ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
КАМЕШЕК. Можно было в старину погадать и по... "говоряще-
му" камешку! Как же он "разговаривал"? Очень просто.
Приносили в избу небольшой ворох слоомы, взбивли его и пе-
реминали так, чтобы соломины перепутались как можно сильнее.
Солому кучей клали на стол, а сверху ставили сковородку,
слегка залитую водой. В центр сковородки помещали небольшой
камушек, такой, чтобы он легко перекатывался, едва лишь ско-
ворода чутьчуть смещалась.
И девица, задав сокровенный вопрос, начинала тащить на се-
бя соломинку, наугад взятую. Сковородка кренилась, ее потря-
хивало. Тихо плескала вода, скреб по донышку перекатывающий-
ся камущек, словно "разговаривал", и, в этих звуках,
пытались расслышать "ответ" на заветное желание...
КАРТЫ. Несмотря на относительно давнее происхождение карт,
гадание по игральным картам и, тем более, в России, появи-
лось очень поздно. Лишь в "посленаполеоновский" период оно,
быдучи привезено из Франции, с легкой руки известной парижс-
кой гадалки, "девицы" Ленорман(ле Норман), которой интересо-
вались многие русские офицеры в Париже и которая, как гов-
рят, "нагадала судьб" еще Наполеону Бонапарту.
Красные и черные масти в гаданиях обозначали, соответс-
твенно, хорошие и плохие стороны жизни. Червовая, с сердеч-
ком - любовь и дружьбу. Бубновая с ромбиком - богатство.
Трефовая с крестом ("крести") - неудачи и нериятности. Пико-
вая с пикой("вини") - несчастье и обманы.
Чтобы с помощью карт можно было трактовать буквально все,
каждой картой обозначили какую-то из наиболее частых жизнен-
ных ситуаций:
1) тузы - чаще означают - письма, видимо из-за сходства с
"конвертиком", крытым сургучной печатью; 2) короли - ка-
ких-либо мужчин, знакомых гадателю; 3) дамы - женщин; 4) ва-
леты - некие заботы и хлопоты (но, кто из нас - без хло-
пот?); 5) десятки - известия или подарки; 6) девятки -
помощь или препятствия; 7) восьмерки - чувства; 8) семерки -
ситуации; 9) шестерки - дорогу и путешествия.
Обычно гадалк старается обставить свое выступление(гадание
для нее - как сцена) поэффектнее.
Рассказывает она со вевозвожными "колдовскими" присказка-
ми и стихотворными прибюаутками, которыми, у некоторых можно
буквально заслушаться(на первых порах, потом надоедает).
Как скажет : "Тридцать шесть картей, четырех мастей..." -
так, сразу и дрожь по коже! А как добавит басом: "левой ру-
кой к себе сыми...", - так и вообще жутко сджелается. Без
хорошо подвешенного языка за такое гадание лучше не садить-
ся. Карты, хоть глуповаты, но любят - "творчество".
КАША. Как заварил кашу, так ее и расхлебывай - именно та-
ков был принцип гадания в Васильев день(1 января), на буду-
щий урожай. Ранешенько, в 2 часа утра, старший из мужчин
приносил воды, старшая из женщин доставала крупу. Пока печь
не растопится, до воды и крупы не дотрагивались - не смели.
Все семейство угрюмо сидело за столом и помалкивало.
Наконец старшая "затирала" кашу, мешала ее и причитала:
"Сеем постную гречу во все лето! Уродилась наша греча
крупны и румяна! Звали-позвали нашу гречу во Царь-град побы-
вать!..."- и т.п. Семейство вставало по стойке "Смирно!" и
хозяйка с поклоном загружала кашу в печь.
Когда поспевало время, горшок извлекали и с подозрением
осматривали - не треснул ли? Это обозначало бы - полный раз-
вал хозяйства на будущий год. Полон ли? Ежели мало, не по-
лон, то и удачи мало.
Смотрели: не "удрала" ли каша из горшка - это означило бы
бегство счастья из дома. Впрочем, если каша поднималась чуть
выше краев горшка, считали, что это совсем не плохо. Если же
"удрала" - тоже, не всегда горевать. "Удрала" в печь - к
счастью. Но, уж ежели - к устью печи, к выходу, то увы, неу-
дачи на весь год пророчились.
Еще снимали ножом пенку. Коли каша "красная", пышная, пол-
ная, будет и счастье "полное" всему хозяйскому дому, и бога-
тый урожай и искусница-дочь. Все дружно садились за стол и
уничтожали кашу до последнего зернышка. Но, если ж каша была
мелкая, белая, то это был худой признак и ее выбрасывали в
реку, на радость рыбам...
КОЖА. О своей судьбинушке гадали девицы еще и по коровьей
шкуре или по коже. Кожу расстилали темной ночью, где-нибудь
на безлюдном пустынном перекрестке, где, как считалось, бро-
дит нечистая сила. Девицы садились на кожу, очертивались но-
жиком вкруг себя, тем самым условно "огораживались от недру-
га", т.е. черта, и закрывались, с головой, скатертью. Подоб-
ные круги чертили европейские маги-некроманты("мантика" -
гадание, "некрос" - мертвец, дух).
Затеми, дрожа от страха, девицы брали друг друга за мизин-
цы. Вслух извещали судьбу о своих желаниях и затем вслушива-
лись в таинственную тишь.
Считалось так: 1) если казалось, будто вдали кричат, это
означало свадьбу; 2) ежели поют весело - радость; 3) поют
заунывно - к печали, 4) ругается кто-то промеж собой - ис-
полнение желаний; 6) вой собак - пожар или домашине хлопоты;
7) колокольный звон - могилу. Слышали, таким образом, то,
чего кто боялся, и кому чего страстно хотелось...
Впрчем желающих подшутить над укрышимися скатертью девицами
всегда находилось немало.
КОЛ. Походя, очень просто гадали по кольям и жердям в
плетне, почти как по испытанной нашей ромашке, где пригова-
ривают стандартную формулу: "Любит-не любит. Плюнет - поце-
лует. К сердцу прижмет - к черту пошлет".
Здесь же, загадав на жениха, потсукивали рукой по кольям,
шагая вдоль и приговаривая: "Богатый, бедный, вдовец, моло-
дец", и прочие рифмующиеся присказки. Точно так же иногда
гадали по ступенкам лестницы, по поленьям и всему прочему,
что подавалось счетоводству...
КОЛОСОК. Каждому - свое. Молодых интересовала личная
жизнь, стариков - урожай. В Новый Год, 1-го января(если по
старому стилю - то, отнять 13 дней), придя от утрени, хозяй-
ка шла на гумно. Там, из омета соломы зубами выдергивала со-
ломинку и смотрела: Какова попалась "добыча"?
Считаось: 1) если с колосом попадет - будет год урожай-
ный(мышей мало или сыты); 2) без колоса - может и неурожай
приклюбчиться. Девицы же, молодухи же, на Святки, похоже
гадали на жениха: подходили спиной к омету, закидывали голо-
ву назад, и, опять-таки, ртом, без помощи рук, не глядя -
выдергивали соломку. Смотрели: 1) если с колоском, то жить -
богато; 2) если пустая, без колоса - бедно.
Ныне, в городских условиях можно воспользоваться пачкой
сладкой соломки. "Прожаренная" попадется - будет муж смугл и
с деньгами. Бледная - муж будет бледен и беден. Толстая -
толст, худая - худ! Фантазируй, сколько душе угодно!
КОЛЕЧКО. Всевозможные кольцеобразные предметы обозначали в
гадании и магии - женское начало, продолговатые - мужское.
Гадая на себя, девицы опускали, например, кольцо на ниточке
в хрустальный бокал с водой или вином. Тихо горела свеча,
мерцали на стекле таинственные блики и девица судорожно
всматривалась "вглубь" кольца. Там, "как обещали", должно
было явиться лицо суженого. Бывало, что и "виделось".
Еще катали колечко по полу, уронив его сверху, с руки. Ку-
да оно покатится? Если к дверям - скоро замуж, а коли от
дверей - придется еще подождать. Для мужчин, если к дверям -
означало какую-то поездку.
Еще в одном гадании с колечками участвовало сразу много
подружек, которые кидали свои кольца в миску или решето с
зерном. Все это перемешивали, накрывали платком и каждая, не
глядя, выхватывала полную горсть "неизвестно чего".
Смотрели: что попалось? Результаты отличалсь: 1) если
кольцо, значит - быть замужем; 2) если в жадной ладошке ока-
зывалось два кольца, будет два мужа; 3) если ни одного - то
в этот год свадьбы не видывать; 4) если золотое - за купца;
5) с цветными камушками - за барина; 6) серебряное - за "му-
щину" состоятельного и непьюшего; 7) медное - ясно, за кого
- за "лапотника", бедняка и пропойцу.
КОФЕ. В состоятельных домах гадали и по черному кофе. Чаш-
ку с кофейной гущей накрывали блюдечком и переворачивали.
После - блюдце ставили на стол и наливали воду. Чашечку пог-
ружали трижды, краями, с "магической" фразой: "Верность,
дружба и согласие". Получались "тени"- пятна кофейной гущи.
Считалось: 1) тень "человека" - свидание влюбленному, бед-
няку - пропажу; 2) тень "дома" - богатому - стать богаче, а
бедному - беднее; 3) струйчатые тени "растений" - ссору, не-
удачи и прочие пакости; 4) тени "животных" говорили о чь-
их-то интригах и кознях.
КУКУШКА. Если хочешь, все-таки, узнать, сколько осталось
жить на свете - спроси кукушку. Правда, кукует оне не всег-
да, но ее можно предварително раззадорить, раздразнить, са-
мому активно покричав "Ку-ку!"
Если увиденная Вами птица - самец, то он непременно подле-
тит поближе, сядет, поводя задранным хвостом и будет рьяно
выкликать "сородича". Вот тут торопитесь спросить: "Кукушка-
кукушка, сколько мне жить осталось?" Вам "накукуется" очень
даже немало.
КУРЫ. Изощренная фантазия будущих невест никогда не знала
покоя. Ночью, в полной тьме заходили они в курятник и снима-
ли с насеста ничего не подозревающую курицу. Выносили на
свет и исследовали. Считалось, какова курица, таков и жених:
1) белая - будет толстый и белый; 2) рябая - и муж будет ря-
бой(переболевший оспой); 3) попался петух, да еще разноцвет-
ный - жених будет щеголем и гулякой.
На Святки куриц заносили в горницу и гадали уже пло друго-
му: заранее раскладывали хлеб, блюдце с водой, кольца - зо-
лотые, сербрянные, медные. Каждая девица выпускала свою, по-
меченую цветной ленточкой избранную курицу и все дружно
примечали: какая что клюнет.
Полагали, как всегда, так: 1) клюнет золотое - богатый бу-
дет жених; 2) серебрянное - тоже, не бедный; 3) медное -
убогий и нищий; 4) станет клевать хлеб - вечно голодный бед-
няк; 5) а уж если воду пить - забулдыга и пьяница.
ЛАДОНЬ. По ладони, как известно, гадают многие. На это
раньше была целая гадательная дисциплина, хиромантия("хиро"
- рука). В ней немало мистики и вымысла, но главные признаки
берутся просто от "физиологии" человека, от свойств тела.
В самом деле, догадаться, подчас, было словсем нетрудно:
грубая крепкая ладонь - грубоватый простой человек. Изящная
верткая ладошка - и владелица ее явно ткаая же": хитроватая,
озорная, верткая, как лисичка. Фактически это была просто...
медицинская и психологическая диагностика!
Но, кроме хиромантии были и более немудреные "гадания".
Считалось: 1) чешется ладонь - деньги считать; 2) правая ру-
ка чешется - брать деньги, получавть; 3). Левая свербит -
отдавать деньги, терять, ибо левая сторона считалась всегда
"нечистой", отрицательной, а правая - наоборот, "чистой",
положительной, хорошей, доброй.
ЛЕБЕДИ. Участвовали в гаданиях не только куры, но и - ле-
беди. Правда, не настоящие, а маленькие, восковые. Гадальщи-
ца выбирала лебедя с лебедкой, опускала, порознь в чашку с
водой и накрывала платком. Перед сном смотрели: Где лебеди?
Здесь все было примерно так как и с иголками(см.Игла):
1) разбежались если по краям чашки - не будет мужа в бли-
жайшем году; 2) вместе лебеди плавают - жизнь с мужем будет
дружная и согласная;3) а если чуть-чуть разошлись фигурки,
то - не беда, будут и браниться, и мириться, но друг друга -
так и не бросят...
ЛОДОЧКА. Среди гаданий придумали, например, и такое: ста-
вили на столе большой таз, наполовину с водой и пускали туда
лодочки - скорлупки от грецкого ореха, с маленькой горящей
свечечкой. А по краям таза к воде вешали бумажные язычки-яр-
лычки с надписями, типа: Любовь, смерть, болезнь, свадьба,
разлука и т.п.
Гадающий на свое имя, опускал лодочку в середину таза и
слегка тряс бортик. Куда плыл кораблик-брандер, какую бумаж-
ку поджигал - такой "судьбе", считалось и быть...
ЛОЖКА. Дорога ложка к обеду, а к гаданию - еще дороже. В
лохань с водой девицы пускали плавать деревянные ложки и на-
чинали бултыхать воду в лохани. И смотрели: чья ложка отплы-
ла от бортика - той быть замужем в этом году!
На Рождество, в чашку с кутьей(пшеничная каша с изюмом),
каждый клал ложку, а после, сверху ставили пирог и до утра
накрывали скатертью. Проснувшись, смотрели: 1) чья ложка не
перевернулась - будет жив-здоров; 2) если же превернулась -
считали, что предвещает худое.
Впрочем, одни гадания не сходились с другими, и к страшным
"предсказаниям" относитлись вполне "философски".
Еще в одном гаданьи - в ложки наливали воду и выставляли
на мороз. Замерзнет вода "ямкой" - не видать добра, но если
"бугром" - будешь жить долго и счастливо.
ЛУКОВИЦА. Иногда девицы брали луковицу. Примечали, каждая
свою, и клали на землю: чья росток раньше даст - той детьми
раньше обзавестись, да и замуж выйти.
Казалось бы - полная случайность выбора? Нет. Не тут-то
было. Каждому человеку свойственно выбирать предметы, "напо-
минающие", его самого, в частности... его лицо!
Широкое, как луна, личико - вот и выбрана широкая толстая
луковка. Узкое, худощавое - выбрана луковка потощее. А ре-
зультат, и впрямь - налицо! Одна, сочнее и толше - взойдет
раньше, а тощее и суше - попозже. И в жизни крепкая молоду-
ха, разумеется, куда раньше находила поклонника, чем худая
телом, бледненькая и незаметная.
ЛУЧИНКА. Что, единственное, подчас, освещало скромную
жизнь сельской девицы в темные скучнеы вечера? Конечно же не
дорогие свечки и не керосиновые лампы. Это была простая, с
утра нащепленая и у печи высушенная лучина, торчащая над
узорным корытцем с водой, стоящим на четырех ножках, словно
табуретка.
Пробовали, скжаем, "вздуть" с уголька огонь на лучину. Как
разгорается? Смотрели: 1) если долго - муж будет над женой
командовать; 2) легко загорится - муженек попадется наивный
и податливый, вполне покладистый.
Это был своеобразный тест: слабенькая девица и дует - еле-
еле, робко. Куда такой с мужем справится? А сильная дунет
крепко, огонь мигом разгорится, да и с мужем такая свое
мнение отстоит быстрее.
Еще втыкали лучину в бревно, даввали разгореться и смотре-
ли, с какой стороны упадет пепел, оттуда и "ждать" жениха. И
глупо, и просто: неосознанно, рука втыкала лучинку "именно
так", чтобы пепел упал со стороны наездов своего милого...
Еще - окунали лучинку в воду, бежали домой и внось гадали:
1) загорится - быть замужем; 2) не загорится - не бывать; 3)
погаснет на середине - не видать счастья в браке.
Понятно и здесь - расторопно окунула, не намочила, значит,
и в девках не засидится. Потому что - шустрая прыткая. Суну-
ла неуклюже в воду и вытащила лениво - не скоро быть "бабе
толсторукой" замужем. А уж если и лучину ломала небрежно, та
вся в трещинах, то - наберет щепочка воды и... погаснет на
середине! Простая физика, плюс, немного - психология.
Еще - на здоровье лучиной гадали: 1) ясно горит - долго,
значит, жить; 2) с искрами - будут и болезни; 3) погаснет
внезапно - умрешь скоро, и не своей смертью.
Причины - те же: ровно обломала лучину, опытной сильной
рукой - и горит ровно. Еле "отковыряла" щепочку - слабенькой
болезненнй ручонкой, и - вся она в трещинках - горит, иск-
рит, трещит. А уж подломала случайно - так и вовсе неумеха и
тетеря бездарная...
МОЛЧОК. Гадали и на "молчок", то есть на мертвое собствен-
ное молчание, когда, набрав у колодца или ручья в рот воды,
толпа девушек, с надутыми щеками и выпученными глазами, оп-
рометью мчалась назад, в село, в избу.
Побеждала та, кому удавалось не засмеяться, не спотыкнуть-
ся, ни поперхнуться, ни проглотать воду, а донести до избы.
Для такой стойкой, жених, как считалось, обязательно доста-
нется раньше всех. Если ж пролила или проглотила, со смеха
ли, от усталости - не видать жениха, как своих ушей. И, по
жизни, понятно, конечно, сильные и быстрые - и добегут быст-
рей всех и замуж раньше "выскочат". Ну, а лентяйки и копуши,
выйдет, разумеется, позже всех.
Next