СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
РУКА "ДУХА" ИЗ-ПОД СТОЛА. Некоторые "посредники" в общении
с "духами", так называемые "медиумы", работали исключительно
чисто. Таким был, в частности, знаменитый Дэвид Дэниэл Хь-
юм(Юм, Хоум, Хом - в разных переводах). Многие популяризато-
ры и по сей день принимают его чисто фокуснические трюки
как... неизвестное науке явление!
Однако, даже допуская относительную честность этого медиу-
ма, приходишь к совсем другому мнению, когда и у него встре-
чаешь достаточн стандартный набор трюков, известный в то
время. Например - рука... из-под стола(рука "духа" подразу-
мевается).
Физик В.Крукс описывал это, на сеансе Хьюма так:
"Маленькая, весьма красивая ручка поднялась из отверстия,
оставленного в раздвижном обеденном столе и подала мне цве-
ток. Три раза она поднималась и затем снова исчезала, что
дало мне получить возможность убедиться, что она была на вид
столь же реальна, как моя собственная..."
"В другой раз появилась маленькая ручка(кисть и локоть),
точно детская, играя около дамы, сидевшей возле меня. Затем
она перешла ко мне, потрогала мою руку и несколько раз дер-
нула меня за сюртук..."
Как видим, подобные явления черезвычайно умиляли многих, в
том числе и подслеповатых ученых, однако, и здесь секрет был
необычайно прост. Роль "ручки" столь доброжелательного "ду-
ха" играла всего лишь - маленькая перчатка, надетая на...
носок ботинка хитроумного медиума!
РУКИ СВЕТЯЩИЕСЯ. На одном из сеансов, который посещал зна-
менитый иллюзионист и разоблачитель спиритов, Гарри Гудини,
в ходе представления над столом появлялись странные светящи-
еся руки, которые мелькали, трогали участников, а после
-бесследно исчезали.
В духов Гарри Гудини, разумеется не верил, и, потому решил
использовать старый способ ловли жуликов - с помощью краски!
Когда зажгли свет, то, выяснилось, руки испачканы у... со-
вершенно неприметной старушки, которая обычно сидела в самом
дальнем углу залы!
Вообще же для появления сетящихся рук, обыкновенно исполь-
зовали тонкие перчатки, пропитанные особым составом. Это
позволяло медиуму играть однвременно две роли - и "себя", и
посетившего сеанс "духа"...
РУПОР СПИРИТИЧЕСКИЙ. Еще одним видом "иструмента", дейс-
твующим на спиритическом сеансе для "контакта" с "духа-
ми"(дущами умерщих людей) стали всевозможные приспособления
для воспроизведения звуков(колокольчики, бубны, гитары, гар-
моники, детское пианино и пр.) и, даже... голосов общающихся
"духов"!
Для этого, в частности служил раскрашиваемый светящимися
красками "спиритический рупор" - длинный и легкий картонный
конус, из которого, подчас раздавались приклушенные звуки
голосов. В случаях с мошенничествами(а таких было немало),
оказалось, что к узкому концу рупора подводилось какое-либо
приспособление, передающее звуки, например раздвижная полая
трубочка, крепко зажатая между зубов "медиума".
Например, у Уильяма Роя(У.Д.Х.Плоурайт) "...сеанс начинал-
ся, как правило, с движения по кругу легкого картонного ру-
пора, раскрашенного фосфоресцирующей краской, в него-то,
посредством складной трубочки, невидимой в темноте и подавал
Рой свой таинственный голос".
Позже, тот же Рой Уильям стал использовать "второй голос"
из... вытянутой руки где, правда, на запястьи, таился не-
большой радиодинамик.
Если рупор не светился, то его использовали по-разному.
Например, на сеансе медиума Марджери Крэндон, с участием ил-
люзиониста Гарри Гудини, женщину-медиума крепко держали за
руки. Тем не менее, на просьбу "бросить рупор", он тут же
упал к ногам Гудини. Фокусник, однако раскрыл секрет - в
удобный момент медиум успела... надеть картонный колпак себе
на голову!
"Потом она попросту тряхнула головой, сбросив рупор к моим
ногам..." - писал Гудини впоследствии. - Это была самая ост-
роумная уловка из всех, которые я раскрыл, она убедили всех
скептиков".
Заметим, что Г.Гудини разоблачил... около тысячи спиритов!
Причина столь высокой активнсти была проста: спириты состав-
ляли фокусникам конкуренцию...
СКЕЛЕТ. Одним из номеров, более эстрадного толка, было
"оживление" нарисованного скелета. Делалось это на редкость
просто. В полутьме, на большой доске рисовали мелом или све-
тящейся краской - изображение скелета. Отходили, производили
"магические" пассы руками и... скелет дергал рукой, ногой, а
затем - пускался с пляс или же своими движениями и ужимками
отвечал - на вопросы пораженных зрителей.
Секрет был в том, что на доске была укреплена плоская кук-
ла-марионетка, под цвет доски, незаметная в затемненной ком-
нате. Именно на ее плоских частях тела "могучий медиум" ри-
совал кости скелета, которые начинали двигаться от обычной
веревочки...
Впоследствии такой трюк демонстрировала иллюзионист Хеймек
(Квентин Макферсон, Англия). Он даже "стирал тряпкой" поло-
вину рисунка, но половина "скелета" как ни в чем ни бывало,
продолжала - танцевать!
СЛОВА "ДУХОВ". Для общения с "духами"(а, в действительнос-
ти, с самими собой) участники спиритического сеанса исполь-
зуют средства самые разные, например, ставят пальцы на пере-
вернутый стакан или блюдце, который, под действием мелких
движений рук(идеомотрных актов) начинают перемещаться по
кругу разложенных карточек с буквами или словами-ответами.
Как же, однако, могли сложиться, из букв, слова-ответы, и,
даже целые, достаточно осмысленные фразы у тех, кто впервые,
чисто случайно, из баловста сел за спиритический стол?
Автор великолепной книги "Иллюстрированная история суеве-
рий и волшебства"(М., 1900), психофизиолог А.Леманн писал:
"Я неоднократно наблюдал, что при неуверенности участни-
ков, первые движения(стола, блюдца, стакана - АА) были очень
нерешительны, пока не получалось нечто вроде начала како-
го-нибудь слова.
Тогда дело шло живее, потому что представления участников
делались определеннее; конечные буквы слова выходили очень
быстро. При начале каждого слова нерешительность повторя-
лась, пока не получался намек на фразу, всем ясную, и тогда
конец ее выбивался(стуками - АА) очень быстро и решительно".
СТАКАН. Одним из самых простейших инструментов для психи-
ческих опытов(называемых раньше "спиритическими сеансами")
является... самый обыкновенный стакан или рюмка, неважно,
граненые или нет, украшенные или бесцветные.
Стакан хорош тем, что он - скользкий. Это - типичная "не-
устойчивая система", механически нестабильная, легко наруша-
ющая свое положение, подобно маятнику на нитке; Г-образной
рамке, торчащей из пробирки и т.п. устройствам, используемым
как индикатор движения или расположения руки в пространстве.
Стакан переворачивают, ставят в центр полированного столи-
ка и 3-5 участников кладут на его донышко пальцы. По краям
выкладывают или простейшие слова-"ответы", типа "Да" и
"Нет", или же буквы алфавита. Способ такой "рекомендовался"
даже в таком солидном пособии как "Парапсихология"(Мюнхенс-
кий курс. т.1,2. М., 1992).
Задается вопрос "духу"(а точнее, самим себе, "сумме се-
бя"), ставятся пальцы на донышко и, стакан начинает елозить
от буквы к букве, в то время как кто-то фиксирует "набирае-
мое" слово. Не следует ждать, что у всех все получится(у ав-
тора этих строк не получалось ни разу, видимо, руки не дро-
жали...), стакан может так и не сдвинуться с места.
Как показали многочисленные опыты, в случае "осмысленных"
ответов, информация их, к сожалению, не выходит за уровень
образовнности присутствующих или тех, с кем, так или иначе,
присутствующие входили в контакт, даже случайн и очень дав-
но. Передовых научных открытий(а именно этого жаждет коекто,
в сеансе) беседы с "духами" ни разу не принесли...
СТОЛ. Одним из предметов, служивших для общения с духами
стал... обыкновенный стол(обычно, правда, не очень большой).
При "появлении" духов стол начинал покачиваться, постуки-
вать, а иногда подпрыгивать, и, даже - "взлетать". Происхо-
дило это, как правило, не без помощи основного из участни-
ков, "медиума".
Так, про известного медиума Евзапию Палладино(Италия) не
раз уличенную в самых разных мошенничествах писали:
"Вообще-то было замечено, что стоит лишь ослабить контроль
над медиумом, как она тут же принимается очень активно рабо-
тать коленями".
Так, самой коленкой, или линейкой, прикрепленной к колену
или бедру и - поднимали стол, на радость легковерным диле-
тантам и - на пользу обширному карману славного медиума...
Впрочем, с техническим прогрессом росло и мастерство "ду-
хов". С распространением электричества в некоторых столах
появились стучащие устройства в виде катушки из провода, где
находился металлический стержень(соленоид). При замыкании
цепи, стержень приподнимался, при размыкании - падал, посту-
кивая нужное колтичество раз. "Духи" использовали механиза-
цию...
СТУЛ. "Стучали", составляли целые рассказы, все виды мебе-
ли - столы, диваны, кровати, табуретки, кресла, стулья. В
печати XIX века то и дело появлялись всевозможные "извес-
тия" из другого мира, полученые столь необычным спсобом, с
помощью стуковой азбуки. Одним из самых крупных "сообщений"
явилась целая книга "Хуанита, повесть, рассказанная сту-
лом"(Гваделупа, 1853), для своего времени достаточно занима-
тельно написанная.
На спиритических сенансах и кресла, и стулья бывали не
только простые, но и специально подготовленные, препариро-
ванные. Так, когда медиума привязывали к подлокотникам крес-
ла или к спинке стула, никто и не мог подозревать, что
стул... составной! Стоило лишь потушить свет(что было непри-
менным условием "вызова духов") и медиум получал возможность
двигаться и наклоняться в любую сторону, что и приводило к
многочисленным чудесам на сеансе.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ "ДУХИ". После середины XIX века "Духи" стали
всеобщей модой. О них писали писатели, их рисовали художни-
ки, на мистическую тему ставили спектакли. Чтобы выводить на
"живых" духов на театральную сцену, пользовались, иногда
сложным иллюзионом.
Анри Робен(1805-1874), владелец иллюзионного театра в Па-
риже, в 1862 году установил на сцене огромное зеркально
стекло, наклоненное к зрителям под углом в 45 градусов и не-
заметное в затмененном зале. Его края были закрыты кулисами,
а верх падугой.
"В оркестровой яме, между сценой и зрительным залом, на
косо установленном подвижном станке лежал актер, одетый в
белое и ярко освещенный невидимым для зрителей источником
света. - писали А.А.Вадимов и М.А.Тривас в книге "От магов
древности до илюзионистов наших дней"(М., 1966). - Наклонное
стекло отражало его движения. Иллюзионист выходил на сцену
позади стекла.
Зрители видели рядом с ним отражение "духа". "Дух" плыл по
воздуху, размахивая белым саваном. Иллюзионист мог проткнуть
его шпагой или пройти сквозь него. Когда источник света вык-
лючался, "дух" неожиданно исчезал и влруг появлялся в другом
месте".
Иллюзион этот пользовался таким успехом, что уже через год
иллюзионист Джон Генри Пеппер(Великобритания, 1821-1900)
воспроизвел его в Лондоне и даже... запатентовал, как собс-
твенное изобретение!
ТЕЛЕВИЗОР. В современную эпоху к "общению с духами" пыта-
ются привлечь и более совершенные приборы. В частности...
телевизор! С заметкой "Я разговарил с моими умершими женой и
дочерью" в еженедельнике "Wikly World News"(09.02.1991) выс-
тупил инженер-радиоэлектроник Фил Шравер(шт.Оклахома, США).
По его словам он разрабатывал принципиально новую по конс-
трукции телевизионную антенну. В июле 1990 гда, сделав опыт-
ный образец, он подключил его к телевизору.
"Едва он подключил антенну к телевизору, - пишет А.К.Прий-
ма в книге "Вести с того света"(М., 1992), - как на его эк-
ране появилось изображение девушки, не очень, впрочем, чет-
кое. Девушка тут же заговорила.
Изобретатель антенны, вслушавшись в ее голос и вглядевшись
в ее лик, совершенно опешил. Он узнал собственную дочь Кэ-
рин, погибшую в 18-летнем возрасте в 1986 году в автокатаст-
рофе. (показаться, впрочем, может всякое - АА)Спустя пару
дней, когда Шравер вновь опробовал антенну, на экране воз-
никла Алиция, его жена, давно скончавшаяся".
Впрочем, комиссии, проверявшие подобные случаи и даже
снимки с телевизоров, как правилоо, настроены довольно скеп-
тически: сходство, подчас крайне относительно, а вот эфир
наш ныне "засорен" очень и очень прилично...
Next