С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.5. В КРАЮ СИНДБАДА-МОРЕХОДА 

           1.5.1. Очень часто в книжках по астрономии или в распрост-
         ранившихся  сейчас  книжках по астрологии приводят красивый,
         причудливо изукрашенный извилистыми  линиями  чеканный  диск
         арабского зодиака. Рисунок перештампвывают из книги к книгу,
         просто,  как красивую картинку, без каких-либо комментариев.
         А  меж тем построение этого чеканного узорчатого диска неве-
         роятно интересно!
           И - характерно.  Достаточно хорошенько изучить хотя бы один
         подобный зодиак, чтобы, впоследствии научиться видеть анало-
         гичные детали в других зодиаках мира.
           Итак, всмотримся.  Схема здесь та же что и у вавилонского:
         после  широкого внешнего обода,  с затейливой вязью арабских
         букв,  идут два кольца символов. Одно - кольцо знаков зодиа-
         ка.  Другое - кольцо "светил".  Приглядевшись,  можно узнать
         отдельные фигурки.  В центре же,  какая-то птица  сказочного
         вида,  напоминающая сову с рожками, символ мудрости у многих
         народов. Возможно, это "симург", легендарный, возрождающийся
         из  огня  "феникс"  или  гигантская  "птица Рух",  с которой
         столкнулся известный древневосточный  Мюнхаузен,  знаменитый
         купец - Синдбад-мореход?

           1.5.2. Впрочем, не будем напрасно гадать о малоизвестном и
         непонятном, обратимся к тому, что ясно нам сразу. Вот, ввер-
         ху,  над головой птицы, два странника, едущих верхом. Справа
         от них рыбник,  сидящий между огромными рыбами. Нетрудно до-
         гадаться, что это и есть - знак Рыб!
           Используя его как "точку  отсчета"  можно  определить  все
         прочие, вполне знакомые или же не слишком узнаваемые фигуры:
         Овен - человек верхом на баране,  Телец - человек  верхом  н
         быке, Близнецы и так далее.
           Две фигурки весьма любопытны.  Это - Рак и Лев. Последний,
         правда, больше похож на тощего просенка. Любопытны же симво-
         лики потому, что в этих же знаках нарисованы "покровительст-
         вующие" светила:  Луна - для Рака, Солнце - для Льва. У сов-
         ременных астрологов эта картинка нисколько не изменилась.
           Далее в  зодиаке все по порядку:  Дева с двумя цветочками;
         Весы, где сидит меняла с большими ручными весами; Скорпион -
         два огромных скорпиона в руках сидящего дервиша.
           Еще дальше - Кентавр(Стрелец), Козерог и Водолей, изливаю-
         щий  воду  из своего кувшина.  Все в данном арабском зодиаке
         было то же, что в Вавилоне и в Египте.

           1.5.3. Вообще же звезды Синдбаду-мореходу были особо необ-
         ходимы.  В давние времена арабы были заядлыми путешественни-
         ками.  Поэтому у них было немало воих и переводных трудов по
         мореходству, навигации, географии, где неизменно упоминалась
         ориентация по звездам и прочие премудрости.  "Место  восхода
         двухблагоприятных звезд и слияния двух морей",  - так напри-
         мер назывался труд Абдараззака  ас-Самарканди,  описывавшего
         моря и морские порты.
           В соответствии с звездами строились и  многие  наблюдения.
         Скажем, известный   мореплаватель   Шамсаддин  Абу  Абдаллах
         ас-Суфи ас-Димашки(ум.  в 1327 г.)  в  своем  географическом
         трактате "Чудеса суши и моря" не раз вспоминал небесные све-
         тила, как надежные вехи в опасном пути.
           Будущим путешественникам раскрывались тайны далеких места,
         указывалсь,  например,  что "Индийское море" - неспокойно  и
         бурно  в период между вхождением Солнца в зодиакальные знаки
         Рыб и Девы(т.е.  по звездам определялись сезоны - февраль  и
         август), а самое спокойное время - во время вхождения Солнца
         в знак Стрельца(ноябрь).

           1.5.4. "Морская астрономия",  "Лунные станции и роза  вет-
         ров",  "Высота  стояния звезд" и т.п.  - таковы былиназвания
         глав  книги  Шихабаддина   Ахмада   ибн   Маджида   ан_Надж-
         ди(1440-1501  гг.).  Это  была  прекрасная мореходная поэма,
         "...содержащая краткое про основы науки морей". Автору, ког-
         да он создал поэму - было всего лишь 22 года.
           Позже появились  и другие его удачные труды.,  так же,  по
         мореходству и навигации, об ориентировании по звездам в отк-
         рытом мре,  когда не видно берегов и неизвестно, куда плыть.
         Звезды здесь играли,  несомненно же,  главную роль,  чт видн
         уже по  названиям:  "Звезды:  Девы Катафалка"(т.е.  созвездия
         Большой Медведицы), "Вега, альфа Овна и спутники последней",
         "Наблюдение звезды  Лягушки",  "Наблюдение Канопуса и Аркту-
         ра" и прочее, прочее, прочее.
           "Всеобъемлющая - по науке о небесах и земных морях", - так
         гордо  и  неколько  самонадеянно именовалась еще одна книга,
         другого автора,  адмирала султанской флотилии Сиди Али Челе-
         би. В ней так же немало места было уделено навигации.
           Был множество и других книг о мореплавании по звездам. Как
         видим,  книги такие были явной спецификой арабской литерату-
         ры.  В Тибете, например, было обилие литературы медицинской,
         в основном фармакопейной - о лечебных растениях. В средневе-
         ковой Ервопе было немало работ по магии и алхимии,  здесь же
         большим  уважением пользовались работы географов и путешест-
         венников.

           1.5.5. Арабская культура формировались, главным образом, с
         VII-X века,  по огромной территории Арабского халифата. Там,
         где лежали его границы,  нынерасположены страны Северной Аф-
         рики,  Средней Азии,Иран, Ирак и даже - часть Испании! Хали-
         фат возник после многих завоеваний арабских племен,  объеди-
         ненных под знаменем ислама.
           В руки  пришедших  попали многочисленные научные рукописи,
         которые, вскоре,  стали испольваться на  практике.  Ивестный
         альМансур, один из первых багдадских халифов,  собрал вокргу
         себя многих виднейших ученых Востока(в основном из  Индии) и
         с Запада.  Именно по его приказу были переведены на арабский
         язык труды(сиддханты) великих индийских  атематиков  Брахма-
         гупты и  Ариабхаты,  чьими именами ныне названы запущенные в
         космос искусственные спутники Земли.
           В "Доме Мудрсти",  при дворце халифов в Багдаде, в создан-
         ной при нем обсерватории специальнаягруппа ученых занималась
         перевоом многих  научных сочинений с древнегреческого языка.
         Были и попытки сделат полный  перевод  "Мегале  синтаксиса",
         труда крупнейшего  античного  астронома и астрлога Птолемея.
         Повеле это сделать не тко иной, как знаменитый герой восточ-
         ных сказок, но - вполне реально существовавший Гарун аль-Ра-
         щид. Однако полный перевод удалось сделат лишь  веком спустя,
         это сделал арабский ученый Сабит ибн Кура(836-901 гг).

           1.5.6. "Мегале синтаксис", то есть, с гречечкого, "Большое
         сочинение" Птолемея, получило у арабов название "аль Маджис-
         ти"(от "мегисте" - величайший,  магический,  "магистровый").
         Так появился всемирно известный "Альмагест", в котором расс-
         матривалось все устройство Вселенной, Солнца, Луны, планет и
         звездного неба.
           Позже достойным дополнеием к  "аль-Магесту"  стали  работы
         Бируни философа из Хорезма(973-1048 гг).  Он перевел "Альма-
         гест",  теперь уже на санскрит, для индийцев. Взгляды Бируни
         уже напминают современные:  Солнце и звезды он считал огром-
         ными далекими огненными шарами, Луну и планеты - просто "тем-
         ными" телами, отражающими солнечный свет.
           В то же время в его годы очень многие полагали, примитивно
         следуя древним писаниям, что звезды - просто "шляпки золотых
         гвоздей", вбитых в небесный купол вечно и недвижимо. Бируни,
         меж тем считал,  что звезды соль же подвижны, как и планеты,
         Луна и Солнце.  Неподвижность же их, для нас, чисто внешняя,
         изза огромного расстояния.
           Астрологию, которой в те годы увлекались многие правители,
         Бируни резко и едко высмеивал, критиковал глупость и ограни-
         ченность звездочетов и логику их методики. Многие астрологи-
         ческие замечания,  например, об изменеии цвета Луны, Солнца,
         звезд,  по которым звездочеты делали,  затем прогноз, он со-
         вершенно правильно обяъснял... чисто земными метеоизменеиями
         (например, сезонными) в окружающем водухе!
           Он показал, например, что красочное явление утренней зари и
         вечернего заката - получается от простого свечения пылинок в
         ярких лучах Солнца, которое еще скрыто за горизонтом. Было у
         него немало и других открытий.
           Немало сделал  для  науки  и  внук грозного хромца Тимура,
         Муххамед Тарагай,  прозванный, впоследствии "Улугбеком", ве-
         ликим князем(1393-1449 гг).  После смерти Тимура семнадцати-
         летний Улугбек стал правителем  Мавераннахреского  государс-
         тва,  с  центром  в  городе Самарканд.  Там он и был,  после
         злодейского  убийства  и  похоронен  в  прекрасном  мавзолее
         Гур-Эмир. Именно при Улугбеке была пострена великолепная ис-
         следовательская лаборатория, частично сохранившаяся и до на-
         ших дней.


Next