ГОД ЗМЕИ
           Глава 7. ЗМЕЕВИК - КАК  ЗОДИАК, КАК ЧАСЫ И КАЛЕНДАРЬ

           1. Поклонение "сорому".  Известный новгородский архиепископ
         Геннадий Гонзов писал,  примерно в 1490 году, жалуясь на мно-
         гочисленных еретиков,  то есть на людей,  поступающих вопреки
         обычаям христианской веры:
           "Да с Ояти привезли мне попа, да дьячка, и они христианаину
         дали крест-тельник, дерево-плакун, да на кресте том - вырезан
         сором женской, да мужской..."
           В буквальном  переводе это означает что бесхитростные поп с
         дьячком вручили крестьянину нательный  крест,  вырезанный  из
         "плакучей" ивы,  с изображенным на нем "соромом", "срамом"...
         интимными частями мужского и женского тела!
           Что было дальше - история умалчивает.
           С точки зрения различий верований,  ситуация и впрямь, пре-
         занятнейшая.  Крест - исконно христианский символ, но на нем,
         попутно,  как встарь,  изображали предметы  поклонения  более
         раннего языческого культа - животворящую силу мужского "соро-
         ма"(в Индии, например, это "лингам" в сотнях храмов).
           Древние русы, предки наши - веровали совсем в другое, неже-
         ли современные нынешние верующие. Иисуса Христа не знали и не
         принимали.  Это  лишь позже,  "с земли израилевой" и "стороны
         византийской" дошла до Руси и обосновалась,  в общем-то чужая
         и чуждая религия,  которая, напротив, ныне стала истинно сво-
         ей, за которую клали жизни и шли на мученичество.
           Но что же было до этого?  Что носили на теле вместо креста?
         Чему поклонялись?


           2. Что  выражал змеевик?  Разумеется же высокочтимые предки
         поклонялись отнюдь не  сластолюбивому  "сорому",  стыдному  и
         сокрываемому, а, в его лице великому символу жизни, плодотво-
         рящему "лингаму", столь возвышенному и по сей день в ряде ре-
         лигий Индии, да и у других народов. Христианским же божествам
         на Руси многие поклонялись и до массового "загонного"  креще-
         ния, но - очень своеобразно поклонялись...
           Среди памятников  древнерусской  старины есть сотни(сотни!)
         прелюбопытнейших "медальонов" с чеканным или литым иображени-
         ем.  Они выполнены и в металле, и в камне, называясь, правда,
         одинаково - "змеевики".  По смыслу это были, фактически, аму-
         леты(обереги) сберегающие от всяческих бед и напастей.
           По своей структуре змеевик,  как и упомянутый выше крест  с
         "соромом" был "двоевер",  то есть,  иными словами,  невинно и
         незаетно совмещал в своем теле и примирял - две религии.
           На одной  стороне  змеевика была символика новая,  пришлая,
         средиземноморская:  например,  архангел Михаил с крылышками и
         нимбом, или богоматерь, или Христос и т.п.
           На противоположной стороне была символика  языческая,  оте-
         чественная,  истинно  русская:  в центре - человеческое лицо,
         "личина" и...  расходщиеся от нее - змеи!  Отсюда,  кстати, и
         возникло название "змеевик". Но - что же обозначали эти змеи?
         Как "змеевик" использовался? Чем он был?


           3. Икона и змеевик. На Древней Руси змеевики носили на гру-
         ди, у самого сердца. Носили - вместо креста. Позже - носили и
         вместе с крестом или на кресте,  к чему, как и странно, хрис-
         тианские священослужители относились вполне миролюбиво.  Бла-
         годаря такому отношению  на  Севере  этот  символ  древнейших
         русских верований удержался вплоть до XIX века.
           Змеевики относились к "защищающим"  святыням,  к  амулетам,
         "наузам".  "Наузами"  от  слова "навязывать",  назывались:
           1) просто "узелки на память" на веревке  или  шейной  ленте
         (заговоренные,  "заколдованные" узелки); 2) повязанная на шею
         деревянная коробочка с "волшебным" корешком; 4) мешочек с не-
         ким чтимым изображением.  Церковь преследовала такие "наузы",
         как явный символ старой русской религии и  пыталась  всячески
         изжить их, запрещала, наказывала, отлучала.
           Судя по письменным источникам все эти меры,  особенно пона-
         чалу,  помогали  мало.  Исконные старинные обычаи и верования
         держались в народе крепко и порождала двойную веру. Так, свя-
         щенный в христианстве крест могли,  например,  повесить на...
         священную для язычников птицу - черного ворона.  На  выданной
         христианской иконке могли изображить, "дополнительно", все ту
         же языческую "личину" окруженную змеями.
           И, что  удивительно и забавно,  но художествено выполненные
         древнерусские змеевики,  явные и несомненные символы язычест-
         ва,  становились  подчас...  главной  частью  некоторых чисто
         христианских икон!  Тут жу,  как говорится, из песни слова не
         выкинешь, бывало и такое.
           Так, в XVII веке,  один из змееиков был вставлен в  богоро-
         дичную икону, которая находилась в иконостасе Троицкого собо-
         ра Троице-Сергиевой лавры.  Змеевик, причем, выступал как са-
         мая почитаемая часть иконы. Разумеется, ставлен он был "лице-
         вой",  то есть христанской стороной наружу("чистой"),  а оте-
         чественные почитаемые "змеюги" были обращены назад и замаски-
         рованы(как "нечистая" сторона).
           Второй, уже каменным змеевик,  подаренным,  согласмно описи
         монастырая 1641 года,  самим Иваном IV  Васильевичем(Грозным)
         оказался в той же роли.  Здесь на "язычество" и скрытый смысл
         симолических змей вообще посмотрели сквозь пальцы и,  в описи
         имущества, обозначили их попросту, как "узор"...
           Третий змеевик торжественно использовался  в  великопостных
         богослужениях,  ни более,  не менее,  как в качестве... "ана-
         гии", то есть небольшой(обычно круглой) иконы богоматери, но-
         симой как знак высокого архирейского достоинства. И - так да-
         лее, всех несуразностей не перечтешь.


           4. Змеи и Солнце.  Но, все-таки, что же означали змеи? Осо-
         бых поясняющих надписей на этот счет при змеевиках не было. А
         если и были,  то, в основном, в виде магического призыва, за-
         говора,  просьбы - хранить и спасти  хозяина  змеевика  тако-
         го-то,  типа:  "Помоги рабе своей(такой-то)" или, конкретнее:
         "Помози рабу своему Андрею". И тому подобное.
           Змеи в надписях не упоминались,  но  странная  "личина"  со
         змеями должна была помочь своему хояину - "рабу своему".
           Итак - змеи. Не поможет ли здесь - количество змей на изоб-
         ражении? Змеиных голов насчитывалось иногда 6, 8, 13, 14, но,
         чаще - 7 или 12. Человеку, не знакомомму с астрономией и аст-
         рологией, это, мало о чем говорит, но, поверьте, во всех наз-
         ванных числах звучат давно знаковые мотивы. Все здесь "крути-
         тися" вокруг... числовых символик солнечного года:

           Число 4 - число сезонов, Весна, Лето, Осень, Зима;
           Число 6 - год, поделенный на 6 двух-месяных отрезков;
           Число 7  -  число "видимых" светил(Солнце,  Луна и пять из-
         вестных в планет - Меркурий,  Венера, Марс, Юпитер и Сатурн),
         оно же - число дней недели; здесь 7 х 4 = 28; 28 х 13 = 365.
           Число 9 - число месяцев беременности у женщины.
           Число 12 - число знаков зодиака,  то есть фактически, число
         солнечных "месяцев", 365 : 30 = 12;
           Число 13 - число лунных месяцев в году, 365 : 13 = 28, чис-
         ло "рождений" Луны("месяца") на протяжении солнечного года.
           Число 14 - половина от числа 28,  то есть половина  лунного
         месяца  от  полнолуния до новолуния,  число столь "агическое"
         почиаемое у многих народов,  впервую очередь у  женщин,  пос-
         кольку связывалось со сроками менструаций и беременности.

            Итак - змеи явно связаны были с солнечным годом. Они обоз-
         начали, как разящая кобра-урей на шапках египетских фараонов,
         или на обруче Гелиоса явно - солнечные лучи, а, одновремнно -
         месяцы. Однако, объясняют все это и ныне... совсем не так!


            5. Странные версии. Просматривая, работа за работой, мате-
         риалы на тему змеевиков, автор этих строк совершенно внезапно
         пришел к весьма парадоксальному выводу, который, однако, пос-
         тепенно перешел в абсолютную уверенность:  изучавшие змеевики
         русские  этнографы астрономической точкой зрения явно пренеб-
         регали, знакомы были с астрономией крайне слабо, если не ска-
         зать более жестко и точно - знакомы были очень плохо!
           Советские этнографы, для которых религия и "суеверные" дис-
         циплны  были закрыты вовсе,  об астрологии не слыхивали и по-
         давно.  А,  потому, взгляните, какие, явно именно из-за этого
         незнания, появились разноречивые и даже забавные по наивности
         версии того, что же обозначают искомые 12 змей!
           1) Одна версия утверждала что змеевик - есть...  голова Ме-
         дузы-Горгоны, предназначенная "отпугивать" несчастья.
           Однако, греческую легенду о Горгоне, под которой изначально
         мыслился самый обычный осминог,  однако, в Древней Руси прак-
         тически и не знали.
           2) Вторая  версия с полной серьезностью убеждала,  что дело
         здесь в легенде об одном из малоизвестных  христианских  свя-
         тых,  Федоре Тифоне, спасшего свою мать от злого многоглавого
         дракона("тифон", "пифон" - змей).
           Федор и  впрямь изображен на ряде змеевиков.  Но он,  явно,
         как и Георгий-Поебедоноец означает не только победу добра  на
         злом,  но светлого и возвышенного(разума и человека) над тем-
         ным и приниженным(неразумием и змием),  а,  в конечном  счете
         выражает - светлую и темную половины солнечного года!
           3) Третья, но далеко не последняя версия доверительно сооб-
         щала, что 12 змей, это, оказывается - 12 страшных дочерей ца-
         ря  Ирода("дщери Иродовы"),  то есть 12 погибельных болезней,
         лихорадок, лихоманок-трясовиц. Поименно это были:

           Трясея  - трясущая, вызывающая озноб;
           Огнея   - насылающая жар и бред,
           Ледея   - соответственно, приносящая холод и оцепенение;
           Гнетея  - что "ложится на ребра и утробу";
           Хрипуша - ложится на грудь, выходит харканием;
           Глухея  - влекущая глухоту;
           Ломея   - ломящая кости, особенно к непогоде;
           Пухнея  - та, что "пущает отек";
           Желтея  - естественно, насылающая желтуху;
           Коркуша - вызывающая корчи от боли;
           Гледея  - то есть не смыкающая глаз бессоница;
           Невея   - недвижимость.

           Однако, разве  станет здравомыслящий человек,  верующий от-
         нюдь не в 12 "дщерей Иродовых" носить на  груди  и  тщательно
         оберегать целый сонм из 12-ти болячек?  Правда,  можно возра-
         зить, что изображенные  "страшные"  змеи  были  предназначены
         "отпугивать" те самые 12 болезней.


           6. Сходные символики.  Ответ на вопрос облегчаетя тем,  что
         сходные сиволики были и у других народов. Вглядимся в некото-
         рые статуи и изображения.
           Вот -хорошо  всем известная копия статуи Свободы из Франции
         - гигантская позеленевшая Статуя Свободы  над  Нью-Йорком,  в
         "шапке с шипами". Шипы - это лучи.
           А вот - боги Гелиос и Аполлон,  в совершенно аналогично уб-
         ранстве. На головном уборе - те же остроконечные "шипы". Нет-
         рудно догадаться,  что это - символическое скульптурное отоб-
         ражнение лучей Солнца!
           Но вот изображение из Египта - крылатый солнечный диск. Лу-
         чей-шипов здесь нет, но есть "уреи", две жалящие кобры по бо-
         кам.  Они обозначют, что лучи Солнца "жалят" смертельно, спо-
         собны ослепить своим светом.  И это,  кстати, верно не только
         для  солнечного Египта.  В 1848 году физик Планте из Бельгии,
         "для эксперимента" долго смотрел на Солнце и... ослеп!
           А вот знаменитая золотая маска  фараон  Тутанхамона,  "сына
         Солнца", "солнцеликого" и его "светозарность" символизирована
         жалящей коброй над его челом.  Можно назвать  много  рисунков
         такого рода и везде есть Солнце,  лучи или змеи. Многие изоб-
         ражения необычайно похожи на камень-"змеевик".
           Можно назвать  много  рисунков и в Азии,  в том числе и из
         Индии и Индо-Китая, где змеи в скульптурах втречаются в изоб-
         лии. И там тоже он играют не последнюю роль.


           7. Русь и Солнце. Солнцу-Яриле - поклонялись древние славя-
         не,  вспомним зесь,  хотя бы,  сказку и оперу "Снегурочка". И
         потому явно не зря на "языческой" стороне змеевика вычеканена
         личина со змеями - это было именно оно: всепобеждающее, изго-
         няющее зло и темноту - Солнце!
           А, тога,  значит, что все это мест, фактически обозначает -
         солнечный год. Перед нами, попросту... зодиак. Он немного ма-
         ленький и примитивный, но это - настоящий древнерусский зоди-
         ак. Каждая из "змей" возможно имела собственное имя,  имя ме-
         сяца. Фактически это были носимый с собой своеобразный кален-
         дарь, а то и... солнечные часики! Наклонив, на мгновение зме-
         евик и взглянув на ту змею,  на которую падала  тень,  хозяин
         мог тут же определить - час дня!
           Но здесь любопытно еще одно.  Борясь со змеевиками, с изоб-
         ражениями солнечных ликов,  как с язычеством, церковь христи-
         анская и не заметила,  что вместо одного "сюжета" она подкла-
         дывет, хоть и свой "сюжет", но - абсолютно такой же, по сути,
         только лишь в другой форме выраженный.
           Дел в том,  что, как показывает современная этнография, ми-
         фология  Иисуса  Христа и его 12-ти апостолов была,  в основе
         своей взята отнюдь е с жизни вполне реального человека,живше-
         го  когда-то.  Последовательность  событий в легенде о Христе
         самым четким образом скопирована с представлений о  солнечном
         годовом цикле, о "пути солнца".
           В популярном изложении это хорошо описано в двухтомном сло-
         варе "Мифы народов мира"(см.напр.  т.1,2.  М.: 1991). Там эт-
         нографы рассматривают этапы "пути Христа",  как отчетливо вы-
         раженную символику годового цикла!  Христос,  будучи символи-
         ческой личностью и был сам - Бог-Солнце!


           А это означает, что на змеевике, в облике не одобряемых, но
         исконно русских "личин со змеями"(солнца и месяцев)  с  одной
         стороны,  и в облике восхваляемого лика Христа или Богоматери
         - с другой стороны,  были фактически, два совершенно одинако-
         вых образа, а именно - два "Солнца"!.
           Вот так. Сколько людей погибло, за ту и другую веру, чтобы,
         в конце концов сойтись в одной змеевике: и те и дургие верили
         - в Солнце,  в каком бы облике н ни было и жизнедающее Солнце
         было для всех одно...


Next