ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 7. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ АЛХИМИИ
1. ТЕЛО ДРАКОНА - ЦИКЛ. "Не стой между драконом и яростью
его..." - говорится у Вильяма Шекспира в пьесе "Король Лир".
Ярость дракона, который не может броситься на обидчика, вы-
ражалась в многозначительной символике: "дракон кусает собс-
твенный хвост".
Эта, уже тысячелетия существующая эмблема, от древнегре-
ческого "Уробороса", до взбешенного дракона на гравюре Мари-
уца Эшера (Эсхера), по сей день сохранила свой смысл - неко-
их яростных сил, которым не дают вырваться наружу, словно
веществу, прокаливаемому или перегоняемому в колбе. Дракон,
кусающий свой хвост, стал яркой эмблемой алхимии, древней
науки постижения богатств и таинственной премудрости.
Дракон алхимический был одним из наиболее часто упоминае-
мых и применяемых "драконов" , который, в зависимости от
контекста обозначал состояние, процесс или вещество.
В магических схемах длинное тело символического дракона,
было построено по схеме "абраксас"(откуда и двоякообращенное
слово-заклинание "абракадабра", abrac-ad-abrac), то есть по
бинарному(двойственому) типу:
1) крылатое, "летучее", "возвышенное" в верхней части;
ползущее или плывущее, "приземленное" в нижней;
2) спереди - неровные и острые бьющие вперед зубы;
сзади гладкий и ровный - бьющий поперечно хвост;
3) вверху - голова, логика и разум;
внизу - низменные половые чувства и похоть.
И - так далее.
Чисто визуально, дракон был также очень удобен: тело-сим-
вол можно было гнуть, растягивать, вить, соединять в кольца,
рубить, делать многоглавыми и т.п.
Одним из символических драконов был знаменитый "Уроборос"
или "Ауроборос" средневековых алхимиков, безнадежных искате-
лей легкого в своей добыче золота и эликсира вечной жизни,
где "ауро"(auro) переводится примерно как "завиток", напри-
мер, уха (аурикулюс) или самородка золота(аурум), что явно
сходно с "аеро"(клубящийся воздух), "аура", и "ореол".
Такой "дракон, кусающий свой хвост", глубочайший по сути
символ вечного цикла, использовался, в частности, для обоз-
начения некоторых этапов перегонки и возгонки, например, при
очистке от примесей, когда вещество, испаряясь, поднимается
вверх, а затем, охладившись, вновь стекает вниз.
Тот же Ауроборос, но уже более абстрактный, в известной
мере ассоциировался с течением времени и с вечным циклом зо-
диака - круга созвездий, по которому тысячелетиями проходит
Солнце(для земного наблюдателя, разумеется). На его теле или
внутри его кольца иногда имелись девизы, типа "В едином -
все"(Hen to Pan), как, например, в сочинении "Кодекс Марциа-
на"(II в.н.э.).
Кусание или проглатывание собственного хвоста интерпрети-
ровали именно как "самовозрождение", вечный цикл, подобный
проглатыванию детей-звезд у египетской богини Нут - прароди-
тельницы обычного астрологического зодиака. Одна половина
Уробороса изображалась темной, а другая светлой - это сбли-
жало принципы Уробороса с восточным принципом Ян-Инь.
2. ДРАКОН ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ. Конечной целью алхимии было
- получение Философского Камня, вещества, способствующего,
как уверяли, получению многих благ сразу, в частности:
1) Бессмертия - раствор Камня подчеркнуто назывался "живой
эликсир", "великий эликсир", "квинэссенция";
2) Здоровья - поскольку это универсальное лекарство, "уни-
версальный медикамент", "великая тинктура";
3) Богатства - ибо Философский Камень, "великий магистери-
ум"("маг" - волшебник, мастер), по легенде, позволял, при
малом своем количестве обращать в "совершенное" золото во
много раз большее количество "несовершенных" металлов(свин-
ца, олова, ртути и пр.);
4) Мудрости - потому что человек, оказавшийся способным
получить "Философский Камень", "Камень Мудрецов" явно достиг
некоей наивысшей ступени, осознание которой позволяет объяс-
нить все и вся.
Считалось, что великая тайна "магистериума" уже давно кем-
то получена и надо лишь отыскать "адепта"(охранителя, масте-
ра) знающего и хранящего секрет, или попытаться найти пра-
вильный рецепт среди пестрой алхимической литературы.
В рецептах-то и "водились" драконы. Вот образец такого
текста, приписываемого знаменитому алхимику и логику Раймон-
ду Луллию(XIII в.), который привел английский алхимик Джордж
Рипли(XV в.) в своем трактате "Книга двенадцати врат":
"Возьми Меркурий Философов("Философами" именовали алхими-
ков - А.А.), обжигай его, пока он не превратится в Красного
Льва. На песчаной бане нагрей Красного Льва с Кислым Спиртом
винограда и выпаривай - Меркурий обратится в род камеди, ко-
торую можно резать ножом.
Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй - получишь
безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегон-
ного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в приборе
останется истинный Дракон, ибо он съедает свой хвост.
Возьми этого Черного Дракона, разотри его на камне, при-
коснись раскаленным углем. Он воспламенится - воспроизведешь
Зеленого Льва. Пусть он съест собственнй хвост. Снова пере-
гоняй - получишь жгучую воду и человеческую кровь - это и
есть эликсир".
Причины, почему алхимики изъяснялись столь витиевато, были
просты: какой-либо общей системы обозначений(химической но-
менклатуры) ни в античные времена, ни в годы средневековья
практически не сущестовало. Каждый пользовался своей терми-
нологией, использовал привычные для себя и своей эпохи(но не
для нас) слова и, к тому же, стремился, "объясняя", предель-
но зашифровать свой заветный секрет.
"Я не представляю себе, - пишет алхимик XIV века Николай
Фламель, - возможности написать это понятным языком, так как
Бог тотчас покарал бы меня".
2. ПРОСТЫЕ ДРАКОНЫ. Изысканные витиеватые тексты алхимиков
с причудливыми ярко раскрашенными рисунками, с фантастичес-
кими символиками, увлекательные по форме, не раз прельщали
популяризаторов, многие из которых, почему-то, и по сей день
считают, что тайна "драконов" алхимии все еще не разгадана.
"Драконы" и "Львы" и впрямь долгое время были не расшифро-
ваны, пока, наконец, в XIX веке во Франции, химик Жан Батист
Дюма(1800-1884) не взялся проверить ряд основных известнызх
рецептов.
И тут выяснилось - речь шла о довольно тривиальных и хоро-
шо понимаемых к тому времени реакциях. Под разноцветным
"зверинцем" понимались соединения таких веществ как свинец,
мышьяк, сурьма и пр. И, в целом ряде алхимических рецептур
описывались всего лишь... способы выделения золота из соеди-
нений с другими веществами, восстановление золота!
"Алхимические термины, содержащиеся в рецепте, на первый
взгляд, совершенно непонятны, - отмечал химик В.Л.Рабинович,
в книге "Образ мира в зеркале алхимии"(М.: Энергоиздат,
1981). - Французский химик XIX века Жан Батист Андре Дюма
толкует их так.
Философскую ртуть он называет свинцом. Прокалив ее, Рипли
получает массикот(желтую окись свинца). Это - Зеленый Лев,
который при дальнейшем прокаливании превращается в Красного
Льва - красный сурик.
Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом
- винным уксусом, который растворяет оксиь свинца.
После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый аце-
тат свинца[чистый Pb(2H2O2)3 x 3H2O - это бесцветные проз-
рачные кристаллы]. При его постепенном наревании в растворе
сперва перегоняется кристаллизационная вода(флегма), затем
горючая вода - "пригорелоуксусный спирт"(ацетон) и, наконец,
- краснобурая маслянистая жидкость.
В реторте остается черная масса, или Черный Дракон. Эта
масса представляет собой мелко раздробленный свинец. При
соприкосновении с раскаленным углем она начинает тлеть и
превращается в желтую окись свинца. Алхимик говорит, что
Черный Дракон сожрал свой хвост(т.е. совершил "цикл", вер-
нулся в прежнее исходное состояние - А.А.) и обратился в Зе-
леного Льва. Его опять переводят в свинцовый сахар и повто-
ряют описанную процедуру".
Чудесный "дракон", как видим, оказался на редкость прост.
3. ДРАКОНЫ НЕ ПОМОГЛИ. Книги алхимиков мало кто понимал.
Тайные формулы и неуклюжие причудливые символики, словесные
или живописные, воспринимались несведущими людьми как опас-
ные вредоносные заклинания, чернокнижие, а, например, явле-
ние в тексте "дракона", как - вызывание дьявола. Инквизиция
не дремала и некоторых алхимиков, время от времени, жгли на
кострах, вместе с их пестрыми "львами" и "драконами".
Впрочем, чаще их казнили как простых фальшивомонетчиков и,
как правило, не без основания. Так, например, был позорно
повешен в Мюнхене алхимик Брагадино(XVI в.), ухитрившийся,
поначалу, обвести вокруг пальца германского императора, ве-
нецианского дожа и пол-дюжины других европейских государей.
Вытянув из них большие деньги и соблазнив мнимым превраще-
нием простых металлов в золото, он долгое время водил всех
за нос, но был уличен и казнен. Попутно под виселицей были
застрелены две его огромные черные собаки, которые из-за
своей свирепости слыли демонами. Но "демоны" не помогли.
Разумеется, в отличие от дилетантов, алхимик прекрасно по-
нимал, что имеет дело отнюдь не с реальными "драконами", а
только лишь с изощренными вычурными символиками.
"Львом", царем зверей, алхимики нередко изображали - серу,
"орлом", царем птиц, - ртуть, "меркурий". Лев - часть устой-
чивая, орел - часть летучая. Поэтому, например, орел(или -
дракон), пожирающий льва означал улетучивание твердых час-
тей, и наоборот, лев, пожирающий орла, означал осаждение ле-
тучего("меркурия", "ртути") с помощью "серы".
Аналогично, в том же символическом смысле применяли изоб-
ражение драконов(или змей):
1) дракон крылатый - отображал "летучую природу" вещест-
ва(например, пар - для воды);
2) дракон бескрылый - символизировал устойчивую, фиксиро-
ванную фазу(например, лед или же - саму воду);
3) Соединение краылатого и бескрылого драконов выражало
наличие и того и другого свойства, одновременно, взаимопере-
ход и борьбу их между собой, например, во время простой хи-
мической перегонки. Как витки коры(знак гонца, "змеи") в
символическом кадуцее(жезле) Меркурия, так и эти два дракона
- то соединены друг с другом, то разъединены.
4) Сражение драконов знаменовало собой разделение состав-
ляющих компонентов("пурфакцию").
"В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея,
пригвозденного к кресту. - отмечает Альберт Пуассон в книге
"Теории и символы алхимиков"(М.: Новый Акрополь, 1995). -
Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано
устойчивым. Драконы имеют одинаковое значение со змеями.
Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах
Авраама Еврея и Николая Фламеля, - это "сера", мужское и ус-
тойчивое. Крылатый дракон - это "меркурий": летучее, женс-
кое. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых".
Фламель(1330-1418), алхимик XIV века, которого подозревали
в мошенничестве, рассуждая о данном вопросе, писал:
"Находящееся внизу без крыльев, пердставляет устойчивое
или мужское, тогда как вверху - летучее, или женское, черное
и темное, которое возьмет верх в продложении нескольких ме-
сяцев. Первое называется "серой", или холодом и сухостью, а
второе "меркурием" или сыростью и теплотой(т.е. четыре сти-
хии, Воздух, Земля, Вода, Огонь - А.А.). Это солнце и луна,
извлеченные из меркуриального и серного источников".
Забегая вперед, заметим, что очень сходные рассуждения
можно встретить в древнекитайских алхимических рукописях,
где символиками являлись уже "дракон" и "тигр", Ян и Инь.
4. РАЗНОЛИКИЕ ДРАКОНЫ. Итак, как и все прочие символы, в
алхимии изображение "дракона" было довольно многозначным.
Среди четырех стихий, Огня, Воды, Земли, Воздуха(в Древнем
Китае, это были Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля в цент-
ре) "Драконом" или "саламандрой в огне", обозначался, соот-
ветственно - огонь.
Дракон, лежащий под ногами человека, как основа и опора -
обозначал единство материи. Два дракона, ловящие себя за
хвосты - взаимопревращения веществ, а один дракон ловящий
себя за хвост - взаимопревращения состояний одного вещества.
Три коронованных змеи вокруг треугольника в сочинении Ва-
силия Валентина - три исходных начала, триединство, а дракон
в центре треугольника - первичную материю.
Знаменитый "Уроборос" из "Хризопеи" Клеопатры, долгое вре-
мя присутствовал как эмблема одной из занимательных рубрик
журнала "Химия и Жизнь". Эмблемой "Уробороса" древние греки,
философы-гностики изображали первичную материю, сразу в трех
лицах: существующую, созидающую и уничтожающую саму себя(по-
добно индийскому троебожию, "Тримурти"). Как уже упомянуто,
в центре круга, составленного телом такого дракона, они пи-
сали формулу: "Единое - есть все".
Для алхимии подобная триада выражалась в символах метал-
личности, неметалличности(вспомните Металлы и Неметаллы) и
смешения этих свойств, выражаясь значками Ртути, Серы и Соли
(по Парацельсу). Эти же принципы означались тремя драконами
(змеями) или одним драконом, но с тремя голвами, чтобы пока-
зать, что все они имеют один корень - первичную материю, по-
добное Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном.
"Один дракон может также изображать три начала, но тогда у
него бывает три головы, - пишет, например, де Эспанье в
трактате "Арканы философии Гермеса". - Золотое руно(т.е.сек-
рет изготовления Философского Камня и золота - А.А.) сторо-
жит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая - земля,
третья - воздух. Эти три головы должны соединиться в одну,
которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна,
чтобы пожрать всех других драконов".
Иногда, как уже упомянуто, средняя фаза и состояние лишь
подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: "Сера"
и "Меркурий". Их изображали тогда двумя драконами, состав-
лявшими единый круг. В кругу этом дракон с крыльями, предс-
тавлял, соответственно, летучего Меркурия(неустойчивость,
слабость, "женские" свойства), а дракон без крыльев изобра-
жал "Серу" (устойчивость, крепость, "мужские" свойства).
Условность есть условность. В биологической реальности(но
не у человека) - все наоборот: самцы - активны, крылаты и
усаты, а самки - пассивны, бескрылы и брюхаты. Например, у
светлячков. Справедливость торжествует.
5. ДРАКОНЫ КЕКУЛЕ. Многозначительная алхимичсекая символи-
ка, "дракон, кусающий свой хвост", сыграла свою роль еще
раз, когда речь зашла об определении структурной формулы од-
ного из основополагающих веществ органической химии, биохи-
мии и биофизики - бензола, C6H6.
Знаменитое бензольное "кольцо" ароматических соединений
появилось не сразу, а после многих предложений, рассуждений
и догадок. Различными учеными предлагалось до дюжины разных
вариантов построения молекулы. Строго говоря, реальное стро-
ение бензола на плоскости - не отразить.
CH CH CH
CH//\ CH CH /¦\ CH CH /¦\ CH
¦ ¦ ¦\¦/¦ ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦/¦\¦ ¦¦ ¦ ¦¦
CH\\/ CH CH \¦/ CH CH \¦/ CH
CH CH CH
формула формула Формула
Кекуле Клауса Дьюара
Наиболее удовлетворительный вариант, цикл, впервые предло-
жил в 1865 немецкий химик-органик Фридрих Август Кекуле(1829
-1896), ученик знаменитого Ж.Б.А.Дюма, "борца с алхимиками".
"Говорят, Менделеев увидел свою таблицу во сне, - пишет С.
М.Иванов в популярной книге об изобретателях и первооткрыва-
телях("Абсолютное зеркало". М.: Знание, 1977). - Во сне и
Кекуле увидел структурную формулу бензола. То есть не то,
чтобы формулу, но нечто чрезвычайно на нее похожее - огнен-
ного дракона, пожирающего свой хвост..."
Сам Кекуле, впрочем, рассказывал об этом событии двояко.
Дело происходило в Генте, когда он писал книгу по химии.
Утомленный, повернувшись к камину, он задремал. Образы ато-
мов и молекул заплясали в его воображении.
"Мое умственное око, искушенное в видениях подобного рода,
различало теперь более крупные образования... Длинные цепоч-
ки, все в движении, часто сближаются друг с другом, извива-
ясь и дергаясь, как змеи!...
Одна из змей ухватила свой собственный хвост, и фигура эта
насмешливо закружилась перед моими глазами. Пробужденный как
бы вспышкой молнии, я провел остаток ночи, детально разраба-
тывая следствия новой гипотезы".
Впрочем, история - лукава. Тот же самый Кекуле повествует
об открытии и иначе:
"Однажды вечером, будучи в Лондоне, я сидел в омнибусе и
раздумывал, как изобразить формулу бензола C6H6 в виде
структурной формулы... В это время я увидел клетку с обезь-
янами, которые ловили друг друга, то схватываясь между со-
бою, то опять расцепляясь, и один раз схватились так, что
образовали кольцо. Каждая одной задней лапой держалась за
клетку, а следующая держалась за другую ее заднюю лапу обеи-
ми передними, хвостами же они весело размахивали по возду-
ху... Пять обезьян составили круг, и у меня сразу же блесну-
ла мысль: вот изображение бензола!"
Так, кто же помог химику - величественный торжественный
дракон или шаловливая проказница обезьяна?