С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.17. ЗВЕЗДЫ "ПО-НАРОДНОМУ" 

           1.17.1. Разумеется, наблюдения звездного неба на Руси про-
         водились и до заезжих средневековых астрологов.  Их проводи-
         ли,  в основном,  священослужители, но без цели, бесистемно,
         просто "фиксируя" события.
           "В лето 6632 бысть знамение в солнци,  августа 11, в 9 ча-
         ов. Перед вечерней нача(ло) убывати солнце. Бывши ему... яко
         месяц мал, и мало не смерчеся полуденьи. Погибе все! О велик
         страх! И тьма бысть, и звезды быша и месяц, и паки нача при-
         бывати и борзе наполнися,  и рады были ви по граду",  -  так
         взволнованно рассказывалось про обычное солнечное затмение.
           Да, в Европе уже знали  Николу  Коперника,  его  труд  "Об
         обращении небесных сфер"(1543 г) уже начал свой триумфальный
         путь.  Заложен был фундамент обсерватории Ураниборг(1576  г)
         знаменитого  астронома Тихо Браге.  Зазвучало громко имя его
         великого преемника Иоганна Кеплера(1601 г).
           А на  Руси  -  все еще опасались быть образованными.  Даже
         спустя 120 лет после  Коперника  боярину  Артамону  Матвееву
         предъявили обвинение в "чернокнижии"(колдовстве), на основа-
         нии находки у него "нелегальной" опасной  литературы: "книги
         черной - лечебнике, что писаны многие статьи цифирью..." Не-
         понятная "цифирь" страшила уще всего...
           Сложное европейское  звездочетство  вряд ли могло тут при-
         житься,  слишком слаба была математическая база. В народе же
         была своя "фольклорная" астрономия и астрология,  где, прав-
         да, звездам уделяли внимание крайне несущественное, а больше
         - природным сезонным явлениям и состоянию атмосферы.
           Научности, разумеется,  было крайне маловато, но была пре-
         деленная системность,  позволяющая  по тем или иным сезонным
         приметам предвидеть особенности будущей зимы или лета, буду-
         щий возможный  урожай  или неурожай,  наводнение или засуху.
         Попутно приметы помогали определить время рубки леса,  ыгод-
         ный день свадьбы и прочее, прочее.

           1.17.2. Само собой,  и названия звезд были другие. Млечный
         Путь назывался "Стан",  "Становищи". Три звезды возле него -
         "Девичьи Зори", используемые в гаданиях на жениха.
           Арктический пояс именовался "железным  кольцом", созвездия
         Плеяд  было  "Утиное кольцо".  Орион именовался "Кигачи" и -
         так далее. В разных местах свездия называли по-разному. Так,
         Плеяды назывались еще "Сажарами" или "Стожарами"("сто жар" -
         сто огней). Впрочем, названия часто путались.
           "Сажаром поселяне называют Медведицу,  -  писал  известный
         этнограф И.П.Сахаров в 1885 году. - Они думают, что это соз-
         вездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей,  и  что
         медведи живут  под  ее защитой.  За воровство и кражу Сажары
         наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Стажары глядят на
         землю, тогда  медведи бывают смирны и не нападают на челове-
         ка. Основываясь на этом предании,  охотники пускались в лес,
         только при появлении Сажар..."
           По свету Сажар гадали и на Святках.  Выходя на двор, и за-
         гадав, предварительно,  желание,  смотрели, если Сажары ока-
         жутся с правой руки, тогда, считалось, гадание сбудется. При
         этом произносили такой заговор-причиталочку:

           "Ах, вы звезды, звезды, звездочки!
            Все вы звезды - одной матушки,
            Белрумяны и дородливы.
            Засылайте сватов по миру крещеному,
            Стряпайте свадебку для мира крещеного,
            Для пира гостинного, для красной девицы,
            Свет родимой...(такой-то и эдакой)..."

           Если же видели,  что впереди горят "Девичьи Зори", то, как
         полагали, это была плохая примета, и гадавшая, горюя, уходи-
         ла обратно  в избу.  Увы,  по заверениям старушек,  "Девичьи
         Зри" предвещали еще год незамужней девичьей жизни.
           "Со звездой"  из  светлой  жести - ходили дети на рождест-
         венские праздники.  Звезды вырезали, выбивали, чеканили, вы-
         шивали. Изображение  созвездия  Большой Медведицы обнаружили
         даже на небольшой медной игле докрещенской эпохи.

           1.17.3. Но наблюдали не только звезды. Уже на Древней Руси
         знали про планеты. Называли их "Рожаницы", и с ними были ся-
         заны верования о влияниии на новорожденного человека.
           В одном старинном "Азбуковнике",  т.е.  "энциклопедическом
         словаре" древности, о "Рожаницах" собщалось, что "Рожаницами
         еллины называли семь звезд,  назираемых планиты, и кто в ка-
         кую планиту родился,  тот в той планите любопраться предвоз-
         вещати нрав младенца..."
           "Такова его планида"(т.е.  "покровительствующая" планета),
         - говаривали раньше,  имея в виду судьбу  человека.  "Взошла
         его звезда", "закатилась его звезда", "родился под счастливй
         звездой", - говорят и  ныне.  Рожаницам-планетам  млились  и
         клали особую жертвенную пищу:  хлеб,  сыр,  мед. Излюбленным
         кушанием Рожаниц была "кутья" - своеобразная каша из пшеницы
         или риса,  заправленная изюмом.  Представляли Рожаниц в виде
         красавиц-девушек или приветливых ласковых старушек.

           1.17.4. Огромное "предсказательное" значение в народе при-
         давали ярко сияющей Венере,  именованной,  как "Чигирь-звез-
         да", которая, как считалось, предрекает счастья и несчастья.
           "Сия бо звезда,  едина именем Чигирь есть, меж всеми звез-
         дами помет во каждом месяце имеет(меняет место, "метит" - А.
         А.),  а по трижды проходит на всякое место(неба) коеюждо(го)
         месяца. Сие есть великая(яркая, крупная - А.А.).
           Аще кто  добр горазд и разумеет месячному нарождению,  той
         видит и кий круг - ведает сия звезда Чигирь(на  что  влияет,
         то есть - А.А.).
           Аще кому ехати, или куда, или селиться, смотри, на которую
         сторону та звезда стоит: аще она станет противу, и ты проти-
         ву ее - не езди ни куды..."
           Прогноз по  Венере с ее троекратной сменой места, делался,
         соответственно,  на три даты. Составлялся он знающим челове-
         ком(тем,  "кто добр горазд") и не только для путешествий или
         строительства, но, например, и по медицинской части:
           "Во дни 1, 11 и 21 - стоит Чигирь на востоце, и ты храмины
         не ставь("храмины", т.е. избы, дома, в эти дни не строй - А.
         А.), на дворе г(о)лавы своей - не голи.
           Во дни 2,  12 и 22 стоит Чигирь меж востоком и полуднем, и
         ты с женою не спи,  ино рождение(иначе новорожденный - А.А.)
         будет курчя и бесплодно.
           Во дни 3, 13 и 23 - стоит Чигирь на полудни, и ты в те дни
         в полдни не купайся,  в баню - не ходи:  изойдешь лихом, или
         учинится переполох(заболеешь - А.А.)..."

           1.17.5. Как уже сказано выше,  совсем другой, более науко-
         образный подход пришел с воцарением Петра  I,  который,  сам
         будучи очень образованным,  по тем временам, человеком, вся-
         чески боролся со всевозможными нелепыми религиозными и  мис-
         тическими предрассудками.
           В частности,  во время Северной войны со Швецией(1700-1721
         гг), Петр I,  опасаясь паники среди русских  войск,  заранее
         писал адмиралу  Ф.А.Головину,  чтобы тот принял все меры для
         объснения предстоящего солнечного затмения:  "...дабы, когда
         оное будет,  не поставили его за чудо.  Понятие,  когда люди
         про то ведают прежде - то не есть уже чудо".
           При Петре  дела  стали  вершиться скорехонько.  Колдовские
         расследования, разоблачения колдунов и кликуш,  "Слово и Де-
         ло" - следовали одно за другим. Правда, колдунов уже не сжи-
         гали, как прежде, в срубах, но наказывали примерно и строко,
         проводя или ссылку или экзекуцию,  запарывая, порой до полу-
         мерти. Но на "альманахи", "лечебники", "врачебники", "зелей-
         ники"(травники) и  прочее,  уже  не  смотрели с непритворным
         ужасом. Напротив, их офиицально, большими тиражами печатали,
         подчас с  откровенно астрологическими рекомендациями,  типа,
         например, таких:
           "О кровопускании жильном и  рожечном,  и  когда  лекарство
         принимать.
           В Генваре. Кровь пускать жильную и рожечную:
           мокротным    - 2, 3, 4, 11, 17;
           холерикам    - 9, 10, 18, 19;
           меланхоликам - 7, 8, 25, 26, 27 числа".
           И - так далее("мокротные",  видимо - "флегматики",  именно
         их вязывали со стихией Воды),  что,  как видим, ак две капли
         воды схоже с модными ныне "астропрогнозами", "космопрогноза-
         ми"  или  "прогнозами  геофизически  неблагопритяных дней" -
         пророчествами крайне неясными и смутными.

           1.17.6. Огромное количество лечебных и псевдоастрономичес-
         ких  поверий  и  примет связывали и с Луною.  Многое здесь и
         впрямь любопытно с точки  зрения  ритмологии  и  биоритмоло-
         гии(но это - отдельный,  очень большой разговор,  не удобный
         для данной темы), кое-что метко подмечено и верно, но были и
         приметы,  доходящие  до  абсурда,  например:  "В  ущерб Луны
         стричь волосы и ногти нельзы - здоровья убавится".
           Забавно, что подобные же абсурдные  "рекомендации" кое-где
         переживают "второе рождение",  усердно модернизируются и вы-
         даются на радость несведущей всеядной публике.  Подобным об-
         разом используют,  скажем, "огородный лунный календарь", хо-
         дячий и ныне по рукам, а кое-где заново опубликованный.
           Изменилось за столетия многое,  и летосчисление, и климат,
         и Луна,  а календарь, упоно - все тот же! Прочитать про него,
         однако, можно было еще в 1834 году, скажем, в отличной книге
         переводчика и врача Поликарпа Пузины "Взгляд на  суеверие  и
         предрассудки"(с.152), где,  черным по белому,  давалсь абсо-
         лютно те же самые "цифири", созданные, видимо, еще раньше:
           "Таблицы счатливых и несчастных дней в каждом месяце". На-
         зывались,  в "генваре",  дни "счастливые" - 4, 19, 21, 27, и
         дни "несчастливые" - 13,  23;  в феврале - 7, 8, 12 и 2, 10,
         17,  21;  в Марте - 3, 9, 12, 14, 16 и 13, 19, 23, 28. И так
         далее, цифра в цифру, буква в букву, из года в год.
           По поводу этому уже Поликарп Пузина ехидно писал:
           "Многие верят,  что сия таблица дана была от Ангела, Адаму
         и служила правилом поступков его. Он, говорят, сеял в поле и
         садил в огороде только в счастливые дни,  и во всем имел хо-
         роший успех.
           По сему должно бы думать,  что Адам имел счисление месяцев
         и дней - подобное нашему? Однако ж, известно, что Иудеи счи-
         тали годы - лунными месяцами.  И по сему видно,  что таблица
         сия - есть не так давнее изобретение ума легковерного..."
           Слава богу, были, хотя б в старину - здравые люди!

                                  +   +   +

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подведем итог нашему небольшому путешествию. В
         основном оно было чисто географическим,  и,  совсем немного,
         историческим.
           Структуры предмета астрологии мы почти не касались, не пы-
         тались,  пока,  проводить какие-либо подробные анализы  этой
         крайне занимательной,  но довольно сложной дисциплины. Такой
         анализ будет проведен в другом месте.  Главное - понять  то,
         что  астрологии  разных  стран  и разных времени - это очень
         разные астрологии, несмотря на то, что, как мы необднократно
         напоминали, "небо - везде одно".
           Астрология раньше - включала в себя и метеорологию,  и аг-
         рономию, и фенологию, и сезонную морфологию человека, и мно-
         гое другое, чего ныне в астрологии попросту - нет.
           Современная астрология, это - выхолощенная и сброшенная до
         уровня ширпотреба игрушечная дисциплина,  где  "энтузиасты",
         называеющие себя "астрологами",  бахвалясь и пыжась, изобра-
         жают "прогнозирование" о человеке,  не понимая, однако, даже
         где  и почему они ошибаются,  а где и когда вдруг попадают в
         точку.  Они так и не поняли,  какая часть их методов -  есть
         наука будущего, а какая - тянет их обратно в прошлое.
           Но, то что не дано одним - дано другим.

 
 
Вернуться в начало страницы Вернуться в главный список

Next