ГЛАВА 7. АНОМАЛИКА. НА КАКОЙ ЖЕ МЫ - СТАДИИ?
         
           1. Всегде не поздно остановиться,  посмотреть по сторонам,
         и осознать,  что мы делаем, на каком мы этапе, на какой ста-
         дии,  на каком рубеже.  Это важно делать постоянно, чтобы не
         придти к печальному результату. Например, такому:
           "Внезапно червяки свились каждый в кольцо. В тот же момент
         окраска их из желто-серой,  сразу потемнев,  стала  фиолето-
         во-синей, а на конце ярко-голубой. Без крика, совершенно не-
         ожиданно радист рухнул ничком на песок и остался недвижим. Я
         услышал  восклицание шофера,  который в это время подбежал к
         радисту...  Секунда - и Гриша так же странно изогулся и упал
         на бок..."
           Откуда это?  Разумеется,  из  рассказа  И.А.Ефремова  "Ол-
         гой-Хорхой", про страшного ядовитого червя восточных песков.
         К счастью,  вполне фантастического. Но - люди погибли. Пусть
         даже  и выдуманные,  воображаемые.  Они "переступили черту",
         границу, предел.

           2. Все науки,  в своем развитии, раз за разом, переступают
         такие черты.  Причем,  черты одинаковые, этапы, свойственные
         развитию любых систем вообще. Это, в частности:

           1 шаг. Эмпирический этап.  Этап сбора материалов;
           2 шаг. Систематический этап. Этап разбиения по группам;
           3 шаг.  Логический  этап(аналитический).  Этап осмысления,
         что стоит за каждым из явлений(Индукция - от частного к  об-
         щему);
           4 шаг.  Этап создания теории(синтетический). Прогностичес-
         кий этап - предсказаний на основе созданной теории(Дедукция,
         от общего к частному);
           5 шаг. Прикладной этап - применение пргнозов в практике.

           В голове  нашей  смена дедукции-индукции,  анализа-синтеза
         происходит со страшной быстротой,  процессы эти,  подчас па-
         раллельны,  но "о голове", со всеми ее "интуициями", "эврис-
         тиками" и "логическими цепями" лучше поговорить  в отдельной
         книге, а пока, еще раз всмотримся в названнные этапы.
           Как будто ничего особенного.  Сухое перечисление и без то-
         го,  любому понятных стадий:  посмотрел,  подумал, придумал,
         сделал. Однако, во многих науках, как ни странно, многие ум-
         ные люди не умеют пользоваться такой схемкой. Примеров нема-
         ло - это бесчисленные разговоры о "необходимости  теории"  в
         какой-либо отрасли.  О "необходимости" говорят все,  а "тео-
         рию"... не пытается создать никто!
           Так и  в  "аномалике",  науке об изучении аномальных явле-
         ний(не норм,  явлений не нормальных,  обычных  стандартных).
         Слово "аномалика" мы вынужденно придумали,  потому что наука
         без названия - это не наука,  а наука с непонятным  названи-
         ем(типа "эниология", например) попросту отпугивает всех, кто
         искренне увлекался ею до этого.

           3. Итак,  названую  5-шаговую  схемку можно и нужно созна-
         тельно использовать. А это значит, что нужно не только соби-
         рать "кучами" всевозможные чудеса(1-й этап схемки), но и ак-
         тивно, активно, активно - классифицировать их(2-й этап)!
           Но... и это уже делалось многими. Значит, нужно не ждать у
         моря погоды,  не ждать падения вдохновения в распахнутую го-
         лову,  не ждать приказа мечтательных начальников, а активно,
         активно, активно - искать логику происходящего(3-й этап)!
           Но, если бесконечно искать,  искать,  искать логику, можно
         составить целые тома и...  остаться сугубым теоретиком. Зна-
         чит,  едва  приоткрыв хотя бы 2-3 логических хода из области
         теории аномалий,  нужно изо всех сил пытаться, пытаться, пы-
         таться - протиснуться дальше - к прогнозу(4-й этап),  и, за-
         тем, несомненно, к применению(5-й этап).
           И тайны откроются. Но - не все сразу...


Next