С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
            ГЛАВА 1.15. ЗОДИАК И "ЗМЕЕВИК" 

           1.15.1. Вот,  наконец - белые березы, нежно-бирюзовое небо
         между  стволов  и  убегаюая вдаль тропинка в в пышной траве.
         Русь. Россия. Сотни лет прошло, а здесь все та же прохлада и
         зеленый покой.
           С астрономическими и астрологическими "памятниками" на Ру-
         си дело обстоит достаточно сложно. Может создаться даже впе-
         чатление, что до средних веков ничего такого и не было вооб-
         ще. Крупных морей здесь не существовало, больших путешествий
         никто особо не предпринимал,  такие сезоны,  как зима, весна,
         лето и осень были выражены на редкость четко,  поэтому боль-
         шой нужды в звзедных исчислениях никто и не видел.
           Однако, "звездный  след" проявлялся и здесь,  причем очень
         своеобразно.  Примерно,  в 1490 году известный  новгородский
         архиепископ Геннадий Гонзов писал, жалуясь на нерадивых свя-
         щеннослужителей и многочисленных еретиков-язычников:
           "Да с Ояти привезли мне попа, да дьячка, и они христианаи-
         ну дали  крест-тельник,  дерево-плакун,  да на кресте том -
         вырезан сором женской, да мужской..."
           В буквальном переводе это означает что бесхитростные поп с
         дьячком вручили крестьянину нательный крест,  вырезанный  из
         ивы,  с изображенным на нем "соромом", "срамом"... интимными
         частями мужского и женского тела!
           Что было дальше с попами - история умалчивает.
           Впрочем, ситуация и впрямь,  презанятнейшая.  Крест - явно
         христианский символ,  но детали на нем - предметы поклонения
         более раннего языческого культа. Древние русы, предки наши -
         веровали совсем в другое, нежели современные нынешние верую-
         щие.  Иисуса Христа не было и в помине.  Это лишь позже,  "с
         земли израилевой" и "стороны византийской" дошла до  Руси  и
         обосновалась, в общем-то чужая и чуждая религия.
           А что же было до этого?  Что носили на теле вместо креста?
         Чему поклонялись?

           1.15.2. Разумеется  же  выскочтимые предки поклонялись от-
         нюдь не "сорому",  стыдному и скрываемому, а, в его образе -
         символу жизни,  плодотворящему "лингаму", столь возвышенному
         и по сей день в ряде религий Индии,  да и у других  народов.
         Христианским же божествам на Руси поклонялись и до массового
         "загонного" крещения,  но,  опять-таки - поклонялись  весьма
         своеобразно.
           Своеобразие это выразилось,  например, в любопытных много-
         численных памятниках древнерусской старины. Это - сотни "ме-
         дальонов" с чеканным или литым иображением.
           Они есть и в металле,  ив камне, называясь, правда, одина-
         ково - "змеевики".  По смыслу это были,  фактически, амулеты
         от всяческих бед и напастей.  Змеевик, как и упомянутый выше
         крест с "соромом" был "двоевер",  то есть,  совмещал в своем
         теле и примирял - две религии, старую и новую.
           На одной стороне змеевика была символика  новая,  пришлая,
         средиземноморская: например,  архангел Михаил с крылышками и
         нимбом, или богоматерь, или Христос и т.п.
           На противоположной  стороне была символика язычекая,  оте-
         чественная, истинно русская:  в центре - человеческое  лицо,
         "личина" и...  расходщиеся от нее - змеи!  Отсюда, кстати, и
         возникло название "змеевик".  Но -  что  же  обозначали  эти
         змеи? Как "змеевик" использовался?

           1.15.3. На Древней Руси змеевики носили на груди. Носили -
         вместо креста,  как самую большую и  близкую  себе  святыню.
         Позже  - носили и вместе с крестом или на кресте.  На Севере
         этот символ древнейших русских верований ударжался  почти до
         наших дней, их носили вплоть до XIX века.
           Змеевики относились к "защищающим"  святыня,  к  амулетам,
         "наузам".  "Наузами"  от слова "навязывать",  назывались или
         просто "узелки на память" на веревке или шейной ленте(порой,
         заговорные,  "заколдованные" узелки),  или повязанная на шею
         деревянная коробочка с  "волшебным"  корешком  или  каким-то
         чтимым  изображением.  Духовники  преследовали "наузы",  как
         символ старой русской религии и,  с отнюдь  не  христианским
         "смирением" пытались всячески изжить их,  запрещали,  видя в
         этом - явно "конкурентные" верования.
           Судя по письменным источникам силовые меры, впрочем, помо-
         гали маловато.  Исконные старинные обычаи и верования держа-
         лись в народе крепко. Что занятно, священный для европейских
         христиан символ,  крест,  здесь  могли,  например,  повесить
         на...  священную  для  язычников птицу - черного ворона.  На
         иконке могли изображить,  "дополнительно", все ту же язычес-
         кую "личину" окруженную змеями.
           И, что забавно,  но художествено выполненные древнерусские
         змеевики, явные и несомненные символы язычества, становились
         подчас...  главной частью некоторых чисто христианских икон!
         Тут жу,  как говорится, из песни слова не выкинешь, бывало и
         такое.
           Так, в XVII веке,  один из змееиков был вставлен в богоро-
         дичную икону,  которая находилась в иконостасе Троицкого со-
         бора Троице-Сергиевой лавры.  Змеевик,  причем, выступал как
         самая почитаемая  часть  иконы.  Разумеется,  ставлен он был
         "лицевой", то есть христанской стороной  наружу("чистой"), а
         отечественные почитаемые  "змеюги" были обращены назад и за-
         маскированы(как "нечистая" сторона).
           Аналогично случилось с другим,  уже каменным змееиком, по-
         даренным ,  согласмно описи монастырая 1641 года, самим Ива-
         ном IV Васильевичем(Грозным). Здесь на "язычество" и скрытый
         смысл симмолических змей вообще посмотрели сквозь  пальцы и,
         в описи имущества, обозначили их попросту, как "узор"...
           Еще один  змеевик торжественно использовался в великопост-
         ных богослужениях,  ни более,  не менее,  как в  качестве...
         "панагии", то есть небольшой(обычно круглой) иконы богомате-
         ри,  носимой как знак высокого архирейского достоинства. И -
         так далее, всех несуразностей не перечтешь.

           1.14.4. Что  означают  змеи  на самих змеевиках не поясня-
         лось. Если надписи и были, то, в основном, в виде магическо-
         го призыва, заговора, мистической просьбы - хранить и спасти
         хозяина змеевика такого-то,  типа:  "Помоги  рабе  своей(та-
         кой-то)" или, конкретнее: "Помози рабу своему Андрею". И то-
         му подобное.  Змеи в надписях не упоминались, не упоминалось
         и "кто" должен был помочь "рабу своему".
           Разобраться помогают числа - количества змей на  изображе-
         нии. Змеиных голов насчитывалось иногда 8 или 13, но, чаще -
         7 или 12, или , даже - 14. Человеку, не знакомомму с астрло-
         гией,  это,  правда, ни о чем не говорит, н во всехназванных
         числах звучат знакомые знаковые мотивы:
           1) Семь(7).  Это - число дней недели,  оно же число "види-
         мых" светил.  Солнце, Луна и пять известных в те поры планет
         - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
           2) Двенадцать( 12,  или, даже, 13) - число знаков зодиака,
         то есть фактически,  число "месяцев",  число "рождений" Луны
         на протяжении солнечного года(365 : 30 = 12; 365 : 28 = 13);
           3) Четырнадцат(14) - половина от числа 28, то есть полови-
         на лунного месяца от полнолуния до  новолуния,  число  столь
         почиаемое у многих народов,  впервую очередь у женщин,  пос-
         кольку связывалось со сроками "месячных" и беременности.

           1.14.5. Занятно,  но,  при анализе материала о змеевиках у
         автора этих строк сздалсь впечатление, что отечественные эт-
         нографы,  и старых и новых поколений явно недоучитывают вер-
         сию об чисто астрологическом происхождении змеевиков.
           Поразительно, но этнографы знакомы  с  астрологией  крайне
         слабо(если не сказать более точно и грубо - не знакомы вооб-
         ще).  Нетрудно заметить,  что именно из-за  этого  появились
         весьма  разноречивые и порой даже забавные по наивности вер-
         сии того, что же обозначают искомые 12 змей.
           Одна такая версия утверждала что это была - голова Медузы-
         Горгоны,  предназначенная "отпугивать" несчастья.  Легенду о
         Горгоне(под которой мыслился самый обычный осминог), однако,
         в Древней Руси практически и не знали.
           Вторая версия  с  полной  серьезностью убеждала,  что дело
         здесь в легенде об одном из малоизвестных христианских  свя-
         тых, Федоре Тифоне, спасшего свою мать от злого многоглавого
         дракона("тифон", "пифон" - змей).
           Третья, но далеко не последняя версия доверительно сообща-
         ла, что 12 змей, это - 12 страшных дочерей царя Ирода("дщери
         Иродовы"), то есть 12 погибельных болезней, лихорадок, лихо-
         манок-трясовиц. Поименно это были:

           1) Трясея  - трясущая, вызывающая озноб;
           2) Огнея   - насылающая жар и бред,
           3) Ледея   - приносящая холод и оцепенение;
           4) Гнетея  - что "ложится на ребра и утробу";
           5) Хрипуша - ложится на грудь, выходит харканием;
           6) Глухея  - влекущая глухоту;
           7) Ломея   - ломящая кости, особенно к непогоде;
           8) Пухнея  - та, что "пущает отек";
           9) Желтея  - естественно, насылающая желтуху;
           10) Коркуша - вызывающая корчи от боли;
           11) Гледея  - то есть не смыкающая глаз бессоница;
           12) Невея   - бредовое состояние.

           Веселенькая компания, что и говорить!

           1.14.6. Весьма забавно,  что все эти, да и другие подобные
         версии были как нетрудно заметить очень частные, мелкие, по-
         чему и малоубедительные.
           Здравомыслящий человек,  верующий отнюдь не в  12  "дщерей
         Иродовых"  не  станет  носить на груди и тщательно оберегать
         целый сонм из этих 12 болячек.  Правда, можно возразить, что
         змеи были предназначены "отпугивать" те самые 12 болезней.
           Но, те же болезни можно "отпугивать" и чем-то  иным, более
         ярким действенным,  мрщным и спасительным.
           Вглядимся в некоторые статуи и изображения, уже не в Руси,
         поищем  сходтва  с изображениями на змеевиках.  Вот - хорошо
         всем известная Статуя Свободы над  Нью-Йорком, европейского,
         впрочем,  происхождения, в "шапке с шипами". А вот - Гречес-
         кий бог Солнца,  Гелиос, в аналогично убранстве. На головном
         уборе  - те же остроконечные "шипы".  На других изображениях
         такие лучи волнообразны,  как "змеи".  Нетрудно  догадаться,
         что это - символическое отображнение лучей, лучей Солнца.
           Но вот изображение из Египта -  крылатый  солнечный  диск.
         Лучей-шипов здесь нет,  но есть "уреи", две жалящие кобры по
         бокам.  Они обозначют,  что лучи Солнца "жалят"  смертельно,
         способны умертвить и ослепить своим светом.  И это верно от-
         нюдь не только для жаркого Египта с его олслепительным солн-
         цем.  В 1843 году бельгийский физик Планте,  "для экперимен-
         та" довольно долго смотрел на Солнце и... ослеп!
           А вот  и  изображение головы фараона(например,  знаменитая
         маска Тутанхамона),  "сына  Солнца",  "солнцеликого"  и  его
         "етозарность" символизирована  жалящей коброй над его челом,
         а то и не одной.  Можно назвать много рисунков и везде  есть
         Солнце,лучи или змеи. Многие изображения подозрительно похо-
         жи на камень-"змеевик".
           Можно назвать  много  рисунков и в Азии,  в том числе и из
         Индии и Индо-Китая,  где змеи  в  скульптурах  втречаются  в
         изоблии. И там тоже он играют не последнюю роль.

           1.14.7. Солнцу-Яриле   -   поклонялись  и  древние  славя-
         не(вспомним здесь, хотя бы, всемирно известную оперу "Снегу-
         рочка"). И потому не зря на "языческой" стороне змеевика вы-
         чеканено было именно оно - всепобеждающее,  изгоняющее зло и
         темноту - Солнце. Тогда легко понятен смысл "змей", это - 12
         солнечных месяцев,  одновременно,  обозначающих жалящие "как
         змеи" солнечные лучи.
           Тогда, значит, что все "змеи" вместе, фактически обознача-
         ют - солнечный год. И это, попросту... зодиак! Он, разумеет-
         ся,  немного упрощен, в нем нет выделенных особым знаком зо-
         диака периодов, но это - настоящий древнерусский зодиак.
           Каждая из "змей" возможно имела собственнаое имя,  имя ме-
         сяца,  подобно все тем же "дщерям Иродовым".  Фактически это
         были носимые с собой "годовые часики", календарь.
           Но здесь любопытно еще одно. Борясь со змеевиками, с изоб-
         ражениями солнечныхликов,  как с язычеством, церковь христи-
         анская и не заметила, что вмсто одного "сюжета" она подсовы-
         вает, хоть и свой "сюжет",  но - абсолютно такой же,  только
         лишь в другой форме выраженный.
           Дело в том,  что,  как показывает современная  этнография,
         мифология Иисуса Христа и его 12-ти апостолов была, в основе
         своей взята отнюдь не с  жизни  вполне  релаьного  человека,
         жившего когда-то.  Миф о Христе ущетвовал задолго до его по-
         явления. Последовательность событий в легенде о Христе самым
         четким образом скопирована с представлений о солнечном годо-
         вом цикле, о "пути солнца".
           Так, в  известном  красочном двухтомнике "Мифы народов ми-
         ра" этнографы, черным по белому, поясняют "путь Христа", де-
         лят его на 12 стадий,  расматривая,  не более не менее,  как
         чистую символику...  годового цикла и 12  месяцев.  Христос,
         символически и был сам - Бог-Солнце.  Как у десяткв народов,
         верящих в солнечного бога.
           А это означает,  что на змеевике,  в качестве проклинаемых
         духовниками, но исконно местных русских "змей"(лучей солнца)
         с  одной  стороны,  и  с восхваляемым христианским ликом - с
         другой стороны,  присутствовали,  фактически,  два "солнца".
         Одно  - более древнее,  в виде "личины" со змеями,  другое -
         менее древнее, в виде Христа. И то и другое - два солнца, но
         светящие немного по-разному для обладателя змеевика, в зави-
         симости от преобладания той или иной веры.
           Увы, но  так  все и было.  Сколько людей погибло,  за ту и
         другую веру,  чтобы, в конце концов, чисто материально, сой-
         тись  в  одной  точке  на змевике:  и те и другие верили - в
         солнце, а солнце было для всех одно...


Next