ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
НОГА. Когда сидишь на стуле, утверждали, что нельзя клать
ногу на ногу и качать ногой - "черта качаешь". Почему так?
Сидеть, нога на ногу было раньше не принято. Считалось,
что это поза просто нахальная. Но с "чертом" ее связали по
довольно своеобразной причине. Дело в том, что про дьявола
издавно утверждалось, что он был... хром на одну ногу! Сог-
ласно библейскому мифу черт "охромел" когда Господь Бог изг-
нал его с Неба, спихнув с облачка - на Землю(невысоко).
И, потому, многие из "нечисти"(Баба-Яга с клюкой-костылем,
например), тоже были - "хромцами"(в античные времена - Са-
турн, Гефест и прочие "не очень хорошие" боги). Изображались
они, подчас, как инвалиды, даже с одной ногой. Поэтому выде-
лять "одну" ногу, например, качая ею, тоже стало считаться
"нечистым" жестом.
Любопытно, что примета "с хромцами" возникла не на пустом
месте. Дело в том, что к аду и дьявольскому "адскому пламе-
ни" относили, разумеется, и кузнецов. Боги Гефест и Вулкан
изображались как кузнецы и были хромыми. Такую хромоту куз-
нецов в старину, вызывал... мышьяк, применявшийся в кузнях.
И хромота была - чисто профессиональным заболеванием!
Оттого "хромыми" изображали многих воображаемых повелите-
лей "адского пламени" - Сатану, Люцифера, Воланда(из книги
"Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова), "хромого беса"(из "Хро-
мой бес" Лесажа) и многих других "нечистых"(бедняги).
НОЖ. "Не ешь с ножа - сердитым будешь", - можно слышать,
подчас, за столом. Почему бы это так?
С ножа привыкли есть охотники и воины. А характер их,
действительно, если и не "сердитый", но мужской, жесткий.
Но, с острого ножа действительно лучше не есть - опасно, все
-таки, можно и порезаться или уколоться.
НОС. Нос также был источником всевозможных примет и пове-
рий: "Нос зачесался - в рюмку смотреть. Переносица чешется -
к покойнику. Ноздря - к крестинам. Сбоку - к вестям. Кончик
носа - к выпивке. В носу свербит - к радостной вести".
Почему так, и - так ли?
1) Считалось, например, что - бить нос нельзя, а уже если
расквасил, то пусть себе "каплет" вволю: "когда из носу вы-
телко только три капли крови, то сие аредвещает смерть кого-
то из родных".
Что и говорить, если пострадавший такой "малокровный" то и
родня его явно болезненная. Кровь же, "сама" из носа начина-
ет течь при чрезмерно повышеном кровяном давлении(для этого
иногда банщик или врач-кровопуск выпускал "дурную", т.е.
лишнюю, кровь). Когда давление понизится до нормы, кровь са-
ма прекращает течь. Но, если нос разбит от удара, то лучше,
все ж, поскорее прервать ковотечение
2) Если же нос у пьяницы постоянно "о рюмку" трется, то,
попросту, возникает, как бы "условый рефлекс". И связка
"РюмкаНос" и "Нос-Рюмка" работает просто: о край рюмки задел
- нос зачесался, нос зачесался - и о рюмке вспомнил!
3) Поцелуи при крестинах(когда ребенка прижимают сбоку к
щеке), прощальные прикосновения лицом к покойному и другие
жесты, "с участием" носа - породили другие названные приметы.
ОБОЗНАТЬСЯ. Наверняка всем известен возглас, типа: "Не уз-
нал, братец, богатым будешь!", где-нибудь при встрече двух
приятелей. Откуда возникал такая фраза и "примета"?
Человека узнают не только в лицо, но и по постоянной, наи-
более любимой им одежке. Если он заменил лишь рубашку, брюки
или ботинки, меняясь "по частям" - его легко продолжают уз-
навать. Но если куплен сразу новый костюм или пальто - уз-
нать трудновато. А раз целый новый костюм рискуныл купил, то
- явно уже не так уж беден!
ОБУВАТЬСЯ. "Если женщина, собираясь, идучи на рынок, обует
сперва левую ногу, то она купит все дорого, и щи у нее в тот
день пригорят..." Странно, а - почему?
Проделаем несложный логический анализ. Правая нога - "хо-
рошая", "добрая"; левая - "плохая", "злая", "чертовская". Об
этом ненавязчиво твердили с самого детства и каждый(а, осо-
бенно, легковерные девочки) помнил это с пеленок.
Суеверная женщина случайно обувается "не с той" ноги и...
замечает это! Конечно, она испугается: "Черт помог мне не
так обуться! Ой, не к добру!" И теперь, с самого утра, не-
добрых мыслей полна голова, на весь день. А они - отвлекают.
И, значит - весь день "наперекосяк" пошел. А уж если на ба-
заре торговки "надуют", то тут и вовсе не до "щей"...
ПАУК. Пауков и в избе, и во дворе была масса, а потому и
про них примет существовало множество.
1) "Если убьешь паука - 40 грехов простится". Но, странно,
по другой версии, наоборот, "пауков убивать - грех". Поэтому
- пауков "лучше не трогать". Назойливых мух они в численнос-
ти уменьшают, да и у паучихи паука-крестовика "крест" на
спинке - ни дать, ни взять, "святая", Богом меченая.
2) "Если поутру увидишь паука, особенно спускающегося на
голову или руку, значит, что получишь... деньги"!
Если нежданные деньги "на голову" свалятся - это хороший
сюрприз. Но - в банках или сберкассах пауков нет, а деньги -
явно есть. Явно не верна "примета"!
3) Скажем честно, вообще, здравые объяснения приметам про
пауков найти трудновато. Так, увидеть паука утром, счита-
лось, к печали, днем - к любви, вечером - к надежде, ночью -
к заботам. Правда, здесь, возможно, был какой-то намек на
"сети паука"(сети любви, сети забот и пр.).
4) Увидеть паука неожиданно и испугаться(явно "женская"
примета) - к плохим новостям.
Конечно, если в тревоге ждешь вестей от кого-то, то зара-
нее знаешь, что вести получишь тревожные. Паук не при чем.
5) Мальнький паучок перед тобой спускается - к скорым вес-
тям. Если увидишь паука на своем платье - к счастью.
Воздержимся от многочисленных "паучьих" комментариев.
Главное, что паук, все же - "зверь" полезный. И мух при нем
нет, и тараканов - тем более. А лишнюю паутину смести, не
убивая пауков(если ты не лодырь) - проще простого...
ПЕРЧАТКА. "Потерять перчатку - к несчастью". Почему так?
Что и говорить, приятного мало. Грела она, грела, защища-
ла, сберегала, и вот - ее потеряи. Перчатка, так
по-человечески похожа на руку. Свою руку. И получается - по-
терял перчатку - потерял себя. Без перчаток - как без рук...
ПОДОШВЫ. "Подошвы чешутся - к дорогу". Почему?
Наверно, после прдыдущих объяснений примета понятна. Каж-
дая часть тела человека - служит для исполнения каких-то
функций. Глаза - смотреть, руки - хватать, плечо - толкать.
А подошвы - ходить. Зачесались - "хотят" куда-то идти. То
есть - в дорогу.
ПОДМЕТАТЬ. После отъезда человека три дня не подсметали,
Верили, что если подмести, то уехавший уже никогда больше
назад не вернется. Почему бы это?
Когда от любимого человека хоть какой-то след останется,
пусть даже просто пыль от сапог, то сердцу приятней и даже
подметать не хочется. Вроде бы как он - дома где-то, лишь не
надолго вышел.
Было и другое поверье: Если женщина, подметая, обметет вок-
руг кого-то веником, то его все станут недолюбивать.
Действительно, если пришел гость, да такой, что вокруг не-
го пылят, подметают, как вокруг простой "чурки с глазами",
то уж тут подлинно видно, что к нему неважно относятся...
ПОДОЛ. "Если у девки часто подол мокрый, либо в грязи, то
муж у нее будет пьяница". Отчего бы это?
Догадаться о причине нетрудно: каков друг, такова и подру-
га. Если не аккуратная, по улице толком пройти е может, то и
все время платье мокрое. У мужа пьяницы и жена - неряха.
ПОДКОВА. "Подкова, найденная на дороге, целая или ломан-
ная, обещает нашедшему в тот день благополучие и подарок".
Причина была проста. Подковы в старину были вещью ценной,
Потерянную подкову(но, все же, целую) можно было выгодно
продать проезжему купцу или кузнецу.
Но - вряд ли подкова "к счастью". Последний российский им-
ператор, Николай II имел огромную коллекцию разнообразнейших
подков, которые он собирал" на счастье". Их постоянно подб-
расывали ему, по дороге, подобострастные верноподданнные.
Но, как знаем, большого счастья это ему не принесло.
ПОРОГ. Считалось, что "холостому человеку не годится си-
деть на пороге - за него не пойдет замуж ни одна девушка".
Почему же так плохо относились к порогу?
Порог - означал край чего-то. Порог - есть всегда что-то
промежуточное, ни там, ни сям, неопределенность, неясность.
То же, скажем, говорили про сидящего на углу стола - "замуж
не выйдет". Потому что угол - тоже, ни тут, ни там.
Потому на пороге не здоровались и не прощались, из опасе-
ния ссоры. "Поцелуй, на пороге полученный предзнаменует ос-
туду в любви, ссору или всегдашнюю разлуку", - даже говорили
когда-то. Что ж, в чем-то и была правда.
ПОРТРЕТ. "Если упадет портрет со стены, то предзнаменует
смерть тому человеку, с которого писан или хозяину..."
Почему, догадаться нетрудно. Скажем, непочтительное отно-
шение слуги к хозяину, переносилось и на непочтение к порт-
рету. Гвоздь слуга вбивал небрежно, кое-как, не старался. А
ведь понятно: для портрета хорошего друга или заботливого
родителя - гвоздь небрежно не вобьют.
Да, и если хозяин здоров и физически крепок, то он и сам
гвоздь заколотит на славу и портрет повесит на века. Но уж
ежели слаб, то и сам долго не протянет, и гвоздь для портре-
та будет торчать чуть живехонек в старой прогнившей стене.
Чуть стукни - портрет и обвалится. Одно к одному.
ПОЛЕНО. "Полено из печи выскочит - к гостям". Почему?
Все просто и очень понятно. Полено из печи "зря" не выска-
кивает. Раз печь топится вовсю, значит, жаркое варится. А, к
жаркому и едоки поспеют, значит - скоро и быть гостям.
ПРЯЛКА. "Если кто-то не снимает льна с прялки в субботу,
вечером, то у того всегда будут гнилые нитки". Почему?
1) Оставшийся лен за ночь влаги нахватает. Когда снова бу-
дут прясть, то нитки, хоть где-то - ослабнут, распустятся.
2) А в субботу почему? Как ни странно - по "астрологичес-
кой" причине. В римской астрологии каждый день посвящался
определенному богу. Суббота - считлась днем Сатурна(День Са-
турна, Saturday - по-английски). А он из всех семи богов не-
дели, был самый злой, "гнилой", как считалось, человек.
ПРОСЬБА. "Чтобы у кого-нибудь что-нибудь выпросить, нужно
сначала этого человеа обойти три раза вокруг". Почему так?
Простая психология. Если он увидит, что Вы вокруг "кругами
ходите", как кот вокруг сметаны, то тут же смекнет, что Вам
что-то надо. И - Вашей просьбе и уступит. Возможно даже ис-
пугается, что Вы так - "колдуете"...
Next