ГЛАВА 1.24. КОЛДУН АЛХИМИКУ - НЕ РОВНЯ ?
         
           1.24.1. В самом начале книги у большинства  читателей, при
         первых словах "алхимик" и "алхимия",  перед глазами,  весьма
         вероятно,  предстал некий человек с сумасшедшими глазами,  в
         колпаке со звездами.
           Он, в комнатке с мрачными закопчеными стенками, по которым
         развешаны черепа и летучие мыши,  с жарко  пылающим  очагом,
         стоя над с дымящимся тиглем, воздевает костлявые руки и вык-
         рикивает по старинному манускрипту некие ужасающие  магичес-
         кие заклинания. Тигель лижет пламя, вверх взвивается дым, по
         углам мечутся таинственные тени. И, наконец, на свет появля-
         ется, сияющее как солнце - золото!
           Увы, такая картина,  хотя и типична для многих "научно-по-
         пулярных" иллюстраций  или для мистических книг или фильмов,
         в действительности, довольно далека от истины. Причем, сразу
         по нескольким причинам.
           Первая причина.  Алхимик никогда не был астрологом. Колпак
         со звездами здесь не при чем. Это была иная профессия.
           Разумеется, алхимики  пользовались  астрологией.  Причем -
         довольно активно, вымеряя часы для проведения занятий.
           Разумеется, алхимики  применяли астрологичекие обзначения:
           1) Золото  - выражалось рисунком Солнца или солнечным кру-
         жочком с точкой;  2) Серебро - Луна, полумесяц, серп; 3) Же-
         лезо - обозначалось Марсом,  фигурой воина или щитом Марса -
         кружочком со стрелкой(щит с копьем); 4) Медь - приводилась в
         облике полуобнаженной Венеры,  или кружочка с крестиком(зер-
         кальце Венеры);  5) Ртуть - выводилась как "меркуриум", Мер-
         курий,  юноша  с  крылышками  на сандалетах и жезлом-кадуце-
         ем(посох,  оплетенный змеми) в руках. 6) и 7) То же было для
         Сатурна и Юпитера, то есть - для свинца и олова.
           Но постоянной необходимости в связях с астрологией у алхи-
         мика все же не было,  как не было у кузнеца или повара,  са-
         пожника или гончара.

           1.24.2. Вторая причина. Алхимик был... алхимиком.
           Этот момент - наиважнейший.  Каждый алхимик  был  вынужден
         постоянно трудиться,  как проклятый,  добывая горшки, сково-
         родки, тигли,  уголь,  свинец, олово, постоянно чтото нагре-
         вая, починяя и т.п.
           В отличие от "колдунов", явных лентяев и на редкость явных
         обманщиков, рассчитывающего получить богатство легким путем,
         после вызова дьявола,  после двух-трех  заклинаний,  алхимик
         был, как правило "трудягой".
           Он, к сжалению,  не всегда был особенно грамотенв своей же
         алхимии, это верно.  Но алхимик постоянно трудился. Лень для
         него была попросту противопоказана.
           "Колдун" мог быть бродягой, мог быть не в ладах с местной
         властью и местной религией.
           Подлинный же  алхимик,  вынужденно был отъявленным домосе-
         дом, по простой причине, что для проведения опытов, особенно
         в  старые времена,  требовалось огромное количество дров или
         угля,  помещение с отнюдь не миниатюрной аппаратурой, нужные
         вещества и реактивы.
           По этой простой причине, а также по причине постоянных го-
         нений на еретиков,  колдунов и т.п., алхимик старался не по-
         давать лишнего повода для подозрений - ни для ближайшего ду-
         ховенства,  ни  для  ближайшего  начальства.   Необходимость
         наличия аппаратуры и проведение алхимических опытов "делания
         золота" маскировалась под деятельность врача,  аптекаря, зо-
         лотых дел мастера, лудильщика и т.п.

           1.24.3. Третья причина. Алхимик не был колдуном.
           Здесь надо определить, что же, собственно, представлял со-
         бой тот,  кого "колдуном" называют.  Это,  вопреки расхожему
         мнению,  вовсе не тот кто знает, ведает "колдовские" ухищре-
         ния:  бестолковые  заклинания,  рецепты ядов или порошков из
         корешков,  для всевозможных пакостей - для вызывания поноса,
         для аллергии,  для кашля, чихания, чесания, облысения, вызы-
         вания импотенции,  невозможности заснуть и  тому  подобного,
         совершенно ненужного нормальному человеку.
           Напротив, "колдуном" мог стать человек,  совершенно негра-
         мотный в подобной "колдовской" атрибутике!
           "Колдуном", в  подлинном  смысле этого слова называли лишь
         человека "продавшего душу" - дьяволу.
           Столь важную продажу,  как считалось, следовало "официаль-
         но" оформить,  особым договором, подписываемом, как правило,
         собственной  кровью.  Только в таком случае,  при соблюдении
         всех "формальностей",  бюрократически настроенная  "нечистая
         сила" могла явиться к вызывающему ее "душепродавцу".  Вынуж-
         дало его к такому шагу, в первую очередь, естественное жела-
         ние обогатиться и, разумеется, получить - золото!
           Труда при этом кандидат в колдуны,  разумеется, не прикла-
         дывал  никакого,  чем и объясняется тот факт,  что известные
         историкам, сохранившиеся "договоры с дьяволом" написали, как
         правило, люди недалекие, туповатые, малограмотные, часто без
         какой-либо конкретной профессии и - ленивые!
           Договор писался на бумаге,  подписывался и - подбрасывался
         в какое-нибудь место, которое "кандидат" полагал "нечистым":
         в заброшенные развалины,  в темную расщелину скал, на перек-
         ресток дорог и т.п.  Иногда "заявление" отдавалось какому-то
         слывущему "колдуном" хитрому знакомому, который начинал вся-
         чески мистифицировать легковерного и тот,  вместо ожидаемого
         золота, начинал тратить деньги в еще большей степени.

           1.24.4. Так  или  иначе,  но во всей истории инквизиции не
         было отмечено случая, чтобы "дьявол" доставил своим "поддан-
         ным" требуемого ими богатства. На пытках люди сообщали сколь
         угодно фантастические "новости" про чертей  и  ведьм,  но  в
         том, что кодовтво не принесло им богатства - все были едино-
         душны.  Церковники меланхолически объясняли  это  неизменным
         лукавством "нечистой силы".  Вот несколько конкретных приме-
         ров на эту "мохнато-рогатую" тему.
           Первым приведем текст "договора" с дьяволом,  на основании
         которого в 1676 году был осужден некий аристократ  в  городе
         Пинероло(Италия).  Наивный златолюбец строго писал одному из
         высших нечистых чинов, Люциферу("светоносцу") :

          "1. Люцифер!  Ты обязан немедленно выложить сто тысяч фун-
         тов золота!
           2. Каждый месяц,  во вторник первой недели,  ты должен да-
         вать мне по тысяче фунтов золота.
           3. Ты будешь доставлять мне золото в виде  денег,  имеющих
         законное хождение,  причем это должны быть такие деньги, что
         не только я,  но и все те, кого я пожелаю вознаградить, смо-
         гут ими пользоваться.
           4. Вышеупомянутое золото  не  должно  быть  фальшивым,  не
         должно  исчезать  от прикосновения(такое "исчезновение" вну-
         шенного золота характерно для гипнотических состояний,  гип-
         ноз для  обмана  использовался  широко  -  А.А.) и не должно
         превращаться в камень или уголь.  Это должны быть  настоящие
         металлические деньги,  чеканенные рукой человека,  законные и
         годные для платежей во всех странах.
           5. Если мне понадобится большая сумма денег - когда бы это
         ни произошло,  и для какой бы цели это ни было -  ты  обязан
         доставить мне  клад  из потайного места или из-под земли.  И
         где бы он ни был спрятан или зарыт,  я за ним не  пойду(вот,
         лень-то! - А.А.), а ты сам должен вручить его мне без всяких
         для меня затруднений,  где бы я в это  время  ни  находился,
         чтобы я мог поступить с ним, как мне заблагорассудится..."

           Далее следовало еще 23 пункта - аристократ старался  выга-
         дать от "дьявола" побольше. 
           Но... удавались ли такие "сделки"?

           1.24.5. Характерно,  что письменные "договоры с  дьяволом"
         составлялись не только в западной Европе, но даже на Руси, в
         России. Вот примеры и здесь.
           Дело 1735.  Немалые надежды возлагал на "князя бесовского"
         Илья Човпило, осужденный в Синоде "за писменное предание се-
         бе  з  душою и телом бесу" в 1744 году.  К следствию Човпило
         был привлечен после обнаружения  его  неосторожной  расписки
         перед "дьяволом":
           
           "Я, Илля,  записуюся князю бесовскому и всем бесам з душою
         и  с  телом на тридцать лет,  щоб они мене помоществовали во
         всем и чинили тое,  что я скажу, и в богатстве, и в стрелбе,
         и вусяком лихом и добром случаю.
           И що скажу принести и що где взять,  щоб тое все чинили ие
         воине,  и в дорозе,  и в статку, и в казанах, и в конях, и в
         пчолах.
           И у вусяком деле все тыи года,  которые у записце написано
         у моей, як один год без усякого отмовленя, и на той росписце
         сам своей кровию подписуюсь".
           
           Было время,  когда собираясь "засватать девку",  Илья  был
         оклеветан перед своей госпожой и та запретила ему венчаться.
         Он не отступился, еще больше захотел "взять девку".
           Желание избавиться  от  "панского гнева" ,  а также "иметь
         всякий достаток" было настолько велико, что когда ему во сне
         некое "небыктось" сказало:  "Встань, да не журись, да подпи-
         шись бесу", Илья, поднявшись, взял "папер" и перо, "расколу-
         павши правой своей руки мизинный палец шпилкою, подписал тую
         карту своею кровию".
           Карту он собирался отдать бесу,  "если бы явился где",  но
         бумага исчезла:  кто-то расторопный поспешил  ее  услужливо
         доставить в полковую канцелярию. Как оказалось при расследо-
         вании,  мысль "предать себя бесу" пришла в голову Човпилы не
         впервые:  четыре года назад, по научении колдуньи Каленички,
         он действовал аналогичным образом.

           1.24.6. Дело 1738 года.  "Князю тьмы!  - восклицал в своем
         обращении-прошении полковой писарь Никифор Куницын.- Покорно
         тебя прошу о неоставлении меня обогащением  денгами,  ибо  я
         обнищал,  и дабы ты меня не оставил,  прислал бы ко мне слу-
         жебников своих,  понеже я буду ваш, когда буду во Иерусалиме
         и работат тебе завсегда готов,  и отрекаюся своего бога, то-
         чию как мне и куды повергнуть крест Христов. Покорным слугою
         Никифор Куницын".
           Куницын требовал золота.  Он не был алхимиком и  проигото-
         вить золото из свинца(а его в полку было в избытке), разуме-
         ется, не умел. Дьявол, однако, так никому и не явился. Забе-
         гая вперед,  скажем, в десятках разных случаев, но не явился
         - ни к кому.  Ни один колдун богатств сказочных не  получил.
         Крепко стоящая на ногах алхимия,  с ее, пусть даже фальшивым
         "герметическим" золотом была бы куда как прибыльнее.

           1.24.7. Дело 1749 года. Другой востребователь, письмоносец
         (почтальон) Иван Робота "ради прибавки к жалованию" составил
         следующую расписку дьяволу:
           "Темнозрачному адских пропастей началнику и служителем его
         демоном  вручаю  душу и тело мое,  ежели по моему требованию
         чинит и мне споможение будут".
           Но... "дьявол" и тут пренебрег возможным усердным служите-
         лем и для заключения договора так и не явился.

           1.24.8. Дело 1752 года. Фурьеру Кудринского батальона Пет-
         ру Крылову было прекрасно известно,  что "чародейство,  чер-
         нокнижество наикрепчайше запрещается".
           Он прекрасно знал, что "наказание сожжения есть обыкновен-
         ная  казнь,  ежели  оный своим чародейством вред кому учинил
         или действительно с диаволом обязательство имеет", - тогдаш-
         ние  Петровские Воинские aртикулы(как ныне в армии - "Строе-
         вой устав") по его собственному признанию,  читались "ежене-
         дельно при собрании рот".
           Все это,  однако,  не помешало ему прислушаться  к  словам
         опытного в своем деле колдуна Андрея Тимофеева,  сказанным в
         доверительной беседе за чаркой крепкого вина:
           "Ежели де хочешь, чтоб был ты богат и знатен, то де я тебе
         зделаю,  толко де ты отрекись от Христа,  и от богородицы, и
         от всех святых, и отдайся дияволу, и напиши писмо".
           То и дело нуждающися в деньгах,  Крылов с готовностью сог-
         ласился пойти на богоотступничество, и, принеся собутыльнику
         бумагу и чернильницу, со слов лукавого колдуна написал долж-
         ную  "расписку"  дьяволу,  а  кровью  подписать велено было,
         "когда понадобитца".
           "Како, де, ты кровию подпишешь", - поучал колдун, - "то де
         оне (дьяволы - А.А.) принесут денег во образе человеческом и
         писмо у тебя возмут".
           "Богатства и чести желаючи",  Крылов читал то письмо вслух
         "на  один"  вызывая беса "ввечеру",  "в первом часу ночи" во
         дворе у бани "с таковым желанием,  чтоб на то чтение  предс-
         тавши  к нему диаволи принесли денег,  токмо де по прочтении
         того писма тех диаволов он, Крылов, не видал".
           Как и  к прочим остальным "христопродавцам" дьявол к вызы-
         вающему так и не явился,  видимо,  по причине полного своего
         отсутствия в этом грешном и безгрешном мире.
           Сия неудача не поколебала веру  Крылова  в  принципиальную
         возможность  успеха  и контакта - он был согласен с Тимофее-
         вым, уверявшем, что "когда Крылов писал то писмо, aндрей был
         хмелен,  может,  де ошибся в словах и для той ошибки дияволи
         ему, Крылову, и не показались..."
           Потому Крылов написал еще четыре письма,  уже без "ошибки"
         два из которых самоотверженно подписал собственной  кровью -
         и  опять усилия не принесли желаемого результата.  Поскольку
         полк переходил из Нижнего Нвгорода в Москву, Крылов, на вре-
         мя. вынужден был прервать не давшуюся магическую практику.
           И, все ж,  однажды, в праздник "впало ему... в мысль тако-
         вое разсуждение, что протчия люди гуляют со всякими увеселе-
         ни ями,  а он, Крылов, за неимением денег того веселия лиша-
         ется,  и  в том о неимении у себя денег размышлении - пришли
         ему в память... имеющиеся у него богоотступные писма".
           На сей раз он бросил письмо в омут при мельнице - доставил
         его в "нечистое" по народным представлениям, место, почти "в
         руки" бесам.
           Когда же и после этого бесы не явились Крылову, он, на ос-
         тавшемся у него письме написал кровью:  "Вам,  дияволом,  я,
         Петр - подписал рудою своею".  И уточнил адрес, для чертовс-
         кой бюрократии,  как "на деревню дедушке":  "Которое  письмо
         написано чернилами, в реке Яузе брошено, под мелницею".
           Впрочем решительность  Крылова  исчезла при первом же - во
         сне! - появлении бесов. Занятно, что сновидение было воспри-
         нято и им самим, и, впоследствии, высокопоставленными предс-
         тавителями Синода,  как...  обвинительный факт,  серьезность
         этого события не уменьшающий!
           Представшие во сне перед Крыловым бесы(шестеро, "в челове-
         ческом подобии", "в солдатском платье") говорили якобы: "Дай
         нам  писмо,  а мы де тебе денги принесли" кои де денги в том
         же сновидении ему, Крылову, и показывали".
           Мгновенно проснувшись,  Крылов пришел  "в  великий  ужас",
         вспомнил об "отвергнутом" Боге, стал читать мигом припомнив-
         шиеся псалмы("да воскреснет бог,  да расточатся врази  его..
         .")  и  истово отбивать земные поклоны перед иконой,  до тех
         пор, пока дьявольское видение не исчезло. Окончательно успо-
         коил  его  голос,  слышанный,  якобы  от  образа богородицы:
         "oбратись и помилует тя"(в смысле - приди с повинной).
           Крылов не "обратился",  не воспользовался "советом" божест-
         венной покровительницы ,  идти к священнику исповедоваться -
         побоялся, но суда избежать не удалось.  Письма его были най-
         дены, хозяин быстро "вычислен".
           Крамольные послания были доставлены не дьяволу, а в Крикс-
         рехт,  а далее и в Синод, где Крылова ожидало длительное су-
         дебное разбирательство.
           Таковы были попытки добыть деньги чисто  колдовским  спос-
         бом,  "из ничего" и они,  как видим, были весьма и весьма не
         надежны. Расчеты алхимика в этом плане были куда более мате-
         риальны, он  собирался  добывать  вещество  из вещества,  не
         слишком-то нарушая "законы сохранения".
           Благородные металлы он собирался получать из неблагородных
         и "союза с дьяволом" ему, для этого, вовсе не требовалось...



Next