ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 19. ДРАКОНЫ В БОЮ
1. ДРАКОНА МОЖНО ПОБЕДИТЬ. С драконами можно биться. С
Драконом, со Змеем-Горынычем, с Чудом-Юдом - сражаются самые
разные смельчаки и храбрецы в сказках и мифах десятков наро-
дов мира. Но, иногда, одолеть их удается только могучими ча-
рами - настолько изощрен дракон в своих многочисленных бое-
вых хитростях. Вот красочный и довольно протяженный образец
такой волшебной схватки, в сказке "Кэндзо-победитель"(сб.
"Японские сказки". Л.: 1958):
"Я растерзаю тебя! - завопил дракон, и, изрыгая смертель-
ное пламя, устремился на волшебника.
Но тот сказал волшебное слово и превратился в могучего ве-
ликана. Увидев это, дракон превратился в льва. Тогда великан
вновь принял облик человека, поднял вверх золотую палочку -
и из-за туч на льва посыпались острые стрелы.
Зарычав от боли, лев подпрыгнул на месте и исчез.
- Вы победили синего дракона! - закричал привязанный к де-
реву Кэндзо.
Но волшебюник не торопился радоваться. Он вынул зеркало,
положил его на землю, и в зеркале отразилось все, что дела-
лось за облаками. Кэндзо увидел в небе дракона, который це-
лился в волшебника отравленной стрелой.
Вновь поднял волшебник к небесам золотую палочку - и дра-
кон свалился на землю. Но едва он прикоснулся к земле, как
превратился в волка и бросился бежать. Волшебник принял об-
лик тигра и понесся в погоню за волком. Тогда волк превра-
тился в коршуна, а волшебник - в могучего орла.
Но, в тот самый момент, когда орел настигал коршуна, кор-
шун, сложив крылья, упал в траву, превратился в крота и ушел
глубоко в землю.
В то же мгновение орел превратился в вепря и начал разы-
вать нору крота. Крот выскочил из-под земли, обратился в ка-
мень и покатился вниз с горы. Тогда странник принял снова
свой облик, ударил по кмню золотой палочкой - и камень раз-
летелся на мелкие осколки.
Но осколки эти опднялись в воздух и превратились в ядови-
тых мух. Странник поднял горсть песку, подбросил его - и в
воздухе оказалось множество воробьев. Воробьи набросились на
мух, стали клевать их, и вскоре из всех мух уцелела только
одна. Кэндзо увидел ее, когда она была уже высоко в нбе. Еще
мгновенье - и она скрылась бы за облаками. Но странник дунул
на тучи, и все небо покрылось паутиной. В этой паутине и за-
путалась муха.
Кэндзо видел, как муха билась в паутине. Но, чем больше
она билась, тем сильнее запутывалась. Волшебник бросил в му-
ху золотую палочку - и муха, превратившись в дракона, разор-
вала паутину. Упав на землю с такой высоты, дракон разбился
насмерть".
Синий Дракон был побежден. Чудесный ларец с людскими бла-
гами оказался в руках человека. И он, словно птиц, выпустил
на свободу - Мудрость, Здоровье, Богатство, Храбрость, Зна-
ние, Веселье. Выпустил, чтобы они могли прилететь к каждому.
2. ДРАКОН ПУГЛИВЕЙ ЧЕЛОВЕКА. В одной из китайских сказок
тигр, дракон и человек оказались перед лицом разбушевавшейся
стихии и вынуждены были сообща строить дом, фанзу. Один -
натаскал деревьев, другой - хвосроста, третий - умело все
это связал и устроил. Непогоду пережили благополучно и тут
наиболее сильные обитатели, дракон и тигр, вздумали выжить
остальных из стольудачно сооруженного жилища.
Дракон принялся грозно свистеть ветром, метать кмни, тряс-
ти жилицё, но перепуганные тигр и человек, тем не менее, не
убежали. Тигр грозно ревел, скрежетал когятми, бил хвостом
по окрестным скалам, так что трялась земля - дракон и чело-
век устрашились, но из домика не вышли. Человек - поджег
кровлю и, тут же тигр и с драконом в ужасе бросились какждый
в свою сторону, тигр - на запад, а дракон на восток. Человек
же быстро затушил огонь и остался навсегда проживать в прек-
расном жилище.
3. ЗВАНИЕ ДРАКОНА. Сказка ложь, да в ней намек, - гласит
мудрая пословища. Все, что присуще тигру и дракону, осмотри-
тельный человек взял себе и сам это использовал.
Изображения многочисленных драконов на щитах, мечах, ко-
лесницах, на деталях доспехов - неизбежная и распространен-
ная деталь древних времен и времен средневековья. В одних
случаях драконы предназначались для запугивания противника,
в других - как знак прошлой доблести, в третьих - как прос-
тое хвастовство, в четвертых - как художественная деталь.
Назвать воина "Драконом" автоматически означало признание
его силы и смелости. Воин, называющий себя "Драконом" должен
был постоянно доказывать свое прозвище в деле. Получить ор-
ден с изображением дракона, или, тем более, меч с изображе-
нием дракона из рук военачальника - счиалось высшей честью.
Дракон, как существо, наделялся всеми выдающимися качест-
вами воина - мощью, яростью, храбростью, изворотливостью. И
человек принял все эти качества и даже превзошел их - своею
хитростью, изобретательностью, смекалкой.
4. ПАЛЬЦЫ ДРАКОНА. Боевые возможности разынх животных, в
частности, дракона и тигра, их движения, манера деражаться,
общий стиль - выразились в названияхборцовых и воинских
школ, в обозначениях боевых приемов, в боевых приспособлени-
ях("коготь дракона" и т. п.).
"Зуб дракона" - это выставленный из кулака второй сустав
любого пальца. - пишет знаток восточниых единоборств
А.Н.Медведев в книге "Кунг-фу"(Свердловск, Лига, 1990). -
Для каждого пальца существует оотождествление с одним из пя-
ти первоэлементов. Так, большой палец относится к воде, ука-
зательный - к воздуху, средний - к дерев, безымянный - зем-
ле, мизинец - к огню.
Отсюда ударные формы "зуб дракона" называются, в зависи-
мости от выставленного пальца, "огненный зуб дракона", "во-
дяной зуб дракона" и т.д. Могут быть выставлены одновременно
два и более суставов...
"Глаза дракона" - это когда из кулака выставлены два по-
лучсогнутых пальца с ударными площадями, охватывающими все
наружные поверхности двух фаланг пальцев".
Боевые приемы то и дело несут упоминание о драконе:
1) "Черный дракон выпускает когти" - маневр, блок ладонью;
2) Два дракона выходят из пещеры" - удары двумя локтями в
стороны; 3) "Бой тигра с драконом" - двойной удар в пах и в
грудную клетку; 4) "Черный дракон ыходит из воды" - ловкий
переход в одну из выгодных стоек. И - так далее.
5. У-ШУ, СТИЛЬ ДРАКОНА. Некто Бай Юйфэн из Шаньси, выдаю-
щийся боец и, одновременно, прекрасный теоретик, в XV веке
предложил обновить и усовершенствовать традиционные "звери-
ные" стили У-Шу. Это были стили Тигра, Леопрада, Змеи, Жу-
равля и, разумеется, Дракона.
"В стиле Дракона, направленном на пробуждение и развитие
жизненной энергиии, и прежде всего на раскрепощение духа,
сила, как такоая не играет большой роли. - рассказывают До-
лин А.А. и Маслов А.А., авторы книги "Истоки У-Шу"(М.:
1990). - Ци(энергия - А.А.) дложна быть сконцентрирована с
Средоточии(дань-тянь), тело легко и подвижно. Плечи хорошо
сбалансированы и "пять органов"(сердце и четыре кончености)
поддерживают четкую координацию.
Во время исполнения формальных упражнений ци волнами раз-
ливается по телу. Движения напоминают попеременно то взмахи
крыльев, то удары лап Дракона, атакующего в воздухе или обо-
ронящегося на земле.
В стиле Дракона боец принимает естественную высокую стой-
ку, причем руки с раскрытой ладжонтью в исходном положении
перед грудью на шририне плеч напоминают лапы динозавра".
Передвигаться следовало на чуть согутых ногах "змеиными"
круговыми движениями малого диметра. Цель была неизменна -
выйти на опасную для противника позицию и резко атаковать.
Неторопливые круговые движения корпуса позволяли избрать
необходимую инерцию для решительного удара рукой или ногой,
необычайно эффективного и эффектного, особенно в прыжке. От-
сюда и обилие романтических названий, встречающихся в этом
стиле: "Дракон опускается с небес", "Дракон виляет хвостом в
солнечный день" и прочие.
Внезапный удар наносится различными частями рук и ног. Они
сопровождались, при этом, резким выкриком на высокой ноте.
Есть любопытные высказывания, что подобный выкрик мог так же
воздействоать не менее эффективно, чем удар, причем, не
просто психологически, запугивающе, а именно, чисто физичес-
ки, действуя например, резонансно, на внутренние органы.
От бойца, действующего в с иле Дракона требобвалсь филиг-
ранная техника прыжка великолепная кординация движений и
развитое чувство эквилибра. Дракон должен был оправдывать
собственное название.
6. ДРАКОНЫ И ШАО-ЛИНЬ. Стиль Дракона был одним из многих,
поддерживаемых мастерами у-шу средневекового Китая. В монас-
тыре Шао-линь, знаменитой школе у-шу средневековго Китая,
после многолетних тренировок, монах, выдержавший предвари-
тельные экзамены, допускался в специальную галерею, снаря-
женную примитивными автоматическими устройствами, способными
нанести удар, который надо было отразить или от которого
следовало увернуться. Пройдя все испытния и препятствия мо-
нах приближался к двери, ведущей во двор.
"Здесь выход преграждало последнее препятствие - железная
урна, весом около 200 килограммов с раскаленными углями
внутри. - сообщают авторы уже упомянутой книги "Истоки
У-Шу". - Урну следовало отодвинуть, нажав предплечьями, пос-
ле чего на руках оставались выжженные изображения дракона и
тигра - клеймо, а заодно и диплом Шао-линя.
Что касается смысла клейма, то здесь может быть много тол-
кований, но в целом китайской мифологии свойственна трактов-
ка дракона и тигра как двух враждующих антагонистических на-
чал. Например, зеленый дракон является символом Востока,
весны и жизни, а белый тигр - символ запада, угасания и
смерти. В классической литературе устойчивая метафора "битва
дракона с тигром означает смертельную схватку".
Итак, огненное клеймо дракона на плече означало причастие
к высшей силе, к силе Дракона.
7. ДРАКОН ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ. В конце XVII века китайский
монастырь Шао-линь оказался одним из тайных центров сопро-
тивления императорской власти. Однако в течение многих лет
монастырю удавалось сохранить внешнюю видимость непричаст-
ности к повстанцам, оставаясь одновремнно штабом и боевой
базой заговорщиков против династии Цин.
Однако маньчжурский император Канси(1662-1722) узнав о за-
говоре, объявил Шао-линю беспощадную войну, а преемник довел
дело до конца. Был отдан приказ сровнять с землей мятежный
монастырь.Первая карательная экспедиция закончилась прова-
лом. Но другой огромный отряд правительственных войск в 1723
году взял штурмом отчаянно сопротившляющйся монастырь и, в
кровопролитном сражении уничтожил 128 его непокорных обита-
телей. Лишь пятерым удалось скрыться.
Согласно легенде, эти пятеро отчаянно спасались от пресле-
дования. Погоня была уже близка и безоружным не было спасе-
ния и пощады. Но вновь - спас дракон.
Из земли вырос волшебный меч. На рукояти меча было изобра-
жение двух драконов, борющихся за жемчужину. Надпись на мече
гласила: "Свергунть Цин, восстановить Мин". В данном случае
два дракона этой распространенной символики отождествляли
китайцев и манчжуров, сражающися за Поднебесную(территорию
Китая). С помощью волшебного меча цинские солдаты были обра-
щены в бегство. Вспоследствии этим пятеро, искусные в ратном
и борцовом деле монахи, стали основателями будущих боевых
школ и стилей Китая. Дракон продолжал жить.
Спустя некоторе время, гуляя по берегу реки монахи замети
ли в воде фарфоровую курильницу. Достав ее и рассмотрев, они
обнаружили все ту же символику - двух сражающихся за жемчу-
жину драконов и все тот же боевой лозунг, который укрепил их
в мысли о необходимости продолжить сопротивление.
В дальнейшем эти меч и курильница вошли в число священных
реликвий тайного общества Саньхэ-хуэй, больше ныне известно-
го как "Триада" или, иначе, Союз Неба и земли(Тяньди-хуэй),
общество, за которым подозреваются самые невероятные "подви-
ги", от многотонной авиаконтрабанды наркотиков - вплоть до
изготовления "летающих тарелок", элементарной земной разгад-
ки до странности неуловимых "инопланетян".
Дракон и здесь оказался "при деле". И, ни более не менее,
а именно, как "Дракон" - могучий и непревзойденный, прямо-
душный, и, все же, "по-восточному" коварный.
Next