ГОМИНОИДНЫЙ СЛОВАРИК
           РАГЧАА А.(Гоби-Алтайский аймак,  Монголия, 1989). В Монго-
         лии легендароного "снежного человека" именуют  "алмас".  Как
         считают некоторые монгольские исследователи,  "алмас" вполне
         мог бы сохраниться в отдаленных горных  районах монгольского
         Алтая.  Изображения  "алмаса"  относящиеся к каменному веку
         обнаружены на стенах местных пещер.
           Предания утверждают,  что в некоторых ламаистских монасты-
         рях Монголии скальпы,  конечности и чучела "алмасао" служили
         предметами поклонения. Однако неуловимый герой легенд встре-
         тился недавно лишь некоему Рагчаа, охотнику.
           Если верить его словам,  он сидел вечером у костра и вдруг
         услышал тяжелые шаги, а затем уведел, как огромное, покрытое
         густой  шерстью человекоподообное существо замерло невдалеке
         от костра.  Реакция у охотника была мгновенной - он  схватил
         ружье и выстрелил.  Алмас издал дикий крик, и поспешно вска-
         рабкался  прочь,  по   скалам,   сообщала   газета   "Худул-
         мур"(см.напр. г.Труд, 30.04.1989).
СУДЗУКИ (Непал, Гималаи, 1987). Если подходит к проблеме серьезно, то, под обликом "снежного человека" могут скры- ваться и десятки простых людей, одетых, даже, далеко не в зверные шкуры. Это могут быть - контрабандисты, диверсанты, преступники, мигранты и т.п., те отщепенцы человеческого ми- ра, которые не в ладах с законом и с обществом и охотно из- бегают всяких контактов. Возможно, именно это явилось причиной таинственной гибели экспедиции географа Судзуки(Токио, Япония), искавшей "снеж- ного человека", йети. "Я все-таки отыскал его след. Судя по всему это существо очень похоже на орангутана. И мне хочется с ним встретить- ся" - таково было последнее известие от Судзуки, из послел- ней его, шестой экспедиции в Гималаи. Затем связь с Судзуки оборвалась и лишь через несколько месяцев, в начале октября, двое его друзей, альпинистов, су- мели найти лагерь исследователя. Там они обнаружили тело Судзуки и трех его проводников-шерпов, которых, как показа- лось спасателям, накрыло внезапным камнепадом. Загадочным, однако, было то, что, хотя все снаряжение экс- педиции осталось в сохранности, но... пропало главное - хо- рошо известный друзьям алюминиевый ящик,. где исследователь хранил негативы и путевые заметки...
ТКАЧУК М. (1920). Про "диких людей" сообщают, подчас, весьма миленькие, даже трогательные истории. Скажем, в книге Быковой М.Г. "Легенда для взрослых"(М., 1990), рассказчица сообщила случай с ее нянькой Матреной, родом из Днепропет- ровска. Эпизод отнесли к 20-м годам. В семье Матрены было 7 детей. Вначале они играли спокойно, а потом, что-то не поделили, ктото запалкал, вспомнили, что родители куда-то ненадолго уехал и - заревели все. Время было позднее и Матрена никак не могла их утихомирить. Внезапно в сенях раздался скрип, будто кто-то спускается по лестнице, ведущей с чердака. Потом отворилась дверь и пе- ред детьми "предстало существо необыкновенное"... Был он без одежды и тело его было покрыто волосами. В руке он держал кусок вяленого мяса, которое всегда висело на чердаке. Он подошел к каждому из малышей, отрывая по кусочку мяса и ода- ряя каждого. Потом он вышел. Опять проскрипели ступеньки. Дети, съев мясо, уснули, сбившись в одной кровати. Когда вернулись ро- дители они сперва молчали, но скоро не вытерпели и рассказа- ли обо все. Родители хладнокровно объяснили, что "это был домовой и что его бояться не следует".
ТОКОЕВ КАДЫР(кишлак Майдакара, перевал Белез, 1922-1923 гг). Письма о "снежном человеке" публиковавшиеся во время дискуссии в журнале "Техника-Молодежи" приходили отовсюду, но, в первую очередь и горных районов. Из Таджикистана пирш- ло сообщение от рабочего яководческого хозяйства К.Токоева: "Я видел гуль-биявана. Дело было так. В 1922 или 1923 году я, вместе с пятью своими соседями поехал в Тохтамыш. Ночь нас застала в пути около перевала Белез. В пяти кило- метрах от него есть кишлак Майдакара. В этом кишлаке нам так говорили: "Не ходите этим перевалом. Не пройдете. Тут гуль-бияван живет - вас не пустит. В полдень следующего дня не успели мы еще пройти перевал, как все шестеро увадели: сверху, с горы, наперерез нам спус- кается существо, похожее на человека. Существо было без одежды, ростом повыше человека, покрыто шерстью. Это был гуль-бияван. Я пошел навстречу ему, хотел стрел- сять, но когда до него осталось мне пройти 500 или 400 мет- ров(?! - А. А.), гуль-бияван скрылся в кустах. Выстрелить я не мог, потому что ружье у меня было старинное, било только на 100 метров"(цит. по ж."Техника-Молодежи", 5.1959).
ТОПИЛЬСКИЙ М.С. (Западный Памир, 1925г.). Среди наиболее часто цитируемых рассказов о "снежном человеке" энтузиасты и журналисты любят приводить рассказ бывшего чекиста М.С.То- пильского. Приведем и мы(цит. по ж.Техника-Молодежи, 11.1969): "- В июле 1925 года мой отряд шел по следу басмаческой банды сквозь малоисследованные в ту пору ледниковые дебри Западного Памира. Районы, которые мы пересекали, горцы назы- вали "обителью снежного человека"("борфи адама"). И нам действительно довелось увидеть четыре джиких волосатых су- щества. Первая встреча произошла пирблизительно на 18-й день прес- ледования, когда отряд остановился на ночлег недалеко от глубокой ледниковой трещины. Утром часовой доложил: "На той стороне идут люди, трое". Я схватил цейсовский бинокль и стал рассматривать три странные фигуры, находящиеся всего в полукилометре от нас, за трещиной. Это была, судя по всему, семья "снежных людей" - высокий мощный самец, самка и детеныш. Подошли бойцы. Командир таджикского вспомогательного отря- да Умаркул Саидов предложил попугать "волосатиков" из пуле- мета. Я запретил стрелять, мне не верилось, что они - не лю- ди. Тем временем самец начал жестикулировать и закричал тонким голосом что-то нечленораздельное, звериное. Троица быстро скрылась среди скал. Когда идешь за бандой, каждую минуту опасаясь нападения - не до чудес. Мы не отвлекались и продолжали погоню. И, через 27 дней после выступления из кишлака Ховалинх нарвались на засаду, приняли решающий бой. Воевать мы умели и, в конце концов, загнали басмачей в ущелье,в тупик. Уцелевшие бандиты укрылись от нашего оня в одной пещере. Выход из нее красноармейцы взяли под прицел. Тут-то и случилась совершенно загадочная история. В пещере раздался шум, выстрелы, из нее выскочило несколь- ко человек. Мы забросали их гранатами. Последним выбежал басмач в халате, за ним гналось волосатое существо с чем-то вроде дубины в руках..." Гранатами были убиты и басмач и "волосатик", покртый буро- черной шерстью. Труп его брать с собой не стали - шла война.
Next