С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
ГЛАВА 1.15. ЗОДИАК И "ЗМЕЕВИК"
1.15.1. Вот, наконец - белые березы, нежно-бирюзовое небо
между стволов и убегаюая вдаль тропинка в в пышной траве.
Русь. Россия. Сотни лет прошло, а здесь все та же прохлада и
зеленый покой.
С астрономическими и астрологическими "памятниками" на Ру-
си дело обстоит достаточно сложно. Может создаться даже впе-
чатление, что до средних веков ничего такого и не было вооб-
ще. Крупных морей здесь не существовало, больших путешествий
никто особо не предпринимал, такие сезоны, как зима, весна,
лето и осень были выражены на редкость четко, поэтому боль-
шой нужды в звзедных исчислениях никто и не видел.
Однако, "звездный след" проявлялся и здесь, причем очень
своеобразно. Примерно, в 1490 году известный новгородский
архиепископ Геннадий Гонзов писал, жалуясь на нерадивых свя-
щеннослужителей и многочисленных еретиков-язычников:
"Да с Ояти привезли мне попа, да дьячка, и они христианаи-
ну дали крест-тельник, дерево-плакун, да на кресте том -
вырезан сором женской, да мужской..."
В буквальном переводе это означает что бесхитростные поп с
дьячком вручили крестьянину нательный крест, вырезанный из
ивы, с изображенным на нем "соромом", "срамом"... интимными
частями мужского и женского тела!
Что было дальше с попами - история умалчивает.
Впрочем, ситуация и впрямь, презанятнейшая. Крест - явно
христианский символ, но детали на нем - предметы поклонения
более раннего языческого культа. Древние русы, предки наши -
веровали совсем в другое, нежели современные нынешние верую-
щие. Иисуса Христа не было и в помине. Это лишь позже, "с
земли израилевой" и "стороны византийской" дошла до Руси и
обосновалась, в общем-то чужая и чуждая религия.
А что же было до этого? Что носили на теле вместо креста?
Чему поклонялись?
1.15.2. Разумеется же выскочтимые предки поклонялись от-
нюдь не "сорому", стыдному и скрываемому, а, в его образе -
символу жизни, плодотворящему "лингаму", столь возвышенному
и по сей день в ряде религий Индии, да и у других народов.
Христианским же божествам на Руси поклонялись и до массового
"загонного" крещения, но, опять-таки - поклонялись весьма
своеобразно.
Своеобразие это выразилось, например, в любопытных много-
численных памятниках древнерусской старины. Это - сотни "ме-
дальонов" с чеканным или литым иображением.
Они есть и в металле, ив камне, называясь, правда, одина-
ково - "змеевики". По смыслу это были, фактически, амулеты
от всяческих бед и напастей. Змеевик, как и упомянутый выше
крест с "соромом" был "двоевер", то есть, совмещал в своем
теле и примирял - две религии, старую и новую.
На одной стороне змеевика была символика новая, пришлая,
средиземноморская: например, архангел Михаил с крылышками и
нимбом, или богоматерь, или Христос и т.п.
На противоположной стороне была символика язычекая, оте-
чественная, истинно русская: в центре - человеческое лицо,
"личина" и... расходщиеся от нее - змеи! Отсюда, кстати, и
возникло название "змеевик". Но - что же обозначали эти
змеи? Как "змеевик" использовался?
1.15.3. На Древней Руси змеевики носили на груди. Носили -
вместо креста, как самую большую и близкую себе святыню.
Позже - носили и вместе с крестом или на кресте. На Севере
этот символ древнейших русских верований ударжался почти до
наших дней, их носили вплоть до XIX века.
Змеевики относились к "защищающим" святыня, к амулетам,
"наузам". "Наузами" от слова "навязывать", назывались или
просто "узелки на память" на веревке или шейной ленте(порой,
заговорные, "заколдованные" узелки), или повязанная на шею
деревянная коробочка с "волшебным" корешком или каким-то
чтимым изображением. Духовники преследовали "наузы", как
символ старой русской религии и, с отнюдь не христианским
"смирением" пытались всячески изжить их, запрещали, видя в
этом - явно "конкурентные" верования.
Судя по письменным источникам силовые меры, впрочем, помо-
гали маловато. Исконные старинные обычаи и верования держа-
лись в народе крепко. Что занятно, священный для европейских
христиан символ, крест, здесь могли, например, повесить
на... священную для язычников птицу - черного ворона. На
иконке могли изображить, "дополнительно", все ту же язычес-
кую "личину" окруженную змеями.
И, что забавно, но художествено выполненные древнерусские
змеевики, явные и несомненные символы язычества, становились
подчас... главной частью некоторых чисто христианских икон!
Тут жу, как говорится, из песни слова не выкинешь, бывало и
такое.
Так, в XVII веке, один из змееиков был вставлен в богоро-
дичную икону, которая находилась в иконостасе Троицкого со-
бора Троице-Сергиевой лавры. Змеевик, причем, выступал как
самая почитаемая часть иконы. Разумеется, ставлен он был
"лицевой", то есть христанской стороной наружу("чистой"), а
отечественные почитаемые "змеюги" были обращены назад и за-
маскированы(как "нечистая" сторона).
Аналогично случилось с другим, уже каменным змееиком, по-
даренным , согласмно описи монастырая 1641 года, самим Ива-
ном IV Васильевичем(Грозным). Здесь на "язычество" и скрытый
смысл симмолических змей вообще посмотрели сквозь пальцы и,
в описи имущества, обозначили их попросту, как "узор"...
Еще один змеевик торжественно использовался в великопост-
ных богослужениях, ни более, не менее, как в качестве...
"панагии", то есть небольшой(обычно круглой) иконы богомате-
ри, носимой как знак высокого архирейского достоинства. И -
так далее, всех несуразностей не перечтешь.
1.14.4. Что означают змеи на самих змеевиках не поясня-
лось. Если надписи и были, то, в основном, в виде магическо-
го призыва, заговора, мистической просьбы - хранить и спасти
хозяина змеевика такого-то, типа: "Помоги рабе своей(та-
кой-то)" или, конкретнее: "Помози рабу своему Андрею". И то-
му подобное. Змеи в надписях не упоминались, не упоминалось
и "кто" должен был помочь "рабу своему".
Разобраться помогают числа - количества змей на изображе-
нии. Змеиных голов насчитывалось иногда 8 или 13, но, чаще -
7 или 12, или , даже - 14. Человеку, не знакомомму с астрло-
гией, это, правда, ни о чем не говорит, н во всехназванных
числах звучат знакомые знаковые мотивы:
1) Семь(7). Это - число дней недели, оно же число "види-
мых" светил. Солнце, Луна и пять известных в те поры планет
- Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
2) Двенадцать( 12, или, даже, 13) - число знаков зодиака,
то есть фактически, число "месяцев", число "рождений" Луны
на протяжении солнечного года(365 : 30 = 12; 365 : 28 = 13);
3) Четырнадцат(14) - половина от числа 28, то есть полови-
на лунного месяца от полнолуния до новолуния, число столь
почиаемое у многих народов, впервую очередь у женщин, пос-
кольку связывалось со сроками "месячных" и беременности.
1.14.5. Занятно, но, при анализе материала о змеевиках у
автора этих строк сздалсь впечатление, что отечественные эт-
нографы, и старых и новых поколений явно недоучитывают вер-
сию об чисто астрологическом происхождении змеевиков.
Поразительно, но этнографы знакомы с астрологией крайне
слабо(если не сказать более точно и грубо - не знакомы вооб-
ще). Нетрудно заметить, что именно из-за этого появились
весьма разноречивые и порой даже забавные по наивности вер-
сии того, что же обозначают искомые 12 змей.
Одна такая версия утверждала что это была - голова Медузы-
Горгоны, предназначенная "отпугивать" несчастья. Легенду о
Горгоне(под которой мыслился самый обычный осминог), однако,
в Древней Руси практически и не знали.
Вторая версия с полной серьезностью убеждала, что дело
здесь в легенде об одном из малоизвестных христианских свя-
тых, Федоре Тифоне, спасшего свою мать от злого многоглавого
дракона("тифон", "пифон" - змей).
Третья, но далеко не последняя версия доверительно сообща-
ла, что 12 змей, это - 12 страшных дочерей царя Ирода("дщери
Иродовы"), то есть 12 погибельных болезней, лихорадок, лихо-
манок-трясовиц. Поименно это были:
1) Трясея - трясущая, вызывающая озноб;
2) Огнея - насылающая жар и бред,
3) Ледея - приносящая холод и оцепенение;
4) Гнетея - что "ложится на ребра и утробу";
5) Хрипуша - ложится на грудь, выходит харканием;
6) Глухея - влекущая глухоту;
7) Ломея - ломящая кости, особенно к непогоде;
8) Пухнея - та, что "пущает отек";
9) Желтея - естественно, насылающая желтуху;
10) Коркуша - вызывающая корчи от боли;
11) Гледея - то есть не смыкающая глаз бессоница;
12) Невея - бредовое состояние.
Веселенькая компания, что и говорить!
1.14.6. Весьма забавно, что все эти, да и другие подобные
версии были как нетрудно заметить очень частные, мелкие, по-
чему и малоубедительные.
Здравомыслящий человек, верующий отнюдь не в 12 "дщерей
Иродовых" не станет носить на груди и тщательно оберегать
целый сонм из этих 12 болячек. Правда, можно возразить, что
змеи были предназначены "отпугивать" те самые 12 болезней.
Но, те же болезни можно "отпугивать" и чем-то иным, более
ярким действенным, мрщным и спасительным.
Вглядимся в некоторые статуи и изображения, уже не в Руси,
поищем сходтва с изображениями на змеевиках. Вот - хорошо
всем известная Статуя Свободы над Нью-Йорком, европейского,
впрочем, происхождения, в "шапке с шипами". А вот - Гречес-
кий бог Солнца, Гелиос, в аналогично убранстве. На головном
уборе - те же остроконечные "шипы". На других изображениях
такие лучи волнообразны, как "змеи". Нетрудно догадаться,
что это - символическое отображнение лучей, лучей Солнца.
Но вот изображение из Египта - крылатый солнечный диск.
Лучей-шипов здесь нет, но есть "уреи", две жалящие кобры по
бокам. Они обозначют, что лучи Солнца "жалят" смертельно,
способны умертвить и ослепить своим светом. И это верно от-
нюдь не только для жаркого Египта с его олслепительным солн-
цем. В 1843 году бельгийский физик Планте, "для экперимен-
та" довольно долго смотрел на Солнце и... ослеп!
А вот и изображение головы фараона(например, знаменитая
маска Тутанхамона), "сына Солнца", "солнцеликого" и его
"етозарность" символизирована жалящей коброй над его челом,
а то и не одной. Можно назвать много рисунков и везде есть
Солнце,лучи или змеи. Многие изображения подозрительно похо-
жи на камень-"змеевик".
Можно назвать много рисунков и в Азии, в том числе и из
Индии и Индо-Китая, где змеи в скульптурах втречаются в
изоблии. И там тоже он играют не последнюю роль.
1.14.7. Солнцу-Яриле - поклонялись и древние славя-
не(вспомним здесь, хотя бы, всемирно известную оперу "Снегу-
рочка"). И потому не зря на "языческой" стороне змеевика вы-
чеканено было именно оно - всепобеждающее, изгоняющее зло и
темноту - Солнце. Тогда легко понятен смысл "змей", это - 12
солнечных месяцев, одновременно, обозначающих жалящие "как
змеи" солнечные лучи.
Тогда, значит, что все "змеи" вместе, фактически обознача-
ют - солнечный год. И это, попросту... зодиак! Он, разумеет-
ся, немного упрощен, в нем нет выделенных особым знаком зо-
диака периодов, но это - настоящий древнерусский зодиак.
Каждая из "змей" возможно имела собственнаое имя, имя ме-
сяца, подобно все тем же "дщерям Иродовым". Фактически это
были носимые с собой "годовые часики", календарь.
Но здесь любопытно еще одно. Борясь со змеевиками, с изоб-
ражениями солнечныхликов, как с язычеством, церковь христи-
анская и не заметила, что вмсто одного "сюжета" она подсовы-
вает, хоть и свой "сюжет", но - абсолютно такой же, только
лишь в другой форме выраженный.
Дело в том, что, как показывает современная этнография,
мифология Иисуса Христа и его 12-ти апостолов была, в основе
своей взята отнюдь не с жизни вполне релаьного человека,
жившего когда-то. Миф о Христе ущетвовал задолго до его по-
явления. Последовательность событий в легенде о Христе самым
четким образом скопирована с представлений о солнечном годо-
вом цикле, о "пути солнца".
Так, в известном красочном двухтомнике "Мифы народов ми-
ра" этнографы, черным по белому, поясняют "путь Христа", де-
лят его на 12 стадий, расматривая, не более не менее, как
чистую символику... годового цикла и 12 месяцев. Христос,
символически и был сам - Бог-Солнце. Как у десяткв народов,
верящих в солнечного бога.
А это означает, что на змеевике, в качестве проклинаемых
духовниками, но исконно местных русских "змей"(лучей солнца)
с одной стороны, и с восхваляемым христианским ликом - с
другой стороны, присутствовали, фактически, два "солнца".
Одно - более древнее, в виде "личины" со змеями, другое -
менее древнее, в виде Христа. И то и другое - два солнца, но
светящие немного по-разному для обладателя змеевика, в зави-
симости от преобладания той или иной веры.
Увы, но так все и было. Сколько людей погибло, за ту и
другую веру, чтобы, в конце концов, чисто материально, сой-
тись в одной точке на змевике: и те и другие верили - в
солнце, а солнце было для всех одно...