ГЛАВА 5. А ДЛЯ ВСЕХ ЛИ АНОМАЛЬНО? ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ АНОМАЛИИ.
         
           . Когда-то,  может быть,  всего лишь  100-200  лет  назад
         морских животных было явно больше. Больше было черепах, кре-
         веток, рыбы, китов. Причем, китов - не только как добычи че-
         ловека(едва  не исстребившего их на рубеже XIX-XX веков), но
         и китов,  как добычи для... гигантских "эндемиков" - послед-
         них  физически "выживших"(предположительно,  разумеется) ги-
         гантских морских ящеров.  Помните,  1917 год, Северное море,
         крейсер "Хиллари"?
           "Пока с "Хиллари" рассматривали морское чудовище, корабль,
         (он шел со скоростью 12 миль в час) обогнал его и ушел дале-
         ко вперед.  Капитан Дин отдал команду развернуться.  Крейсер
         описал дугу и вновь стал приближаться к животному.
           Когда до него осталось 1200  ярдов,  грянул  первый  залп.
         Промах!  3-4 снаряда разорвалось в 20 метрах от цели. Живот-
         ное,  казалось, игнорировало опасность, продолжая свой путь.
           Второй залп был не лучше первого - животное сохраняло спо-
         койствие.
           Третий залп!  Один  из  снарядов попал в цель - столб воды
         взметнулся верх,  чудовище  бешено  завертелось.  Потом  все
         стихло,  и...  "мы больше не видели странное существо,  хотя
         прошли близко к тому месту,  где оно находилось в  последний
         раз"..."
           Итак, возможно, еще лет 100 назад подобные животные хотя и
         были редки,  но о них ходили легенды, рассказы, их видели, в
         них,  как видим,  даже стреляли. Животное было "аномальным",
         но "не слишком".  Ныне "аномальность" явно изменилась, "воз-
         росла". Значит, "аномальность" относительна?!

           2. Мы уже говорили,  что,  изменяя  любой  из  характерных
         признаков,  можно  "создавать"  аномалии(делать  НЕ-норму  -
         изобретение,  научное открытие,  новый стиль в  искусстве  и
         пр.) по запаху, вкусу, геометрической форме, объему, длине и
         тому подобному. Но, если мы создали что-то уже "кем-то" соз-
         данное", то это других не удивит, не будет "аномально".
           Так никого не удивил деревянный "велосипед" одного самоуч-
         ки из Монголии,  который на своем "изобретении"(истинно сво-
         ем!) поиехал в город,  с мыслью "осчастливить человечество",
         и... увидел велосипед фабричный, серийный, давным-давно "НЕ-
         аномальный". Значит, аномальность - относительна!
           Вот, скажем, молния. Это, конечно же удивительное явление,
         яркое,  ослепительное, громогласное, аномальное, но эта ано-
         малия-1 была вызвана аномалией-2 - наколпелением  зарядов  в
         почве и в атмосфере.
           Но - к такой молнии все-таки,  все привыкли. Она - пугает,
         но не удивляет. А теперь - изменим хотя бы один признак мол-
         нии - форму,  и пред нами очевидная аномалия - шаровая  мол-
         ния.
           Возникает ситуация,  подобная той, которую встречают гене-
         тики,  фактически, своеобразная "физическая генетика"("физе-
         тика",  ведь мы опериреум с  парами  "аллельных"  физических
         признаков!).
           Убираем или "переворачиваем" признак для объекта(А и НЕ-А,
         А и КОНТР-А) и - достигаем чего-то совершенно нового. И, что
         характерно,  изменение всего лишь одного признка может  пов-
         лечь изменения многих других.
           Например, характерный признак животных -  красный  пигмент
         крови, гемоглобин, способствующий связыванию и использованию
         кислорода.  У растений такого нет, но у них есть другой пиг-
         мент (кстати, структурно сходный), хлорофилл, зеленого цвте,
         почему большинство растений и окрашено в цвет зеленых хлоро-
         филоовых зерен. И вдруг, недавно, в корнях одной группы рас-
         тений обаруживают...  гемоглоюин! Сенсация! Аномальное явле-
         ние!
           Или, такой характерный признак, как резкий вкус - у чесно-
         ка.  Селекционеры ухитрились вывести "сладкий" чеснок! Такой
         вкус он имеет в сыром виде,  а после кулинарной обработки  -
         приобретает обычные свои свойства(г.Арика, Колумбия).
           Или - такое: можно ли представить сигреты... без дыма? По-
         жалуйста:    современные    фильтры,   скажем,   предприятия
         "Энерг-Инов"(Венгрия) позволяют курить,  не  вдыхая  опасные
         дымные примеси.
           Или, скажем, типичнейший признак для розы - шипы! Но садо-
         вод  Джон Оливер(Великобритания) сподобился вывести розу без
         всяких колючек и шипов. Аномалия? Конечно.
           А его  коллега,  в  графстве Кент смог вырастить яблоню...
         без веток,  где яблоки зреют прямо на стволе!  Чудеса,  да и
         только, аномалия за аномалией!

           3. Впрочем, "аномалия" - это лишь для вновь пришедших, для
         впервые  увидевших.  Для  самого же Джона Оливера такая роза
         без шипов давно уже НЕ аномалия.  Ему понятен путь,как полу-
         чена ьткая форма, он знает, через что прошли его розы.
           Значит, аномалия - оносительна?  Все  зависит  от  степени
         знакомства с нею, от частоты ее появления? Ведь даже к очень
         красивой женщине(аномалия!) привыкает муж и  начинает  гово-
         рить ей такие гадости, о которых даже бы не подумал в первые
         дни своего знакомства.
           Условно можно считать,  что, пока мужчина не понимает жен-
         щину,  она для него - аномалия,  он ее боготворит за эту не-
         возможность понимания. Но, с какого-то момента она становит-
         ся  для   него   "прочитанной   книгой"(шаблонный   термин),
         присутствие этой женщины становится для него - нормой.  Кра-
         сота ее перестает быть определяющим принципом  взаимоотноше-
         ний.  Да,  красивая женщина - аномалия в нашем обществе, но,
         увы, всякая аномалия - относительна!
           Или, возьмите наблюдение серебристого круглого объетка вы-
         соко ы солнечном небе.  Для летчика-профессионала это  -  НЕ
         аномалия,  он узнал метеорологический шар-зонд с аэродрома и
         спокойно посиживает на скамеечке.
           Турист, неподалеку, имеет с собой бинокль, он вглядывается
         и видит - что это просто воздушный шар.
           Девчушка с веснушками и с голубыми острыми глазами ухитри-
         лась без бинокля рассмотреть, что это - просто, шарик.
           Для этих троих в небе летит ОЛО - Опознанный Летающий ОБъ-
         ект.
           Но - вот рядом сидит подслеповатая бабся с вязаньем,  суе-
         тит ся, фотографируя "НЛО" торопыга-студентик в очках, удив-
         ленно сморят в небо две продавщицы, хотя и с неплохим зрени-
         ем, но - сроду не видевшие "шары в небе".
           Все они,  в один голос истошно вопят: НЛО! - что означает,
         как помним,  Неопознанный Летающий Объект,  под каким обычно
         подразумевают,  ни больше, ни меньше, как инопланетный звез-
         долет с "космическими пришельцами".. Что ж, с таким же успе-
         хом  в роли "НЛО" может выступить и обычная ворона,  если...
         мы ее "не опознаем". Увы, аномальность - относительна.

           4. Обратимся, для иллюстрации к небольшой табличке. В ней:
         Н1  и Н2 - 1- й и 2-й наблюдатели.  Если Н1=1,  значит,  1-й
         наблюдатель опознал, отождествил объект или явление(оно вхо-
         дит в его "поле реализованных значений", т.е., в данном слу-
         чае, в его жизненный опыт). Если же Н1=0 - это означает, что
         ему не с чем сравнивать увиденное, он не может его идентифи-
         цировать и отождествить с чем-либо.  Аналогично и  со  2-  м
         наблюдателем. Тогда:
         --------------------T-------------------T-------------------¬
         ¦                   ¦ 2-й отождествил   ¦ 2-й НЕ-отождествил¦
         +-------------------+-------------------+-------------------+
         ¦ 1-й отождествил   ¦ 1. Н1=1  Н2=1     ¦ 2. Н1=1  Н2=0     ¦
         +-------------------+-------------------+-------------------+
         ¦ 1-й НЕ-отождествил¦ 3. Н1=0  Н2=1     ¦ 4. Н1=0  Н2=0     ¦
         L-------------------+-------------------+--------------------
           1 случай: оба, и 1-й и 2-й наблюдатели объект отождествили;
           2 случай: объект узнан только 1-м наблюдателем(Н1=1);
           3 случай: объект узнан только 2-м наблюдателем(Н2=1);
           4 случай: объект не отождестлен обоими наблюдателями.
           Таким образом,  для 2 и 3 случая аномальность  и  нормаль-
         ность оказались относительными,  для 1 и 4 случая - абсолют-
         ными(если не учитывать возможности других наблюдателей).

           5. Или - такая ситуация.  Европеец - среди полуголых дика-
         рей. Только что закончен длительный поход. Европеец еле дер-
         жится  на ногах,  глаза застилает от усталости,  но ему дают
         сжевать 2-3 каких-то "ягодки" и - он чувствует что стал свеж
         и бодр и может пройти еще столько же!
           Аномалия? Конечно! Но - для дилетанта-путешественник, пос-
         кольку для дикаря эти ягоды не в диковинку,  они привычны  и
         естественны, для него такое "чудо" - норма.
           Но, вот европеец решил закурить свой  излюбленнй  "Кэмэл",
         чиркает спичкой,  и...  новое чудо! Сбегается все племя. Все
         поражены:  Как?!  Как этот бестолковый бледнолицый смог  так
         быстро получить огонь?!
           Аномалия? Конечно!  Но - на этот раз уже для дикарей. Ано-
         малия - относительна.
           И еще.  Почему, "энтузиасты" подчас оскорбляются, что уче-
         ные уделяют проблеме каких-то АЯ - мало внимания?  Да, пото-
         му,  что раз-однажды,  сделав объяснение,  указав  разгадку,
         ученый  не  стремится  через 4-5 лет вновь и вновь повторять
         это объснение,  ведь оно "уже" сделано, все как будто решено
         и доказано.
           Но, к тому времени,  спустя 4-5 лет подросли новые поколе-
         ния  "интересующихся",  которые  ничегошеньки  не  знали про
         прежние доказательства и опровержения.
           В результате появляется "хорошо забытое старое". Круг зна-
         ний новичка несравненно  уже,  чем  у  специалиста(вложенные
         множества).  Скажем,  взрыв волорода в пробирке, "Пук!", для
         первоклассника - просто чудо!  Ярчайшая аномалия, хотя бы по
         чисто  внешнему эффекту.  Но,  для учителя химии это - давно
         привычная операция.
           Увы - аномалия - относительна!


Next