ЗАГОВОРНЫЙ СЛОВАРИК
Ж1. ЖЕЛЕЗО. НА ЖЕЛЕЗО, УКЛАД, СТАЛЬ, МЕДЬ.
Мать сыра земля, ты мать всякому железу,
А (потому) ты железо, поди во матерь землю,
А ты древ(к)о, поди во свою матерь д(е)рево,
А вы перья (от стрелы) подите во свою мать птицу,
А птица полети в небо.
А клей (вареный из чешуи) побеги в рыбу,
А ты, рыба, поплыви в море.
А мне бы рабу (имя рек) было просторно по всей земле.
Железо, уклад, сталь, медь на меня не ходите,
Воротитесь ушами и боками,
Как мятелица не может прямо лететь,
И ко всякому древу близко приставать,
Так бы на меня и моего коня,
И приставать по мне и моему коню.
Как у мельницы жернова вертятся,
Так бы железо, уклад, сталь и медь
Вертелось бы кругом меня и в меня не попадали,
А тело бы мое было от вас не окровавлено,
Душа не осквернена.
А будет мой приговор крепок и долог.
Примечание: Военный наговор на чье-то чуждое боевое "желехо" был
непременным заговором всех времен и народов. Железо, медь и прочие
металлы, как известно, добываются из руд "земных", а потому земля в
который уже раз почиталась "матерью" всего на ней сущего.
Ж2. "ЖАБА"(недуг). ЗАГОВОР ОТ ЖАБЫ В ГОРЛЕ.
В городе Иерусалиме,
На реке Ердане (Иордан),
Стоит д(е)рево Кипарис,
На том д(е)реве птица орел сидит,
Щиплет и теребит когтями и ногтями,
И под щеками и под жабрами
У раба Божия (имя рек) жабу.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
Святый дух, Аминь. Святый дух,
Аминь. Святый дух, Аминь.
Примечание: Согласно старым(дореволюционным) словарям, Иерусалим, -
главный город Палестины, ныне, с 1947 года, резиденция правительства
государства Израиль, организованного ООН. "Ердан" - Иордан, главная
река Палестины. Упоминание того и другого в заговорах связано с геог-
рафией происхождения христианства. Упоминание такого рода подчеркива-
ло, по мнению заклинающего. "святую силу" произносимого заговора.
При произношении заговора указательным пальцем одновременно тыкали
пальцем в горло(т.е., фактически, производили массаж), заговор произ-
носили три раза.
З1. ЗМЕЯ. ЗАГОВОР ОТ УКУШЕНИЯ ЗМЕИ.
Молитве ради Пречистыя Твоея Матери,
Благодатный свет мира!
Отступи от меня нечестивая, змея подколодная,
Гадина лютая, снедающая людей и кот,
Яко комары от облаков растекаются,
Тако и ты, опухоль злая - разойдись, растянись,
От раба Божия (такого-то).
Все святые и все монастырския, братия, ноки,
Отшельники, посники и сухоядцы, чудные святые лики,
Станьте мне на помощь,
Яко во дни, тако и в нощи, во всяком месте,
Рабу Божиему (такому-то).
Примечание: "опухоль злая"(ударение на "у") - имелся в виду отек,
возникающей в месте укуса змеи, чаще, гадюки, весьма распросраненной
в европейской части России.
З2. ЗУБЫ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ СКОРБИ(боли)
Заря-зарница, красная девица, полуношница,
В поле заяц, в море камень, на дне лимарь.
Покрой ты, зарница, мои зубы скорбные
Своею фатою от проклятого лимаря,
За твоим покровом уцелеют мои зубы.
Враг, лимарь, откачнись от меня.
А если ты будешь грызть мои белые зубы,
Сокрою тебя в бездны преисподние.
Слово мое крепко!
Примечание: "Limen" - по-гречски, дно, морская бухта. Поэтому упо-
минаемая "рыба-лимарь"(вероятнее всего - плоская камабала или скат)
есть некая донная. совершенно скрытная рыба. Намек на такую скрыт-
ность означало желание умерить зубную боль до полного ее исчезнове-
ния.
З3. ЗУБЫ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ СКОРБИ (боли)
Месяц, ты, месяц, серебряные рожки,
Златые твои ножки.
Сойди, ты, месяц, сними мою зубную скорбь,
Унеси боль под облака.
Моя скорбь ни мала, ни тяжка,
А твоя сила могуча.
Мне скорби е перенесть,
А твоей силе перенесть.
Вот зуб, вот два, вот три: все твои.
Возьми мою скорбь.
Месяц, ты, месяц,
Сокрой от меня зубную скорбь!
Примечание: Следует лишний раз напомнить, что "сами по себе", без
лекарства, впустую, заговоры, все-таки произносились менее часто. За-
говор "заполнял молчание" на момент действия колдуна или знахаря при
проведении лечебной процедуры и, с точки зрения чисто психологичес-
кой, в значительной мере отвлекал внимание от переносимой боли.
З4. ЗУБНАЯ БОЛЬ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ CКОРБИ
Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы,
Подите к своему брату Лазарю,
Спросите у своего брата Лазаря:
Не болят ли у тебя зубы?
Не ломят ли у тебя кости?
Нет, сестрицы! Не болят у меня зубы,
Не ломят у меня кости.
Заговариваю я раба (такого-то) чтобы у него
Не болели кости, не ломили зубы,
По сей час, по сей день, по всю жизнь!
Чуда водяной! Возьми зуб ломовой у раба (такого-о).
Не болят у раба (такого-то) зубы.
Болят зубы у кошки, у собаки, у лисицы, у волка,
У зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи,
У лошади, у козла, у барана, у овцы,
По вся дни, по все часы, по всю их жизнь,
Злым мучением и сокрушением!
Примечание: Упоминаемый в заговоре "Лазарь", по всей вероятности,
тот самый. которого исцелил Христос(пробудил от смерти). Упоминание
исцеленного приводится явно с целью исцелиться и самому.
З5. ЗУБНАЯ БОЛЬ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ CКОРБИ
Иду я ни улицею, ни дорогою,
А по пустым переулкам, по оврагам, по каналам.
Навстречу мне заяц.
Заяц, ты заяц: где твои зубы?
Отдай мне свои, возьми мои.
Иду я, ни путем, ни дорогою, а темным лесом, сырым бором.
Навстречу мне серый волк.
Волк, ты серый волк: где твои зубы?
Вот тебе мои зубы, отдай мне свои.
Иду я, ни землею, ни водою, а чистым полем, цветным лугом.
Навстречу мне старая баба.
Cтарая ты баба, где твои зубы?
Возьми ты волчьи зубы, отдай мне свои, выпалые.
Заговариваю я зубы крепко-накрепко у раба такого-то,
По сей день, по сей час, на век веком!
Примечание: Сюжет заговора, как нетрудно заметить, довольно прост и
напоминает типичную сказку, подобную общеизвестному "Колобку", кото-
рый встречал последовательно - зайца, волка, медведя и лису.
Встречая здоровых больной просит у них здоровья, встречая "быст-
рых" просит унести его боль, встречая "сиьных" просит переломить эту
невыносимую боль.
З6. ЗМЕЯ. ЗАГОВОР ОТ УКУШЕНИЯ ЗМЕИ.
Змия Македоница!
Зачем ты, всем змиям старшая и большая,
Делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей.
Собери ты своих теток и дядей,
Сестер и братьев,
Всех родных и чужих,
Вынь свое жало из греховного тела у раба (такого-то),
А если ты не вынешь своего жала,
То нашлю на тебя грозную тучу,
Каменьем побьет, молнией пожжет.
От грозной тучи нигде ты не укроешься,
Ни под землею, ни под межою, ни в поле, ни под колодою,
Ни в траве, ни в сырых борах, ни в темных лесах,
Ни в оврагах, ни в мхах, ни в дубах, ни в норах.
Сниму я с тебя двенадцать шкур с разными шкурами,
Сожгу самою тебя, развею по чистому полю.
Слово мое не пройдет ни в век, ни во век!
Примечание: Змея "македонская" - по всей вероятности, имеется в ви-
ду некая южного происхождения змея, скорее всего, стпеная гадюка,
весьма распространенная в поймах южнорусских рек и по сей день.
Заклинающий, читающий заговор, ошибался уже изначально. змея, чисто
биологически, не жалит, а кусает.
Но ее постоянно ысовываемый раздвоенный язык(змея им "нюхает" и
ощупывает предметы) с двумя остренькими: как вилочка язычками, созда-
вал впечатление жальца, такого, которые высовывает возбужденная пчела
или оса, при угрозе, или, например, если ловко прихватить ее за кры-
лышки или просто прижать. След двух кровоточащих точек от зубов -
считались следами змеиного "жала".
Выжигание участка степи, с целью уничтожения змей, например, перед
пахотой практиковалось не так уж редко.
З7. ЗАПОЙ. ЗАГОВОР ОТ ЗАПОЯ.
Ты, небо слышишь, ты, небо, видишь,
Что я хочу делать над телом рабга (такого-то).
Тело Маерена, печень тезе.
Звезды вы ясные, сойдите в чащу брачную,
А в моей чаще вода из загорного студенца (ключа, ручья -Авт).
Месяц ты красный, сойдти в мою клеть,
А в моей клети ни дна ни покрышки.
Солнышко ты привольное, взойди на мой двор,
А на моем дворе ни людей, ни зверей.
Звезды, уймите раба (такого-то) от вина,
Месяц. отврати раба (такого-то) от вина,
Солнышко, усмири раба (такого-то) от вина.
Слово мое крепко!
Примечание: Приготовление простейшего "вина"-браги было в давние
поры, при изобилии лесной ягоды, не таким уж сложным делом, достаточ-
но было иметь где-либо достаточно большую бочку-бродильню. Но такое
"самодеятельное" пьянство приводило лишь к запустению забытого и за-
пушенного хозяйства, но не к его растаскиванию, Иное дело было - пьян-
ство трактирное, куда пьяница тащил, ради вина, что ни попадя.
К заговору от пьянства, разумеется, прилагалось и отворотное от ви-
на зелие, например, рекомендуемый по сей день настой-вытяжка, из лес-
ной травы копытня(копытень, однако, ядовит, это надо помнить!).
Next