СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
ЖИДКОСТЬ. На сеансах некоторых "медиумов" помимо всего
прочего на поверхности стола появлялись капли "влаги", кото-
рую, как считалось, порождали посещающие сеасн "духи". Вода,
впрочем, получалось самым примитивным образом, из нажатой
спринцовки-клизмы ("брызгалки").
Таинственная влага появлялсь, например, при работе комис-
сии Д.И.Менделеева с медиумами, братьями Петти, специально
привезенными А.Н.Аксаковым из Ньюкастла(Англия). Работа с
ними была подробно описана в объемистом труде "Материалы для
суждения о спиритизме"(СПб., 1876).
На первом исследовательском заседании действия "духов" не
наблюдалось, вообше. "Духи" - присматривались. На втором -
были ощутимы легкие движения стола, на самом столе, промока-
тельной бумаге и руках одного из участников(Боргман) появи-
лись капли загадочной влаги.
Проверка, однако, показала полное химическое и биологичес-
кое сходство с... слюной одного из мальчиков-"медиумов"!
ЗЕРКАЛА. В старые времена с помощью зеркал вызывали... ду-
хов! Зеркало, вода, отражение - всегда смущало человека. Да,
впрочем, и животных, тоже - вы, наверняка, не раз видели,
как обезьяна в зоопарке, кошка или собака реагируют на свое
отражение в зеркле(пока не привыкнут к нему, разумеется).
"Зеркалом" называли не обязательно привычное зеркало на
туалетном столике или в прихожей. Это мог быть любой пред-
мет, любого цвета, но ровный и однородный, или рассредотачи-
тающий взгляд, или наоборот, сосредотачивающий его в одну
точку, что позволяло от влечься от окружающего мира и скон-
центрироваться на чем-то своем(разные виды медитации).
В обычных же гаданиях, под Новый Год, на Святки, девицы
уходили в одиночку в баню(чтобы было страшнее, считалось,
что тогда гадание действеннее), раздевались донага, садились
перед зеркалом и зажигали справа и слева пару свечей. После
чего всматривались в зеркало до одурения, протирали, если
запотевало и вновь всматривались.
Подчас им что-то "казалось", виделось, чудилось, мерещи-
лось. Если надеяться на существование телепатии(мысленной
связи между людьми), то, возможно, отключившись от внешнего
мира, и настроившись на определенного человека, то, теорети-
чески, что-то можно и "поймать". Правда, как показывает
практика, видения очень часто не сбываются. А в книгах опи-
сывают лишь... случаи удачных совпадений!
В другом же гадании ставили два зеркала, так чтобы они об-
разовали бесконечный коридор "отражений" и всматривались в
его даль. Описание подобных гаданий есть, скажем в книгах И.
П.Сахарова и М.Забылина, старых русских этнографов.
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ. Основой многочиисленных опытов, связан-
ных с эктрасенсами, спиритами и колдовством являются специ-
фические движения, "намечающие" то или иное действие, как бы
"предваряющие" его. Именно тонкое ощущение таких непроиз-
вольных движений и использовал знаменитый "телепат" Вольф
Мессинг в своих сеансах, когда, например, искал какой-либо
предмет.
Подобные намечающиеся, почти не ощутимые механические дви-
жения или их проявления(электрические, запаховые, воздушные
и пр.) были названы "идеомоторными актами", от слов "идео" -
мыль, психика, "моторика" - движение, действие.
Вольф Мессинг, однако, не слишком распространялся о своей
высокой осязательнй чувствительности. В этом смысле гораздо
проще и показательнее был другой артист подобного жанра,
Сергей Ярошевский. Выйдя на сцену и взяв за руку зрителя, он
весело говорил: "Ну, куда? Вверх-вниз, вправо-влево?" и -
двигал рукой в соответствующих направлениях, улавливая соп-
ротивление или "согсие" в движении руки зрителя.
Давление или расслабление пальцев, движение руки, измене-
ние пульса, влажности кожи и т.п. - все это может быть улов-
лено как соответствующими чувствительными датчиками, так и
чувствительным человеком, называемым "сенситивом" или "экс-
трасенсом".
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ НА СПИРИТИЧЕСКОМ СЕАНСЕ. Во время спири-
тических сеансов за столы садились люди самые разные - опыт-
ные и неопытные, с целью серьезногоисследования ил с целью
шутки. У кого-то "вызов духов" не получался - мешала конс-
трукция стола, несогласованность участников и т.п. Но, у
многих, по прошествии какого-то времени, столик и впрямь на-
чинал покачиваться и "постукивать", эта-та доступность и по-
ражала всех.
При помощи остроумной физической регистрации знаменитый
физик Майкл Фарадей еще в 1853 году(а спиритизм "зародился"
в 1847, лишь шестью годами раньше) доказал, что участники
сеанса, попросту... бессознательно сообщают сообщают столу,
руками, целый ряд идеомоторных толчков! При постепенном сог-
ласовывании(неосознанном) действий участников, такие толчки
могут привести в движение даже тяжелый стол!
Это, позже, с помощью приборов(кимографа и пр.), подтвер-
дил и психофизиолог А.Леманн, о чем подробно рассказал в ве-
ликолепной книге "Иллюстрированная история суеверий и вол-
шебства(М., 1900). Подобные же работы со специальным
"манометрическим столом" провели и в России, комиссия, возг-
лавляемая Д.И.Менделеевым. Физическое действие человека, а
не духов, на стол - было доказано.
ИМЭДЖ "ДУХА". Многих спиритов смущало то обстоятельство,
что, помимо "душ" умерших людей, на спиритических сеансах
можно было вызвать, не только, скажем "духа Александра Маке-
донского", но например, "духа Дон-Кихота" или "Робинзона"!
Обстоятельство такое явственно давало понять, что, в дейс-
твительности, всегда, или во многих случаях, речь идет вовсе
не о "контакте" участников ночного сеанса с неким "духом", а
о контакте... с самими собой!
Происходило попросту... объединение представлений о лите-
ратурном герое, в данном случае, Дон-Кихоте, образовывался
некий "имэдж"(т.е.образ) Дон-Кихота, комплекс того, как его
представляют два данных человека!
"Имэдж", свое лицо, имеет каждый человек. Но "имэдж" может
быть и создан. Так, два человека в сеансе - образовывали как
бы некое "третье" существо, несуществующий "имэдж". Три та-
ких пары могли образовать три "дополнительных имэджа". Вся
троица, в целом, формировала три "собственных" имэджа ДонКи-
хота и четыре "дополнительных имэджа" героя Сервантеса!
С кем же разговаривал, например, придя на сеанс спиритов,
английский писатель Артур Конан-Дойл, у которого погиб на
войне сын? С самим сыном? Как не прискорбно, не с сыном. Он
"разговаривал"(с помощью стуков стола и т.п.) с собственными
воспоминаниями и представлениями о сыне. С "добавкой" от
других участников сеанса.
Но как ни покажется странным, это нетактично назвать "са-
мообманом". Судите сами, если бы, скажем, удалось "запи-
сать" информацию мозга умирающего человека, то, при полном
отсутствии тела(умершего и похороненного) он бы - остался
ЖИВ!
Это, пожалуй, самое поразительное, что есть в спиритизме,
но во что это учение, судя по всему, так и не вникло. Ведь,
сохранив информацию мозга, ее можно в дальнейшем "переса-
дить" в тело, причем тело, выращенное(генетически) из сохра-
ненных и живых клеток умершего человека.
Так, пересаживая информацию и биоматериал, можно почти ре-
ально достигнуть - если не бессмертия, то - долголетия. Ве-
ликие люди "тиражировали" бы свои тела и ум и посылали бы
куда захочется. Космонавты, "тиражировали" бы себя и посыла-
ли на разные планеты. Человек умирал бы в одном теле, но
оживал в другом. Такая мечта действительно достойна своего
осуществления...
Next