ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК

           КАМЕШЕК. Можно было в старину погадать и по...  "говоряще-
         му" камешку! Как же он "разговаривал"? Очень просто.
           Приносили в избу небольшой ворох слоомы, взбивли его и пе-
         реминали так, чтобы соломины перепутались как можно сильнее.
         Солому  кучей  клали  на стол,  а сверху ставили сковородку,
         слегка залитую водой.  В центр сковородки помещали небольшой
         камушек, такой, чтобы он легко перекатывался, едва лишь ско-
         ворода чутьчуть смещалась.
           И девица, задав сокровенный вопрос, начинала тащить на се-
         бя соломинку, наугад взятую. Сковородка кренилась, ее потря-
         хивало. Тихо плескала вода, скреб по донышку перекатывающий-
         ся  камущек,  словно  "разговаривал",  и,  в  этих   звуках,
         пытались расслышать "ответ" на заветное желание...
КАРТЫ. Несмотря на относительно давнее происхождение карт, гадание по игральным картам и, тем более, в России, появи- лось очень поздно. Лишь в "посленаполеоновский" период оно, быдучи привезено из Франции, с легкой руки известной парижс- кой гадалки, "девицы" Ленорман(ле Норман), которой интересо- вались многие русские офицеры в Париже и которая, как гов- рят, "нагадала судьб" еще Наполеону Бонапарту. Красные и черные масти в гаданиях обозначали, соответс- твенно, хорошие и плохие стороны жизни. Червовая, с сердеч- ком - любовь и дружьбу. Бубновая с ромбиком - богатство. Трефовая с крестом ("крести") - неудачи и нериятности. Пико- вая с пикой("вини") - несчастье и обманы. Чтобы с помощью карт можно было трактовать буквально все, каждой картой обозначили какую-то из наиболее частых жизнен- ных ситуаций: 1) тузы - чаще означают - письма, видимо из-за сходства с "конвертиком", крытым сургучной печатью; 2) короли - ка- ких-либо мужчин, знакомых гадателю; 3) дамы - женщин; 4) ва- леты - некие заботы и хлопоты (но, кто из нас - без хло- пот?); 5) десятки - известия или подарки; 6) девятки - помощь или препятствия; 7) восьмерки - чувства; 8) семерки - ситуации; 9) шестерки - дорогу и путешествия. Обычно гадалк старается обставить свое выступление(гадание для нее - как сцена) поэффектнее. Рассказывает она со вевозвожными "колдовскими" присказка- ми и стихотворными прибюаутками, которыми, у некоторых можно буквально заслушаться(на первых порах, потом надоедает). Как скажет : "Тридцать шесть картей, четырех мастей..." - так, сразу и дрожь по коже! А как добавит басом: "левой ру- кой к себе сыми...", - так и вообще жутко сджелается. Без хорошо подвешенного языка за такое гадание лучше не садить- ся. Карты, хоть глуповаты, но любят - "творчество".
КАША. Как заварил кашу, так ее и расхлебывай - именно та- ков был принцип гадания в Васильев день(1 января), на буду- щий урожай. Ранешенько, в 2 часа утра, старший из мужчин приносил воды, старшая из женщин доставала крупу. Пока печь не растопится, до воды и крупы не дотрагивались - не смели. Все семейство угрюмо сидело за столом и помалкивало. Наконец старшая "затирала" кашу, мешала ее и причитала: "Сеем постную гречу во все лето! Уродилась наша греча крупны и румяна! Звали-позвали нашу гречу во Царь-град побы- вать!..."- и т.п. Семейство вставало по стойке "Смирно!" и хозяйка с поклоном загружала кашу в печь. Когда поспевало время, горшок извлекали и с подозрением осматривали - не треснул ли? Это обозначало бы - полный раз- вал хозяйства на будущий год. Полон ли? Ежели мало, не по- лон, то и удачи мало. Смотрели: не "удрала" ли каша из горшка - это означило бы бегство счастья из дома. Впрочем, если каша поднималась чуть выше краев горшка, считали, что это совсем не плохо. Если же "удрала" - тоже, не всегда горевать. "Удрала" в печь - к счастью. Но, уж ежели - к устью печи, к выходу, то увы, неу- дачи на весь год пророчились. Еще снимали ножом пенку. Коли каша "красная", пышная, пол- ная, будет и счастье "полное" всему хозяйскому дому, и бога- тый урожай и искусница-дочь. Все дружно садились за стол и уничтожали кашу до последнего зернышка. Но, если ж каша была мелкая, белая, то это был худой признак и ее выбрасывали в реку, на радость рыбам...
КОЖА. О своей судьбинушке гадали девицы еще и по коровьей шкуре или по коже. Кожу расстилали темной ночью, где-нибудь на безлюдном пустынном перекрестке, где, как считалось, бро- дит нечистая сила. Девицы садились на кожу, очертивались но- жиком вкруг себя, тем самым условно "огораживались от недру- га", т.е. черта, и закрывались, с головой, скатертью. Подоб- ные круги чертили европейские маги-некроманты("мантика" - гадание, "некрос" - мертвец, дух). Затеми, дрожа от страха, девицы брали друг друга за мизин- цы. Вслух извещали судьбу о своих желаниях и затем вслушива- лись в таинственную тишь. Считалось так: 1) если казалось, будто вдали кричат, это означало свадьбу; 2) ежели поют весело - радость; 3) поют заунывно - к печали, 4) ругается кто-то промеж собой - ис- полнение желаний; 6) вой собак - пожар или домашине хлопоты; 7) колокольный звон - могилу. Слышали, таким образом, то, чего кто боялся, и кому чего страстно хотелось... Впрчем желающих подшутить над укрышимися скатертью девицами всегда находилось немало.
КОЛ. Походя, очень просто гадали по кольям и жердям в плетне, почти как по испытанной нашей ромашке, где пригова- ривают стандартную формулу: "Любит-не любит. Плюнет - поце- лует. К сердцу прижмет - к черту пошлет". Здесь же, загадав на жениха, потсукивали рукой по кольям, шагая вдоль и приговаривая: "Богатый, бедный, вдовец, моло- дец", и прочие рифмующиеся присказки. Точно так же иногда гадали по ступенкам лестницы, по поленьям и всему прочему, что подавалось счетоводству...
КОЛОСОК. Каждому - свое. Молодых интересовала личная жизнь, стариков - урожай. В Новый Год, 1-го января(если по старому стилю - то, отнять 13 дней), придя от утрени, хозяй- ка шла на гумно. Там, из омета соломы зубами выдергивала со- ломинку и смотрела: Какова попалась "добыча"? Считаось: 1) если с колосом попадет - будет год урожай- ный(мышей мало или сыты); 2) без колоса - может и неурожай приклюбчиться. Девицы же, молодухи же, на Святки, похоже гадали на жениха: подходили спиной к омету, закидывали голо- ву назад, и, опять-таки, ртом, без помощи рук, не глядя - выдергивали соломку. Смотрели: 1) если с колоском, то жить - богато; 2) если пустая, без колоса - бедно. Ныне, в городских условиях можно воспользоваться пачкой сладкой соломки. "Прожаренная" попадется - будет муж смугл и с деньгами. Бледная - муж будет бледен и беден. Толстая - толст, худая - худ! Фантазируй, сколько душе угодно!
КОЛЕЧКО. Всевозможные кольцеобразные предметы обозначали в гадании и магии - женское начало, продолговатые - мужское. Гадая на себя, девицы опускали, например, кольцо на ниточке в хрустальный бокал с водой или вином. Тихо горела свеча, мерцали на стекле таинственные блики и девица судорожно всматривалась "вглубь" кольца. Там, "как обещали", должно было явиться лицо суженого. Бывало, что и "виделось". Еще катали колечко по полу, уронив его сверху, с руки. Ку- да оно покатится? Если к дверям - скоро замуж, а коли от дверей - придется еще подождать. Для мужчин, если к дверям - означало какую-то поездку. Еще в одном гадании с колечками участвовало сразу много подружек, которые кидали свои кольца в миску или решето с зерном. Все это перемешивали, накрывали платком и каждая, не глядя, выхватывала полную горсть "неизвестно чего". Смотрели: что попалось? Результаты отличалсь: 1) если кольцо, значит - быть замужем; 2) если в жадной ладошке ока- зывалось два кольца, будет два мужа; 3) если ни одного - то в этот год свадьбы не видывать; 4) если золотое - за купца; 5) с цветными камушками - за барина; 6) серебряное - за "му- щину" состоятельного и непьюшего; 7) медное - ясно, за кого - за "лапотника", бедняка и пропойцу.
КОФЕ. В состоятельных домах гадали и по черному кофе. Чаш- ку с кофейной гущей накрывали блюдечком и переворачивали. После - блюдце ставили на стол и наливали воду. Чашечку пог- ружали трижды, краями, с "магической" фразой: "Верность, дружба и согласие". Получались "тени"- пятна кофейной гущи. Считалось: 1) тень "человека" - свидание влюбленному, бед- няку - пропажу; 2) тень "дома" - богатому - стать богаче, а бедному - беднее; 3) струйчатые тени "растений" - ссору, не- удачи и прочие пакости; 4) тени "животных" говорили о чь- их-то интригах и кознях.
КУКУШКА. Если хочешь, все-таки, узнать, сколько осталось жить на свете - спроси кукушку. Правда, кукует оне не всег- да, но ее можно предварително раззадорить, раздразнить, са- мому активно покричав "Ку-ку!" Если увиденная Вами птица - самец, то он непременно подле- тит поближе, сядет, поводя задранным хвостом и будет рьяно выкликать "сородича". Вот тут торопитесь спросить: "Кукушка- кукушка, сколько мне жить осталось?" Вам "накукуется" очень даже немало.
КУРЫ. Изощренная фантазия будущих невест никогда не знала покоя. Ночью, в полной тьме заходили они в курятник и снима- ли с насеста ничего не подозревающую курицу. Выносили на свет и исследовали. Считалось, какова курица, таков и жених: 1) белая - будет толстый и белый; 2) рябая - и муж будет ря- бой(переболевший оспой); 3) попался петух, да еще разноцвет- ный - жених будет щеголем и гулякой. На Святки куриц заносили в горницу и гадали уже пло друго- му: заранее раскладывали хлеб, блюдце с водой, кольца - зо- лотые, сербрянные, медные. Каждая девица выпускала свою, по- меченую цветной ленточкой избранную курицу и все дружно примечали: какая что клюнет. Полагали, как всегда, так: 1) клюнет золотое - богатый бу- дет жених; 2) серебрянное - тоже, не бедный; 3) медное - убогий и нищий; 4) станет клевать хлеб - вечно голодный бед- няк; 5) а уж если воду пить - забулдыга и пьяница.
ЛАДОНЬ. По ладони, как известно, гадают многие. На это раньше была целая гадательная дисциплина, хиромантия("хиро" - рука). В ней немало мистики и вымысла, но главные признаки берутся просто от "физиологии" человека, от свойств тела. В самом деле, догадаться, подчас, было словсем нетрудно: грубая крепкая ладонь - грубоватый простой человек. Изящная верткая ладошка - и владелица ее явно ткаая же": хитроватая, озорная, верткая, как лисичка. Фактически это была просто... медицинская и психологическая диагностика! Но, кроме хиромантии были и более немудреные "гадания". Считалось: 1) чешется ладонь - деньги считать; 2) правая ру- ка чешется - брать деньги, получавть; 3). Левая свербит - отдавать деньги, терять, ибо левая сторона считалась всегда "нечистой", отрицательной, а правая - наоборот, "чистой", положительной, хорошей, доброй.
ЛЕБЕДИ. Участвовали в гаданиях не только куры, но и - ле- беди. Правда, не настоящие, а маленькие, восковые. Гадальщи- ца выбирала лебедя с лебедкой, опускала, порознь в чашку с водой и накрывала платком. Перед сном смотрели: Где лебеди? Здесь все было примерно так как и с иголками(см.Игла): 1) разбежались если по краям чашки - не будет мужа в бли- жайшем году; 2) вместе лебеди плавают - жизнь с мужем будет дружная и согласная;3) а если чуть-чуть разошлись фигурки, то - не беда, будут и браниться, и мириться, но друг друга - так и не бросят...
ЛОДОЧКА. Среди гаданий придумали, например, и такое: ста- вили на столе большой таз, наполовину с водой и пускали туда лодочки - скорлупки от грецкого ореха, с маленькой горящей свечечкой. А по краям таза к воде вешали бумажные язычки-яр- лычки с надписями, типа: Любовь, смерть, болезнь, свадьба, разлука и т.п. Гадающий на свое имя, опускал лодочку в середину таза и слегка тряс бортик. Куда плыл кораблик-брандер, какую бумаж- ку поджигал - такой "судьбе", считалось и быть...
ЛОЖКА. Дорога ложка к обеду, а к гаданию - еще дороже. В лохань с водой девицы пускали плавать деревянные ложки и на- чинали бултыхать воду в лохани. И смотрели: чья ложка отплы- ла от бортика - той быть замужем в этом году! На Рождество, в чашку с кутьей(пшеничная каша с изюмом), каждый клал ложку, а после, сверху ставили пирог и до утра накрывали скатертью. Проснувшись, смотрели: 1) чья ложка не перевернулась - будет жив-здоров; 2) если же превернулась - считали, что предвещает худое. Впрочем, одни гадания не сходились с другими, и к страшным "предсказаниям" относитлись вполне "философски". Еще в одном гаданьи - в ложки наливали воду и выставляли на мороз. Замерзнет вода "ямкой" - не видать добра, но если "бугром" - будешь жить долго и счастливо.
ЛУКОВИЦА. Иногда девицы брали луковицу. Примечали, каждая свою, и клали на землю: чья росток раньше даст - той детьми раньше обзавестись, да и замуж выйти. Казалось бы - полная случайность выбора? Нет. Не тут-то было. Каждому человеку свойственно выбирать предметы, "напо- минающие", его самого, в частности... его лицо! Широкое, как луна, личико - вот и выбрана широкая толстая луковка. Узкое, худощавое - выбрана луковка потощее. А ре- зультат, и впрямь - налицо! Одна, сочнее и толше - взойдет раньше, а тощее и суше - попозже. И в жизни крепкая молоду- ха, разумеется, куда раньше находила поклонника, чем худая телом, бледненькая и незаметная.
ЛУЧИНКА. Что, единственное, подчас, освещало скромную жизнь сельской девицы в темные скучнеы вечера? Конечно же не дорогие свечки и не керосиновые лампы. Это была простая, с утра нащепленая и у печи высушенная лучина, торчащая над узорным корытцем с водой, стоящим на четырех ножках, словно табуретка. Пробовали, скжаем, "вздуть" с уголька огонь на лучину. Как разгорается? Смотрели: 1) если долго - муж будет над женой командовать; 2) легко загорится - муженек попадется наивный и податливый, вполне покладистый. Это был своеобразный тест: слабенькая девица и дует - еле- еле, робко. Куда такой с мужем справится? А сильная дунет крепко, огонь мигом разгорится, да и с мужем такая свое мнение отстоит быстрее. Еще втыкали лучину в бревно, даввали разгореться и смотре- ли, с какой стороны упадет пепел, оттуда и "ждать" жениха. И глупо, и просто: неосознанно, рука втыкала лучинку "именно так", чтобы пепел упал со стороны наездов своего милого... Еще - окунали лучинку в воду, бежали домой и внось гадали: 1) загорится - быть замужем; 2) не загорится - не бывать; 3) погаснет на середине - не видать счастья в браке. Понятно и здесь - расторопно окунула, не намочила, значит, и в девках не засидится. Потому что - шустрая прыткая. Суну- ла неуклюже в воду и вытащила лениво - не скоро быть "бабе толсторукой" замужем. А уж если и лучину ломала небрежно, та вся в трещинах, то - наберет щепочка воды и... погаснет на середине! Простая физика, плюс, немного - психология. Еще - на здоровье лучиной гадали: 1) ясно горит - долго, значит, жить; 2) с искрами - будут и болезни; 3) погаснет внезапно - умрешь скоро, и не своей смертью. Причины - те же: ровно обломала лучину, опытной сильной рукой - и горит ровно. Еле "отковыряла" щепочку - слабенькой болезненнй ручонкой, и - вся она в трещинках - горит, иск- рит, трещит. А уж подломала случайно - так и вовсе неумеха и тетеря бездарная...
МОЛЧОК. Гадали и на "молчок", то есть на мертвое собствен- ное молчание, когда, набрав у колодца или ручья в рот воды, толпа девушек, с надутыми щеками и выпученными глазами, оп- рометью мчалась назад, в село, в избу. Побеждала та, кому удавалось не засмеяться, не спотыкнуть- ся, ни поперхнуться, ни проглотать воду, а донести до избы. Для такой стойкой, жених, как считалось, обязательно доста- нется раньше всех. Если ж пролила или проглотила, со смеха ли, от усталости - не видать жениха, как своих ушей. И, по жизни, понятно, конечно, сильные и быстрые - и добегут быст- рей всех и замуж раньше "выскочат". Ну, а лентяйки и копуши, выйдет, разумеется, позже всех.
Next
Hosted by uCoz