ГОД ЗМЕИ
            ГЛАВА 27. ЗМЕЯ КУНДАЛИНИ ИЛИ ДУХОВНАЯ МАСТУРБАЦИЯ

            1. Змеевиден до неприличности.  Танец со змеями, исполняе-
         мый  в  храмах,  широчайшее  поклонение змеям среди населения
         стран Юго-Восточной Азии,  обожествление змей, особенно кобр,
         начиная с самых давних времен, тысячи изображений змей и все-
         возможных змеевиных форм начиная от каменных скульптур и  за-
         канчивая  магическими схемами адептов различных религий,  все
         это и многое другое - отнюдь не  дань  ползучему  чешуйчатому
         животному,  способному убить или оставить в живых человека, и
         способному только на ловлю крыс и ящериц.
           Смысл всех ритуалов этих лежит значительно глубже.  Он, как
         эо всегда и бывает в таких случаях - в природе самого челове-
         ка.  И  наиболее явная тут сторона - сходство змеиного тела с
         одним из самых почитаемых объектов всех времен и  народов,  а
         именно, с мужским порождающим органом.
           Именно все эти качества - цилиндричность тела,  продолгова-
         тость,  упругость,  округлая  форма головы,  способность кобр
         вставать в стойку("эрегировать"),  выделение ими яда и прочие
         признаки  приели к тому,  что именно змея,  а не какая-нибудь
         кошка или лягушка оказалась в числе  священных  и  почитаемых
         животных.
           Поэтому один уже характерный вид змеи на той или иной схеме
         уже мог обозначить целый поток направлений дальнейшего мышле-
         ния и духовных ассоциаций,  связаннх именно с полом, с соити-
         ем, с продложением рода.


            2. Змея как символ.  Кобра,  ведущая себя среди змей очень
         нетипично,  оказалась  поэтому здесь в самом центре внимания.
         Она раздувает верхнюю часть туловища, уподобляясь расширенной
         головке  пениса.  Она  напрягает все тело и упруго привстает,
         выпрямляясь,  словно готовый к оплодотворению фаллос. Она де-
         лает  покачивания,  броски,  словно  возбуждающие движения во
         время единения мужчины и женщины.
           Она "поражает" - бьет зубами или брызжет, направленно плюет
         своим смертельным ядом, словно выбрасывая в лоно долгожданную
         семенную  жидкость.  Она становится вновь "обвисшей" и вялой,
         после прошедшего "сражения" и свертывается столь же характер-
         ным образом, до новой встречи с противником.
           Неудивительно, поэтому, что, например, в признанной "стране
         змей", в Индии именно веселому богу-слону Ганеше, божеству со
         "змееподобным", а, точнее, с "фаллоподобным" хоботом поклоня-
         ются именно как божеству плодородия и деторождения,  поклоня-
         ются - и стар и млад,  мужчины и женщины.  Именно здесь в де-
         сятках и  сотнях  храмах стоят украшенные цветами "лингамы" -
         каменные аналоги мужских фаллосов.
            Танец храмовой жрицы со змеей приобретает потому не столь-
         ко некий "высокий космический смысл",  туманость и неподступ-
         ность которого которого столь воодушевляет и будоражит мисти-
         ков,  а  он имеет,  помимо чисто обычной эстетики "собственно
         танца", смысл достаточно прозрачного намека -  женщина  нахо-
         дится перед мужчиной,  любит его и поклоняется ему,  какие бы
         причудливые облики он не принимал.
            И здесь-то вступает в действие один из самых занятных и, в
         чем-то загадочных древних символов, такой, как "змеиная сила"
         и "змея Кундалини".


            3. Змеи для стриптиза. "Змеиная энергия, выходящая из йони
         йогини. Южная Индия, около 1800, Дерево". - так кратко гласит
         пояснение  к  довольно нетипичному изображению священной тан-
         цовщицы.  Изображение такое можно найти в различных  пособиях
         по истории  сексологии,  в  частности,  в книге "Энциклопедия
         тантры"(М.:  Локид-МИФ,  1997). На нем каменный рельеф - тан-
         цовщица и кобра.
           Танцовщица, "йогиня" - полностью обнажена, но обильно убра-
         на украшениями - серьгами,  крупными браслетами,  инкрустиро-
         ванными шнурами. Ее движения открытых круто изогнутых ладоней
         и раскрытость "полумесяцем" бедер подчеркивают привлечение  и
         доступность женщины, ее женской силы - "Шакти".
            Но первое внимание привлекает все-таки кобра. Она - распо-
         лагается в типичной своей боевой стойке(правда, можно предпо-
         лагать, что зубы ее специально вырваны), но находится в край-
         не "нетипичном" положении и месте, ибо практически все ее те-
         ло заправлено хвостом, между ног - в "йони", то есть - в тело
         зовущей мужчину  женщины.
           Фантазии подобного танцевального "па" позавидовал бы устро-
         итель любого  кафешантана  с  его  изощренным  и  извращенным
         стриптизом, где танцовщица вместо кобры пользует цветные лен-
         ты или зажженный карманный фонарик.
            "Кундалини - змеиная энергия,  которую обычно изображают в
         виде свернутой змеи с головами на обоих концах",  - комменти-
         рует та же книга другой рисунок спирально свернутого  сущест-
         ва, с миниатюры из Гуджарата(Индия), конца XVII века.
            "Кундалини - духовная энергия("змеиная  сила"),  свернутая
         кольцом и дремлющая в муладхара-чакре(в основании позвоночни-
         ка). Это изначальная энергия самой Шакти,  сотволрившей  кос-
         мос.  Это сексуальная энергия, которая пробуждает в нас жела-
         ние и стремление к продолжению рода..."


            4. Тантра и корзина.  Изобилие новых  терминов  не  всегда
         способствует пониманию,  особенно для новичка. К тоому же ре-
         альные объекты не должны перепутыватся с объектами сугубо во-
         ображаемыми.  "Муладхара-чакра",  физически не существует.  С
         точки зрения чисто физиологической и анатомической,  ее функ-
         ции воплощает крупное крестцовое нервное сплетение.
           Именно здесь, после сигнала "сверху" - от глаз, от ушей, от
         кожи,  при виде страстно любимого "объекта" - в теле влюблен-
         ног возникает сигнал к половому действию,  именно отсюда,  от
         "низших чувств" - начинает проистекать и нервное, и чисто би-
         охимическое возбуждение,  которое восточные  религии  облекли
         высокими понятиями и укутали в шубу всевозможных терминов.
           Увы, недопонимание обычной биологии и психики человека, не-
         допонимание его организации, привело - пусть к очень красиво-
         му и загадочно чарующему, но, во многом, все-таки, искаженно-
         му  отражению того,  что же происходит в человеческом теле во
         время полового акта или половой медитации,  т.е. психического
         сосредоточения на "муладхара-чакру" - сексуальный центр.
            "Большинство эзотерических традиций ссылаются на некую ве-
         ликую силу,  присущую человеческому психо-организму. Эта сила
         указывется в Тантрах как "внутренняя женщина"  или  "Кундали-
         ни-Шакти", и уподобляется опасной свернувшейся змее.
           Эта нормально скрытая сила может дейстовать либо творчески,
         либо разрушительно,  положительно или отрицательно", - отоме-
         чают Пенни Слингер и Ник Дуглас,  авторы книги  "Тайны  пола.
         Тантра. Великая культура Востока. Философия. Метод. Практика.
         Алхимия экстаза"(см.напр.  Минск,  "Гудил",  1993), фундамен-
         тального  пособия,  буквально пестрящем - десятками старинных
         рисунков с формами и способами полового общения
            Слово "Тантра",  впрочем, формально, не имеет особого отно-
         шения к сексу. Оно переводится как "корзина" или, даже, "кни-
         га", "учение",  поскольку древние рукописи содержались в кор-
         зинах.  Известный в Индии сборник поучительных и вполне "при-
         личных"  сказок  про  людей и животных называется,  например,
         "Панча-тантра", то есть - "Пятикорзиние".
           Тем не менее сама корзина,  крупный предмет,  с емкостью, с
         бортиками, с характерным чашеобразным видом, в силу ее "чисто
         анатомических"(читай, структурных) особенностей - и прямо,  и
         косвенно,  напоминает внешний женский плодотворящий орган,  и
         потому название "Тантра" словно бы вновь и вновь напоминает о
         "Шакти", то есть о "женском" начале природы, начале порождаю-
         щем, лежащем в основе всего сущего, в основе Вселенной.


            5. Нет, так нет. Знаменитая фраза "Секса у нас нет!" проз-
         вучавшая,  как-то, в "доперестроечное" время в ходе одного из
         "телемостов" СССР-США достаточно отчетливо показала, пусть не
         "отсутствие" секса,  но, по крайней мере, крайне малую к нему
         заинтересованность и сугубую конкретику.
           О каких-либо ненужных "тонкостях",  в виде знания восточных
         учений,  типа "Дао любви" или "Кама-сутра",  или все того же,
         "воспитания" в себе знаменитой "змеи Кундалини" индийских йо-
         гов,  разумеется,  не могло быть и речи. Туманости и двусмыс-
         ленности восточных речений попросту не допускались.
            Даже в  двухтомнике  "Эзотерический  словарь"(М.:  - Рига,
         1993),  едва ли не целиком посвященному йоге, чакрам и прочей
         околовосточной атрибутике, понятие "Кундалини" отсутствует.
            Единственной, пожалуй,  книгой, где, каким-то чудом "прос-
         кочила",  "просочилась", проползла в печать пресловутая "змея
         Кундалини",  была книга "Всеобщая история культуры и  спорта"
         (Ласло Кун. М.: Радуга, 1982).
           Отрывок из нее,  однако, настолько емок, лаконичен и точен,
         что мы воспроизведем его полностью:
            "Философская система йогов исходит из того распространено-
         го  среди  народов древнего мира воззрения,  что человеческий
         организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой
         обеспечивается праной(дыханием, жизненной силой). - пишет Кун.
           Внутри человечекого тела находится семь расположенных  один
         на другим цетров праны(чакры). В низшем из них - в одономоо из
         нервных узлов  поясничного  отдела  позвоночника -свернувшись
         дремлет источник жизненной силы,  так называемая "змея кунда-
         лини", которая  под  влиянием упорно выполняемых умственных и
         фиических упражнений просыпается,  и, ползя вверх, от чакры к
         чакре, достигает макушки.
           В этот момент йог достигает стадии самадхи.  Самадхи -  это
         физическое  и психическое состояние своеобразного равновесия,
         покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полно-
         го земного счастья".


            6. Чакры без сказок.  Если,  однако,  подходить от  сугубо
         анатомо-физиологических реалий,  то многие вещи,  по счастью,
         изложатся чуть проще.  Вдоль тела человека,  по числу отделов
         черепа,  таза  и позвоночника древнеиндийскими анатомами были
         выделяны семь обособленных участков.  Поскольку они были под-
         вижны,  вращаясь  друг  относительно друга,  то их называли -
         "чакры"(буквально:  "колеса") и изображали как  стилизованные
         цветки лотоса.
           Количество рисуемых  "лепестков"  в чакрах обозначало число
         костей в том или ином  отделе  позвоночника.  Так,  "лобовая"
         Аджна-чакра  содержала лишь два "лепестка" - обозначающие че-
         реп и нижнюю челюсть.
            Наивысшая, Сахасрара-чакра   обозначала  волосы  и  потому
         изображалась 1000-лепестковым лотосом. Шейная, грудная, брюш-
         ная,  тазовая  чакры  содержали число лепестков по числу сот-
         ветствующих костей или позвонков. Так - все семь штук.
           Поэтому, чтобы не увеличивать рассуждений на тему путешест-
         вия "змеи Кундалини" снизу вверх к макушке йога, просто приве-
         дем таблицу нашего анализа из другой нашей обширной работы -
         по чакрам.

         +-----------------------------------------------------------+
         ¦ Древнеиндийская анатомия ¦ Современная анатомия           ¦
         +--------------------------+--------------------------------+
         ¦ Название    ¦ Число      ¦ Название отдела       ¦ Число  ¦
         ¦ чакры       ¦ лепестков  ¦ скелета               ¦ костей ¦
         +-------------+------------+-----------------------+--------+
         ¦ Сахасрара   ¦    1000    ¦ Волосы(pili)          ¦(1000)  ¦
         ¦ Аджна       ¦       2    ¦ Череп(cranium) и      ¦    2   ¦
         ¦             ¦            ¦ челюсть(mandibula)    ¦        ¦
         ¦ Вишшудха    ¦  16 х 2    ¦ Зубы(dentes)          ¦   16   ¦
         ¦ Анахата     ¦      12    ¦ Ребра(costae)в груд-  ¦   12   ¦
         ¦             ¦            ¦ ной клетке(thorax)    ¦        ¦
         ¦ Манипура    ¦      10    ¦ Крестец(sacrum) и     ¦   10   ¦
         ¦             ¦            ¦ поясничн.позвонки     ¦        ¦
         ¦ Свадхистхана¦   3 х 2    ¦ Тазовые кости(парные) ¦    6   ¦
         ¦             ¦            ¦ (ilium, pubis, ischii)¦        ¦
         ¦ Муладхара   ¦       4    ¦ Копчик(coccygeus)     ¦    4   ¦
         L-------------+------------+-----------------------+---------

           Как видим,  любимые экстрасенсами чакры, как "центры биопо-
         ля" в действительности отражали всего лишь... число костей!
           Что же касается ряда старинных врачей, в частности, извест-
         нейшего тибетского врача Дэсрида Санчжай-Чжампо, то они вооб-
         ще заявляли, что никакого прямого соответствия чакр и органов
         тела - вообще нет(см.напр.  Герасимова К.М. "Традиционные ве-
         рования тибетцев". М., Наука, 1989)!


            7. Куда ползет змея.  Пока йог был спокоен,  в нижней чак-
         ре(т,е. в тазовом отделе тела), "змея Кундалини", фактически,
         "половая энергия", как бы, свернувшись, "дремала"(слог "лини"
         происходит от общего корня с "лингам" - мужской оплодотворяю-
         щий орган). Это "дремали" половые железы и нервные центры от-
         ветственные за сексуальную активность.
           Когда же йог начинал себя самовозбуждать,  в крови и тканях
         повявлялись первые порции стимулирующих веществ.  Биохимичес-
         кая "змея" - порождение половых желез в виде диффузного обла-
         ка "сексуальных" молекул начинала "разворачиваться".  Йог на-
         чинал грезить(читай, "медитировать") эротикой.
           И, далее внешне абсолютно неподвижный йог, даже не дотраги-
         ваясь до собственного фаллоса(который многие из них  обожест-
         вляли и которому,  а отнюдь не богам - поклонялись), начинал,
         усилиями мышц и сосудов поднимать  возбуждающие  вещества  по
         телу пока, наконец, те не достигали мозга.
             В этот самый миг медитирующий йог и достигал  предельного
         экстаза("самадхи").  Адепты учения обычно предупреждали начи-
         нающих, что,  вместо  религиозного  экстаза  по  отношению  к
         представляемому божеству,  йог может "сорваться" и испытать -
         простой,  чисто эротический экстаз(физиологически выражаясь -
         "оргазм" и "эякуляцию"), по отношению... к этому божеству!
            Забавно, но то что проделывают йоги  в  данном  случае,  в
         действительности, отнюдь не упраженения для избранных. Факти-
         чески подобный "духовный онанизм", "психическую самомастурба-
         цию" - производил над собой любой человек,  любого пола, осо-
         бенно в "туманном детстве",  когда истинные  половые  чувства
         еще не поняты,  а влечение к противопложному полу еще не раз-
         вито.  Для этого достаточо было ярко представить себе "объект
         любви" и все прочие действия с ним.
           Эротические сны,  фактически - еще одна сторона этой же об-
         ласти. Сексуально озабоченная "змея Кундалини" в  этом  плане
         всегда с вами и всегда, подобно кобре, готова поднять голову.


            8. Психо и эротика.  Ситуация удержания себя часами в сос-
         тоянии  "наслаждения"  с  помощью поднятой "змеи Кундалини" у
         йога необычайно сходна с ситуацией, когда "вещества наслажде-
         ния"  вырабатываются  постоянной  самостимуляцией  с  помощью
         электрода,  вживленного в мозг в "центр наслаждения" у... по-
         допытной крысы!
            Впервые отчетливо  это  было проделано в опытах Дж.Олдса и
         П.Милнера в 1956 году(см.напр.Милнер П."Физиологическая  пси-
         хология".  М.: Мир, 1973). Там лабораторная крыса, снабженная
         педалькой самораздражения,  нажимала ее, непреывно стимулируя
         себя, многими часами.
           Она не ела и пила,  не обращала внимания ни на что,  доводя
         себя до полного истощения - лишь ради постоянно испытываемого
         экстаза.  Сенсационные эти опыты со временем,  однако,  стали
         настолько  рядовыми(йоги и журналисты об этом не знают),  что
         они введены даже в стандартный студенческий  курс  физиологи-
         ческого эксперимента в медицинских вузах(см.напр.  "Практикум
         по физиологии". М.: Медицина, 1970, с.199-200).
            У йога,  увы,  нет  педальки самовозбуждения.  И физически
         длительно  удерживать  состояние  "поднятой  змеи  Кундалини"
         (фактически,  постоянное  насыщение  мозга "веществами экста-
         за"), удавалось, по счастью, весьма немногим, лишь особо впе-
         чатлительным(внушаемым), предрасположенным с детства.
            Впрочем, с приходом йоги у нас,  такие  упражнения  стали,
         "пробы ради", делать все кому ни лень. Правда, понимание йоги
         оказалось у каждого свое. Любопытно, поэтому, здесь вспомнить
         старую заметку "Невские йоги - кто они?" (г."Смена",  Ленинг-
         рад. 07-08. 07.1988):
           "...Вы бы его видели,  - с болью  говорила  жена,  -  худой
         стал,  ничего не ест.  На меня и взглянуть боиться,  говорит,
         что и другой женщины ему не  надо.  Дескать  половая  энергия
         длжны уходить через чакры(...), в Космос, для общения со Все-
         ленной..."
            К чему бы, однако, пришел такой йог-самоучка, если бы, все
         ж, ему удалось "сосредоточиться" и "сконцентрироваться"?
           И, тут-то,  оказывается, что экстазы, пресловутое состояние
         "самадхи",  подъем "змеи Кундалини"  -  достигаются  страшно.
         Концентрируясь часами и днями на "выходе из макушки", йог как
         бы запирает одни движения крови и отпирает(усиливает) другие.
           Сосудисто-васкулярная регуляция при этом нарушается. Мозго-
         вое кровообращение резко искажено. За счет этого йог начинает
         видеть "божественный" свет,  слышит звук, и вообще испытывает
         эффекты,  типичные при...  солнечном ударе, подвешивании вниз
         головой,  даже при простом ударе палкой по голове,  травмати-
         ческом оглушении!
           "Само собой разумеется,  что этот страшный подъем, вызываю-
         щий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он дове-
         ден до конца,  - писал великолепный знаток йоги, писатель Ро-
         мен Роллан в книге "Жизнь Рамакришны"(см.напр.ж."Азия и Афри-
         ка - сегодня", 1990.5, в "Собрании сочинений" эту повесть ра-
         нее не помещали),  - и на какой ступени ни остановиться,  его
         действие никогда не лишено опасности.
           Рамакришна говорит о муравьях,  бегающих с самого начала по
         телу головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся тума-
         ны,  расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпич-
         но-красно-золотистый  оттенок.  Все  тело  горит.  Во   время
         страстных  экстазов  в честь Кришны у Рамакришны выступают на
         коже мельчайшие капельки крови..."
            Многие "счастливцы" погибали от кровоизлияния в мозг,  сам
         Рамакришна  погиб  от рака горла,  чему у него и его столь же
         рано ушедшего ученика Вивекананды предшествовали  горловые  и
         носовые кровотечения, кровоизлияния в глаза и тому подобное.
           Так "змея Кундалини" карает и мтит тем, кто слишком часто к
         ней обращается,  ее беспокоит.  Карает - не взирая на  ранги,
         талант и величие, потому что змея - есть змея...


Next