ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
АРБУЗ. Одно из самых простых гаданий любая девушка могла
провести при поедании арбуза, вишен, слив, дыни и вообще лю-
бого фрукта-овоща с косточкой или семечком. Для этого она
брала скользкое арбузное зернышко, заводила руку за спину и
шептала "волшебную" фразу: "Арбузная блоха - найди жениха!"
И - крепко сжимала пальцы. Считалось: куда "блоха" поска-
чет - там и жених. А уж точно или нет "блоха" прыгала - за-
висело, от того, в какой стороне жил тот кто тайно нравится.
БАННИК. На "Святки"(после 24-25 декабря) многие девицы га-
дали "на банника". Верили, что это - один из духов, обита-
тель бани, которого представляли в виде голого старичка,
сплшь облепленного листьями от веников.
В полночь, девицы задом подбирались к окну бани. Поступали
затем, по-разному, например - клали в окошко на подоконник -
руку. Считалось, если банник коснется руки своей рукой -
быть в этом году замужем, если нет - не бывать.
Были даже варианты: 1) если девушка чувствовала руку мох-
натую - то предполагался богатый жених, а если голую руку -
жених бедный; 2) если рука горячая, то и жених горячий, пыл-
кий, а если холодная - жених серьезный и спокойный; 3) если
ласково потрогал - и в замужеству жизнь будет ласковая, в
любви; крепко прихватил - и муж будет жесткий, суровый; а
когда робко прикоснулся - значит, и жизнь сложится неустой-
чивая, как повернется.
Кончалось все, как правило, отчаянным визгом и бегством
прочь. Кто сидел в бане - конечно понятно: деревенские пар-
ни, заранее прознав про гадание - туда забирались! А уж ка-
кие они были женихи, по тронувшей руке сразу было видно.
Ивестно, каков хозяин - таковы и руки!
БАРАН. Под Новый Год гадали и "на барана". Под таким "ба-
раном" подразумевался, возможно, будущий жених. Гадание про-
ходило просто: впотьмах приходили в овчарню и ловили перво-
го, кто попадется под руку. Счимталось:
1) если попался баран - то быть в этом году замужем; 2)
если овца - не бывать. Если овец в овчарне было много, то
появлялись даже варианты, "какой" будет жених:
1) если попался молодой и крепкий баран - и муж будет си-
лен; 2) если старый и хилый, и муженек - таков же; 3) черный
или белый баран, про жениха - брюнет или блондин. Вот так
все было очень просто.
Могло ли сойтись? Конечно. Девице заранее хотелось молодо-
го крепкого жениха. А в овчарне молодой барашек обычно - до-
вольно шумный. Найти его, сознательно или неосознанно - про-
ще простого.
На Пинеге, был и другое "баранье" гадание. Неотрывно думая
про жениха, девица двумя ладошками из теста скатывала толс-
тенький цилиндрик с ножкам - барашка. Ему замазывали в спин-
ку нитку и приподнимали над столом. Считалось, куда барашек
повернется, там и живет суженый. Иногда это сходилось, а по-
чему, наверно, понятно: неприметно даже для себя девица кру-
тила в пальцах нитку. И барашек поворачивался "куда надо".
БАШМАК. Как инструмент гадания на Святки использовали и
простой башмак. Он, также, как и барашек на ниточке, играл
роль компаса в море житейских бурь. Его, не глядя, кидали из
дверей или из ворот на улицу.
Затем смотрели: 1) куда носком ляжет - там и быть замужем;
2) а если показал на свои ворота - значит, не быть в этом
году. Как говорят - "не судьба".
Могло ли такое гадание сбыться по-настоящему? Конечно мог-
ло. Тот, кто играл когда-то в ножички - прекрасно знает, по-
чему. Захотел, чтобы ножичек воткнулся куда-то надо - он и
воткнется. А не захотел - ножичек ткнулся в землю ручкой и
упал. Как бросить. А башмак - метали точно так же.
БЕРЕЗКА. В Троицын День девушки шли "развивать" березки,
а позже - гадали по заплетенным прямо на березке венкам.
Считалось так:
1) засохли ветки на венке - скоро выйдет замуж(переста-
нет" девушка "цвести") или... умрет; 2) останутся венки зе-
лены - сидеть еще в невестах.
Была ли тому причина, что у кого-то венки засыхали - быст-
рее, а у кого-то - медленнее? Конечно, была. Если чувствова-
ла девица, что ее "годы проходят", она и венок плела крепко,
отчаянно - он и засыхал. А кто еще и не очень думал о заму-
жестве, тот плел веночек лениво, не крепко, тот и оставался
свеж и зелен. Вот Вам и настоящий психологически тест.
БЛИН. В поисках лучшего способа гадания, девичья фантазия
была воистину безгранична. Например на Севере - делали спе-
циальный блин, "сосень", который клали "еще тепленьнким",
прямо на голову и накрывали платком. Девушка с каменной фи-
зиономией, молча, ни с кем не разговаривая, выходила рано
утром в Крещение, становилась в укромное место на улице с
блином на голове и затем выспрашивала имя первого встречно-
го. Считалось, каково имя - тот и жених.
Могло ли потом такое сбыться? Может показаться похожим на
чудо или фокус, но могло. Почему? По простой причине. Девица
была влюблена, например, в веселого гармониста Кольку. И ей
тайно, непонятно даже для себя, "хотелось встретить" именно
это имя - Николай.
В небольшой же деревне, где все друг друга знают, наверня-
ка где-то жил какой-то дед Никола или дядька Николай, кото-
рый рано шел на сенокос или на рыбалку. И девица, сама того
не пониая - шла искать деда Николу или дядьку Николая!
А что же делал теплый блин? Он, возможно, немножечко помо-
гал голове соображать, "активировал" ее. Вот и все!
БЛЮДЦЕ. Кроме типично "деревенских" гаданий, бывали гада-
ния типично "городские". К концу XIX века по всей Европе
распространилось гадание на блюдечке. Блюдцем, как счита-
лось, управлял чей-то вызванный дух, "спиритус". Поэтому по-
добные гадания называли "спиритическим сеансом".
На бумаге, по кругу выписывали буквы. На блюдце или ста-
канчике - отмечали жирную точку. Блюдце переворачивали и
клали в центр. Потом собравшиеся укладывали кончики пальцев
на край и торжественно и устрашающе "вызывали духа". Называ-
ли, обычно, какого-нибудь государственного деятеля или поэ-
та, философа или короля, скажем, Наполеона или Пушкина.
Если собравшиеся были очень вхволнованы и надеялись на
встречу с "духом", то, под действием неприметно дрожащих
пальцев блюдце начинало потихоньку двигаться, придвигаясь то
к одной, то к другой букве, написанной на бумаге. Считалось,
что дух "прибыл" и ему задаали вопрос. И блюдечко "само" на-
чинало отвечать, давая слова, а иногда - целые фразы.
Как все это получалось и "дух" ли это отвечал? При провер-
ках оказывалось, что "дух" никогда не знал больше того, что
знали сами присутствующие на сеансах. Ответы "духа" обычно
были примитивны и просты. Движения же блюдечка получались от
того, что собравшиеся сами "толкали" блюдечко к нужным бук-
вам. Первая и вторая буква ответа получались, поэтому не
сразу. Но затем участники сеанса "догадывались" о слове от-
вета и как бы уже сами "дописывали" его окончание.
Собравшиеся таким образом разговаривали сами с собой, хотя
им казалось, что они "беседуют" с Наполеоном. Но, как могла
идти ткая "беседа" если никто из участников не знал, напри-
мер, французского языка?!
Очень похожее гадание, поэтому, очень просто сделать в
одиночку. Надо на гранях спичечного коробка написать фломас-
тером: "Да", "Нет", "Может быть" и, затем, задав вопрос -
подбрасыва коробок! Хоть какой-то ответ - да и выпадет...
БОБЫ. В этом гадании брали 41 сухой боб. Делили, как попа-
ло, на 3 кучки. Отсчитывали по 4 и отбирали остаток. Его
выкладывали в линию. Получалось новые кучки из кторых скла-
дывался как бы "человечек". потому что кучки условно называ-
ли: голова, руки, сердце, ноги.
1) "Голова" - отвечала за глупость или же - ученость;
2) "Руки" - за имущество(видимо, по жадности, "захапистос-
ти"); за богатство или бедность;
3) "Сердце" - за жизненные печали или радости;
4) "Ноги" - за любовь к путешествиям или домоседству;
Так, лучшая раскладка бобов обещала: "голову веселую,
сердце радостное, руки полные, ноги - в походе..."
Ну, а принаихудшем раскладе, гадальщик оставался воисти-
ну... на бобах! "с грустной головой, печальным сердцем, пус-
тыми руками", когда некуда направить ноги - и оставалась
лишь хлебать "пустой" бобовый супчик...
ВЕНИК. Гадали даже веником. Его, после бани, выглянув в
обнаженном виде, девица метала через себя на крышку бани, а
после, одевшись и выйдя, смотрели - куда ляжет веник ком-
лем(толстым концом), туда и замуж. Правда, не дай бог, если
вершиной окажется к погосту, к кладбищу. Тогда, считали, и
помереть недолго.
В облике веника символизировалось, одновременно, мужское и
женское начало. Ручка олицетворяла мужчину. Сичтаось: 1) ес-
ли веник падал ручкой вверх, полагали, муж будет в семье
верховодить, будет строгим; 2) Если же, ручкой вниз, то -
главной будет жена.
Иногда дополняли: 1) если вправо ручкой(хорошая "чистая"
сторона) - за богатого выйдешь; 2) если влево(все что слева,
считалось "нечисто", плохо, погано) - за бедного.
Кидали веник после бани и в речку: если поплывет - будешь
жить долго, а если утонет - в этом году замуж не выйдешь, а
то помрешь. Так что с веником лучше было не шутить...
Получалось ли так как сказано? Возможно, немного и получа-
лось, потому что девица, кидая веник, знала, в какой стороне
живет тот, на кого она гадает, да и каков он.
А потонет или нет - веник, брошнный в речку? Здесь легко
догадаться: 1) у кого веник добрый, крепкий и парились им не
столь долго(дела надо делать!) у той он не рассыплется, не
намокнет, поплывет; 2) а кто веник собрал и связал кое-как,
а потом хлестался им целый час(а дела не делаются), та и де-
ла не знает, и замуж, потому, не скоро выйдет.
ВЕНОК. Во многих селах на праздник Ивана-Купалу(7 июля)
девушки старательно свивали венок из двуцветной травы Иван-да
-Марья, богородицыной травки, лопуха и медвежьего уха. Ве-
нок, такой, как и все кольцевидное(миска, подкова, дуга от
телеги и пр.) считалось символом женского начала.
Вечером пускали венки по воде, ревностно следя, чей венок
потонет раньше и чей куда плывет. Считалось: 1) если венок
тонет - суженый разлюбил, будет измена и конец любви; 2) ес-
ли поплыл - еще любит; 3) но, если уплывает слишком далеко,
то, значит и заберут замуж "к черту на куличики", куда и Ма-
кар телят не гонял.
Сбывалось ли? А почему бы нет Если тонет венок - значит,
плохой, рыхлый, намокает. А это всем и себе самой показывает
- плохо связан, неумело, без большого желания. А у кого ве-
нок плывет - все, разумеется иначе. Потому что к вечеру уме-
ло свитые, тугие венки сохли быстрее. А далеко или нет ли
заберут замуж, опять-таки, "своя рука знала"(вдруг кто-то
уже приглянулся в дальней деревне). И невольно - чуть ближе
кидала венок, где потише, или чуть дальше, в течение.
ВОДА. На Святки любопытно гадали про наступающий год: нал-
дивали в неглубокую миску воды и выставляли на мороз, на
крыльцо или скамейку, после предварительного наговора:
"Ты, вода, не шуми, не греми, не блажи! Через край не лей-
ся! А, как есть - новолетье держи, о грядущем скажи!"
Утром смотрели замерзшую воду.
1) Лед горкой поднимется - добрый будет год(края позже
промерзли); 2) лункой, ямкой вымерзнет - ущербным будет(края
раньше замерзли); 3) Ровно ляжет - ровно и год пройдет; 4) а
уж если буграми(ветер дул), то и горе, и счастье видывать...
В этом гадании-тесте речь шла, конечно, уже не о психоло-
гии, а скорее, о погоде - о метеорологии.
ВСТРЕЧА. Гаданья бывали и специальные, и, как бы "не спе-
циальные", случайные в виде суеверных примет, например, "кого
встретишь". Полагали, что если, при выходе из дома, поутру,
встретил какого-то "особого" человека или животное - таков и
день будет.
Считалось так: 1) встретил женщину, корову, свинью, козу,
лягушку и прочех - получил во всем в этот день удачу; 2) и
думали, что несчастье пророчила ранняя встреча с - девкой,
козлом, оленем, зайцем, кабаном, змеей, курицей и тому по-
добными несолидными существами.
Сбывалось ли такое? А подумайте сами. В первой группе
"счастливых" животных все - домашние. В во второй, "несчаст-
ливые" - дикие или непоседливые(козел, курица). Когда дикие
звери к человечьему жилью приходят? Когда или в лесу есть
нечего, голодно, или сам жилец живет в последние дни ти-
хо-тихо, еле-еле. Ну, откуда тут взяться счастью?
ВОСК. В разных странах, в том числе и в старой Руси инте-
ресно гадали по растопленному воску, свинцу или олову. Их
плавили в ложке или черпачке и выливали в воду. Чтобы по-
быстрее было и подешевле, гадали, также, по белку разбитого
в воду яйца, стряхнутой капле чернил, краски и т.п. Перед
этим проговаривали вслух вопрос своей "судьбе".
Считалось: 1) если фигурки продолговатые, динамичные, то и
события предстоящие будут такие же; 2) если плавные и витие-
ватьые, то дела пойдут медленно или хитро. В фигурках, к то-
му же пытались усмотреть схожесть с формами известных пред-
метов - дом, конь, собака, корабль, церковь и т.п.
Сбывалось ли такое? А почему бы и нет? Посмотрим.
Каждый человек хоть немного предполагает, как пойдут собы-
тия: 1) если он тревожится - выливает резко, нервно; 2) если
довольно равнодушен, спокоен - льет свинец или воск плавно,
не торопясь, обжечься не боится. Отсюда и различие в форме
фигурок-отливок: резкие их контуры или плавные.
У многих их движение руки зависит и от характера: 1) энер-
гиечные торопыги - выливали быстро; 2) ленивые копуши - мед-
ленно. И здесь формы будут совсем разные.
То же и когда в получившихся фигурках, или в тени от них
на стене - искали знакомые образы. Виделось то, чего боя-
лись, или то, чего хотелось. Скажем, походило на "венок" -
выйдет девица замуж, "под венец", буквально. Походило на со-
баку - появится верный, "как собака" друг. Все объяснимо.
Next