ЗАГОВОРНЫЙ СЛОВАРИК

            Ж1. ЖЕЛЕЗО. НА ЖЕЛЕЗО, УКЛАД, СТАЛЬ, МЕДЬ.

          Мать сыра земля, ты мать всякому железу,
          А (потому) ты железо, поди во матерь землю,
          А ты древ(к)о, поди во свою матерь д(е)рево,
          А вы перья (от стрелы) подите во свою мать птицу,
          А птица полети в небо.
          А клей (вареный из чешуи) побеги в рыбу,
          А ты, рыба, поплыви в море.
          А мне бы рабу (имя рек) было просторно по всей земле.

          Железо, уклад, сталь, медь на меня не ходите,
          Воротитесь ушами и боками,
          Как мятелица не может прямо лететь,
          И ко всякому древу близко приставать,
          Так бы на меня и моего коня,
          И приставать по мне и моему коню.

          Как у мельницы жернова вертятся,
          Так бы железо, уклад, сталь и медь
          Вертелось бы кругом меня и в меня не попадали,
          А тело бы мое было от вас не окровавлено,
          Душа не осквернена.

          А будет мой приговор крепок и долог.


Примечание: Военный наговор на чье-то чуждое боевое "желехо" был непременным заговором всех времен и народов. Железо, медь и прочие металлы, как известно, добываются из руд "земных", а потому земля в который уже раз почиталась "матерью" всего на ней сущего.
Ж2. "ЖАБА"(недуг). ЗАГОВОР ОТ ЖАБЫ В ГОРЛЕ. В городе Иерусалиме, На реке Ердане (Иордан), Стоит д(е)рево Кипарис, На том д(е)реве птица орел сидит, Щиплет и теребит когтями и ногтями, И под щеками и под жабрами У раба Божия (имя рек) жабу. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Святый дух, Аминь. Святый дух, Аминь. Святый дух, Аминь.
Примечание: Согласно старым(дореволюционным) словарям, Иерусалим, - главный город Палестины, ныне, с 1947 года, резиденция правительства государства Израиль, организованного ООН. "Ердан" - Иордан, главная река Палестины. Упоминание того и другого в заговорах связано с геог- рафией происхождения христианства. Упоминание такого рода подчеркива- ло, по мнению заклинающего. "святую силу" произносимого заговора. При произношении заговора указательным пальцем одновременно тыкали пальцем в горло(т.е., фактически, производили массаж), заговор произ- носили три раза.
З1. ЗМЕЯ. ЗАГОВОР ОТ УКУШЕНИЯ ЗМЕИ. Молитве ради Пречистыя Твоея Матери, Благодатный свет мира! Отступи от меня нечестивая, змея подколодная, Гадина лютая, снедающая людей и кот, Яко комары от облаков растекаются, Тако и ты, опухоль злая - разойдись, растянись, От раба Божия (такого-то). Все святые и все монастырския, братия, ноки, Отшельники, посники и сухоядцы, чудные святые лики, Станьте мне на помощь, Яко во дни, тако и в нощи, во всяком месте, Рабу Божиему (такому-то).
Примечание: "опухоль злая"(ударение на "у") - имелся в виду отек, возникающей в месте укуса змеи, чаще, гадюки, весьма распросраненной в европейской части России.
З2. ЗУБЫ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ СКОРБИ(боли) Заря-зарница, красная девица, полуношница, В поле заяц, в море камень, на дне лимарь. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбные Своею фатою от проклятого лимаря, За твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг, лимарь, откачнись от меня. А если ты будешь грызть мои белые зубы, Сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко!
Примечание: "Limen" - по-гречски, дно, морская бухта. Поэтому упо- минаемая "рыба-лимарь"(вероятнее всего - плоская камабала или скат) есть некая донная. совершенно скрытная рыба. Намек на такую скрыт- ность означало желание умерить зубную боль до полного ее исчезнове- ния.
З3. ЗУБЫ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ СКОРБИ (боли) Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, Златые твои ножки. Сойди, ты, месяц, сними мою зубную скорбь, Унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, А твоя сила могуча. Мне скорби е перенесть, А твоей силе перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои. Возьми мою скорбь. Месяц, ты, месяц, Сокрой от меня зубную скорбь!
Примечание: Следует лишний раз напомнить, что "сами по себе", без лекарства, впустую, заговоры, все-таки произносились менее часто. За- говор "заполнял молчание" на момент действия колдуна или знахаря при проведении лечебной процедуры и, с точки зрения чисто психологичес- кой, в значительной мере отвлекал внимание от переносимой боли.
З4. ЗУБНАЯ БОЛЬ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ CКОРБИ Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, Подите к своему брату Лазарю, Спросите у своего брата Лазаря: Не болят ли у тебя зубы? Не ломят ли у тебя кости? Нет, сестрицы! Не болят у меня зубы, Не ломят у меня кости. Заговариваю я раба (такого-то) чтобы у него Не болели кости, не ломили зубы, По сей час, по сей день, по всю жизнь! Чуда водяной! Возьми зуб ломовой у раба (такого-о). Не болят у раба (такого-то) зубы. Болят зубы у кошки, у собаки, у лисицы, у волка, У зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, У лошади, у козла, у барана, у овцы, По вся дни, по все часы, по всю их жизнь, Злым мучением и сокрушением!
Примечание: Упоминаемый в заговоре "Лазарь", по всей вероятности, тот самый. которого исцелил Христос(пробудил от смерти). Упоминание исцеленного приводится явно с целью исцелиться и самому.
З5. ЗУБНАЯ БОЛЬ. ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ CКОРБИ Иду я ни улицею, ни дорогою, А по пустым переулкам, по оврагам, по каналам. Навстречу мне заяц. Заяц, ты заяц: где твои зубы? Отдай мне свои, возьми мои. Иду я, ни путем, ни дорогою, а темным лесом, сырым бором. Навстречу мне серый волк. Волк, ты серый волк: где твои зубы? Вот тебе мои зубы, отдай мне свои. Иду я, ни землею, ни водою, а чистым полем, цветным лугом. Навстречу мне старая баба. Cтарая ты баба, где твои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай мне свои, выпалые. Заговариваю я зубы крепко-накрепко у раба такого-то, По сей день, по сей час, на век веком!
Примечание: Сюжет заговора, как нетрудно заметить, довольно прост и напоминает типичную сказку, подобную общеизвестному "Колобку", кото- рый встречал последовательно - зайца, волка, медведя и лису. Встречая здоровых больной просит у них здоровья, встречая "быст- рых" просит унести его боль, встречая "сиьных" просит переломить эту невыносимую боль.
З6. ЗМЕЯ. ЗАГОВОР ОТ УКУШЕНИЯ ЗМЕИ. Змия Македоница! Зачем ты, всем змиям старшая и большая, Делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей. Собери ты своих теток и дядей, Сестер и братьев, Всех родных и чужих, Вынь свое жало из греховного тела у раба (такого-то), А если ты не вынешь своего жала, То нашлю на тебя грозную тучу, Каменьем побьет, молнией пожжет. От грозной тучи нигде ты не укроешься, Ни под землею, ни под межою, ни в поле, ни под колодою, Ни в траве, ни в сырых борах, ни в темных лесах, Ни в оврагах, ни в мхах, ни в дубах, ни в норах. Сниму я с тебя двенадцать шкур с разными шкурами, Сожгу самою тебя, развею по чистому полю. Слово мое не пройдет ни в век, ни во век!
Примечание: Змея "македонская" - по всей вероятности, имеется в ви- ду некая южного происхождения змея, скорее всего, стпеная гадюка, весьма распространенная в поймах южнорусских рек и по сей день. Заклинающий, читающий заговор, ошибался уже изначально. змея, чисто биологически, не жалит, а кусает. Но ее постоянно ысовываемый раздвоенный язык(змея им "нюхает" и ощупывает предметы) с двумя остренькими: как вилочка язычками, созда- вал впечатление жальца, такого, которые высовывает возбужденная пчела или оса, при угрозе, или, например, если ловко прихватить ее за кры- лышки или просто прижать. След двух кровоточащих точек от зубов - считались следами змеиного "жала". Выжигание участка степи, с целью уничтожения змей, например, перед пахотой практиковалось не так уж редко.
З7. ЗАПОЙ. ЗАГОВОР ОТ ЗАПОЯ. Ты, небо слышишь, ты, небо, видишь, Что я хочу делать над телом рабга (такого-то). Тело Маерена, печень тезе. Звезды вы ясные, сойдите в чащу брачную, А в моей чаще вода из загорного студенца (ключа, ручья -Авт). Месяц ты красный, сойдти в мою клеть, А в моей клети ни дна ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой двор, А на моем дворе ни людей, ни зверей. Звезды, уймите раба (такого-то) от вина, Месяц. отврати раба (такого-то) от вина, Солнышко, усмири раба (такого-то) от вина. Слово мое крепко!
Примечание: Приготовление простейшего "вина"-браги было в давние поры, при изобилии лесной ягоды, не таким уж сложным делом, достаточ- но было иметь где-либо достаточно большую бочку-бродильню. Но такое "самодеятельное" пьянство приводило лишь к запустению забытого и за- пушенного хозяйства, но не к его растаскиванию, Иное дело было - пьян- ство трактирное, куда пьяница тащил, ради вина, что ни попадя. К заговору от пьянства, разумеется, прилагалось и отворотное от ви- на зелие, например, рекомендуемый по сей день настой-вытяжка, из лес- ной травы копытня(копытень, однако, ядовит, это надо помнить!).
Next
Hosted by uCoz