ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 15. ДРАКОНЫ - СИМВОЛЫ АЗИИ
1. ДРАКОН КАК СИМВОЛ ВОСТОКА. В многих китайских сказках и
преданиях дракон, почему-то нередко приобретает чисто чело-
веческий облик и, на протяжении всей сказки, в дракона даже
не превращается. И, раз за разом, создается впечатление, что
"дракон", это своеобразный титул, обозначение типа людей или
какого-то племени.
"Любопытно отметить, что первый целый череп пекинского че-
ловека, Человека прямоходящего(Синантропа - А.А.), чья
жизнь, очевидно, была связан с использованием огня, был най-
ден в конце 1929 года в Китае, в месте, носящем название
"Гора Дракона", - пишет американский биолог Карл Саган в
книге "Драконы Эдема"(М.: Знание, 1986).
Любопытно, в связи с этим отметить и другое: "просто чело-
век" и "человек с огнем" - могли стать "разными" людьми.
Второго, непонятного и всемогущего покорителя природы отны-
не, могли причислить к... драконам! Но, это означает, что
"великим драконом" мог стать - практически, любой?!
"...если задаться вопросом, что же является наиболее ха-
рактерным символом самого Китая, его истории и культуры, то
можно с полной уверенностью сказать: дракон". - пишет С.Шве-
цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9).
Именно - дракон. Любимый всеми дракон. Дракон, который в
Европе, напротив, оказался ненавистен, как дьявол.
В Китае, например, по сей день, поются песни, прославляю-
щую дракона. В одной из них такие слова: "Китай - родина
дракона. Китай - родина моя. Дракон - воплощение мужества,
непобедимости. Его воля устремлена к солнцу, к людям. Дракон
велик, дракон могуч. Китай - родина дракона".
Те, кому довелось побывать в Китае, бывали поражены тем,
как много повсюду изображений этого "предводителя" мифичес-
ких животных, наделенного, по народным поверьям, неукротимой
мощью, стремительностью и внутренней силой. Его грациозное
тело и свирепый ощеренный лик можно увидеть в любых магази-
нах и лавках на ярких изделиях из керамики и фарфора, тради-
ционных лампах-фонарях, лодках и воздушных змеях, вырезках
из бархатной бумаги и лубочных картинах...
Затейливые народные поделки из глины и камня, изделия из
яшмы и нефрита, драгоценных металлов и слоновой кости, кар-
тины, каллиграфические свитки и открытки, назнания замысло-
ватых изысканных блюд, рассчитанных на гурмана,- все это
дракон, дракон, дракон. Дракон - в самых разнообразных его
видах, превращениях и обличьях.
Дракон - это символ Азии. Дракон - символ Востока. Восток,
это - Дракон, Дракон - это Восток. Дракон и Восток - едины.
Дракон и Восток - одно.
2. ДРАКОН ПРИХОДИТ НЕ ЗРЯ. Если даже в относительно "прос-
вещенной", богатой коммуникациями Европе в реальность драко-
нов веровали долго и рьяно, то что говорить о заброшенных
одиноких азиатских селениях, где за целую жизнь местные жи-
тели подчас не видели ни одного постороннего человека?
Постоянным и простым "объяснением" чего-либо странного бы-
ли - драконы. Буйная фантазия расселила драконов в заливы мо-
рей и устья рек, в озера и болота, даже в родники и колодцы,
откуда они распоряжался водными запасами.
В этом, заметим, с точки зрения этнографа можно усмотреть
в драконе просто - символ "воды", но, с позиций биолога эта
подозрительное тяготение - весомый признак что речь могла
идти о конкретном животном. Как уже рассказывалось, анало-
гично, дракон охранял ручьи(жил в них и возле них) и в мифах
Древней Греции, предпочитал колодцы в Англии и Франции, и в
целом ряде других подобных случаев.
В периоды губительной засухи и сокрушительных наводнений
взоры всех людей, от императора до простолюдина, были обра-
щены к дракону. Лишь он один мог великодушно ниспослать бла-
годатный дождь, приостановить сокрушительные разливы рек или
усмирить морскую бурю. Не случайно храмы царя-дракона
"Лун-вана" были весьма многочислены в старом Китае.
Парадокс, но у всех народов Восточной Азии зубастый дракон
никогда не олицетворял зло, явление дракона расценивали как
знак счастливых изменений. Дракон мыслился воплощением свет-
лой силы Ян в единении с земной силой Инь, и потому из глу-
бин вод он воспарял к небу, был повелителем всех плавающих и
чешуйчатых существ. Дракон был символом мощи и власти.
Многочисленные мифы народов Восточной Азии, особенно ки-
тайские, изобилуют драконами. Этими сказочными причудливыми
животными расписана посуда, колонны дворцов. Чаще всего у
дракона длинное извивающееся, покрытое чешуей тело, четыре
когтистые лапы, четырехпалые, а порой и пятипалые, зубчатый
длинный гребень вдоль всего тела, и хвост, явно рыбий - ло-
паточкой, или "веником". Возле рта бахрома с длинными, как у
сома, усами. Есть и рога. Подчас имеются крылья. Полное ос-
нащение для боевых действий на земле, воде и в воздухе.
Великолепные изображение дракона в Китае можно было уви-
деть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелис-
ках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в
виде картинки или вырезки из бумаги).
В испарениях, поутру поднимающихся с земли, древние китай-
цы видели очертания взлетающих драконов, которые принимали
вид облаков. Облака-драконы возили на себе духов и бессмерт-
ных небожителей. В Китае до сих пор сохраняется верование
(разумеется, у определенной части населения), что небо - это
обиталище драконов, а облака - их могучее дыхание, в клубах
которого чудовища прячутся, из них ловят Солнце или Луну.
3. ДРАКОНА ЗОВУТ НА ПРАЗДНИК. Дракон дарил воду и потому,
самыми изощреннейшими ритуалами, Дракону всячески "показыва-
ли", что о НЕМ помнят и заботятся, и, что если ОН позаботит-
ся о людях, то и они вновь позаботятся о НЕМ.
На праздниках несколько десятков человек проносили длинный
бамбуковый остов дракона, оклеенный цветной бумагой или шел-
ком. Дракону делали золотистые или синие глаза, серебряные
рога украшали красными кисточками, длинная зеленая борода и
открытая пасть со свисающим красным языком.
Освещенный разноцветными фонарями, он выглядел величест-
венным и красивым. Такого дракона торжественно проносили по
главным улицам города или поселка. Это дракон был добр. Ник-
то не станет тратить шелк и краски на злого духа, разве что,
чтобы его задобрить.
Как правило перед драконом - символом облаков, приносящим
дождь, несут, словно приманку перед ослом - большой и ярко
раскрашенный шар. У этнографов мнения по поводу происхожде-
ния этого шара расходятся. Одни называют его - солнцем, дру-
гие - луной, третьи, чтобы не конкретизировать - жемчужиной.
Что же могло напоминать "жемчужину" в небе?
Наблюдения древних за небом и попытки объяснить, например,
такие удивительные явления, как падение метеоров или пролеты
комет приводили к попыткам объяснить видимую ими в небе фи-
гуру - огненное ядро, за которым несется огромный светящийся
хвост. Именно так могла появиться легенда о небесном драконе,
пытающемся схватить пылающую "жемчужину", которую весьма
недвусмыслено изображали всю в язычках пламени
Известный американский этнограф и китаевед К.А.Вильямс пи-
сал так(цит. по "Энциклопедия восточного символизма". М.:
Золотой век, 1996):
"Круглый красный предмет, который казался неотъемлемой
принадлежностью драконов, по-разному трактовался как солнце,
луна, символ катящегося грома, как эмблема двойственности
природы, как зерно силы - потеря которого сопровождается
убылью силы, - или как "ночная сияющая жемчужина", которую
профессор Гайс определял как алмаз или рубин.
Символом китайского оружия, начиная с императора Хана, и
вплоть до времен династии Чинг, была пара драконов, сражаю-
щихся за обладание этой жемчужиной".
4. ДРАКОН ПРИХОДИТ НА ПРАЗДНИК. Праздник Нового Года в Ки-
тае завершался, достигая своей наивысшей точки в период
празденства Первой Ночи(Юаньсяо), проходившей в середине
1-го месяца, т.е. в период полнолуния. Празденство Первой
Ночи именовали также Праздником Фонарей, потому что он соп-
роваождался исключительно широкой ночной иллюминацией из
маслянных светильников всевозможнейших форм и расцветок.
"В праздник фонарей одним из самых любимых китайцами
представлений был "Танец Дракона". Истоки его теряются в
глубине веков. Во всяком случае, еще в период правления ди-
настии Хань ыжным элементом новогодних празденства были
"шествия рыб и драконов".
Группы любителей изготовляли из материии и бумаги и пруть-
ев чешуйчатое тело чудовища и устрашающую морду с усами, ро-
гамит горящими зелдеными глазами и красным языком в зубастой
пасти, изнутри мкет был озарен свечами.
"Дракона приводили в движение люди, державшие его на бам-
буковых шестах. Впереди несли золотистый матерчатый шар,
изображающий солнце, которое драокн - символ облаков - ста-
рался проглотить, - пишут авторы книги "Календарные обычаи
народов Восточной Азии. Новый Год. М.: Наука, 1985. - Когда
процессия с чудовищем шествовала по улице, ее участникам вы-
носили из домов деньги, завернутые в красную бумагу, а дра-
кон в ответ "кланялся" дарителям".
Зачастую зрители бросали в дракона хлопушки и шутихи, а
лди, скрывавшиеся за его чешуей, в свою очередь изображали
нападение чудовища на толпу. Эта, отнюдь не безопасная игра
продолжалась до тех пор, пока дракон не разваливался. В Юго-
Западном Китае шествие с драконом так и называли "сожжение
дракона".
Во многих районах существовал обычай - после окончания
празденств "мыть дракона": тело дракона приносили к реке и
бросали в воду его бумажную оболочку, сохраняя его "кости" -
деревянный каркас. И сожжение и "мытье" дракона были своеоб-
разными "очистительными" обрядами.
Поскольку дракон был символом плодородия, огонь, зажженный
от огня горевших в нем свечей, вносили в дома, что дложно
было способствовать рождению мужского потомства. В Гуандуне
женщины, желавшие родить сына, бросали в дракона зерна. Усы
дракона сжигали, а пепел съедали, как чудодейственое сна-
добье. Подобные же игры проводились и с изображениями львов,
играющих с шаром, но, в отличие от шествий с драконом, "ль-
вы", могли даже входить в дворы и дома.
5. ТАНЕЦ ДРАКОНА. Итак, Дракон был непременным спутником и
участником всех народных гуляний. Именно в честь дракона
5-го числа по лунному календарю(конец июня - начало июля)
проходил праздник начала лета, летнего солнцестояния("дуань
у цзе" или "дуань ян цзе").
Поскольку дракон водится в воде и питает водой целебные
травы, то двери домов украшались душистыми букетами трав. К
одежде детей и к косичкам подвешиались амулеты с толченой
травой. На стенах комнат вывешивались талисманы - заклина-
ния, изображающие гибель пяти "основных вредоносных су-
ществ": зеленой лягушки, ящерицы, многоножки, паука и змеи".
Любимым зрелищем и развлечением в городах в этот день был
уже упомянутый "танец дракона". Россов, наблюдавший в 1900
г. за "танцем дракона" в Порт-Артуре, подробно описав уви-
денное, заключал, что иностранец под наплывом необычайных
впечатлений впадает как бы в состояние экстаза. Ему кажется,
что он находится перед сонмом чертей и ведьм, исполняющих
увлекательный дьявольский танец и вся феерическая картина
"представляется непостижимым очарованием".
Дракон вечно жив, жив и танец дракона. Вот некоторые впе-
чатления очевидца(02.1984 г., г.Мэйсян, провинция Гуандун)
где отмечался Праздник фонарей. На землю спустилась ночь.
Вскоре должен был появиться потревоженный дракон и вот ги-
гантское представление началось:
На площадь выбежало несколько десятков по пояс юношей,
размахивающих горящими факелами. За ними - группа парней,
бьющих в гонги и тарелки. Им на смену - еще одна, люди с
длинными бамбуковыми шестами, на которых висело по связке
хлопушек. Все это - лишь прелюдия, подобно всевозможных бан-
дильеро и пикадорам в знаменитой испанской корриде.
Эти люди как бы очищают путь дракону. И вот на площадь
выплывает сначала маленький дракон. Он то лежит, то скачет
вслед за парнями по кругу площади. После третьего круга(ри-
туал важен), на площадь из "логова" неторопливо и бесшумно
"выполз" громадный главный дракон.
"Дракон состоит из звеньев, начиненных множеством само-
дельных фейерверочных ракет и хлопушек. Разукрашенный гро-
мадный дракон с высоко вздернутой головой, размахивая хвос-
том, описывает по площади круги. Его ведет к центру большая
колонна людей, которые крутят во все стороны горящие факелы,
то и дело взрывая хлопушки.
Движения юношей, что несут на своих шестах грозного драко-
на, удивительно согласованы между собой, и это сказочное чу-
довище извивается всем телом, как живое. Вдруг раздается
взрыв, и из раскрытой пасти дракона извергается поток огня,
а с его головы дождем сыплются фейерверочные искры. Так на-
чинается это необыкновенное зрелище горящего дракона, пере-
носящее нас в сказочный мир Дракона".
Представление развивается неуклонно, эффектно и стреми-
тельно.
"Гигантский дракон мечется и скачет, а огонь охватывает
одно его звено за другим, пока не загорается все тело. -
пишет очевидец. - Все это происходит под удары гонгов и та-
релок, оглушительный треск хлопушек и свист ракет, от кото-
рых вот-вот, кажется, расколется ночное небо, а зрители при-
ходят в еще больший восторг.
Обнаженные по пояс парни, не обращая внимания на февраль-
ский холод и искры, с еще большим пылом делают свое дело, и
дракон с рыком и · ревом мчится по площади. Его 30-метровое
туловище так и сверкает вспышками ракет и хлопушек. В ночном
воздухе и облаках дыма летают искры: красные и золотые, зе-
леные и синие, голубые и фиолетовые. Поистине волнующее зре-
лище! Вся площадь тонет в буре восхищенных возгласов".
Это - добрый дракон. Это - свой дракон. Это - Дракон людей.