ГЛАВА 1.27. И ЕЩЕ - "ЗОЛОТЫЕ" РЕАКЦИИ.
1.27.1. Есть и немало других секретов, где после проведе-
ния химических реакций(никакой гальваники!) получается впол-
не натурально - золочение. Так, на цветных фотографиях книг,
посвященных "доколумбову" периоду цивилизаций стран Южной
Америки можно видеть много золотых предметов. Но, не все они
целиком золотые. Например, многие маски, в действительности
- медные и лишь искусно позолочены сверху.
Каким же способом древние индейцы Мексики, Перу, Эквадора
наносили столь высококачественную позолоту?
Оказывается, секрет здесь в том, что золото растворяется
отнюдь не только в "царской водке"(смеси, 1:3, соляной и
азотной кислот), но и в смеси... обычнейших солей!
Это - обычная повараенная соль NaCl, натриевая селитра
NaNO3, и алюмокалиевые квасцы. Смесью такой пользовались и
европейские алхимики. Вот рецепт, воспроизводящий древний
способ золочения меди(цит. по ж."Химия и жизнь", 1986.2):
"Растворите в 150 мл горячей(75 С) воды по 50 г каждой из
вышеназванных солей, перелейте раствор в фарфоровую чашку,
поместите в нее посудные черепки с позолотой и нагревайте
под тягой на водяной бане. Вода будет испаряться, так что ее
надо подливать в чашку.
Приблизительно через 2 часа позолота растворится и образу-
ется суспензия солей, в том числе и соли Au 3+ (см.также
"Химию и жизнь", 8.1972; 1.1981).
Почему же золото растворилось. Дело в том, что в результа-
те гидролиза солей, усиливающегося при нагревании, рН раст-
вора приближается к 1. Фактически получается раствор царской
водки с примесями серной кислоты и солей.
Теперь о золочении. Медную пластинку протравите в азотной
кислоте и промойте в воде. У индейцев азотной кислоты не бы-
ло, поэтому медь травили в горячем растворе нитрата натрия и
алюмокалиевых квасцов).
Осторожно добавьте твердый гидрокарбонат натрия(питьевую
соду) в золотосодержащую смесь до тех пор, пока рН раствора
не приблизится к 9(кислотность среды контролируйте по инди-
каторной бумаге). Затем опустите в стакан медную пластин-
ку(обрабатываемую деталь - А.А.) и нагревайте на электроп-
литке, при этом раствор слегка перемешивайте.
Через 40-50 минут пластинка покроется тонким темным слоем.
Темным потому, что золото находится в растворе в коллоидном
состоянии(возможно, подобный порошок применял Сен-Жермен в
случае, описанном Казановой - А.А.) и на медь оседают до-
вольно крупные частицы.
Из них образуется неплотный слой, хорошо рассеивающий
свет. Поэтому покрытие и кажетя темным. В старину позолочен-
ные маски прокаливали в печах, при этом золото подплавлялось
и неплотный слой превращался в монолитное покрытие. Последу-
ющее полирование делало его зеркально блестящим..."
1.27.2. Как видим, для того чтобы выдать предмет за "золо-
той", существовала, в общем-то масса способов, не считая да-
же сплавов, похожих на золото: 1) плотно обернуть предмет
тонкой золотой фольгой, "притерев" выступающие края; 2) по-
золотить предмет, чисто химически(или - электрическим пу-
тем); 3) покрасить его золотосодержащей краской(с последую-
щей полировкой).
Наконец можно просто... "припудрить" предмет золотом,
"приклеить" золото к предмету! В только что цитированной
книге "В мире электричества" приводится весьма несложный
технически способ:
"Способ нанесения порошков. Металлические порошки(химичес-
ких реакций): серебро, золото, зелень и другие легко могут
быть нанесены на деталь или панель, если последние покрыть
при помощи кисти бесцветным целлулоидным клеем, а затем
быстро обсыпать порошком, который припудривается тампоном
изчистой тряпочки, смазанной порошком. После высыхания изде-
лие протирают этим же тампоном, удаляя лишний порошок. Таким
способом можно сделать и сложную окраску".
А вот нехитрый способ окраски "под золото" обыкновенного
оцинкованного ведра, "золотая краска", в так же называвшейся
книге "Опыты без взрывов".
"Сначала приготовьте раствор: 1 часть винной кислоты, 2
части соды и 1 часть воды. Этот раствор смешайте с чистой
глиной и натрите смесью оцинкованную поверхность. Когда
смесь высохнет, смойте ее".
1.27.3. Поскольку алхимики получали с помощью "Философско-
го Камня" и серебро, если не во всем объеме вещества, но хо-
тя бы снаружи, то не будет лишним упомянуть и способ сереб-
рения предметов, проводимый, подчеркнем, без каких-либо элек
тротехнических приспособлений(цит. по кн.Одноралов Н.В."За-
нимательная гальванотехника". М.: Просвещение, 1979):
"Химическое серебрение. Для химического серебрения раствор
готовится следующим образом: 20 г нитрата серебра растворяют
в небольшом объеме дистиллированной воды, затем переводят
его в хлорид серебра с добавлением 20 г раствора хлорида
натрия в небольшом объеме дистиллироанной воды. При этом
вливание раствора поваренной соли в раствор нитрата серебра
производят в темной комнате.
Выпавший осадок хлорида серебра в виде белых хлопьев нес-
колько раз промывают водой, затем переносят его в предвари-
тельно приготовленный 5% раствор тиосульфата натрия. Для се-
ребрения медных и латунных изделий их смачивают указанным
раствором с добавкой мела или зубного порошка.
Щеткой натирают изделия этой кашицей. По окончании сереб-
рения изделие промывают сначала струей холодной воды, затем
горячей или теплой водой, и, накнец, промывают в 2-3 % раст-
воре уксусной кислоты".
1.27.4. Можно получить и окрашивание "под золото", напри-
мер, меди, создав на ней тонкую пленку золотистого оттенка.
Вот один из рецептов приводимый в упомянутой книге "Занима-
тельная гальванотехника"(нумерация наша - А.А.):
"Химическое окрашивание. Ванна для декоративной отдельки
меди и омедненных изделий в яркие цвета содержит(г/л):
1) Тиосульфат натрия - 125; 2) ацетат свинца - 40.
При составлении ванны каждый компонент растворяют отдельно
и смешивают перед самым упореблением.
Изделия, смонтированые на прволоке, погружают в ванну,
слегка передвигая их в растворе, до тех пор, пока не полу-
чится требуемый цвет, затем быстро промывают в воде. В про-
цессе окрашивания осаждается сульфид свинца. этот раствор в
кипящем состоянии дает в первые несколько секунд золотистое
окрашивание, затем(чеез 0,5 мин) окраска изменятся и перехо-
дит в синий цвет. для получения синего цвета следует поддер-
живать температуру раствора до 60 С, а для получения золо-
тистого цвета - 35-40 С.
Цвета появляются последовательно. Окраска меди: 1) оранже-
вая; 2) желто-красная; 3) светло-красная; 4) коричнево-крас-
ная; 5) зеленовато-фиолетовая. Окраска латуни: 1) золотисто-
желтая; 2) лимонно-желтая; 3) оранжевая; 4) желто-красная;
5) оливково-зеленая.
Окрашивание изделий из латуни может производиться в раст-
воре гидроксида натрия, натриево-калиевой соли винной кисло-
ты, сульфата меди.Для придания золотистого оттенка изделие
ожно обрабатывать в 15% растворе серной кислоты".
1.27.5. Разумеется, рецептов создания чего-либо "золото-
го" можно было бы умножить многократно, если добавить воз-
можности гальванотехники. В десятках современных технических
пособий приводятся подробные способы обработки металла "под
золото" с помощью электротехнических приемов, т.е. при помо-
щи чисто гальванических реакций. Однако, у античных и сред-
невековых алхимиков Востока и Запада, увы, не было возмож-
ности воспользоватья электричеством.
Сообщалось, правда, про находки в Ираке(Кениг в 1936 году)
сосудов, напоминающих примитивных гальванические элементы,
на простейших природных электролитах(уксус и т.п.), с по-
мощью которых можно было наносить тонкую восточную позолоту,
но даже эти одиночные случаи - довольно проблематичны.
В старину алхимики не только изготовляли "золото"(в объ-
еме), но и просто золотили предметы(по поверхности), выдавая
их, тем не менее, за полновесное золото. Использовались
здесь, как правило, подходы чисто химические. Приведем одну
из подобных методик(цит. по кн. Ухин В.А. "В мире электри-
чества". Горький, 1959):
"Золочение металла. В стеклянном сосуде с притертой проб-
кой смешивают 20 г азотной кислоты и 20 г соляной кислоты.
В полученной смеси растворяют 1 г золта. Когда золто раство-
рится, в раствор добавляют 1 г хлористой сурьмы и 1 г читого
олова.
-----------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ Растворяющий состав: HNO + HCl ¦
¦ 3 ¦
¦ ¦
¦ Растворяемые вещества: Au Sn SbCl ¦
¦ 3 ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------
Сосуд раствором помещают в горячую воду(водяную баню -
А.А.) и кипятят, пока не растворится олово, после чего до-
бавляют 20 г насыщенного растора борной кислоты. Детали,
предназначенные к золочению, предварительно должны быть очи-
щены, отполированы и прокипячены в растворе едкого калия или
натрия.
Раствор наносится на детали кистью. Высушенную деталь наг-
ревают на пламени спиртовки или на костре из древесного угля
(см."Словарь алхимиков", описание Казановы про Сен-Жермена,
который сделал, нагревая, монету - золотой - А.А.). После
прогревания получается хорошая позолота, не требующая поли-
ровки. Хранить раствор нужно в плотно закрытом сосуде в тем-
ном месте".
Способов таких можно привести еще немало, но, думается,
можно ограничитья и этим. И все же еще лишний раз напомним -
не все золото, что блестит!
Next