ГЛАВА 7. АНОМАЛИКА. НА КАКОЙ ЖЕ МЫ - СТАДИИ?
1. Всегде не поздно остановиться, посмотреть по сторонам,
и осознать, что мы делаем, на каком мы этапе, на какой ста-
дии, на каком рубеже. Это важно делать постоянно, чтобы не
придти к печальному результату. Например, такому:
"Внезапно червяки свились каждый в кольцо. В тот же момент
окраска их из желто-серой, сразу потемнев, стала фиолето-
во-синей, а на конце ярко-голубой. Без крика, совершенно не-
ожиданно радист рухнул ничком на песок и остался недвижим. Я
услышал восклицание шофера, который в это время подбежал к
радисту... Секунда - и Гриша так же странно изогулся и упал
на бок..."
Откуда это? Разумеется, из рассказа И.А.Ефремова "Ол-
гой-Хорхой", про страшного ядовитого червя восточных песков.
К счастью, вполне фантастического. Но - люди погибли. Пусть
даже и выдуманные, воображаемые. Они "переступили черту",
границу, предел.
2. Все науки, в своем развитии, раз за разом, переступают
такие черты. Причем, черты одинаковые, этапы, свойственные
развитию любых систем вообще. Это, в частности:
1 шаг. Эмпирический этап. Этап сбора материалов;
2 шаг. Систематический этап. Этап разбиения по группам;
3 шаг. Логический этап(аналитический). Этап осмысления,
что стоит за каждым из явлений(Индукция - от частного к об-
щему);
4 шаг. Этап создания теории(синтетический). Прогностичес-
кий этап - предсказаний на основе созданной теории(Дедукция,
от общего к частному);
5 шаг. Прикладной этап - применение пргнозов в практике.
В голове нашей смена дедукции-индукции, анализа-синтеза
происходит со страшной быстротой, процессы эти, подчас па-
раллельны, но "о голове", со всеми ее "интуициями", "эврис-
тиками" и "логическими цепями" лучше поговорить в отдельной
книге, а пока, еще раз всмотримся в названнные этапы.
Как будто ничего особенного. Сухое перечисление и без то-
го, любому понятных стадий: посмотрел, подумал, придумал,
сделал. Однако, во многих науках, как ни странно, многие ум-
ные люди не умеют пользоваться такой схемкой. Примеров нема-
ло - это бесчисленные разговоры о "необходимости теории" в
какой-либо отрасли. О "необходимости" говорят все, а "тео-
рию"... не пытается создать никто!
Так и в "аномалике", науке об изучении аномальных явле-
ний(не норм, явлений не нормальных, обычных стандартных).
Слово "аномалика" мы вынужденно придумали, потому что наука
без названия - это не наука, а наука с непонятным названи-
ем(типа "эниология", например) попросту отпугивает всех, кто
искренне увлекался ею до этого.
3. Итак, названую 5-шаговую схемку можно и нужно созна-
тельно использовать. А это значит, что нужно не только соби-
рать "кучами" всевозможные чудеса(1-й этап схемки), но и ак-
тивно, активно, активно - классифицировать их(2-й этап)!
Но... и это уже делалось многими. Значит, нужно не ждать у
моря погоды, не ждать падения вдохновения в распахнутую го-
лову, не ждать приказа мечтательных начальников, а активно,
активно, активно - искать логику происходящего(3-й этап)!
Но, если бесконечно искать, искать, искать логику, можно
составить целые тома и... остаться сугубым теоретиком. Зна-
чит, едва приоткрыв хотя бы 2-3 логических хода из области
теории аномалий, нужно изо всех сил пытаться, пытаться, пы-
таться - протиснуться дальше - к прогнозу(4-й этап), и, за-
тем, несомненно, к применению(5-й этап).
И тайны откроются. Но - не все сразу...
Next