ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 5. ДРАКОНЫ В НЕБЕ НАД РУСЬЮ
1. СТРАННЫЙ ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ. Змей-Горыныч был не одинок. Еще
одним "Змеем" в русском фольклоре был "Огненный Змей" - пер-
сонаж вольно загадочный и многозначный: то ли причудливый
фаллический образ("фаллос", проще выражаясь - мужской поло-
вой орган), то ли обычный падучий с неба метеор, то ли прос-
то сказочный дух, созданный для того чтобы объяснить то, что
когда-то было совершенно необъяснимо.
"Летун", "Змей", "Огненная корчага", "бес огненный", "па-
ра" - так по-разному звали его. Дьявол, летающий к брошенным
женщинам и ко вдовам - таковым считали его по сути. От сви-
даний с Огненным Змеем женщины сохнут и умирают, так считали
в старые времена(здесь любопытно вспомнить, что "огненной
змеей" на востоке звали... паразитического червя, "ришту"!).
Для людей же обычных кажется Огненный Змей огромной паду-
чей звездой, рассыпающейся над чьим-нибудь домом. Впрочем,
особой однозначности в трактовке, похоже, и не было.
В Смоленской губернии, по сведениям Д.Н.Ушакова("Этногра-
фическое обозрение", 1896. 2), ходила легенда, как некогда в
одном селе пытались убить Огненного Змея. Засыпали его зем-
лей, но сколько ни возили - все было мало. Смекнули - возить
надо не на лошадях. Привезли на... петухах! Горсть одну лишь
бросили, и - земля разрослась и исчез Огненный Змей.
Какие гипотезы и модели строить после этого: вулканы ли в
старину были на Руси, и выступила из трещины лава огненною
змеею; нефть ли - запылала где-то от молнии и потухла выго-
рев, метеорит ли упал, загадочный и страшный; просто ли ска-
зочник, сказитель, для красного словца помянул петуха, пти-
цу, возвещающую рассвет, Петуха, который оборол Огненного
Змея, гостя из черной ночи, из темного неба.
"Двое возвращались домой, видят% низко от земли летит в
деревню огненный сноп, змей - голова толстая, к хвосту все
тоньше, и прямо к дому Ивана Анфимова. На другой день Иван
молотил на гумне и в одночасье скончался. В другом доме, ку-
да летал змей, скончалась девица двадцати лет". - так расс-
казывали в Вологодской губрении.
Во Владимирской губернии Огненного Змея призывали в заго-
ворах, чтобы "присушить" девицу. Когда мылись в бане, наго-
варивали на воду, что оставалсь после мытья. "Идут из меня
девять духов, девять огненных, хотят сине море зажигать. е
зажигайте сине море, а зажгите сердце у такой-то(называлось
имя и место)".
Фактически, считалось, что в облике Огнгенного Змея летают
черти. Летают они или к околдованным, или к колдунам, кото-
рые их призывают. А носят им - деньги. О людях странно и не-
ожиданно разбогатевших так непрязненно и говорили: "Имя пара
деньги носит". "Парою" называли - змея.
2. ЗМЕЙ, БОЛЕЗНЬ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН. "Известно всем и каждому
на Руси, что такое за диво - огненный змей. - пишет И.П.Са-
харов. - Все знают, зачемон и куда летает, но вслух обэтом
никто не решается говорить.
Огненный змей - не свой брат, у него нет пощады: верная
смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы!
Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам, но
поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если Огнен-
ный Змей полюбит девушку, то ее зазноба неисцелима во век.
Такой зазнобы ни отчитать, ни отговорить никто не берет-
ся..."
Способы избавиться от Змея впрочем, были испытанные, как
от любых болезней, червей, паразитов - взварами, травами и
кореньями. От змея и сухоты втыкали во все щели домы траву
мордвинник(чертополох) и начитывали заговор-заклятие:
"Как мертвецу из земли не вставать Так и тебе ко мне не
летать. Утробы моей не распаляти, А сердцу моему не тоскова-
ти. Заговором я заговариваябсь, Железным замком запираюсь.
Каменым тыном огораживаюсь, Вододй ключевой прохлаждаюсь.
Пеленой Божбьей Матери покрываюсь".
Во Владимирской губернии считали, что жензину, измучен-
ную" Змеем" могут спасти от наваждения только сильные, до
крови, побои. Попутно кропили святой водой - повсюду в доме,
а особенно - на чердаке.
"Огненным змеем может образоваться обычный колдун с целью
любовных свиданий с женщиной. - сообщает "Русский демоноло-
гический словарь"(СПб.:Петербургский писатель, 1995). - Один
такой колдун жил с мужней женой, пока муж был в отъезде. Она
зебеременела и от стыда и страха удавилась. Когда односель-
чане, ожилая приезда станового, караулили ее тело, колдун
огненным змеем прилетал к покойнице: рассыплется искрами,
так что овцы по двору замечутся, коровы замычат, а он пово-
ет, поплачет и улетит".
И опять - не понять, то ли про небыль, то ли про быль
рассказано. И то ли казалось кому-то что, то ли и впрямь -
было. То ли молнии шаровые или метеоры "баловались", то ли
деревенский колдун крутил горящей головней на бечеве - пыта-
ясь отпугнуть людей или просто, желая поджечь место ссовего
столь неудачного блудилища.
3. ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ. Змей Огненный посещал жен-
щин не только в быличках и в сказках, а и в довольно значи-
тельных литературных произведениях, таком как "Повесть о
Петре и Февронии Муромских".
Сюжет повести построен на двух "любовных треугольниках". К
жене мурмского князя Павла, в отсуствтие его самого, пова-
дился вдруг летать некий Змей, "на блуд". Чтобы это не бро-
салось в глаза, то он принимал облик... ее мужа! Странности
поведения Змея не приглянулось княгине и она, как-то, пожа-
ловалась законному супругу. А, далее, по распоряжению Павла,
выпытала секретную информацию о тайне смерти Змея.
"- Смерть моя - есть от Петрова плеча, от Агрикова меча! -
проговорилося недогадливый сожитель, за что, вскоре и попла-
тился. Поскольку Петр был братом Павла, а чудоносный Агриков
меч был замурован в стене Воздвиженского монастыря, то ситу-
ация решилась просто. Петр добыл заветный меч и, сразившись
со Змеем, изрубил его. Но, парадокс, был забрызган кровью
Змея, и от злоредной той крови покрылся весь струпьями и яз-
вами, от которых долго не мог излечиться.
Излечила Петра влюбленная в него девица Феврония, на кото-
рой он, потом, в благодарность и женился.
"Всякий видит, как Огненный Змей летает о воздуху и горит
огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спус-
тится в трубу, то очутится в избе молодцем несказанной кра-
соты. Нелюбя, полюбшь, нехваля, похвалишь, говорят старушки,
когда завидит девица такого молодца.
Умеет оморочить он, злдей, душу красной девицы приветами.
Усладит он, губитель, речью молоду млодицу. Заиграет он,
безжалостный, ретивым сердцм девичьим. Растопит он, варвар,
уста алые на меду, на сахаре.
От его поцелуев горит красна девица румяной зарей, от его
приветов цветет красна девица красным солнышком!"
"Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы
нечистой зарождается у девицы детище некошное("некошный",
буквально, "не красивый", т.е. урод, дебил - А.А.). С тоски,
со кручины надрывается сердце у отца с матерью, что зароди-
лось у красной девицы детище некошное.
Клянут, бранят они детище некошное клятвою великой: Не
жить ему на белом свете, не быть ему в урост человеч! Гореть
бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом! Со той ли
клятвы, то дтище заклятое,безпоры, без времени, пропадает из
утробы матери(что забавно, так и не родившись, т.е. как при
"ложной беременности" - А.А.).
А и его-то окаянного, уносят нечистые за тридевять земель,
в тридеятое царство. А и там-то детище заклятое ровно через
семь недель нарекается Кикиморой. Живет, растет Кикимора у
кудесника в каменных горех".
4. ЗМЕИ И МАНЬЯКИ. Легенды о Змеях есть по всей Европе. В
Болгарии, в селе Змейово, в окрестнстях Стара-Загоры, мест-
ные жители уверяют, что их предки были "...люди саженного
роста(2,13 м - А.А.), потому как в старину одна женщина из
села вышла замуж за Змея. Так и звали ее - Змеиха".
Забавно, те же крестьяне уверяли, что дети, родившиеся от
женщины и Змея, гораздо "...крепче, ловчее, дольше живут и
молодечества в них больше" Считалось, что легко узнать, ког-
да женщина зачала от "Змея". Тогда плод она носит гораздо
дольше не положенные 9 месяцев, а 10-11 месяцев!
Название "Змейово" явилсь из-за странного отверстия в зем-
ле возле села, где,как попговаривали и живет таинственное
существо. Однако, местный энтузиаст и скептик, 70-летний На-
чо Янакиев храбро обследовал дыру и заявил, что "дырку в
земле пробил упавший метеорит!"(ж.Болгария, 1989.3).
Занятно, что у Огненного Змея было и другое назвние, впол-
не подходящее для искрометного любителя женского пола.
"- Маньяк пролетел!" - говорили тогдашние крестьяне, глядя
в ночное небо.
"Так поселяне назыают падающие звезды... - сообщал извест-
ный этнограф И.П.Сахаров(Сказание русского народа. т.1.,
СПб.., 1885), - О Маньяке наши поселяне рассказывают разные
предания. Одни говорят,что Маньяк всегда падает с неба на
тот двор, где девушка потеряла невинность.
Другие утверждают, что в его виде летают нечистые духи,
посещая одиноких баб, когда их мужья пускаются в дальний
путь на заработки. Тогда они, при виде маньяка говорят:
"Аминь, рассыпься!" Третьи со страхом уверяли, что это блуж-
дают проклятые люди, что они слоняются с места на место до
тех пор, пока не будут прощены..."
Так, или иначе, но легенд о Змиях на Руси было в избытке,
и это - не вспоминая о змеином царе - Полозе, царе Змиулане,
Змее-Змеевне, Змиевых валах, Змеевых горах, Змеиных урочи-
щах, легенде про Никиту-Кожемяку и Змия и многое другое.
А то, что "Змий" и "Дракон" - это одно и то же, и лишь чи-
тается по-разному, это, очевидно, понятно и без слов.