СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
           УИДЖЛ-БОРД. (board - по-английски, доска). Название получа-
         етв результате соединения французского и немецкого  утверди-
         тельных слов "ouj" и "ja".  Это "устройство" для "общения" с
         духами, представляет собой обычную доску, на которой записан
         весь алфавит, десять цифр и, по углам слова "да", "нет", "до
         свидания". Доска "уия" служит для "контакта" c "духами".
           На доску ставится небольшая,  легко скользящая, пластинка-
         индикатор, в виде дощечки с роликами, "пресс-паье" или чего-
         лабо подобного.
           Один или два  "общающихся"  кладут  на  пластинку  кончики
         пальцев, задают вопрос и "ждут" ответ(в сущности, совместные
         движения их пальцев) этот ответ и образуют.  Указатель инди-
         катора смещается то на одну,  то на другую букву и образует,
         подчас, довольно "осмысленный" ответ.
           Впрочем, ждать  от  таких ответов сведений "больших",  чем
         могут знать сами участники сеанса, как показала многоопытная
         практика, вряд ли следует...
ФОТОГРАФИИ "ДУХОВ". Если в середине XIX века, в самом сво- ем зарождении, спиритизм был весьма "беден" способами обще- ния с "духами", то, спустя уже 10-15 лет спустя количество и качество таких способов выросло весьма резко. С духами стали не только "перестукиваться", с ними стали даже - фотографи- роваться, и - едва ли не в обнимку! Впервые "духовидческие" снимки получил фотограф Уилья Мем- лер (г.Бостон). Свое "открытие" он описывал, как и полагает- ся, в весьма сенсационном, рекламном духе. Как-то он захотел запечатлеть самого себя. Приготовил аппарат, прыгнул в крес- ло, и... при проявлении увидел в фотографии, на своем месте - фигуру девочки! По словам Мемлера, он узнал в "гостье"(кстати, по-английс- ки, "gost" - как раз, привидение, призрак) свою покойную ку- зину, умершую 12 лет назад. Мемлер начал экспериментировать и - получил целую серию "загробных" фотопортретов! Правда, некоторые смахивали на довольно грубый рисунок карандашом, но даже это устраивало спиритуалистов - наладился желанный зрительный контакт! Но, увы, и этот случай, как и большинство у спиритов, за- кончился скандалом. Мемлера обвинили в мошенничестве: один из "духов" фотографа оказался подозрительно похож на одного из вполне живых клиентов. Выяснилось, что была применена... двойная экспозиция(фотографирование дважды, двух разных объ- ектов). Фотомастерская Мемлера потерпела фиаско и в 1884 го- ду он умер, в глубокой нищете...
ФОТОГРАФИИ "СВЕЧЕНИЯ". Некоторые фотографы исготовляли фо- тографии "духов" с глазами, руками, ногами, короче говоря, "как в жизни". "Духоведческий" фотограф Томас Хадсон(Анг- лия), даже... сам наряжался в "духов", как в мужчин, так и в женщин. А у фотографа Буне(Франция), после обвинения в шар- латанстве, нашли в мастерской куклы, игравшие роль "призрач- ных" детишек, а также - 240 вырезок, подготовленных для фо- томонтажа. Фотографы поосторожнее предпочитали делать снимки странных темных и светлых пятен на спиритических сеансах(подобные "снимки" с "очень глубокомысленым" видом делают иногда сов- ременные экстраенсы). Подобными деталями отличались фотогра- фии Битти(Лондон, Англия). Правда, сработано было, все равно - грубовато. Так, на од- ной фотопластинке, над головами сидящих за столиком людей "возникает" светлое пятно "духа", которое постепенно рас- тет(эмульсию, попросту стирали пальцем). Особенно впечатляет одна фотография, где объявившиенся "призраки" имеют вид ярко выраженных четырех пальцев, котоми беззастенчиво "пошкряба- ли" по полученному изображению...
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР. Для того чтобы "увидеть духов" многие фо- кусники, гадалки и шарлатаны пользовались зеркалами. Извест- ный авантюрист "граф" Калиостро(Джузеппе Бальзамо), напри- мер, пользовался зеркалами, куда подсвечивал из "волшебного фонаря"(проектора со свечой) различные избражения. Пользовался он и "хрустальным" шаром, либо из цельного стекла, либо наполненным какойлибо жидкостью, которая пост- пенно мутнела(например, "известковой водой), под действием "чар" и "духов", а, точнее, от простых химических реакций. Сам хрустальный шар пришел в Европу, видимо, из Индии, где он, слегка подсвеченный снизу, так же использовался в гада- ниях, где, вглядываясь в шар "пророки" получали некие виде- ния о клиенте, сбываются или не сбываются которые, "проро- кам" было уже все равно. Старухи-гадалки в деревнях в наши дни пользуют обычную литровую банку с водой и со свечкой в темном чулане. Деви- цам, желающим замыж, при этом вещают в центре банки кольцо на нитке и предлагают "высматривать" в кольце физиономию своего суженного... Если же глубоко пофантазировать, то можно "теоретизнуть" следующее. В научной прессе сообщалось, что если человеку или животному дать наблюдать некий простой по очертаниям предмет, например, треугольник, то, с помощью "тепловизо- ра"(диагностический аппарат, работающий по принципу улавли- вания инфракрасных лучей) можно увидеть изображение треу- гольника, спроецированное на... большие полушария, фактически, на поверхность головы! Однако, наш мозг - жидкий кристалл. И возникает вопрос - а не может ли проекция треугольника возникнуть и на жидком кристалле... вне головы?! Иными словами, не может ли человек "визуализировать" (т.е. сделать видимым) предмет, о котором он думает, например, на поверхности чернил(в разводы чернил тоже всматриваются), ртутной амальгамы и тому подобного? Правда, здесь речь идет не о "духах", но - стоит ли "их" сразу отвергать, не лучше ль поискать физику?!
"ЧЕРНЫЙ КАБИНЕТ". Мода на "вызывание духов", волной под- нявшаяся в Европе и в Америке, перекатилась из салонов, во все сферы. От "духов" все стрелились получить максимальную выгоды(как и сейчас, от модных названий "экстрасенс" и "био- поле"). Приспособились к этому делу и театры. В стационарном зда- нии театра, оборудованном всевозможным тросами, максирующими занавесками, лючками, обладающему возможностями самого раз- личного способа освещения - получать всевозможных "духов", "призраков" и "привидений" было довольно несложно. Одним из распространенных способов был, принцип "черного кабинета". В России он, с огромным успехом, применялся в знаменитом балагане Лемана, для постановки красочных арлеки- над(Санкт-Петербург, 1827). В Западной Европе его первым применил Бен Али Бей (Макс Ауцингер, 1839-1928) в представ- лении "Индийские и египетские чудеса"(Берлин, 1885). "Зритель попадал в волшебный мир, - писали А.А.Вадимов и М.А.Тривас в книге "От магов древности до иллюзионистов на- ших дней"(М., 1966). -...Светящиеся мыльные пузыри, золотые кубки и разноцветные шары вдруг появлялись в пустом прост- ранстве, парили в воздухе и неожиданно исчехали. Пустые со- суды и шкатулки на глазах зрителей наполнялись сверкающими драгоценностями... Скелет танцевал под музыку... В заключе- ние, выходя кланяться, Бен Али Бей снимал с плеч свою голову и ставил ее на стол". Никто не мог понять, откуда появлялись и куда исчезали предметы. Но секрет был прост. На сцене, покрытой черным бархатом находился... помощник в черном бархатном костюме, в черных перчатках и капюшоне. Он был совершенно невидим. До- саточно было прикрыть предмет куском черного бархата или уб- рать его и предмет исчезал или же - появлялся! Эффект "черного кабинета" превзошел все ожидания. Даже та- кие знаменитые артисты, как А.Германн, Робинсов, Буатье де Кольта, Маскелайн, Гарри Келлар - включили его в свой репер- туар. С помощью "черного кабинет" по сей день снимаются пот- рясающие волшебные фильмы. Немецкий иллюзионист Каланаг(Г.Э. Шрейбер, 1893- 1963) устраивал на сцене трюк "светящиеся скелеты". Что же касается Гарри Гудини(Эрих Вейс, США), то он демонстрировал, прямо на сцене, исчезновение... слона! Слон стоял на фоне черного бархатного занавеса. Ассистенты накрывали его белым шелковым покрывалом, под которым было другое, из черного барахата. Когда же белое сдергивали, то слон - "исчезал": он был невидим на черном фоне... Черный фон, темноту, в сеансах спиритизма, "вызывания ду- хов" использовали, также, очень часто, но уже с другими це- лями.
ШКАФ БРАТЬЕВ ДАВЕНПОРТ. Одной из своеобразных новинок был так называемый "шкаф духов", показываемый братьями Давен- порт, Айра(1839-1911) и Уильям(1839-1911). Само выступление мало чем отличалось от эстрадного номера. Приглашенные зрители связывали братьев, ставили печати на веревках и запирали в специальный шкаф, в котором больше ни- кого не было, а на стенах висели музыкальные инструменты. Вскоре же после того как дверь затворялась, из шкафа доноси- лась сплошная какофония, в окошечке, до которого братья до- тянуться не могли, появлялась "рука духа". Когда же шкаф открывали, выяснялось, что братья по-прежне- му, сидят, привязанные друг к другу, но сюртуки с них сняты и перенесены в другое место. Зритель, отважившийся сесть в шкаф, оказывался в весьма растрепанном виде, между колен ему был втиснут барабан. Странный шум и события в шкафу братья объясняли действием вызываемых ими "духов". Впрочем, впоследствии и сама форма номера и его секреты(очень гладкая веревка, особые узлы, тренировка суставов и пр.) перешли в разряд обычных иллюзий эстрадных фокусников.
ШКАФ Е.П.БЛАВАТСКОЙ. Для того чтобы доказать собственную значимость и силу, многие святые, согласно библии, показыва- ли "чудеса", то есть явления, которые явно не под силу обыч- ным людям и, подчас, как будто, противоречат всякой здравой логике: ходили по воде и огню, не сгорали в костре и т.п. Известная в XIX веке писательница, основательница "Теосо- фического Общества" Е.П.Блаватская(Ган-Роттерштерн, 1831-1891), вместе с английским полковником Г.Олькоттом до- казывала выдуманную новую "религию" так же, "чудесами", но которые свершались, почему-то лишь в штаб-квартире Общест- ва(возле города Мадрас, Индия). Именно там, прямо с потолка падали письма загадочных гима- лайских "махатм"("маха" - великий), с одним из которых "Кут- Хуми", Е.П.Блаватская, как утверждала, имеет близкий кон- такт. Из рук Блаватской исчезали вещи, а потом оказывались в местах, где она ни разу не была. В штаб-квартире находился еще удивительный "ковчег" - свя- щенный шкаф, обладавший чудесными свойствами: разбитые пред- меты в нем становились целыми, положенные туда письма "к ма- хатмам" - исчезали, зато появлялись - ответы... Но, вскоре(как водится) разыгрался скандал. Некие супруги Кулом, жившие на главной квартире, поссорились в Е.П.Бла- ватской и, во всеуслышание заявили, что это они и пара ин- дийских факиров совершали "чудеса"! Член Лондонского "Об- щества психических исследований", Ходжсон был послан для расследования(1885). "Тот быстро установил, что чудодейственный "ковчег" был простонапросто "сервантом" фокусника, - писали Вадимов А.А. и М.А.Тривас в книге "От магов древности до иллюзионистов наших дней"(М.,1966). - Его задняя стенка оказалась выдвиж- ной, так что, внутрь можно было проникнуть из соседней ком- наты". Впрочем, "мадам Блаватская является самой очаровательной обманщицей из всех кого мне доводилось видеть", - отметил Ходжсон...
ЦВЕТЫ "ДУХОВ". Чтобы показать благостные намерения вызыва- емых "духов" в ходе сеанса у некоторых спиритов "неизвестно откуда" появлялись цветы. Так поступали, например, "духи" у Анны Рот "цветочного медиума". Впрочем, духи не помогли, когда она была осуждена, за жульничество, и, в марте 1902 г. приговорена к 18 месяцам заключения, за мошенничество. Довольно своеобразное "волшебство" с цветами продемонстри- ровала и основательница "теософского общества" Елена Петров- на Блатская, во время разговора с одним специалистом по санскриту из Германии. В книге "Тайны загробной жизни" Ф.Смит и Р.Стемман описывают это так(М., 1993): "Профессор с большим сожалением заговорил о тех временах, когда мудрецы умели совершать настоящие чудеса - вызывать, к примеру, "дождь" из роз. - Сегодня, увы, такое уже никому не под силу, - заключил он. Мадам Блаватская перевела на него задумчивый взгляд. - Вот как? Не под силу говорите? - переспросила она. - Бе- русь доказать обратное. И передайте, пожалуйста этим своим индусам, что если бы они поменьше лебезили перед своими за- падными хозяевами и предавались пороку, а побольше старались бы во всем походить на своих славных предков, им не пришлось бы выслушивать столь унизительные заявления... и заставлять заезжую бегемотину(намек на свой невысокий рост - АА) дока- зывать им истинность собственных шастр! С этими словами она царственно взмахнула рукой, и, откуда- то сверху со свистом упало ровно 12 роз..." Увы, сказка красива, но, только лишь - сказка. В Бенаресе, где и происходила беседа у Блаватской были помощники, кото- рые и вершили всевозмодные "волшебства". "Вывести" же заез- жего профессора, в разговре, на тему "о розах"(заранее заго- товленных, разумеется), для красноречия Е.П.Блаватской не составляло никакого труда.
ЧЕРЕП. Одним из весьма нередких атрибутов "вызывания ду- хов" во все времена был... человеческий череп. В некоторых случаях черепа могли даже... разговоривать. Это осуществля- лось, обычно с помощью специальной переговорной трубки, под- веденной к стене или к крышке стола, где лежал череп(фокус "индийца" Стаси-Раси). Позже стали использоваться скрытые телефоны, разумеется, с участием помощника. В России "говорящую голову" демонстрировал, например А.М.Гамулецкий(1753-1850) в своем знаменитом техническом "кабинете", в Санкт-Петербурге. Огромная голова "чародея" отделанная под бронзу стояла у него на зеркальном столике и отвечала на вопросы, причем, на разных языках. В ряде старинных замков, по сей день как экзотическую ди- ковинку хранят "кричащие" черепа(сейчас, правда, умолкнув- шие). Один такой прославленный череп находится в поместьи Беттискомб (Великобритания), бывшем владении Джона Пиннея, который когда-то и приобрел раба, от которого и остался че- реп. По рассказам, череп начинал визжать, когда его брали в ру- ки. Впрочем, в одном из случаев(правда, не с этим черепом), из черепа, попросту выскочила... крыса! Она проникла внутрь через крупное затылочное отверстие. После бегства крысы-"ду- ха" череп уже замолчал навечно.
ЭКТОПЛАЗМА. В парапсихологической литературе ХIX века было немало написано об "эктоплазме", расплывчатом сиянии, исхо- дящем изо рта медиума. Доктора Желан и Крауфорд написали об эктоплазме целый том, утверждая, что это - "исход души из тела". Однако, в ряде разоблачений выяснилось, что, в частности, "медиум" использовал длинную полоску сырой, смазанной жи- ром... ваты, иногда покрытой, вдобавок, светящимся составом. Она-то в темноте(а электричества, мгновенно включающего свет, еще не было) и казалась суеверным обыватедям за таинс- твенную "эктоплазму"! Вата, марля, тряпки, попросту... пос- тепенно "выплевывались" изо рта... Фокусник Кирней взял немного тонкого газового материала, изготовил из него мешочек, покрыл светящейся краской, и, во время сеанса постепенно надувал мешочек, который принимал неопределенные очертания и вполне мог сойти за что угодно. В Англии особенно славился чудесный "исход души" изо рта медиума Дилая(приемы отрабатывались постепенно). На сеансе у него изо рта "исходил" маленький человечек. Но, однажды Дилая все же поймали. "Душу" вытащили изо рта. Она оказалась... резиновой! Выяснилось, что "медиум" сшил из тонкой резины, также, мешочек, но, придав ему... человечес- кие формы!
ЭНЕРГОФОР. Среди довольно простеньких устройств, использу- емых когда-то в спиритических сеансах, можно назвать так на- зываемый "энергофор", приспособление, действующее, возможно, по типу простого конденсатора в радиоприемнике, а, возмож- но... не действующее вообще, поскольку у автора этих строк с "энергофором" так ничего и не получилось. Впрочем, приведем цитату из любопытнейшей книги Погорель- ского "Электрофосфены и энергография"(СПб, 1889) по не менее любопытной книге(сборнику), священника, протоиерея Г.Дьячен- ко "Из области таинственного"(М.,1900): "Энергофор - состоит из простой металлической проволоки, на концы которой, посредством пробок насаживаются стеклянные пробирки, наполненные чистой водой(см.рисунок - АА). Если два человека возьмут в руки по одному такому концу, мы называем их "динамодами"(некое подобие "стержней" от "котла" у знаменитого Антуана Франца Месмера - АА), то, спустя самое короткое время оба или один из экспериментато- ров поувствует особые ощущения, весьма различные для разных лиц, как-то: покалывание, онемение, подергивание, ощущение переливания чего-то или прохождения тока и т.д(занятно, что подобные ощущения описывают и для иглоукалывания - АА)". Еще более любопытные эффекты описывались для "фотосфенофо- ра" где "динамоды" всех "энергофоров", идущих к "магнетизе- рам" и "сенситивам" порождали "фотосфены"(см.рисунок). Выра- жаясь почеловечески, комплекс проводов от всех прбирок, идущих как от людей-"источников", так и людей-"приемников" к одной общей пробирке порождал в ней... газовый разряд, све- чение и даже искры, ясно различимые в темноте! У автора, к сожалению, как уже сказано - ничегошеньки не получилось, но быть, может, кто-то - окажется удачливее?!
ЯБЛОКО. Если "забыть" про историю Вселенной, Солнечной Системы, планеты Земля и биологическую эволюцию, то, соглас- но Библии, жизнь на Земле началась с "первороднго греха", со съеденного плода на "древе познания", проще говоря - с ябло- ка. С яблока, также, началась, между прочим и... история сов- ременного спиритизма! В 1847 году, на уединенной ферме Хайдсвилл(шт.Нью-Йорк, США) жили две девочки, дочери Джона Д.Фокса, Маргерет и Кэт Фокс(8 и 6 лет). С какого-то момента родители заметили, что, когда девочек укладывают спать, в тене и в поле раздаются какие-то странные легкие "постукивания". Начали поговаривать, что, в присутствии девочек("медиу- мов", посредников) начинают быть активными "духи"(spiritus), души умерших! Приехавшая на ферм старшая сестра девочек, Лия Фиш смекнула, что на этом можно... неплохо заработать! И на- чался бизнес и публичные выступления, где за каждый сеанс получалсь сумма весьма приличная: от 100 до 150 долларов! Спиритическая карьера девочек продолжалась 40 лет, н закон- чилась бесславно - полным саморазоблачением и... хроническим алкоголизмом. "Мы с сестрой Кейт были еще совсем маленькими, когда на- чался этот ужасный обман, - писала Маргарет Фокс в заявлении в газете "New York world" от 21.09.1888(цит. по кн.Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970).-...Мы были большие шалуньи, и нам просто хотелось попугать нашу матушку, добрую женщину, кото- рая всего боялась. Вечером, ложась спать, мы привязывали на веревочку яблоко, а потом дергали за нее, так, что яблоко стучало по полу. Или бросали яблоко на пол, и оно, подпрыгивая, производило странные звуки... послушать звуки были приглашены все сосе- ди. В дом приходило столько народу, что мы могли орудовать яблоком, только когда ложились в постель, а свет в комнате тушили. Тогда-то все и началось. Сначала мы просто шалили, чтобы испугать матушку, но когда в дом стало собираться столько народу, чтобы посмотреть на нас, детей, мы сами испугались и из чувства самосохранения вынуждены были продолжить обман". Обе сестренки вскоре научились незаметно трещать костяшка- ми пальцев, сначала рук, потом ступней, затем - суставами локтей и коленей. Однако, началось все, как видим, с ябло- ка!...
Вернуться в начало страницы Вернуться в главный список