ГОМИНОИДНЫЙ СЛОВАРИК
РАГЧАА А.(Гоби-Алтайский аймак, Монголия, 1989). В Монго-
лии легендароного "снежного человека" именуют "алмас". Как
считают некоторые монгольские исследователи, "алмас" вполне
мог бы сохраниться в отдаленных горных районах монгольского
Алтая. Изображения "алмаса" относящиеся к каменному веку
обнаружены на стенах местных пещер.
Предания утверждают, что в некоторых ламаистских монасты-
рях Монголии скальпы, конечности и чучела "алмасао" служили
предметами поклонения. Однако неуловимый герой легенд встре-
тился недавно лишь некоему Рагчаа, охотнику.
Если верить его словам, он сидел вечером у костра и вдруг
услышал тяжелые шаги, а затем уведел, как огромное, покрытое
густой шерстью человекоподообное существо замерло невдалеке
от костра. Реакция у охотника была мгновенной - он схватил
ружье и выстрелил. Алмас издал дикий крик, и поспешно вска-
рабкался прочь, по скалам, сообщала газета "Худул-
мур"(см.напр. г.Труд, 30.04.1989).
СУДЗУКИ (Непал, Гималаи, 1987). Если подходит к проблеме
серьезно, то, под обликом "снежного человека" могут скры-
ваться и десятки простых людей, одетых, даже, далеко не в
зверные шкуры. Это могут быть - контрабандисты, диверсанты,
преступники, мигранты и т.п., те отщепенцы человеческого ми-
ра, которые не в ладах с законом и с обществом и охотно из-
бегают всяких контактов.
Возможно, именно это явилось причиной таинственной гибели
экспедиции географа Судзуки(Токио, Япония), искавшей "снеж-
ного человека", йети.
"Я все-таки отыскал его след. Судя по всему это существо
очень похоже на орангутана. И мне хочется с ним встретить-
ся" - таково было последнее известие от Судзуки, из послел-
ней его, шестой экспедиции в Гималаи.
Затем связь с Судзуки оборвалась и лишь через несколько
месяцев, в начале октября, двое его друзей, альпинистов, су-
мели найти лагерь исследователя. Там они обнаружили тело
Судзуки и трех его проводников-шерпов, которых, как показа-
лось спасателям, накрыло внезапным камнепадом.
Загадочным, однако, было то, что, хотя все снаряжение экс-
педиции осталось в сохранности, но... пропало главное - хо-
рошо известный друзьям алюминиевый ящик,. где исследователь
хранил негативы и путевые заметки...
ТКАЧУК М. (1920). Про "диких людей" сообщают, подчас,
весьма миленькие, даже трогательные истории. Скажем, в книге
Быковой М.Г. "Легенда для взрослых"(М., 1990), рассказчица
сообщила случай с ее нянькой Матреной, родом из Днепропет-
ровска.
Эпизод отнесли к 20-м годам. В семье Матрены было 7 детей.
Вначале они играли спокойно, а потом, что-то не поделили,
ктото запалкал, вспомнили, что родители куда-то ненадолго
уехал и - заревели все. Время было позднее и Матрена никак
не могла их утихомирить.
Внезапно в сенях раздался скрип, будто кто-то спускается
по лестнице, ведущей с чердака. Потом отворилась дверь и пе-
ред детьми "предстало существо необыкновенное"... Был он без
одежды и тело его было покрыто волосами. В руке он держал
кусок вяленого мяса, которое всегда висело на чердаке. Он
подошел к каждому из малышей, отрывая по кусочку мяса и ода-
ряя каждого.
Потом он вышел. Опять проскрипели ступеньки. Дети, съев
мясо, уснули, сбившись в одной кровати. Когда вернулись ро-
дители они сперва молчали, но скоро не вытерпели и рассказа-
ли обо все. Родители хладнокровно объяснили, что "это был
домовой и что его бояться не следует".
ТОКОЕВ КАДЫР(кишлак Майдакара, перевал Белез, 1922-1923
гг). Письма о "снежном человеке" публиковавшиеся во время
дискуссии в журнале "Техника-Молодежи" приходили отовсюду,
но, в первую очередь и горных районов. Из Таджикистана пирш-
ло сообщение от рабочего яководческого хозяйства К.Токоева:
"Я видел гуль-биявана. Дело было так. В 1922 или 1923 году
я, вместе с пятью своими соседями поехал в Тохтамыш.
Ночь нас застала в пути около перевала Белез. В пяти кило-
метрах от него есть кишлак Майдакара. В этом кишлаке нам так
говорили: "Не ходите этим перевалом. Не пройдете. Тут
гуль-бияван живет - вас не пустит.
В полдень следующего дня не успели мы еще пройти перевал,
как все шестеро увадели: сверху, с горы, наперерез нам спус-
кается существо, похожее на человека. Существо было без
одежды, ростом повыше человека, покрыто шерстью.
Это был гуль-бияван. Я пошел навстречу ему, хотел стрел-
сять, но когда до него осталось мне пройти 500 или 400 мет-
ров(?! - А. А.), гуль-бияван скрылся в кустах. Выстрелить я
не мог, потому что ружье у меня было старинное, било только
на 100 метров"(цит. по ж."Техника-Молодежи", 5.1959).
ТОПИЛЬСКИЙ М.С. (Западный Памир, 1925г.). Среди наиболее
часто цитируемых рассказов о "снежном человеке" энтузиасты и
журналисты любят приводить рассказ бывшего чекиста М.С.То-
пильского. Приведем и мы(цит. по ж.Техника-Молодежи,
11.1969):
"- В июле 1925 года мой отряд шел по следу басмаческой
банды сквозь малоисследованные в ту пору ледниковые дебри
Западного Памира. Районы, которые мы пересекали, горцы назы-
вали "обителью снежного человека"("борфи адама"). И нам
действительно довелось увидеть четыре джиких волосатых су-
щества.
Первая встреча произошла пирблизительно на 18-й день прес-
ледования, когда отряд остановился на ночлег недалеко от
глубокой ледниковой трещины. Утром часовой доложил: "На той
стороне идут люди, трое".
Я схватил цейсовский бинокль и стал рассматривать три
странные фигуры, находящиеся всего в полукилометре от нас,
за трещиной. Это была, судя по всему, семья "снежных людей"
- высокий мощный самец, самка и детеныш.
Подошли бойцы. Командир таджикского вспомогательного отря-
да Умаркул Саидов предложил попугать "волосатиков" из пуле-
мета. Я запретил стрелять, мне не верилось, что они - не лю-
ди. Тем временем самец начал жестикулировать и закричал
тонким голосом что-то нечленораздельное, звериное. Троица
быстро скрылась среди скал.
Когда идешь за бандой, каждую минуту опасаясь нападения -
не до чудес. Мы не отвлекались и продолжали погоню. И, через
27 дней после выступления из кишлака Ховалинх нарвались на
засаду, приняли решающий бой.
Воевать мы умели и, в конце концов, загнали басмачей в
ущелье,в тупик. Уцелевшие бандиты укрылись от нашего оня в
одной пещере. Выход из нее красноармейцы взяли под прицел.
Тут-то и случилась совершенно загадочная история.
В пещере раздался шум, выстрелы, из нее выскочило несколь-
ко человек. Мы забросали их гранатами. Последним выбежал
басмач в халате, за ним гналось волосатое существо с чем-то
вроде дубины в руках..."
Гранатами были убиты и басмач и "волосатик", покртый буро-
черной шерстью. Труп его брать с собой не стали - шла война.
Next