ГОД ЗМЕИ
            ГЛАВА 22.  ПЬЮТ ЛИ ЗМЕИ МОЛОКО ?

           1. Пестрая лента. Иногда полезно вспомнить классику:
           "...Холмс медленно похаживал вокруг,  с живейшим  интересом
         исследуя каждую вещь.
            - Что здесь? - спросил он, тукнув по несгораемому шкафу.
            - Деловые бумаги моего отчима.
            - Ого! Значит, вы заглядывали в этот шкаф?
            - Только раз,  несколько лет назад. Я помню, там была кипа
         бумаг.
            - А нет ли в нем, например, кошки?
            - Нет. Что за странная мысль!
            - А вот посмотрите!
            Он снял со шкафа маленькое блюдце с молоком.
            - Нет, кошек мы не держим. Но зато у нас есть гепард и па-
         виан".
           Итак, "Приключения Шерлока Холмса".  рассказ "Пестрая  лен-
         та", жутковатый дом неистового доктора Гримсби Ройлотта(А.Ко-
         нан-Дойл. т.1. М.: Изд.Правда, 1966).
           Что же заподозрил знаменитый сыщик?
           Он заподозрил,  что  в несгораемом шкафу претупным доктором
         была укрыта - смертельно ядовитая  змея!  Именно  для  нее  и
         предназначалось странное блюдечко, забытое на шкафу.


           2. А пьют ли змеи?  "Кобры, словно дети, обожают молоко", -
         гласит  лаконичный  загловок  крупного  снимку,   переданному
         как-то  корреспондентом агенства "Рейтер" из Индии.  На ней -
         наполовину высунувшаяся из плетеной корзинки кобра, с типично
         расширенным  шейным капюшоном,  и - рука уличного заклинателя
         змей с палочкой,  на которую намотана  тряпочка(см.напр.газе-
         та-дайджест "Для Вас", 32.1994, г.Нижний Новгород).
           Итак, забавная сценка.  Но,  что же в ней содержится оособо
         необычного?
            А то,  что,  если обратиться к любому биологу, практически
         любого нашего университета,  то тот  безоговорочно  возрахит:
          "Змеи не пьют молоко!"
           Некоторые могут даже добавить:  "И вообще - змеи не пьют!"
           Да еще высмеют Вас при этом.
           Если же Вы робко пытытаетесь заметить, что, согласно этног-
         рафам А.Н.Афанасьеву,  И.П.Сахарову, М.Забылину, М.Н.Власовой
         и  прочим,  в старину по избам в русских деревнях ставили ми-
         сочки с молоком для ужей полозов,  то ваш специалист-консуль-
         татнт может вообще рассердиться,  разозлиться и открыто сооб-
         щить Вам свое мнение по поводу верований и суеверий, которых,
         и впрямь сегодня непомерно много.
            Однако же фотоснимок кобры и палочки с молочком  от  этого
         почему-то не исчезнет.  И не исчезнет крохотная приписка:
           "В Индии,  как известно, любят коров и змей. Одной любовью,
         впрочем, сыта не будет даже кобра. Ее хозяин-заклинатель кор-
         мит любимицу молочной пищей".
            Итак, кто же прав - безграмотный заклинатель змей, зараба-
         тывающий на жизнь уличыми змеиными представлениями, круглого-
         дично зависящий от того жива змея или нет,  или  же  маститые
         профессора из столичных и не столичных институтов?


            3. Вопрос поставлен.  "А пьют ли змеи молоко?" Но -  можно
         ли сразу же сказать, "Да" или "Нет" ?
            Вопросы, заданные таким образом,  а форму такую используют
         довольно часто,  явно коварен по сути, как и сотни других по-
         добных  же вопросов.  Существует ли Морской Змей?  Есть ли на
         Луне инопланетяне?  Возможен ли НЛО?  Вопросы такие -  некор-
         ректны и задаются, как правило, крайне "недалекими" людьми.
           Некорректен вопрос,  уже потому что на него ждут совершенно
         однозначного некорректного  ответа - "Да",  или "Нет".  Сразу
         скажем: ответов на вопросы с такой "структурой" и "логикой" -
         попросту, не бывает. Однако общество, "для простоты" делится,
         или его насильно делят, на тех кто "За" и "Против", кто гово-
         рит "Да" или "Нет". И - так далее.
           И, вот тут-то поджидает Вас великолепная и извечная ловушка
         репортеров.  Потому что,  когда скажешь "Да", то тебя, на ра-
         дость всем, осмеют те, кто никогда не видел "пьющую" или "ла-
         кающую" из мисочки змею. А когда, скажешь "Нет", то тебя осу-
         дят и на тебя станут показывать пальцами другие:  "Дурак, за-
         чем же ужам в деревнях ставили блюдца с молочком"?
            Однако вопросы  такие нельзя ставить упрощенно.  Отнюдь не
         все мировые проблемы решаются дурацким поименным  голосовани-
         ем.  Кроме  черной  и белой ахроматики существует хроматика -
         целая радуга цветов. А это значит - сколько людей, столько...


            4. Молоко и люди.  Начнем издалека и,  для начала, изменим
         вопрос довольно коварным образом: "А пьют ли молоко - люди?"
            Тут-то и выясняется,  что пьют далеко не все, И происходит
         это вовсе не потому,  что кто-то  молоко  "любит",  а  кто-то
         "нет",  а по совершенно разным, подчас очень неожиданным при-
         чинам. Одни - по причине испорченного здоровья, когда, скажем,
         при "нулевой" кислотности желудка молоко практически не усва-
         ивается, как не усваиваются и вриготовленные с молоком  и  на
         молоке продукты.  Продукт тратится впустую, а человек испыты-
         вает лишь ненужные "позывы",  не получая  от  молока  никакой
         пользы, как от пищи.
            Во многих местах нашйе планеты, более близких к субтрпикам
         и тропикам молоком возникают достаточно специфические пробле-
         мы.  Так, в жаркой Нахичевани, где я проработал почти три го-
         да, свежего молока попросту нет как такового. Днем оно скиса-
         ет за считанные минуты.  Даже мороженное там продается отнюдь
         не молочное, а на воде или сиропе, молока в нем - ни капли.
            Но еще парадоксальнее ситуация с некоторыми племенами  Юж-
         ной Америки.  Как показали эксперименты, у индейцев этих пле-
         мен в кишечнике попросту НЕТ фермента,  перерабатывающего мо-
         локо!  Будучи проглоченным, оно, потом, выходит обратно с со-
         вершенно неизмененным составом.  Единственное,  что от такого
         молока "перепадает" человеку - это вода, отобранная клетками,
         да и то лишь при сильной жажде.
            Итак, вопрос  о  молоке  нельзя  ставить  столь глобально,
         столь по крупному.  Очевидно,  что "кто-то" пьет,  а "кто-то"
         нет.  Уже это говорит о том,  что нечто подобное может быть и
         со змеями.


            5. Змеи и вода. Далее - еще один коварный вопрос: а, вооб-
         ще, пьют ли - змеи? Разумеется, автор этих строк мог бы мгно-
         венно и опрометчиво ответить:  "Да, пьют!", поскольку это ви-
         дел, но... ему могут и не поверить. Поэтому, хотя бы ненадол-
         го, обратимся хотя бы к некоторым источникам и авторитетам.
            В книге "Жизнь животных"(т.4.  "Земноводные, пресмыкающие-
         ся". М.:   Просвещение,   1969),   известный   многим  зоолог
         Н.Н.Дроздов пишет про индийского удавчика:
            "Удавалось наблюдать,  как  этот удавчик(как,  впрочем,  и
         другие виды), пьет воду. Это происходит редко, но, принявшись
         за питье, змея поглощает довольно много воды".
            Или, в другом месте, уже про обыкновенного ужа:
            "Пьют ужи, особенно в жаркие дни, очень много".
            Итак, оказывается,  если не "миску молока",  то, во всяком
         случае,  мисочку  воды  в  любой  террариум  со  змеями надо,
         все-таки, ставить.  Хотя бы - "на всякий  случай".  Чтобы  не
         сдохли, или - "для влажности".


           6. Молоко для слоника.  Теперь зададим еще один "приближаю-
         щий" вопрос.  Он не менее коварен и даже... странен. А звучит
         он так: Что означает для человека - "пить молоко"?
            Вопрос мог  бы  показаться крайне нелогичным и,  попросту,
         спекулятивным,  для "затяжки времени",  если бы не одно "но".
         Именно в Индии, то есть в той стране, что славится своими ук-
         ротителями змей,  "заклинателями"(как считалось раньше,  змей
         "заклинали",  т.е.  "уговаривали", "заговаривали" - с помощью
         особых "волшебных" фраз-"заклинаний") молоко "пьют" далеко не
         только люди или,  предположительно,  змеи, но, как решительно
         утверждается, даже и... боги!
           Точнее - один бог. Но, так же имеющий отношение к животному
         племени и,  немного,даже ко змеям. Это - Ганеша, веселый бог,
         божок,  со  слоновьей головой и со изогнутым задорной змейкой
         хоботочком.
            Хоботок-змейка, так или иначе,анпоминает змееподобный фал-
         лос. А от такого чисто форального сходства, в религиях, мифо-
         логии, в семиотике и семантикке - недолго до аналогии смысло-
         вой, а  именно:  к  богу  Ганеше  приходят  просить  полового
         счастья, счастья в ночных утехах,да и просто, в любви.
           Иными словами Ганеша знаменит,  фактически тем, что это вы-
         ражаясь "современным" языком, бог - эротики и секса!
           "Божество с  головой слона считается воплощением тантричеких
         мистерий, - пишут Н.Дуглас, П.Слингер. с своей суперсексуаль-
         ной книге "Тайны пола.  Тантра Великая культура Востока. Фило-
         софия.  Метод.  Практика"(Минск,  1993). - Грациозная сила Бо-
         га-Слона  представляет  собой  обширную энергетическую станцию
         половой энергии. Очень подвижный хобот и чувственный рот слона
         наводят на мысль о мужских и женских половых органах.
           Правитель полового центра,  Ганеша, всегда призывается в на-
         чале индуистских обрядов".
            На рисунке,  который приводился по этоу случаю, сидел раз-
         веселый  мифический  человек-слон  Ганеша  со  своей супругой
         Суддхи,  которая, обращала, однако большее внимание отнюдь не
         на  внушительный  хобот Ганеши.  Рисунок был снят с каменного
         резного изображения, найденного в Южной Индии, XIV век. Одна-
         ко сам Ганеша и полконене ему явились значительно раньше.
           Тантрическая форма  бога-слона символизировала,  тем самым,
         пробуждение половой энергии и духовных идеалов. Большие храмы
         Ганеши есть по всей Индии, например, в Пури.
           Однако бог Ганеша пьет молоко не в каких-то отвлеченных ми-
         фах или легендах далекой древности, где боги и асуры выступа-
         ют вполне реальными живыми героями,  а пьет - в облике  пест-
         рых, разукрашенных  цветами,  статуэток бога-слона Ганеши.
           В приподнятый  хоботок его,  или прямо в рот - выливают ло-
         жечку жертвенного молока,  символизирующего,  в частности,  и
         семенную мужскую жидкость.  И молоко...  чудом - всасывается,
         указывая,  для верующих, что бог с забавно изогнутым змеевид-
         ным хоботиком - принял жертву!
           Нехитрый секрет здесь,  как показывает прктика - в пористом
         материале статуэток. Однако, конце 90-х годов ХХ века, подоб-
         ное принятие молока статуэткой бога преподносилось шумно, как
         подлинная сенсация. Итак, молоко пьют даже боги.


            7. Свидетель пития. Не следует упускать из вида и еще одно
         обстоятельство.  Только  для домашней змеи мисочка может слу-
         жить местом кормления?  Разумеется нет,  она, как ни странно,
         может  казаться  довольно  важной  приманкой уже не для самой
         змеи,  или "не только" для нее,  а - для всерыскающих мышей и
         крыс, которых, возле мисочки и отлавливает притаившаяся змея!
            Потому, чтобы окончательно подытожить нашу небольшую  "мо-
         лочную  эпопею" вернемся непосредственно к змеям.  Поищем те-
         перь ответ - опять в Индии.  Здесь сама природа  столкнула  и
         привела  друг к другу человека и змею.
           Кстати, опять-таки - из-за крыс.  Змеи уничтожают крыс, ко-
         торые уничтожают зерно,  а значит - уничтожают людей, ибо без
         зерна - не будет хлеба,  не будет жизни.  Поэтому здесь  змей
         издавна боготворили.
           Но, чтобы "сойтись" со змеями  -  нужны  "посредники",  это
         заклинатели  змей,  невосприимчивые к яду "люди-змеи".  Такие
         встречаются,  подчас,  целыми селениями. Так в деревне Майюр-
         вандхе(штат Харьян) едва ли не все ее жители - профессиональ-
         ные заклинатели змей.
            В большинстве семей в Майюрвандхе  змеи  считаются  чем-то
         вроде домашних животных. Неудивительно, поэтому, что алеко не
         безопасные рептилии становятся первыми "игрушками"  даже  для
         самых маленьких. Но если малыши делают свои первые шаги с не-
         ядовитыми змеями,  то подростки уже важно расхаживают щеголяя
         свисающими с плеча или шеи длинными ядовитыми "друзьями".
           Накануне змеиного "юбилея",  в преддверри  Года  Змеи-1989,
         журналист  Б.Зайцев  сообщал в заметке "Змеи в семье"(цит.  по
         г.Советская Россия, 21.12.1988):
           "Во многих  семьях Майюравндха можно встретить не менее де-
         ятка змей,  причем большинство из них - ядовитые.  "Мы  любим
         змей  и считаем их членами своих семей",  - говолрит Суриндер
         Дхар, глава семьи изшести человек.  В его доме - 11 необычных
         "квартирантов", в том числе 6 кобр.
            Почти каждое утро  для  Суриндера  начинается  со  змеиной
         "разминки". С  помощью  близких он вытаскивает змей из хижины
         на открытую площадку и устраивает как бы "перекличку"..."
            Змеи кормятся  не  одними только крысами.  В заметке этой,
         что любопытно, опять-таки упоминаются... сладрсти и молоко!
            "...в различных  районах страны ежегодно проводится празд-
         ник "Наг панчами"("наги", "змеелюди" в древнееиндийской мифо-
         логии  -  А.А.).  Его участники считают,  что змеи священны и
         приносят удачу и счастье.  В  небольших  храмах  даже  делают
         жертвоприношения духу змей.  Для настоящих же змей готовят их
         любимые лакомства.  Они с удовольствием едят  рис,  молоко  и
         всевозможные сладости. После угощения их отпускают на волю".
            Впрочем, Индия,  все-таки далеко, в Интернете же, на сайте
         magrathea.chance.ru  не столь давно можно было прочитать не-
         большую,  но крайне уместную здесь  публикацию  "Змеи-доярки"
         датированную апрелем 2000 года:
            "Жуткую картину  наблюдают пастухи и доярки подсобного хо-
         зяйства пассажирского автопредприятия Асбеста:  буренок  доят
         ...  змеи.  Ползучие  твари обвиваются вокруг коровьей ноги и
         прикладываются к вымени.  Видимо,  коровье молоко  привлекает
         ужей  появление которых в местах выпаса пастухи объясняют по-
         годными условиями.  Весенние и летние дожди изрядно  напитали
         влагой торфяники, где сейчас находится пастбище, что способс-
         твовало размножению гадов".

            Итак, пьют ли змеи молоко:  кто же прав,  профессиональные
         заклинатели змей - индийцы, китайцы, вьетнамцы, или же масти-
         тые профессора европейских и американских институтов?
            Вероятно, самим змеям абсолютно  все  равно,  каков  будет
         этот ответ.


Next