ГЛАВА 1.25. ЗОЛОТЫЕ РЕЦЕПТЫ АЛХИМИКОВ
1.25.1. Рецепты, инструкции, памятки пишутся для того,
чтобы по ним что-то можно было сделать. Иногда, разумеется,
они пишутся для того, чтобы сбить нормального человека с
толку, но, все же, согласно здравой логике, большинство ре-
цептов созданы отнюдь не ради провокации.
Алхимик Дионисий Захарий(1510-1556) появился на свет в
достаточно родовитой семье и был послан обучаться Бордо.
Чисто случайно его домашним наставником оказался страстный
поклонник "герметических"(т.е. тайных, скрытных, от слова
Гермес) наук,в частности, алхимии.
Решив быстро разбогатеть, молодой Дионисий забросил учебу
и целый год усиленно собирал и записывал в Бордо различные
рецепты "трансмутации" металлов, т.е. "Великого Делания".
Большинство этих, абсолютно невыполнимых, полуколдовских
"рецептов" носило, однако "авторство" людей необычайно высо-
кого положения: "Делание кардинала Лоррена", "Делание коро-
левы Наваррской", "Делание кардинала Турно" и тому подобное.
Но, увы, последующие попытки осуществить и воплотить в
жизнь хотя бы какую-нибудь из этих великолепных "инструк-
ций" не дали ни малейшего результата!
1.25.2. Увы, рецепты алхимиков, как легко понятно и ясно,
не отличались - ни ясностью, ни понятностью. Правада, толику
такой "запутанности" можно, все-таки "списать" на слабое
знание, последующими читателями, той эпохи и рапространенных
тогда веществ.
Для создания "золота" или, во всяком случае золотоподобной
смеси, мржно было бы воспользоваться "перекрашенным" и дос-
таточно тяжелыми металлами, какими были, в частности, рап-
ространенные свинец и ртуть. Однако ртуть, даже пожелтевшая,
оставлась жидкой. Потому алхимики страстно преследовали од-
ной из целей, создать... "фиксированную" ртуть, то есть, не-
подвижную, твердую.
На эту тему и будет первый "рецепт". Он взят из книги
"Черный Дракон"(СПб, 1913). Автор - некто Нитибюс, имя, под
которым, вероятно, скрывался Элифас Леви("...аббат Этьен
Констан, он же Элифас Леви, для большей внушительности он
перевел свое имя на еврейский язык", - замечает оккультист
Жюль Буа в книге "Невидимый мир". СПб.: 1909), поскольку на
обложке книги сидит козел-дьявол, с поднятой рукой и женской
грудью, рисунок-символика, изготовленный, собственноручно
Элифасом Леви.
1.25.3. Каков же "рецепт изготовления твердой ртути"?
В данном случае она применялась для изготовления "осчаст-
ливливающего" талисмана. О том, что ртуть опасна для челове-
ка, никто из ученых старых времени не догадывался. В ртути -
едва ли не купались и использовали ее, в частности, в случае
заворота кишок. О том же, что среди любознательных алхимиков
наблюдается чересчур повышенная смертность и малая продолжи-
тельнсть жизни - никто не ведал вообще.
"Взять по 2 унца(в Англии, 1 унция = 31,103 г - А.А.) на-
шатыря, римского купороса, граугрюна, обратить в порошок,
высыпать в железный котел, прилив 3 кружки железистой воды.
Все это нужно кипятить до тех пор, пока все это упарится на
1 кружку после чего влить 2 унца чистой ртути.
Все эти вещества нужно кипятить, все время помешивая(и,
попутно, "сладостно" вдыхая отравляющие густые пары ртути -
А.А.), пока получится густая смесь. Смеси дают остыть и сли-
вают с нея воду. На дне котла остается зеленоватая масса,
которую нужно 2 или 3 раза промыть водой.
Массу вынимают, раскатывают в тонкую лепешку, на дубовой
доске сушат на солнце и прибавляют 2 унца terra merita и
столько же александрийских цинковых цветов. Затем кладут ее
в плавильный(можно гессенский) тигель, который покрывают по-
добным же тиглем, причем между отверстиями нужно замазать
тестом из глины, лошадинаго навоза и железных опи-
лок(по-простому жили алхимики, ни опилками, ни навозом не
гнушались - А.А.).
Тигли ставят на огонь и накаливают до красна. Дав затем
тиглям остыть на дне одного из них найдем ртуть в виде твер-
даго куска или кусочков. Их надо вынуть, сплавить с бурй и
отлить в подходящую форму".
Нам же рецепт "твердой ртути" любопытен еще и потому, что,
изменив, "под золото", цвет подобного же состава, алхимик
мог получить материал достаточно своеобразный, желтый, тяже-
лый, ковкий, т.е. напоминющий "несовершенное" золото!
1.25.4. Алхимики, в грубой классификации, делились на две
категории: "посвященные" теоретики(адепты) и "непосвящен-
ные" практики(профаны, суфлеры, пафферы).
Первая категория, те, кто занимался более теорией, видели
высшие цели в чемто духовном и высшем. Получение золота они
принимали как побочную цель, как, всего лишь, своеобразный
"индикатор" проверки полученного вещества - получен ли "жиз-
ненный эликсир", "философский камень", несущий бессмертие
или - нет? Саму же алхимию они рассматривали как спсоб изу-
чения природы, для тех, кто веровал - способ изучения дела
"рук божьих".
Вторая категория, более практичная и приземленная, не
слишком вдавалась в философские вопросы, слабо понимала или
вообще не понимала тайной символики рукописей своих пред-
шественников. Под "ртутью" они понимали ртуть, под "серой"
понимали серу. Бессмертие и изучение природы было для них
побочной целью, а основной целью было - получение золота. Их
презрительно именовали: "пафферами", "суфлерами" и т.п.
Именно благодаря исканиям вторых явились на свет многие
достаточно "безумные" рецепты. О результатах использования
таких рецептов более известно из алхимии Востока, в первую
очередь - Китая, где минимум пол-дюжины императоров сошло с
ума и умерло, отравившись "жизненными пилюлями" или "пилюля-
ми бессмертия", одним из основных компонентов которых была,
разумеется, столь обожаемая алхимиками-практиками - ртуть...
Вот один из подобных же, но "европейских" рецептов, приво-
димый в целом ряде магических книг(в данном случае цит. по
Нитибюс. "Черный Дракон". СПб.: 1913):
"Жизненное золото. Взять 2 унца("унц" - унция; так, в Анг-
лии, 1 унция = 8 драхм = 31,103 г - А.А.) ртути, очищенной
солью и винным укусом, прибавить 1 драхму чистаго восточнаго
золота, обращеннаго в порошок и оба эти вещества смешать в
подогретом глазурированном глиняном горшке.
Полученную амальгаму вливают в колодезную воду, и, если
остается не много такой ртути, которая не смешалась в золо-
том, то ее нужно для очистки процедить сквозь кожу(продавли-
вали сквозь замшу - А.А.) и прибавить к остальной амальгаме.
Приготовив амальгаму, ее кладут в прочный глиняный пере-
гонный сосуд, приливают 2 унца крепкой водки(имеется в виду
кислота - А.А.) и перегоняют на песочной бане. Дистиляцию
продолжат, пока перегоняется жидкость, затем ее из приемника
переливают обратно, снова начинают перегонку и так до 5 раз.
На дне перегоннаго сосуда получается порошок, кторый сле-
дует вынуть, всыпать в тигель(можно употреблять так называе-
мый гессенский тигель), облить розовой водой и хорошенько
закупорить, после чего тигель нагревают до красного каления.
Когда препарат остынет, его открывают и достают готовый
преапарат.
Порошок этот обладает свйствами лечить чуму, оспу, прока-
зы, водянку, но полезен от засорений желудка и печени и мо-
жет употребляться как противоядие и лекарство от ран".
Что и говорить, спсобность "лечить чуму, оспу, проказу"
была бы просто замечательной, если бы была реальной. Меж тем
в городах Европы эпидемия проходила за эпидемией. Люди выми-
рали десятками тысяч, трупы лежали в домах и на улицам гру-
дами и их некому было убирать. В одной лишь Севилье, в одном
лишь 1649 году, из 120 тысяч населения, от чумы умерла ровно
половина населения. И "жизненное золото", столь простое по
составным компонентам явно не имело здесь пользы...
1.25.5. Трудно сказать, насколько серьезно можно относить-
ся ко многим рекомендациям, инструкциям, рецептам и памят-
кам, которые алхимики составляли как для себя, так и для
других. Порой, ничего не добившись в "золотодобыче", но сде-
лав себе имя на чем-то другом, неудачник пытался сделать
"хорошую мину при плохой игре", т.е. оставить о себе "алхи-
мическую" память как о человеке, который действительно нашел
секрет секретов, столь желанный "философский камень" и даже
смог его воочию использовать.
Возможно, к именно таким несбыточным рецептам можно отнес-
ти следующие рекомендации, взятые в трактате, известном как
"Малый алхимический свод Альберта Великого"(см.ж."Химия и
Жизнь", 1981, 4 и 5, нумерация наша - А.А.):
"Как же все-таки получить золото и серебро, если поступать
в согласии со всем тем, что я предписал тебе в этой книге.
1) Возьми по 1 части возогнанной и закрепленной ртути,
закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разот-
ри в порошок составленную смесь на камне и насыпь раствором
нашатыря. Трижды, а то и четырежды потори это, измельчай и
насыщай. Прокали.
2) Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же
смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь нем-
ного нашатыря. Тогда-то уж обязательно растворится.
3) Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того,
чтобы потом перегнать. А потом(весь этот раствор) перегони,
как я тебя когда-то учил.
Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти
все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердев-
шую смесь растворять, как уже только что приходилось.
4) Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести
свой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь бе-
лую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристал-
лу, разжижающующся на огне, словно воск, всепрникающую и ус-
тойчивую.
5) Возьми же только 1 часть этой субтанции на 100 частей
любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и
ты на вечные времена улучшишь его - этого металла - природу.
Боже упаси, н вздумай привести твою субстанцию в соприкос-
новение с неочищенным металлом! Металл твой немедля - после
2-3 проб - навсегда утратит свой цвет".
1.25.6. Как видим, химически, все, пока, не так уж сложно.
Однако дальше Альберт Великий внезапно запутывает ситуацию и
переходит от сугубо материальных и четких понятий к чему-то
более "духовному" и неясному:
"К сему прибавлю. Аристотель в своей книге "О совершенном
Магистерии"(magistr, высший - А.А.) сообщает о возогнанной и
прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную,
ибо если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно прока-
лить оную. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что.
Обсуждая завершающий момент опыта, (кое-кто) говорит, что
следует добавить белое - определенного сорта - масло филосо-
фов для умягчения нашего медикамента.
Если закрепленные субстанциональные духовные принципы неп-
ригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равно-
великое количество незакрепленных тех же принципов, раство-
ри, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты дос-
тигнешь того, что субстанциональные духовные принципы обре-
тут всепроникающую способность и прочее.
Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не подда-
ется сжатию в твердое сплошное состояние, прибавь к нему
немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к те-
бе тоже придет удача(в данном "разъясняющем" абзаце речь,
фактически, идет о "склеивании" порошкообразного вещества
таким же, но расплавленным, что сравнимо с ситуацией плавле-
ния, например, олова при высокой температуре и с рассыпанием
ее в порошок при морозе - А.А.).
Раздели яйцо философов на такие 4 части, чтобы каждая об-
ладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы рав-
номерно в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы
не нарушить их природной несовместимсти. Именно тогда ты
достигешь того, что вознамерился достичь.
Это и есть универсальный метод. Однако я объясню тебе его
в форме отдельных операций, коих число есть четыре.
Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы
то ни было помех и осложнений.
1) Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и
влажностью,
2) а потом приведи их в такое единство, которое будет
слитным и неделимым, и в котором бывшие составляющие этого
единства явлены неразделимыми.
3) Засим ты можешь прибавить к ним два действенных добро-
детельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот пре-
дел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно.
Слушай и внимай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и
земли только одну воду - тебе откроется серебро. А ежели
огонь - твоя материя примет красный цвет..."
1.25.7. Многими авторами утверждается, что приготовлвение
"Философского Камня" - неимоверно трудно. Но совсем иначе
рассмтривает этот вопрос анонимный автор "Великого гримуа-
ра"(Киев. Карме-Синто, 1995). "Гримуарами" назывались "книги
чародейстава" с заклинаниями для "вызывания духов" и вообще
любые невразумительные писания, "тарабарщина".
На титульном листе цитируемого ниже гримуара помещены две
даты: 1522 - предполагаемый год написания и 1849 - год дейс-
твительной публикации. Этнографы в комментарии полагают,
что, скорее всего, указание на 1522 год - "распространнный и
чисто условный камуфляжный прием укрепления авторитета книги
отсылкой к давности ее происхождения".
Вот что сообщает гримуар(нумерация наша - А.А.):
"Секреты магического искусства Великого Гримуара. Смер-
тельный состав или Философский Камень.
1) Возьмите горшок свежей земли. Добавьте туда 1 фунт
красной меди и полстакана холодной воы, (и все это) прокипя-
тите в течение получаса.
2) После чего добавьте туда 3 унции окиси меди и прокипя-
тите(все это) 1 час.
3) Затем добавьте 2,5 унции мяышьяка и прокипятите 1 час.
4) Добавьте 3 унции хорошо размельченной дубовой коры и
оставьте кипеть полчаса.
5) (Добавьте) 1 горшок розовой воды, прокипятив 12 минут,
6) (добавьте) 3 унции сажи, (и) будете кипятить до тех
пор, пока состав не окажется готов.
7) Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в
него гвоздь.
Если состав действует на гвоздь(гвоздь желтеет, покрывает-
ся "золотом" - А.А.), снимайте с огня. Он (этот состав) поз-
волит Вам добыть 1,5 фунта золота.
Если же (состав) не действует, это признак того, что остав
недоварен.
Жидкостью можно пользоваться 4 раза. Нужно выложить 4
экю(видимо, заплатить, за медь, мышьяк и пр. - А.А.)".
1.25.8. Еще один "рецепт", приведем из словаря "Деревенс-
кой магии" в книге Папюса(Жерар Энкосс) "Черная и Белая ма-
гия"(М.: 1992). Автор этот - большой любитель длительных ре-
чей, но данный инструктаж на редкость короток:
"Мистическое опиание великого делания. Нужно извлечь соль
или кристаллы из свинца, соединить их с таковыми же серебра.
Затем взять то же из олова, соединить с тем же из ртути. То
же из железа оединить с тем же из меди. От всех этих браков
получается другой, и Солнце(золото - А.А.)находится в центре".
-----------------------------------------------------------¬
¦ Pb ¦
¦ ¦ Cu ¦
¦ ¦ / ¦
¦ ¦ / ¦
¦ Sn--------Au---------Hg ¦
¦ /¦ ¦
¦ / ¦ ¦
¦ Fe ¦ ¦
¦ Ag ¦
L-----------------------------------------------------------
Правда, что при этом получится - "Философский Камень" ,
или же уже само "философское"(алхимическое) золото - из ре-
цепта не ясно, но возникающая "трехосная система координат",
сама по себе уже впечатляет.
Как видим, все не так уж сложно, и возникает один лишь воп-
рос - содержится ли "золото" в смеси из мышьяка и меди?!
Next