ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 7. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ АЛХИМИИ

           1. ТЕЛО ДРАКОНА - ЦИКЛ.  "Не стой между драконом и яростью
         его..." - говорится у Вильяма Шекспира в пьесе "Король Лир".
         Ярость дракона,  который не может броситься на обидчика, вы-
         ражалась в многозначительной символике: "дракон кусает собс-
         твенный хвост".
           Эта, уже тысячелетия существующая эмблема,  от  древнегре-
         ческого "Уробороса", до взбешенного дракона на гравюре Мари-
         уца Эшера (Эсхера), по сей день сохранила свой смысл - неко-
         их  яростных сил,  которым не дают вырваться наружу,  словно
         веществу,  прокаливаемому или перегоняемому в колбе. Дракон,
         кусающий  свой хвост,  стал яркой эмблемой алхимии,  древней
         науки постижения богатств и таинственной премудрости.
           Дракон алхимический  был одним из наиболее часто упоминае-
         мых и применяемых "драконов" ,  который,  в  зависимости  от
         контекста обозначал состояние, процесс или вещество.
           В магических  схемах  длинное тело символического дракона,
         было построено по схеме "абраксас"(откуда и двоякообращенное
         слово-заклинание "абракадабра",  abrac-ad-abrac), то есть по
         бинарному(двойственому) типу:

           1) крылатое, "летучее", "возвышенное" в верхней части;
              ползущее или плывущее, "приземленное" в нижней;
           2) спереди - неровные и острые бьющие вперед зубы;
              сзади гладкий и ровный -  бьющий поперечно хвост;
           3) вверху - голова, логика и разум;
              внизу - низменные половые чувства и похоть.
           И - так далее.

           Чисто визуально,  дракон был также очень удобен: тело-сим-
         вол можно было гнуть, растягивать, вить, соединять в кольца,
         рубить, делать многоглавыми и т.п.
           Одним из  символических драконов был знаменитый "Уроборос"
         или "Ауроборос" средневековых алхимиков, безнадежных искате-
         лей  легкого  в своей добыче золота и эликсира вечной жизни,
         где "ауро"(auro) переводится примерно как "завиток",  напри-
         мер,  уха (аурикулюс) или самородка золота(аурум),  что явно
         сходно с "аеро"(клубящийся воздух), "аура", и "ореол".
           Такой "дракон,  кусающий свой хвост",  глубочайший по сути
         символ вечного цикла,  использовался, в частности, для обоз-
         начения некоторых этапов перегонки и возгонки, например, при
         очистке от примесей,  когда вещество, испаряясь, поднимается
         вверх,  а затем, охладившись, вновь стекает вниз.
           Тот же  Ауроборос,  но уже более абстрактный,  в известной
         мере ассоциировался с течением времени и с вечным циклом зо-
         диака - круга созвездий,  по которому тысячелетиями проходит
         Солнце(для земного наблюдателя, разумеется). На его теле или
         внутри  его  кольца иногда имелись девизы,  типа "В едином -
         все"(Hen to Pan), как, например, в сочинении "Кодекс Марциа-
         на"(II в.н.э.).
           Кусание или  проглатывание собственного хвоста интерпрети-
         ровали именно как "самовозрождение",  вечный цикл,  подобный
         проглатыванию детей-звезд у египетской богини Нут - прароди-
         тельницы обычного астрологического  зодиака.  Одна  половина
         Уробороса изображалась темной,  а другая светлой - это сбли-
         жало принципы Уробороса с восточным принципом Ян-Инь.

           2. ДРАКОН ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.  Конечной целью алхимии было
         - получение Философского Камня,  вещества,  способствующего,
         как уверяли,  получению многих благ сразу, в частности:
           1) Бессмертия - раствор Камня подчеркнуто назывался "живой
         эликсир",  "великий эликсир",  "квинэссенция";
           2) Здоровья - поскольку это универсальное лекарство, "уни-
         версальный медикамент",  "великая тинктура";
           3) Богатства - ибо Философский Камень, "великий магистери-
         ум"("маг" - волшебник,  мастер),  по легенде,  позволял, при
         малом своем  количестве  обращать  в "совершенное" золото во
         много раз большее количество "несовершенных"  металлов(свин-
         ца, олова, ртути и пр.);
           4) Мудрости - потому что  человек,  оказавшийся  способным
         получить "Философский Камень", "Камень Мудрецов" явно достиг
         некоей наивысшей ступени, осознание которой позволяет объяс-
         нить все и вся.
           Считалось, что великая тайна "магистериума" уже давно кем-
         то получена и надо лишь отыскать "адепта"(охранителя, масте-
         ра) знающего  и хранящего секрет,  или попытаться найти пра-
         вильный рецепт среди пестрой алхимической литературы.
           В рецептах-то и "водились"  драконы.  Вот  образец  такого
         текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймон-
         ду Луллию(XIII в.),  который привел английский алхимик Джордж
         Рипли(XV в.) в своем трактате "Книга двенадцати врат":
           "Возьми Меркурий Философов("Философами" именовали  алхими-
         ков - А.А.),  обжигай его, пока он не превратится в Красного
         Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом
         винограда и выпаривай - Меркурий обратится в род камеди, ко-
         торую можно резать ножом.
           Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй  -  получишь
         безвкусную жидкость,  спирт и красные капли. Стенки перегон-
         ного куба покроются,  как тенью, легким налетом, а в приборе
         останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост.
           Возьми этого Черного Дракона,  разотри его на камне,  при-
         коснись раскаленным углем. Он воспламенится - воспроизведешь
         Зеленого Льва.  Пусть он съест собственнй хвост. Снова пере-
         гоняй -  получишь  жгучую  воду и человеческую кровь - это и
         есть эликсир".
           Причины, почему алхимики изъяснялись столь витиевато, были
         просты:  какой-либо общей системы обозначений(химической но-
         менклатуры)  ни в античные времена,  ни в годы средневековья
         практически не сущестовало.  Каждый пользовался своей терми-
         нологией, использовал привычные для себя и своей эпохи(но не
         для нас) слова и, к тому же, стремился, "объясняя", предель-
         но зашифровать свой заветный секрет.
           "Я не  представляю себе,  - пишет алхимик XIV века Николай
         Фламель, - возможности написать это понятным языком, так как
         Бог тотчас покарал бы меня".

           2. ПРОСТЫЕ ДРАКОНЫ. Изысканные витиеватые тексты алхимиков
         с причудливыми ярко раскрашенными рисунками,  с фантастичес-
         кими символиками,  увлекательные по форме,  не раз прельщали
         популяризаторов, многие из которых, почему-то, и по сей день
         считают,  что тайна "драконов" алхимии все еще не разгадана.
           "Драконы" и "Львы" и впрямь долгое время были не расшифро-
         ваны, пока, наконец, в XIX веке во Франции, химик Жан Батист
         Дюма(1800-1884)  не взялся проверить ряд основных известнызх
         рецептов.
           И тут выяснилось - речь шла о довольно тривиальных и хоро-
         шо  понимаемых  к  тому  времени реакциях.  Под разноцветным
         "зверинцем" понимались соединения таких веществ  как свинец,
         мышьяк,  сурьма и пр.  И, в целом ряде алхимических рецептур
         описывались всего лишь... способы выделения золота из соеди-
         нений с другими веществами, восстановление золота!
           "Алхимические термины,  содержащиеся в рецепте,  на первый
         взгляд, совершенно непонятны, - отмечал химик В.Л.Рабинович,
         в книге "Образ  мира  в  зеркале  алхимии"(М.:  Энергоиздат,
         1981).  -  Французский  химик XIX века Жан Батист Андре Дюма
         толкует их так.
           Философскую ртуть он называет свинцом.  Прокалив ее, Рипли
         получает  массикот(желтую окись свинца).  Это - Зеленый Лев,
         который при дальнейшем прокаливании превращается  в Красного
         Льва - красный сурик.
           Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом
         - винным уксусом, который растворяет оксиь свинца.
           После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый аце-
         тат  свинца[чистый  Pb(2H2O2)3 x 3H2O - это бесцветные проз-
         рачные кристаллы].  При его постепенном наревании в растворе
         сперва перегоняется  кристаллизационная вода(флегма),  затем
         горючая вода - "пригорелоуксусный спирт"(ацетон) и, наконец,
         - краснобурая маслянистая жидкость.
           В реторте остается черная масса,  или Черный  Дракон.  Эта
         масса представляет  собой  мелко  раздробленный свинец.  При
         соприкосновении с раскаленным углем  она  начинает  тлеть  и
         превращается в  желтую  окись свинца.  Алхимик говорит,  что
         Черный Дракон сожрал свой хвост(т.е.  совершил "цикл",  вер-
         нулся в прежнее исходное состояние - А.А.) и обратился в Зе-
         леного Льва.  Его опять переводят в свинцовый сахар и повто-
         ряют описанную процедуру".
           Чудесный "дракон", как видим, оказался на редкость прост.

           3. ДРАКОНЫ  НЕ ПОМОГЛИ.  Книги алхимиков мало кто понимал.
         Тайные формулы и неуклюжие причудливые  символики, словесные
         или живописные,  воспринимались несведущими людьми как опас-
         ные вредоносные заклинания,  чернокнижие, а, например, явле-
         ние в тексте "дракона",  как - вызывание дьявола. Инквизиция
         не дремала и некоторых алхимиков,  время от времени, жгли на
         кострах, вместе с их пестрыми "львами" и "драконами".
           Впрочем, чаще их казнили как простых фальшивомонетчиков и,
         как правило,  не без основания.  Так,  например, был позорно
         повешен в Мюнхене алхимик Брагадино(XVI  в.),  ухитрившийся,
         поначалу,  обвести вокруг пальца германского императора, ве-
         нецианского дожа и пол-дюжины других  европейских государей.
           Вытянув из них большие деньги и соблазнив мнимым превраще-
         нием простых металлов в золото,  он долгое время водил  всех
         за нос,  но был уличен и казнен.  Попутно под виселицей были
         застрелены две его огромные  черные  собаки,  которые  из-за
         своей свирепости слыли демонами. Но "демоны" не помогли.
           Разумеется, в отличие от дилетантов, алхимик прекрасно по-
         нимал,  что имеет дело отнюдь не с реальными "драконами",  а
         только лишь с изощренными вычурными символиками.
           "Львом", царем зверей, алхимики нередко изображали - серу,
         "орлом", царем птиц, - ртуть, "меркурий". Лев - часть устой-
         чивая, орел - часть летучая.  Поэтому,  например, орел(или -
         дракон),  пожирающий льва означал улетучивание твердых  час-
         тей, и наоборот, лев, пожирающий орла, означал осаждение ле-
         тучего("меркурия", "ртути") с помощью "серы".
           Аналогично, в том же символическом смысле применяли  изоб-
         ражение драконов(или змей):
           1) дракон крылатый - отображал "летучую  природу"  вещест-
         ва(например, пар - для воды);
           2) дракон бескрылый - символизировал устойчивую,  фиксиро-
         ванную фазу(например, лед или же - саму воду);
           3) Соединение краылатого и  бескрылого  драконов  выражало
         наличие и того и другого свойства, одновременно, взаимопере-
         ход и борьбу их между собой,  например, во время простой хи-
         мической  перегонки.  Как  витки коры(знак гонца,  "змеи") в
         символическом кадуцее(жезле) Меркурия, так и эти два дракона
         - то соединены друг с другом, то разъединены.
           4) Сражение драконов знаменовало собой разделение  состав-
         ляющих компонентов("пурфакцию").
           "В сочинении Авраама  Еврея  находится  изображение  Змея,
         пригвозденного к кресту.  - отмечает Альберт Пуассон в книге
         "Теории и символы алхимиков"(М.:  Новый Акрополь,  1995).  -
         Алхимически  это  означает,  что летучее должно быть сделано
         устойчивым. Драконы имеют  одинаковое  значение  со  змеями.
         Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах
         Авраама Еврея и Николая Фламеля, - это "сера", мужское и ус-
         тойчивое.  Крылатый дракон - это "меркурий":  летучее, женс-
         кое. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых".
           Фламель(1330-1418), алхимик XIV века, которого подозревали
         в мошенничестве, рассуждая о данном вопросе, писал:
           "Находящееся внизу без  крыльев,  пердставляет  устойчивое
         или мужское, тогда как вверху - летучее, или женское, черное
         и темное,  которое возьмет верх в продложении нескольких ме-
         сяцев. Первое называется "серой",  или холодом и сухостью, а
         второе "меркурием" или сыростью и теплотой(т.е.  четыре сти-
         хии, Воздух,  Земля, Вода, Огонь - А.А.). Это солнце и луна,
         извлеченные из меркуриального и серного источников".
           Забегая вперед,  заметим,  что  очень  сходные рассуждения
         можно встретить в  древнекитайских  алхимических  рукописях,
         где символиками являлись уже "дракон" и "тигр", Ян и Инь.

           4. РАЗНОЛИКИЕ ДРАКОНЫ.  Итак,  как и все прочие символы, в
         алхимии изображение "дракона" было довольно многозначным.
           Среди четырех стихий, Огня, Воды, Земли, Воздуха(в Древнем
         Китае,  это были Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля в цент-
         ре) "Драконом" или "саламандрой в огне",  обозначался, соот-
         ветственно - огонь.
           Дракон, лежащий под ногами человека,  как основа и опора -
         обозначал  единство  материи.  Два дракона,  ловящие себя за
         хвосты - взаимопревращения веществ,  а один  дракон  ловящий
         себя за хвост - взаимопревращения состояний одного вещества.
           Три коронованных змеи вокруг треугольника в сочинении  Ва-
         силия Валентина - три исходных начала, триединство, а дракон
         в центре треугольника - первичную материю.
           Знаменитый "Уроборос" из "Хризопеи" Клеопатры, долгое вре-
         мя присутствовал как эмблема одной из  занимательных  рубрик
         журнала "Химия и Жизнь". Эмблемой "Уробороса" древние греки,
         философы-гностики изображали первичную материю, сразу в трех
         лицах: существующую, созидающую и уничтожающую саму себя(по-
         добно индийскому троебожию,  "Тримурти"). Как уже упомянуто,
         в центре круга,  составленного телом такого дракона, они пи-
         сали формулу: "Единое - есть все".
           Для алхимии  подобная  триада выражалась в символах метал-
         личности,  неметалличности(вспомните Металлы и Неметаллы)  и
         смешения этих свойств, выражаясь значками Ртути, Серы и Соли
         (по Парацельсу).  Эти же принципы означались тремя драконами
         (змеями) или одним драконом, но с тремя голвами, чтобы пока-
         зать, что все они имеют один корень - первичную материю, по-
         добное Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном.
           "Один дракон может также изображать три начала, но тогда у
         него  бывает  три головы,  - пишет,  например,  де Эспанье в
         трактате "Арканы философии Гермеса". - Золотое руно(т.е.сек-
         рет  изготовления Философского Камня и золота - А.А.) сторо-
         жит дракон о трех головах.  Одна есть вода,  вторая - земля,
         третья  - воздух.  Эти три головы должны соединиться в одну,
         которая будет достаточно сильна и  достаточно могущественна,
         чтобы пожрать всех других драконов".
           Иногда, как уже упомянуто,  средняя фаза и состояние  лишь
         подразумевались,  тогда от трех начал оставалось два: "Сера"
         и "Меркурий".  Их изображали тогда двумя драконами,  состав-
         лявшими единый круг.  В кругу этом дракон с крыльями, предс-
         тавлял,  соответственно,  летучего  Меркурия(неустойчивость,
         слабость,  "женские" свойства), а дракон без крыльев изобра-
         жал "Серу" (устойчивость, крепость, "мужские" свойства).
           Условность есть условность.  В биологической реальности(но
         не  у человека) - все наоборот:  самцы - активны,  крылаты и
         усаты,  а самки - пассивны,  бескрылы и брюхаты. Например, у
         светлячков. Справедливость торжествует.

           5. ДРАКОНЫ КЕКУЛЕ. Многозначительная алхимичсекая символи-
         ка,  "дракон,  кусающий  свой хвост",  сыграла свою роль еще
         раз, когда речь зашла об определении структурной формулы од-
         ного из основополагающих веществ органической химии,  биохи-
         мии и биофизики - бензола, C6H6.
           Знаменитое бензольное  "кольцо"  ароматических  соединений
         появилось не сразу,  а после многих предложений, рассуждений
         и догадок.  Различными учеными предлагалось до дюжины разных
         вариантов построения молекулы. Строго говоря, реальное стро-
         ение бензола на плоскости - не отразить.

                       CH             CH             CH
                    CH//\ CH      CH /¦\ CH      CH /¦\ CH
                      ¦  ¦          ¦\¦/¦         ¦¦ ¦ ¦¦
                      ¦  ¦          ¦/¦\¦         ¦¦ ¦ ¦¦
                    CH\\/ CH      CH \¦/ CH      CH \¦/ CH
                       CH             CH             CH

                     формула       формула        Формула
                     Кекуле        Клауса         Дьюара

           Наиболее удовлетворительный вариант, цикл, впервые предло-
         жил в 1865 немецкий химик-органик Фридрих Август Кекуле(1829
         -1896), ученик знаменитого Ж.Б.А.Дюма, "борца с алхимиками".
           "Говорят, Менделеев увидел свою таблицу во сне, - пишет С.
         М.Иванов в популярной книге об изобретателях и первооткрыва-
         телях("Абсолютное зеркало".  М.:  Знание,  1977). - Во сне и
         Кекуле  увидел  структурную формулу бензола.  То есть не то,
         чтобы формулу,  но нечто чрезвычайно на нее похожее - огнен-
         ного дракона, пожирающего свой хвост..."
           Сам Кекуле,  впрочем,  рассказывал об этом событии двояко.
         Дело  происходило  в  Генте,  когда он писал книгу по химии.
         Утомленный,  повернувшись к камину, он задремал. Образы ато-
         мов и молекул заплясали в его воображении.
           "Мое умственное око, искушенное в видениях подобного рода,
         различало теперь более крупные образования... Длинные цепоч-
         ки,  все в движении, часто сближаются друг с другом, извива-
         ясь и дергаясь, как змеи!...
           Одна из змей ухватила свой собственный хвост, и фигура эта
         насмешливо закружилась перед моими глазами. Пробужденный как
         бы вспышкой молнии, я провел остаток ночи, детально разраба-
         тывая следствия новой гипотезы".
           Впрочем, история - лукава.  Тот же самый Кекуле повествует
         об открытии и иначе:
           "Однажды вечером,  будучи в Лондоне,  я сидел в омнибусе и
         раздумывал, как  изобразить  формулу  бензола  C6H6  в  виде
         структурной формулы...  В это время я увидел клетку с обезь-
         янами, которые  ловили друг друга,  то схватываясь между со-
         бою, то опять расцепляясь,  и один раз схватились  так,  что
         образовали кольцо.  Каждая  одной  задней лапой держалась за
         клетку, а следующая держалась за другую ее заднюю лапу обеи-
         ми передними,  хвостами  же они весело размахивали по возду-
         ху... Пять обезьян составили круг, и у меня сразу же блесну-
         ла мысль:  вот изображение бензола!"
           Так, кто же помог химику  -  величественный  торжественный
         дракон или шаловливая проказница обезьяна?


Next