ГОД ЗМЕИ
ГЛАВА 14. ЗМЕЯ В ОБЛИЧЬЕ ПОСОХА, ИЛИ СЕКРЕТЫ ЗАКЛИНАТЕЛЕЙ
1. Изгнание змеи. Про колдунов, факиров,магов - рассказы-
вают, нередко впечатляющие истории о том, как они приманивают
или, наоборот, изгоняют змей куда-либо или откуда-то либо.
При этом "чудодеям" неизменно приписывают(а они не возража-
ют, и даже, наоорот) некие сверхъестественные силы. Но - все
"чудеса", на деле, упираются в сугубый "материализм", либо в
физику, либо в химию, либо в биологию ползучего животного.
Змеи хорошо реагируют на отдельные запахи, некоторые звуки и
вибрации, даже вкус отдельных веществ. При этом - у разных
видов змей все может происходить очень по-разному.
Под действием некотрых трав змея становится вялой. Такое
состояние она получает, если дно в террариум у нее покрыть
такими травами. Сходное влияние произойдет если террариум на-
полнен углекислым газом, когда в нем чрезмерно холодно,или,
наоборот, чересчур жарко. Животному тогда попросту "душно" и
оно впадает в своеобразное оцепенение.
Более того, змее иногда скармливают дохлую мышь или крысу,
содержащую в себе подобные вещества. Возле "танцующей" змеи
нередко курят специальные, одурманивающие змею, травы, причем
сама змея бывает иногда аккуратно привязана за хвост внутри
корзины. На змею прыскают изо рта особой жидкостью,да и руки
заклинателя иногда заранее смазаны подобными же веществами.
Секретов много. О некоторых известно хорошо, о некоторых мож-
но только догадываться.
"Как прогнать змей. - пишет Абу ибн Сина(Авиценна), к кни-
ге "Канон врачебной наука"(кн.4. Ташкент, "Фан", 1980) и
разъясняет. - Прогоняет их, между прочим, дым от оленьих ро-
гов, коровьих копыт, корня касатика, слюногона, серы.
Кто смажет себе тело аронником, его выжатым соком или отва-
ром, того не ужалит гадюка. Опрыскивание места водой, вкото-
рой развели нашатырь - одно из средств прогнать от него
змей(возникает сильный запах аммиака- А.А.).
Горчица убивает змей. Если положить горчицы на дороге
зммеи, она уклонится от нее. Если постящийся человек плюнет
мее в рот, особенно, держа во рту нашатырь, это один из спо-
собов ее убить".
И - действительно, змеи довольно чутки ко многим запахам.
Язычком они ощупывают преметы впереди себя и тут же стремятся
уйти от того места, где разлиты "плохие" вещества. Нашатырь и
горчица вряд ли им понравятся.
2. Беззубые кобры. С появлением современных технологий по-
являются секреты до удивительного забавные, вплоть до того,
что уже встречаются "заклинатели змей", кобра у которых
представляет собой... электронную игрушку!
Или - многие туристы увлечено приобретают небольшие оже-
релья или украшения из "настоящих" змеиных зубов. Но... зубы
эти - палстмассовые, покольку местные предприниматели пользу-
ются выгоодной модой и производят "ядовитые зубы" сотнями и
тысячами.
В действительности же змеиные зубы могут оказаться весьма
опасны, даже отдельно от своей владелицы. Так же, как при
линьке, когда змеи сбрасывают в виде "выползка" свой верхний
покров, они теряют и ядовитые зубы. Во время смены зубов яд
растекается по складкам десен, в железах он продолжает выра-
батываться. Напрасно считать, что змея с вырванными зубами
будто бы безопасна: яд может проникнуть в укушенную беззубыми
челюстями кожу руки и попасть в кровь.
Новые сменные зубы прижаты к верхней челюсти и становятся
на место выпавших. В течение нескольких дней, пока старые зу-
бы полностью не выпали, змея вонзает одновременно четыре зу-
ба, оставляя не две ранки, а четыре. Такой удивительный
странный след вызывал раньше даже сенсационные предположения,
что укус совершала какая-то особая, не встречающаяся в этих
местах редкая "четырехзубая" змея!
"Насколько важно знать все подробности смены зубов людям,
имеющим постоянно дело со змеями, видно из случая, который
произошел с сыном индийского факира, - пишет биолог Талызин
Ф.Ф. в книге "Ядовитые животные суши и моря"(М.: Знание,
1970). - Помогая отцу во время представления с укрощением
змеи, сын брал рукой кобру и обвивал ее вокруг шеи.
Отец верил в безопасность подобных экспериментов, так как
время от времени вырывал у кобры зубы. Несчастье произошло
тогда, когда на место вырванных у кобры ядовитых зубов неза-
метно встали новые, до этого скртые в складках десен".
Неприметный поначалу укол привел далее к быстрой и поначалу
совершенно непонятной для окружающих - смерти мальчика.
3. Знайте анатомию! Даже небольшое знание особенностей жи-
вотного, например, его анатомии, позволяет дрессировщику,
заклинателю или факиру показывать трюки, на первый взгляд до-
вольно-таки неожиданные и удивительные. Простейший пример
здесь - даже не экзотические кобры, а простые домашние кошки.
Например, если аккуратно взять кота спиной к себе, большими
пальцами под лопатки, то можно заставить его "самого" махать
одной лапой("Привет"! или "До свиданья!") или заставлять сра-
зу задирать обе передние лапы вверх ("Ур-р-ра! Мя-ясо!)).
Для этого достаточно чуть заглубить большой палец, и мягко,
без боли, надавить на лопатку. Лапка тут же сама, "автомати-
чески", разогнется, производя нужное движение. Правда, далеко
не всем котам это нравится.
Аналогичные анатомические тонкости и хитрости есть в обще-
нии заклинателя со змеями.
Кобр, например, обматывают вокруг головы или поверх тюрба-
на, завязывая простым узлом и она длительно сохраняет такое
положение. Иногда змею держат в руках так, будто это твердая
палка, а иногда она вдруг становится безвольной, как тряпка,
позволяя буквально "вить веревки" из своего тела. В других же
случаях, придавливая участок головы ее заставляют выпрямлять,
словно твердую палку. И - т.д.
4. Как обманывать народ? 3нанием природы змей не раз поль-
зовались всевозможные шарлатаны.
Отличный знаток змеиных повадок, известный в прошлом нату-
ралист и профессиональный змеелов А.Д.Недялков в книге "В
сантиметре от смерти" так описывает один из нехитрых приемов
в выступлении подобного мошенника, выдающего себя за "святого
дервиша", а своих неядовитых змей - за смертельно опасных и
ядовитых(цит. по изд. Ташкент, 1962):
"Покопавшись несколько минут в одной из корзин и вытащив
из нее сразу несколько черных и серых змей, гнусаво бормоча
что-то он бросил их прямо на землю возле себя.
Змеи пытались ползти в стороны, но что-то их не пускало.
Они не могли преодолеть невидимой связи с "факиром", неск-
лоьоко минут барахтались во пыли на солнце, потом повернули и
быстро поползли к заклинателю.
Все объяснялось просто: змеи панически боялись прямых сол-
нечных лучей и, как только забивались в тень от фигуры дерви-
ша, тотчас сворачивались в клубки и замирали. Заклинатель,
продолжая бормотать, сгреб их в кучу и затолкал обратно в
корзину. Толпа охнула, как один человек, и в круг опять поле-
тели деньги..."
Если же показ такого "трюка" фокусник сопровождает непонят-
ными многозначитлеьными жестами. странными заклинаниями, эф-
фектными паузами и словами, типа "Ко мне, грязые твари! Поко-
ритесь мне - великому магу!" то, для окружающей толпы проста-
ков, эффект "воздействия словом" будет вполне налицо.
5. Рождние Асклепия. Подобный простенький трюк, однако,
даже и сравним не может быть с теми эффектами, которых доос-
тигали, например, в Древней Греции и Риме.
Лукиан рассказывает о греке Александре из деревни Абону-
тейхос. Его главным номером было "Рождение бога Аскле-
пия"(эмблемой Асклепия и была змея - та самая, что и по сей
день вьется на чаше с целительным ядом" - эмблеме медицины).
Ночью Александр прятал в пруду выдутое гусиное яйцо с замуро-
ванной в нем крохотной, едва вылупившейся змейкой. Отверстие
в скорлупе замазывалось воском и белилами.
На следующее утро Александр с азартом возвещал на базаре
"благую весть": бог Асклепий вскоре явится здесь в живом воп-
лощении!
Когда собиралась большая толпа, он вел ее к пруду, пел гимн
богу и "находил" там гусиное яйцо со змейкой, обвивавшейся
вокруг его пальца.
"Вот,он, Асклепий!"- возвещал Александр.
Народ падал на колени и молился. Вместе с толпой фокусник
возвращался на базар, в свою палатку, где крошечная змейка
вдруг "превращалась" в большую змею, заранее прирученную.
Народ поражался. "Богу" задавали вопросы, и "змея" овечала:
Александр был вентрологом - то ест умел говорить "скрытым го-
лосом" живота("вентрос" - брюшной), "от чрева", был "чревооо-
вещаелем". Благодаря ловким, двусмысленным ответам "Асклепия"
Александру удалось долгое время водить за нос одного из вель-
мож римского императора Марка Аврелия(279-312) и выманить у
него целое состояние.
6. Посох Аарона. Греясь на солнце, или. наооборот, прячась
в тени, змея может лежать неподвижно "лепешечкой" и впрямь
напоминая коровлью лепечку. Будучи запыленной или измазаной
грязью змея не отличима от почвы и ее можнозамаскироват под
ком грязи, и, что еще любопытнее, под... грязную палку!
Подобные приемы маскировки живого существа или человека
под глиняное изваяние("голем"), не раз использовали фокусни-
ки. Одним из сымых ранних прием этот приводится в знаменитого
библейского эпизода.
Так, в Ветхом Завете описывается люблпытное происшествие,
которое теоретики иллюзионного искусства рассматривают как
своеобразное "состязание" бродячих народных фокусников с ил-
люзионистами-жрецами в Древнем Египте, относящееся, по-види-
мому, ко 2-й половине VI века до нашей эры. Впоследствии сос-
тавители Библии записали это народне предание, связав его с
легендой о жизни Моисея.
Моисей и его брат Аарон хотят доказать, что сам всемогущий
бог наделил их чудодейственной силой и этим убедить фараона
отпустить их, взятое в плен, племя(цит. по кн.Вадимов А.А.,
Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней.
М., Искусство, 1966):
"...И бросил Аарон свой посох перед фараоном и перед его
рабами, и стал он змеем. Но и фараон призвал мудрецов и волх-
вов, и они, ученые египетские, произвели своими тайнами то
же. Каждый бросил свой посох и те стали змеями..."
7. Трюк с посохом эффектен, но... несложен. Вадимов А.А.,
бывший известный советский иллюзионист "Алли-Вад", приведя
его, далее рассказывает:
"В 1930 году в Средней Азии нам довелось видеть выступление
иллюзиониста-афганца. Без всякого вреда для себя он выдержи-
вал укусы змей, принесенных услужливыми зрителями. Затем брал
змею, проводил по ней рукой и нажимал на какую-то точку возле
головы.
Змея вытягивалась, впадала в каталептическое состояние. Ил-
люзионист держал ее, как палку, на указательных пальцах вытя-
нутых вперед рук. Еще одно движение - измея, брошенная на
землю снова "оживала" Но времена меняются: никто из зрителей
не счел чудом библейский трюк афганского фокусника..."
Оживащий посох получалипредельно просто. Оцепеневшую и вы-
тянувшуся змею, попросту, намазывали густым слоем превосход-
ного нильского ила и... давали высохнуть! А затем - аккуратно
несли в вертиклаьном положении, слека касаясь земли, словно
самым натуральным посохом! Доостаточно было резко бросить та-
кой "посох" на землю и он - оживал!
Рисунок библейского эпизода с посохом "дающим кровь" и с
посохо "превратившимся" в змею можно уидеть, например, в в
цветным красочных миниатюрах из Ббилии Х века, опубликованных
в журнале "Курьер"(май 1990). Там "фараон" и его свита с оша-
рашенными лицами(на рисунке у них подчеркнуто крупные глаза)
взирают на чудеа превращений, которые творят Млисей с Ааро-
ном. У этих двоих "чудотворцев" физиономии не менее ошарашен-
ные, похже, они сами не понимают "как" это у них получилось.
Впрочем, как уже сказано, ныне многие секреты подобных
трюков раскрыты. Змею поджимают пальцами под челюсти, прихва-
тыыывая артерии и горло, фактически, слегка "придушвая" ее. В
результате у змеи возникает оцепенение, тело ее деревенеет.
Змею слегка обмазывают грязью, придавая ей вид "посоха" и
держат, до поры, вертикально, в нужный же момент - резко бро-
сают на землю. Высохшая грязевая корка слетает и оживший "по-
сох" поспешно уползал прочь, если его не съедали другие "по-
сохи" других сореовнующихся фокусников.
8. Фараоновы змеи. Впрочем, трюки были не только в настоя-
щими змеями.
"Роданистая ртуть Hg(CNS)2 получается при действии KCNS на
Hg(NO3)2, - сообщает старый учебник "Неорганическая хи-
мия"(А.Н.Реформатский. Изд.16, М.:- Л.: 1930). - При зажига-
нии Hg(CNS)2 дает очень объемистую массу, называемую "фарао-
новы змеи"..."
Итак, вновь "фараоновы змеи", но уже - химические! В фоку-
сах с химическим секретами, это - один из самых эффектных но-
меров. Существует несколько рецептов приготовления таких
"змей". Вот способ химика П.Старосельского(цит. по ж."Наука и
Жизнь", 1965.12):
"Из поколения в поколение передается древняя легенда о том,
как один из фараонов Египта заклинаниями превратил свой вол-
шебный посох в огромную змею. Но, оказывается, что нечто по-
хожее может сделать каждый, располагая небольшим кусочком
"волшебного" белого вещества.
Показав зрителям этот "волшебный жезл"(в 3-4 см длиной, ле-
жащий на специальной пластинке - А.А.), внешне напоминающий
палочку мела, нужно прикоснуться к нему горящей спичкой или
раскаленной проволочкой.
И сразу же начнутся "чудеса": из белого "жезла" начнет мед-
ленно ыползать желто-серая, с крапинками, "змея". Все удлиня-
ясь, она начнет виваться в кольца и, наконец, достигнув длины
более полуметра, неподвижно замрет, продлжая вспыхивать сини-
ми огоньками.
"Волшебное" вещество, из которого сделан "жезл", представ-
ляет собой соединение ртути Hg(NCS)2 , кторое называется ро-
дановой ртутью. При нагревании этого соединения(во время при-
косновения горящей спичкой или раскаленной проволочкой) оно
разлагается с выделением, в качестве одного из продуктов рас-
пада, нитрида углерода C3N4.
"Выползшая" из кусочка родановой ртути "змея" - это смесь
HgS и нитрида углерода, представляющего собой исключительно
объемистую аморфную массу. А зачаровывающе вспыхивающие на
поверхности "змеи" синие огоньки обязаны своим появлением
другому продукту распада - сероуглероду CS2. Он легко вспла-
меняется с образованием сернистого ангидрида SO2.
Выполняя этот опыт, следует пмнить о ядовитости соединений
ртути и после демонстрации хорошо вымыть руки".- напоминает
П.Старосельский.
9. Великолепный фокус! Правда, уточним и напомним, в нача-
ле цитаты - вкралась явная неточность: в описании о превра-
щенни посоха в змею речь идет не "о трюках фараона", а "о
трюках перед фараоном" о чудесах Моисея и Аарона, описанных в
Библии, проделанных ими якобы перед неким безымянным египетс-
ким фараоном, во избавление от рабства "народа израилева".
Впрочем, в журнале "Химия и Жизнь" (1981.2) был предложен
и другой секрет, без применения ядовитых солей ртути. Этот же
рецепт приведен в книге А.И.Астахова "Занимательные опыты по
химии" . Рецепт таков:
"10 г бихромата калия растирают с 5 г нитрата натрия или
калия и 10 г сахара" В книге рекомендуется увлажнить смесь и
смешать ее с коллодием. Можно поступить проще - спрессовать
порошок в стеклянной трубке и вытолкнуть получившуюся палоч-
ку. "Если ее поджечь с торца, то вспыхивает едва заметный
огонек и начинает выползать сначала черная, а после остывания
- зеленая "змея". Палочка диаметром 4 мм горит со скоростью
около 2 мм в секунду, и удлинняется почти в 10 раз!"
Забавно, но явно о чем-то подобном трюку "фараонова змея"
идет речь у извстного "магика" Папюса(Жерар Энкосс) в его из-
вестной книге"Черная и белая магия". М.: 1992), где опыт этот
лежит, ни к селу, ни к городу, среди способов "произведения
мух" из навоза, "произведения угрей" из нарубленной кожи и
прочих "магических" способов получения живых сущетсв из нео-
душевленной массы. Там он описывается так:
"Удивительный опыт славного Франшимона. Возьми долю через
неоднократное очищение сделавшегося белым купоросного мас-
ла(крепкой серной кислоты - А.А.), 2 или 3 доли лучшего, очи-
щенного белым винным камнем винного спирту.
Смешай их и перегони через реторту, поставленную в пеок на
очень сильном огне. Во время перегонки через кривое горлоре-
торты пойдет дым, а за ним - спирт, в руку толщиною(занятный
"спирт"! - А.А.), в виде живой извивающейся змеи, имеющей бе-
лую кожу, испещренную разными пятнами. Это продолжается менее
двух часов, после этого змея распустится в огненный спирт..."
Судя по всему великий "маг" Папюс абсолютно не различал
магию и химию, не изученные еще стороны природы и простые хи-
мические фокусы. Ежели так, то любой школьный учитель химии
является воистину - настояим великим магом!