алхимии" ("Alchimia mirror", нумерация наша
- А.А.), - мы не смогли бы их усовершенствовать, потому что
природа доводит до совершенства только определенную смесь
обоих родительских принципов".
Именно с помощью перечисленных веществ десятки алхимиков
пытались делать золото. Ныне это видится как нечто весьма и
весьма наивное и явно бесполезное. Из ртути и серы золото
явно не получится, как их не смешивай. Что же, однако такое
- "орпимент", "аурипигмент", "реальгар"?
Последние два вещества хорошо известны и по сей день. Зо-
лота в них, конечно же нет. Это - соединения мышьяка с се-
рой: реальгар - As4S4 и аурипигмент - As2S3.
Реальгар - оранжево-красный, ярко-красный, темно-крас-
ный, полупрозрачный, блестящий, находит себе применеие в
производстве стекла, в пиротехнике, в живописи. Одним из его
местонахождений были окрестности Неаполя и вулкан Везувий, в
Италии. Аурипигмент(от латинского "aurum" - золото, и
"pigmentum" - краска) - ярко лимонно-желтого цвета, просве-
чивающий, блестящий. Он издавно использовался, как краска.
Аурипигмент растворим в азотной кислоте и царской водке,
ыделяющаяся при этом сера всплывает.
1.21.10. Мышьяк. Справка: Символ - As(Arsenicum). Атомный
номер - 33, атомная масса - 74,921. Плотность 5.720 кг/м.кб.
Температура плавления - 817 С(но уже при 615 С возгоняется,
не плавясь).
Получение элементарного мышьяка было описано еще в энцик-
лопедии алхимика Зосимоса Панаполитанского(Зосима Панапо-
лис). Аурипигмент, например, был известен с древнейших вре-
мен на Руси его знали как "желть".
В I веке нашей эры греческий врач Диоскорид описал получе-
ние белого мышьяка путем обжигания аурипигмента. Но, "офици-
ально" же, в свободном виде, мышьяк был открыт в 1250 году
столетии, Альбертом Великим.
В свободном виде мышьяк получается при накаливании, без
доступа воздуха, мышьяковистого колчедана(FeAsS), а также
мышьяковистого ангидрида As2O3 с углем, который отнимает от
соединения кислород, свободный же мышьяк возгоняется.
-----------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ 2 As O + 3 C = 3 CO + 2 As ¦
¦ 2 3 2 2 ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------
Мышьяк привлекал к себе внимание в первую очередь из-за
"золотистого" цвета такой своей соли, как "аурипигмент",
As2S3, т.е. в переводе, буквально, "золотой краситель(пиг-
мент)". Известно, что еще римский император Калигула(правил
37-41 года нашей эры) пытался добыть золото именно из... ау-
рипигмента!
Его золотистые кристаллы, называемые тогда "опермент" ка-
зались содержащими истинное золото. Правда, возможно, "поис-
ком золота" Калигула маскировал несколько иные пути исполь-
зования вещества - для добычи ядов, пользоватья которыми н
был большой мастер.
Алхимиков привлекало к мышьяку, в частности, то, что суль-
фиды мышьяка, "словно золото", нерастворимы и в концентриро-
ванной соляной кислота(HCl), хотя крепкая азотная кислота и
"царская водка" их растворяют. Из растворов же As2S3 и As2S5
выделялись в виде великолепных на вид ярко-желтых порошков.
Алхимики прочувствовали на себе все коварство этого элемен-
та. При термокрасном калении, без доступа кислорода, мышьяк,
не делаясь жидким, прямо превращается в пары, желтоватого
цвета, с чесночным запахом, которые необычайно ядовиты.
Именно от испарений мышьяка погиб, например, в 48-летнем
возрасте Иоганн Готлиб Леман(1719-1767), известный геолог и
химик, член Берлинской Академии Наук.
Алхимическим символом, обозначающим мышьяк, способный воз-
гоняться в виде поднимающихся вверх испарений явно не слу-
чайно была выбрана - винтом взвивающаяся вверх и поднимающа-
яся "вверх" змея, существо коварное и убивающее.
Малоприятно и попадание мышьяка внутрь. Похожий на муку,
сладковатый на вкус порошок не вызывал, поначалу, никаких
противоестественных реакций, поедался даже столь чуткими к
отраве грызунами и недаром получил на Руси название "мышь-
як", "мыший яд". Обнаружить его при еде затруднительно.
Острое отравление проявляется не сразу. Постепенно оно
проявляется в появлении болей в животе, рвоты и поноса. При
хроническом отравлении As постепенно развиваются пищевари-
тельного тракта, поражения слизистых оболочек и т.п. Одним
из противоядий является обычное молоко.
Но все это - известно сейчас. Алхимики этого - не знали.
Next