С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
ГЛАВА 1.16. ЗВЕЗДОСЛОВЦЫ ОКАЯННЫЕ
1.16.1. Когда астрономия и астрология впервые "по-настоя-
щему" шагнули на Русь, там царили жестокие годы средневе-
ковья. В то время по всей Европе неудержимыми шагами рвались
перед - наука, культура, искусство. Рвались вперед, не взи-
рая ни на что, через растерзанные тела и растоптанные книги,
через свист кнутов и стрел, сквозь лязг мечей и тук топоров
на плахе.
Яркими звездами сияли в истории науки и памяти народов
имена звездных первопроходцев: Джордано Бруно, Галилео Гали-
лей, Иоганн Кеплер и многие другие. Так было в одной лишь
астрономии, не говоря уже о других науках.
И только в России все было крепко и неизменно, в науках
особо не нуждались, а просещение держали в узде. Точнее, на-
уки, как таковой и не было. Была церковь, была религия и ве-
рования, были многочиленные суеверия, навязывание безграмот-
ных воззрений и, отсюда - крайне смутное представление об
окружающей природе.
"Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, -
поучал один из святых отцов, - А се душеные грехи - учиться
астрономиии и эллинским(греческим - А.А.) книгам. По своему
разуму верующий легко впадает в различные заблуждения. Люби
простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, а
какое дано тебе от Бога учение, то и держи..."
Даже в Испании, где сотнями пылали костры инквизиции, ду-
ховенство вынуждено было отступать перед наукой, поскольку
ее, науку, защищала знать, нуждающаяся в знаниях, в развитии
ремесел. На Руси же, даже церковная, когда-то извне привне-
сенная грамотность и знание священных писаний были в таком
плачевном состоянии и так дико "импровизировались", что даже
один ученый богослов, швед Иоанн Ботвид ухитрился в 1620 го-
ду защитить диссертацию в Упсальской академии(Швеция) на те-
му "Христиане ли московиты?"
Церковь настолько усердно исстребляла и без того малочис-
ленные "колдовские" книги с опасной "цифирью", что, в 1492
году для относительно несложных рассчетов "пасхалий" потре-
бовалась даже специальная "экспедиция" в Италию, в Рим, за
"грамотностью", организованная новгородским архиепископом
Геннадием Гонзовым. Своих математиков, увы, отечественная
инквизиция в живых - не оставила...
1.16.2. Впрочем, влияние идущей впереди просвещенной Евро-
пы все же проникало на Русь. Не всегда, правда, оно было по-
ложительным. Чаще оно лишь вносило дополнительную смуту в
неискушенные умы.
В Новгороде, например, это выразилось в подавлении в 1490-
и и 1504-м годах, так называемой "ереси жидовствующих",
обозначеннной так, поскольку "ересь" была занесена евреем
Схарией, прибывшим в Новгород из Литвы в 1471 году.
Сожженные книги "жидовствующих" состояли, в основном, из
переводов с ерейского и арабского, что, по всей логике,
восприниалось православной церковью как пропаганда чуждых
верваний, в частности иудаизма. Преобладали в книгах фило-
софские и астрологические темы.
"Остронумия, Звездотечья, Сонник, Волховник, Птиченьграй,
Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол-
нечные", - перечислял, ставшие модными в ХХ веке книги, ав-
тор "Слова от Святого Евангелия", и подытоживал: "Все Марто-
лои проклятые..."
В старинном "Азбуковнике"(энциклопедии), наример, под
словом "Планеты" можно было прочесть:
"Планиты - суть седьмь звезд, иже на аерных(т.е. на воз-
душных - А.А.) седьми полих, кояждо на особом поясе: Арис,
Ермис, Зевс, Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна.
Сими звездами окаянные звездословцы(астрологи - А.А.) мнят
ся(бя способными) угадывати человечие нравы и счастие..."
В этих пяти строчках - вся астрология.
1.16.3. Бестолковые книги по астрологии запрещали и жгли
вместе с их незадачливыми хозяевами. Но в ногу с занятной,
но не слишком-то полезной астрологией приближались и столь
необходимая для навигации - астрономия, и метеорология, и
сезонная агрономия(о которых современные астрологи даже не
вспоминают, хотя все это входило именно - в астрологию!) и,
потому, ересь проявлялась все более и более.
Первые русские цари начали, по примеру европейских монар-
хов, держать возле себя придворного советника-астролога.
У Василия II-го Васильевича, "Темного"(1415-1462 гг) был,
по слухам, астролог, Василий Немчин(немец), предугадавший,
якобы, что царь Василий будет ослеплен(отсюда и прозвище -
"Темный"), за что предсказателя едва не посадили на кол. Он
же, как утверждают, на столетие предвосхитил модного ныне
Нострадамуса, рассчитав(правда, верно или нет, неведомо) со-
бытия в стране, вплоть до XXI века.
Был астролог и у Василия III-го Ивановича(1479-1533 гг),
немецкий врач и философ, Никола Булев(Люев), распротранявший
на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией. Мно-
гие в окружении царя ив стране были просто взбешены подобным
обстоятельством. "Лже глаголет астроложь неистовство!" -
убеждал проветитель Максим Грек(1480-1556 гг), прибывший в
России из Греции и астрологию прекрасно знавший. Критика бы-
ла, правда, больше эмоциональная, чисто религиозная, и не
особо научная...
Именно протестуя против присутствия Булева, в 1524 году,
старец Филофей написал дьяку Мисюрю Мунехину "Послание на
звездочетцев"(критика астрологии). Само послание это мало
кому известну, хотя именно там высказано мнение о непреемле-
мости и "греховности" всего западного и латинского(т.е. ка-
толического, или протестантского, не православного) отец Фи-
лофей утверждал неизбежность падения церковных твердынь.
По его мнению, неминуемо было падение "первого Рима"(Рима
в Италии) и "второго Рима"(Константинополя), поскольку они
впали в ереси и упали в глазах Бога и хритсианства. На смену
им, греховным и "погрязшим", Филофей пророчил руский "третий
Рим". "Два... Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не
быти..." - писал старец, на все корки ругая астрологов.
1.16.4. Предсказатели на Руси, были, однако же, как и вез-
де, весьма, мягко говоря, "слабоваты". Скажем, уже упомяну-
тый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь ско-
ропостижной кончины царя от заражения крови("мала болячка...
в булавочную голову"). Он же сам - и "залечил" родного госу-
даря бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пы-
таясь одолеть чирей... мукой с медом и печеным луком!
Согласно "правилам" тогдашней медицины, царю сделали ис-
кусственное воспаление, но явно перестарались. В астрологи-
ческом же плане, со смертью Василия народ связал некое "не-
бесное явление", опять -таки, не предсказанное придворным
звездочетам солнечное затмение 24 августа.
"...В первом часу дня круг солнца казался вверху будто
срезанным: что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и
что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь
великой государственной перемены", - писал известный историк
Н.М.Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние
царского дома, поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В
данном случае он, чисто случайно, оправдался.
1.16.5. Любопытно, но, если верить летописи, то "знамени-
ем" было отмечено и рождение сына у Василия III-го в 1530
году. Это случилось 25 августа, в 7-м часу ночи, когда, во
время страшной ночной грозы - на свет появился будущий Иван
Грозный(1530- 1584 гг), великий Иван IV Васильевич. Прибавка
"грозный", возможно появилась уже поэтому.
Писали, что "...в самую ту минуту земля и небо потряслися
от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за
другим, с ужасною непрерывною молнией..."
Логично, правда, предположить, что, конечно же не роды
"повлекли" молнию, а наоборот - гром и молния ускорили роды,
напугав царицу-роженицу(у маленького Ивана возможно была ро-
довая травма). Недаром, у некоторых народностей во время ро-
дов и по сей день, мужчины, время от времени стреляют из ру-
жей, чтобы, внезапно напугав роженицу, помочь ей родить, а
заодно - отпугнуть злых духов...
Возмужав, Иван Грозный и сам весбма интересовался астроло-
гией и прочими предсказаниями(пусть, даже и "бесовскими")
науками, поскольку всюду подозревал предательство и зловред-
ное колдовство. И, занятно, хотя вне дворца репресии на кол-
дунов и звездочетов шли широко, во дворце они были в относи-
тельной безопасности.
1.16.6. В народе, однако, подобные не слишком нужные "муд-
рости" искоренялись. Скажем, в знаменитом "Стоглаве"(сто
глав "отчета" церковного собора) составленном в 1551 году,
отмечалось с негодованием:
"В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят(гадальные "разг-
РАФЛенные" таблицы - А.А.), и по звездам, и по планетам га-
дают, и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими дейтвами
мир прельщают и от бога отлучают".
Впрочем, при дворе у Ивана Грозного был личный астролог.
Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала:
"Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва(отчаянного
волшебника - А.А.), нарицаемого Елисея, и бысть(тот) ему лю-
бим. А (будучи) приближении положил на царя страхование...
отвел царя от веры.
На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам - на
любовь преложи(л), понеже безбожнии(немцы) узнали своим га-
данием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради -
такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди
прелестены(доверчивы - А.А.) и падки на волхование..."
И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог-
ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять
гороскопы, а также, втихомолку, приготовлял яды, которые
царь, то и дело пользовал на отдельных провинившихся верно-
подданных. Впрочем, свою судьбу астролог, видимо, предвидеть
не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию
и не унулся. Он, в конце концов запутался в интригах, попы-
тался бежать, но, на границе с Полшей был схвачен и заживо
поджарен на огромном вертеле.
Как видим, звездочет не смог предсказать даже собственной
бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный то-
же протянул немного, тем более, что его "психологически" до-
канало очередное небесное знамение, объявившаяся "звезда
хвостата". Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с
"крестообразным" хвостом.
Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Бла-
говещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил:
"Вот знамение моей смерти!" Чтобы убедиться окончательно, он
повелел собрать по Руси и Лапландии колдунов и колдуний,
числом около 40-60, но те в один голос подтвердили "проро-
чество".
Видимо, с легкой руки тех же колдунов(ожидавших казни под-
валах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым си-
ропом, за шахматами, а затем придушили его, "для
надежности", когда тот упал...
1.16.7. По примеру западных королей приглашал к себе аст-
рологов и царь Алексей Михайлович(1629-1676 гг). Одним из
приглашенных был известный путешественник тех времен Адам
Олеарий. По мнению современников, царь честью великой почи-
тал "альманашников"(от слова "альманах" - звездная сводка).
При Алексее Михайловиче в почете был, опять же, немец,
"немчин", Николай, который, например, в 1665 году предрекал
великие события "по случению высочайших небесных планид -
Сатурна и Ювиса(Юпитера - А.А.)".
Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор
открыто упрекал царя, в том, что тот "альманашников любил",
а поп Лазарь буквально умолял в сочинении "О изгублении
правоверных государей власти", где писал:
"Царю благородный! Како времени сего не испытаешь: имеешь
у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и зем-
ли, и звезд хвосты аршином измеряющих. (О) сих Спас(Христос
- А.А.) глаголет - лицемеры быти!"
1.16.8. Астрологов неудачно пытались применять и в прогно-
зе предстоящих государственных переворотов, что вскрылось,
скажем, в "деле Шакловитого", в 1691 году.
Здесь в допросах проходил иноземец - поляк, Митька Силин,
признавший под пыткой, в стрелецком приказе, что три года
жил в Заиконо-Спасском монастыре у Сильвестра Медведева. Там
он лечил заговорами и колдовством, гадал по солнцу с коло-
кольни Ивана Великого.
На пытках астролог "раскололся", заявив, что Медведев
раскрыл ему весь заговор: учинить бунт, убить молодого царя
Петра, царицу Наталью Кирилловну, и "весь род их изгубить".
Князю Василию Голицыну жениться на царевне Софье и стать ца-
рем. Шакловитому - быть "под царем первым князем", а патри-
архом "быть ему, Сеньке". Силин утверждал, что Медведев га-
дал по звездам и вычислил, будто "...все бояре стоят за
Голицына, а стрельцы - за царей".
Астрологи ошиблись. Ошиблись - в очередной раз.
1.16.9. Более терпимо, легко и просто стали относиться к
астрологии лишь при Петре I-м Великим(1672-1725 гг), когда
государю потребовались ученые и землемеры, флотоводцы и пу-
тешественники, когда возникла острая необходимость в прик-
ладной астрономии и в "спецах" по навигации.
Навигацкая школа была открыта в знаменитой Сухаревой баш-
не, прославившейся тем, что именно на ней проводил свои ноч-
ные бдения главный "астролог" и "чернокнижник" тех времен,
сподвижник царя Петра, выходец из Шотландии, Яков Вилимович
Брюс(1670-1735 гг).
Брюс имел огромную, в полторы тысячи томов, великолепную
библиотеку, впоследствии переданную Российской Академии На-
ук. У него были феноменальная память и наблюдательность:
мог, например, с одного взгляда сосчитать число горошин в
рассыпанной по столу кучке.
После его смерти в комнате нашли "страшные" и "колдовс-
кие", непонятного предназначения предметы, как, скажем вог-
нутые зеркала и линзы, что, по тем временам было просто
ужасно и причислялось к колдовству.
Именно Брюс начал выпускать, фактически первый в России,
великолепно оформленный календарь, доныне известный, как
"Брюсов календарь", где прогноз событий был рассчитан на 200
лет перед, начиная с 1800 года. Впрочем, "прогноз" был весь-
ма стандартен. Почти на каждый год там предказывалась
"...великая перемена в некотором знаменитом государстве, но-
вый образ правления в некоей республике, славное побоище,
воцарение великого государя".
Сам Брюс, однако, астрологии не доверялся, а в календаре,
на 6-й странице, поместил даже карикатуру на астролога.
После Петра I-го гонений на астрономию и астрологию прак-
тически уже не было. Поэтому известный механик-самоучка из
Нижнего Новгорода, И.П.Кулибин(1735-1818 гг) кроме знамени-
той "самобеглой" коляски, химического прожектора, арочного
моста, часов "яичной фигуры" и прочего, славного и неповто-
римого, спроектировал и "планетные часы".
Часы, и по нынешним временам, по механизму очень сложные,
но размером - не больше будильника. Там, на циферблате с
шестью стрелками были все 7 "светил", все 12 знаков зодиака,
время дня и ночи, положения Солнца и Луны и многое другое,
как, например, фазы, кульминации, всходы, заходы.
Астрологии уже не опасались. Ее бестолковость и относи-
тельная безвредность для духовенства и высшего общества ста-
ли очевидна, крестьянство же пользовало свои, чисто "народ-
ные" способы предсказания.