С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
ГЛАВА 1,.3. ПОД НЕБОМ ЭЛЛАДЫ
1.3.1. Небо для всех одно. И преодолев синие волны при-
вольно раскинувшегося Средиземного моря, попав в совершенно
другой мир, на другие берега и в другие страны, древний мо-
реход мог, однако, быть совершенно спокоен - небо, как ги-
гантская карта было постоянно над его головой. Он не мог по-
теряться и заблудиться в огромных бушующих просторах. Небо
было общим для всех, вечным и неизменным.
И, хотя все смотрят на него по разному, изображения неба
имеют и сходную структуру само по себе, а, поскольку народы
проживают близко друг от друга, откуда так же происходят
многочисленные сходства.
В Древней Греции каждое из 7 видимых светил(Солнце, Луна и
пять планет) имели свое название: Гелиос(и Аполлон), Селена,
Гермес, Афродита, Арей, Зевс, Кронос. С каждым из них связа-
ны были десятки легенд, забытых и сохраненных.
1.3.2. Гелиос, бог солнца и солнечного света, карал слепо-
той, но мог и исцелять слепых. Согласно мифу, Гелиос каждое
утро выеждает с востока на золотой сверкающей колеснице,
запряженной четверкой огнедышащих коней, а вечером спускает-
ся в Океан на западе.
Ночью Гелиос объезжает землю в челнок(золотой чаше) чтобы
вновь возвратитья и появиться на востоке. Семь стад быков,
по 50 голов, принадлежавших Гелиосу, паслись на мифическом
острове Тринакрин(Сицилия), число 7 х 50 = 350 являлось оли-
цетворением 350-дневного греческого года(вместо 365 дней).
С развитием греческой религии культ Гелиоса все более вы-
теснялся культом другого, не менее блистательного бога,
Аполлона(имя это присходит от малоазийского "дверь", почему,
как полагают, Аполлон был сперва богом дверей, предотвращаю-
щим несчастья.). Теперь уже лучи могущественного Аполло-
на-солнца отождествлялись с золотыми стрелами, которыми бог
поражал своих неприятелей. Соответственно и внешние черты
лица, волос, частей тела Аполлона были "стрелоподобны" - от-
крыты, прямы, светлы.
1.3.3. Селена - богиня луны, несет свое имя от греческого
слова "селас" - светящая, блестящая, лучистая. Как и бог
солнца Гелиос(позже - Аполлон), Селена мчится по небу в се-
ребрянной колеснице, запряженной парой белоснежных коней(в
другой версии - быков, с "луноподобными" рогами).
Согласно одному из мифов Селена влюблена в прекрасного
юношу Эндимиона, который получил от богов вечную юность, но
за это был обречен спать непробудным сном(заметим вскользь,
что, действительно, в ряде случаев летаргии, чрезмерно дли-
тельноого сна, спящие остаются на период сна неизменными в
своей внешности).
Селена, промчавшись по ночному небу, спускается в пещеру
горы Латма в Карии и с грустью любуется его красотой. Впро-
чем, один из мифов собщает, что Селена, так или иначе, умуд-
рилась родить от Эндимиона 50 дочерей(пять, как и в случае с
Гелиосом - по числу недель гречского года, 50 х 7 = 350).
1.3.4. Планету Меркурий олицетворял бог Гермес, первона-
чально, бог, приносящий благосостояние, покровитель стад и
пастбищ. Он и изображался, подчас, именно, как пастух, с но-
ворожденным ягненком на плечах. Любопытно, что впоследствии
изображение "языческого" Гермеса, как "доброго пастыря" было
заимствоано христианами и перенесено на образ Иисуса Христа.
В "классическое время" Гермес, легконогий бегун, считался
вестником богов, проводником в Аид, царство мрака, для душ
умерших. Попутно он был покровителем красноречия и гимнасти-
ческих остязаний. Любопытно, что именно его называли изобре-
тателем алфавита, мер, весов. Поэтому он более вего почитал-
ся как бог почты, дорог, путешественников, купцов.
Изображали его, как и древнеримского Меркурия, в крылатых
снадлиях, на босу ногу, в дорожной шляпе, с кадуцеем - жез-
лом вестника.
1.3.5. Кто такая Афродита, подробно описывать, вероятно не
надо. Афродита - по религизным предтавлениям древних греков,
богиня любви и женской красоты, любимая дочь Зевса. В римс-
кой мифологии ей сответствовала Венера. Родилась она, тем не
менее, согласно мифу, весьма своеобразно - из морской пены,
но не простой, а сбитой из капель семени(иногда пишет - кро-
ви) оскопленного Кроносом Урана("афрос" - пена). Согласно
пышной и красочной древнегреческой мифологии, Афродита была
довольно свободна и любвеобильна.
От Гермеса(Меркурия) у нее сын - Гермафродит. От Анхиса -
Эней. От Арея(Марса) - сразу пять: Гармония, Эрос, Антерос,
Фобос и Деймос(последние два, "Страх" и "Ужас" воплощены ны-
не в названиях двух спутников планеты Марс).
В то же время, "официально" Афродита является супругой бо-
га огня и кузнечного ремесла хромоногого Гефеста, но, поль-
зуясь постоянной загруженностью мужа в кузнице, то и дело
изменяла ему, то с богами, то со смертными.
1.3.6. Арей - греческий аналог древнеримского бога войны,
бога-воителя, Марса. Сын Зевса и Геры, который явно пошел в
своих суровых родителей. Он воинственен, даже свиреп, жесток
и дик. Впрочем, в греческих верованиях он занимал далеко не
самый высокий пост, а в мифах далеко не всегда одерживал по-
беды. Но, воин - есть воин. Атрибуты его - столь же воинс-
твенны: копье и пылающий факел, собака и коршун.
1.3.7. Зевс-громовержец, которому в древнеримской мифоло-
гии соответствует Юпитер(два культа этих богов там слилсь
воедино) являлся верховным божеством Олимпийской религии.
Это царь и отец всех богов и людей. На зодиаках он, как пра-
вило изображается крайне величественным, в ниспадающем плаще
и с пучком занесенных молний, нередко в виде своеобразного
"трезубца". Мифы про Зевса и их вариации трудно поддаются
исчислению и перечислению.
Обитает он, как нетрудно догадаться, на горе Олимп. Основ-
ная жена его - многотерпеливая Гера. Дети от нее - Арей, Ге-
ба, Гефест. Масса "незаконорожденных", то есть детей, от
других богинь. Здесь и Аполлон с Артемидой - от Латоны, Пер-
сефона - от Деметры, Афродита - от Дионы, Гермес - от Майи,
Горы и Мойры - от Фемиды, Хариты - от Эвриномы и т.п.
1.3.8. Кронос(аналог Сатурна), отец Зевса, был предупреж-
ден предсказателями, что он будет свергнуть одним из своих
детей. Полагая, однако, что он сам - хозяин своего счастья,
Кронос решил пресечь подобный ход событий и взялся активно
"корректировать деторождаемость".
Проявлялось это в том, что он, попросту, проглатывал всех
произведенных на свет детей. Именно этот эпизод, или пред-
шествующий ему, в большом количестве встречается в астроло-
гических иллюстрациях и в зодиаках для Сатурна.
Однако, когда родился Зевс, Рея, которой надоело подобное
самоуправство мужа, подсунула ему огромный камень, завернутый
в пеленки и одеяльце. Камень Кронос проглотил вместе пелен-
ками и потоу обмана не заметил. Быстро подросший Зевс восс-
тал против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных братьев
и сестер, но убивать не стал, а предоставил место в огромном
подземном царстве, Тартаре(в другой версии, на острове Бла-
женных).
Такова, вкратце "раскладка" основных астральных(звездных,
отвечающих семи светилам) богов в греческой мифологии.
1.3.9. Знаменитый древнегреческий астроном и математик
Птолемей(1 -я пол. II века н.э.), автор знаменитого "Фль-
агеста"(аль-Магест - "Высочайшее"), сводного трактата о гео-
центрической основе мироздания, несомненно, верил в таинс-
твенную связь между движением небесных светил и судьбами
народов или отдельных людей. Астрономия была для Птолемея
неразрывна от астрологии, связь небесных и земных явлений -
неоспорима.
Как Птолемей толковал небесные явления? Это проще будет
понять непосредственно процитировав этого всемирно известно-
го ученого. Вот характерный фрагмент из его трактата:
"Сатурн - есть звезда, преиущественно приносящая холод. Он
также сушит, но в незначительной степени, и это вполне ес-
тественно, так как он находится дальше всех и от теплоты
Солнца и от влажности Земли. Впрочем, его силы, как и все-
хостальных звезд находятся в зависимости от их положений от-
носительно Солнца и Луны.
Юпитер - умеренная, благосклонная звезда. Он расположен в
центре, между холодным Сатурном и жарким удушающим Марсом.
Он дает тепло и влажность, но, так как сила теплоты преобла-
дает, то от него исходят ветры, производящие плодородие.
Марс - сушит и сжигает. Его цвет, цвет огня(красный), сог-
ласуется с его свойствами. Он находится вблизи Солнца, круг
которого лежит внутри его сферы(астрономы судили по расстоя-
нию до Марса и до Солнца, полагая, что Солнце обращается
вкруг Земли - А.А.).
Венера, по своей умеренности, имеет сходство с Юпитером,
но причина для этого совершенно иная. Так как она находится
вблизи Солнца, то несколько согревает, но при этом, подобно
Луне, возбуждает гораздо больше влажности, ибо при содейс-
твии этого большого светила(Луны), она притягивает влажность
из ближайших к ней мест Земли.
Меркурий - сушит и в довольно значительной степенит всасы-
вает влажность, так как он лежит недалеко от Солнца. Но
иногда он немного и увлажняет, ибо находится вблизи Земли,
ближе всех остальных планет, за исключением Луны...
Луна - имеет влажное действие, потому что она ближе всего
к Земле, из которой поднимаются влажные пары. Таким образом
она размягчает вещи, подверженные ее влиянию и способствует
их гиению. Благодаря своему сходству с Солнцем, она обладает
способностью согревать".
Откуда взялись понятия о жаре и холоде, сухости и влажнос-
ти? Из простого - из характеристик окраски, яркости, свеет-
лости или мутности цветов видимых планет. Теплые и яркие
цвета говорят о "жаре" и "сухости" планет. Тусклые и холод-
ные цвета - об "холодности" и "влажности". Скорость движения
в небе среди неподвижных звезд определяла, попутно, даль-
ность от Земли с ее "влажной" поверхностью. И - так далее.
1.3.10. Птолемей делал некоторые выводы от себя, но, в об-
щем -то ничего не выдумывал. Он пытался соблюдать логику,
цвета, света, ярксти, навязанную ему более давними авторами.
И, как положено в научных трудах, Клавидус Птолемей постоян-
но ссылался на более ранних(и явно более информационно "сла-
бых", чем он сам) авторов, довольно наивно доверялся им,
приспосабливался под них:
"Древние утвержали, что Юпитер, Венера и Луна суть благот-
ворные светила, потому, что их природа более умеренная и
мягкая, и у них более всего теплоты и влажности.
К неблагоприятным звездам следует отнести Сатурна и Марса,
имеющих противоположную природу и дейтвие, так как один
очень холоден, а другой, напротив, пламенно горяч.
Между этими группами находятся Солнце и Меркурий, которым
присущи свойства тех и других, ибо их действия одинаковы с
действиями тех звезд, с которыми они имеют общие свойства".
Подобно тому, как в Древнем Китае все подразделяли на
"Ян" и "Янь", т.е. активное мужское и пассивное женское, Так
и Птолемей делит светила по "полу". Он, например, указывал:
"Звезды делятся на мужские и женские. Женские суть те, у
которыхпреобладают влажность и плодородие, так как эти
свойства лучше всего выступают у женского пола. Остальные
планеты - мужские.
Поэтому Венера и Луна - называются женскими, так как в них
преобладает влажность.
Напротив, Сатурн, Юпитер, Марс - мужские.
Меркурий принадлежит обоим группам, как обладающий в рав-
ной степени совйствами, как влажности, так и сухости..."
Астрономически свойства такие не давали никакой информа-
ции. Однако "информация" возникала чуть позже, когда пресло-
вутые, как на модели просчитанные, жар и холод, сухость и
влажность, начинали сочетать со строением тела, типом лица,
характером и темпераментом и т.п. Здесь вступала в силу уже
- магия, ее Принцип Подобия и Принцип Параллелизма.
1.3.11. И, все же Птолемей был более астроном, нежели аст-
ролог. Об астрологических выкладках он сообщает весьма крат-
ко, предельно лаконично, подчас - лишь мимоходом.
Астрологию, в отличие от времен современных, тогда крити-
ковали весьма смело и вполне умело. Известный философ школы
скептиков, Секст Эмпирик(см."Сочинения". т.1,2. М.: 1976)
составил не очень большой, но весьма емкий труд "Против аст-
рологов", в начале которого писал про астрологию так(астро-
логов он именует "халдеями", поскольку большинтво тех было
происхождением из Вавилона - Халдеи):
"Украшая ее торжественными наименованиями, халдеи объявля-
ют себя самих математиками и астрологами(астрономами, в на-
шем понимании, т.е. - А.А.), с одной строны, доставляя раз-
нообразный вред людям, а с другой - укрепляя в нас зако-
ренелые предрассудки и не позволяя в то же время действовать
согласно здравому смыслу".
"Итак, они кладут в основу то, что земные вещи находятся в
симпатическом отношении к небесным, и что они каждый раз пе-
рестраиваются заново в связи с истечениями этих последних",
- пишет он чуть далее, раскрывая для непосвященных основу
критикуемого астрологического учения. - "...Всматриваясь с
излишним любопытством в окружающее, халдеи утверждают, что
семь звезд(планет - А.А.) стоят в положении действующих при-
чин всего того, что происходит в жизни, и что, с другой сто-
роны, этому содействуют части зодиака".
1.3.12. Занятно, что уже во времена Секст Эмпирика прояви-
лась столь модная ныне "медицинская астрология", дисциплина
крайне искусственная, что(к прискорбию для современных,
безграмотных в этом и верящих этому, врачей) прекрасно пони-
мали уже современники античных родоначальников астрологии.
Эмпирик с насмешкой замечает:
"Были и некоторые такие халдеи, которые возводили каждую
часть человеческого тела к каждому из животных(т.е. своему
знаку зодиака - А.А.), как находящуюся в симпатическом к ним
отношении.
Так, Овна они называли головой, Тельца - шеей, Близнецов -
плечами, Рака - грудью, Льва - ребрами, Деву - задом, Весы -
частью от ребер до пахов, Скорпиона - половым членом и мат-
кой, Стрельца - бедрами, Козерога - коленями, Водолея - го-
ленями, Рыб - ногами(порядок сверху вниз - А.А.).
И это опять не без рассуждения, но потому, что когда в ка-
ком-нибудь из этих животных появляется та или иная звезда,
приносящая своим зарождением зло, то она производит повреж-
дение одноименной части(человеческго тела - А.А.)".
Иными словами, по мнению "халдеев", последовательность из
12 созвездий в небе(или, что то же, 12 сезонов в году) напо-
минала последовательность органов в теле человека, от головы
к ногам. Созвездия, при этом "влияли" на соответствующие
части тела.
Показательно, что и современные звездочеты и старинные
"халдеи" нарочито или невольно маскируют и "забывают" то об-
стоятельство, что все было наоборот - порядок созвездий и их
названия в зодиакальном поясе ночного неба создался как раз
- от схемы человеческого тела, органы которого использова-
лись... для запоминания созвездий зодиакального пояса, сле-
дующих одно за другим!
1.3.13. Уже в те, столь далеки от нас годы Эмпирик очень
метко находил уязвимые точки звездочетов. Так, и по сей день
можно слышать, как новоявленные "астрологи" бахвалятся, что
могут предсказать, например, вид смерти новорожденого, что
дата рождения, фактически определяет эти различия.
"Но и рассуждение, противоположное ыставленному аргументу,
как оказывается, весьма значительно уличает халдеев... -
возражает Эмпирик. - Мы ведь наблюдаем, что многие различные
по возрасту, по виду своего тела и по множеству других приз-
наков и присущих им свойств приходят к одинаковому концу,
когда они или погибают на войне, или умираюю под развалинами
жилищ, или тонут вследствие кораблекрушения".
Не менее убедителен он и в других частях своей работы.
"...нет никаких оснований ставить жизнь в зависимость от
звездных движений, или если для этого есть основание, то это
совершенно для нас неуловимо.
Отправляясь от того же самого принципа, мы, однако, посра-
мим их и в том, что они хотят связать с видом зодиакальных
животных наружность и нравы людей, говоря, например, что ро-
дившийся подо Львом будет мужественным("как лев", т.е. -
А.А.)., а под Девой - будет с длинными гладкими волосами,ми-
ловидным, с белой кожей, бездетным и скромным. Ведь это и
подобное этому больше достойно осмеяния, чем изучения.
...нужно было бы, чтобы нитко из эфиопов не имел Деву в
качестве гороскопа(сезона рождения - А.А.), потому что иначе
надо было бы согласиться, что эфиоп - белый, миловидный и
имеет длинные гладкие волосы. А это уж нелепее всего".
Да, были здравые люди! Жаль - в столь отдаленные времена!