ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
РУКИ. Если четыре человека, здоровясь или прощаясь, подают
друг другу руки крест-накрест, значит, скоро, у кого-то из
них - говорили, "будет свадьба". Почему так считали?
Кто может попрощаться таким чудным образом, крест-накрест?
Только люди достаточно молодое. Старые люди - степенны, и
так никогда прощаться не станут. А дальше, очень возможно,
из 4-х молдых друзей кто-нибудь, когда-нибудь, будет - же-
них, кто-то - дружка. Такое и "предсказать" несложно.
САХАР. Рассыпать сахар, считалось - "к хорошему". Почему
же так, если сахар пропал?
Кончено, невозможно предсказать, к хорошему или к плохому
такое событие. Но, раньше сахар был очень дорог и ценен. И,
потому, там где преспокойно рассыпали сахар, там явно живут
не так уж плохо.
СВЕЧА. "Свеча если нечаянно погасла, считалось, к гостям".
Откуда взялось такое поверье?
Наверно от простого: вот кто-то увидел - идет знакомый че-
ловек вдали, раскрыл заранее дверь. А у другого на столе
свечу и задует. И получается будто бы связь: как свеча по-
гасла - так и гости!
Точь в точь, как многие из нас в детстве наивно верили,
что в магазине - "деньги дают"! Дашь в кассу, всего одну бу-
мажку, а назад - получаешь так много!
Ложные связи, ложные причины и следствия, это и есть - су-
еверия, т.е. "верования всуе", зря. Таковы и многие приметы.
СВИСТ. "Свистеть - к горю. Свистеть - денег не будет. Если
будешь свистеть в доме - то в нем будет пусто". Почему?
И тут проста логика - от обратного. В пустых комнатах -
ветер свистит. В пустом кармане с дырой - тоже. А потому от-
куда быть счастью при пустых карманах и в опустевшем доме? А
идти, беззаботно насвистывать - значит о делах не думать и о
будущем не заботиться. Так примета и получилась.
СКАТЕРТЬ. "Если девушка прольет что-то на скатерть, то муж
у нее будет пьяница". Если человек, которого ждут к обеду не
придет вовремя, нужно потрясти за скатерть и он непременно
явится". Почему так решили?
1) Девицы за столом всегда были чинны и аккуратны, а раз
появилась такая неловкая, что дорогую скатерть облила - то и
хозяйки из не толковой не выйдет, а значит и мужа ей сыщут
явно ей "под стать", т.е. - не лучше.
2) Трясти же скатертью, гостя "вызывать", это уже не при-
мета, а активное магическое "действо". Как будто трясешь ко-
го -то за полу пиджака и торопишь: Иван Иванович! Где ты?
Пора ехать!
СЕРЕЖКИ. Странная была примета: "если замужняя женщина се-
режки в ушах не носит, то ей суждено... овдоветь"! Почему?
Вдовы не носили сережки - не положено было. И потому выве-
ли примету обратную. В чем-то в ней смысл был. Потому что,
если женщина за собой не следит и себя украшать позабыла, то
о муже думать - и подавно.
СЛЕДЫ. "Тот, кто идет, наступая на следы человека, идущего
впереди, тот берет у этого человека силу". Почему бы так?
Здесь простая физика и никакой магии. В лесу, например,
первым идти и путь для всех прокладывать - очень трудно. Ве-
лосипедистам и туристам такой принцип хорошо известен, да и
птицы даже, летают на юг строем: как трудно первому - так
легко второму. Кто идет по проложенной лыжне - лишь посвис-
тывает, А тот, кто впереди - из сил выбиваются...
СМЕЯТЬСЯ. Считалось, что за столом не смеются, "иначе бес
нагадит в кушания". Почему же, откуда - бес?
В старину за столом полагалось сидеть чинно и важно. Счи-
талось: раз за стол сели - надо есть, а посмеяться - всегда
успеется. Над тем кто был уже пьян, смеялся и отвлекался от
еды - шутили, и порой, довольно жестоко. А подшутить раньше
любили, особенно на свадьбах, когда все вкусненькое выпивали
и съедали, а подлиывали подкладывали "такого, чего хуже не
придумаешь"!
Другая примета: Кто до большого праздника веселится и сме-
ется, тот в самый праздник будет грустить и скучать".
Тоже тонко подмечено: кто "уже нагулялся", тому, с большо-
го похмелья уже и праздник - не праздник...
СОВА. Очень своеобразная примета была про сову: "если сова
возле дома закричит, то это... к новорожденному"!
Кто знает, как появился такой смысл. Но современный го-
родской житель возможно замечал: если низко пролетит самолет
или проревет где-то мощный самосвал, то автомобили с "автос-
торожем", стоящие "на приколе" вдруг... начинают сами по се-
бе - сигналить, отзываться на звук!
Так, может быть с совой. Рожали раньше тяжело и трудно, не
только кричали, но, даже умирали от тяжелых родов. А птицы -
чутки, на протяжный крик слетаются.
Могла, кончено, примета возникнуть и по другой причине,
чисто символической: Кто кричит громко? Младенец. Где он
кричит, в темноте, в мтеринской утробе. А кто еще во тьме"
кричит? Ночная птица - сова. Вот они, "темные" и "переклика-
ются". Впрочем, конечно, не на все есть ответы.
СОЛЬ. За столом передавали соль друг другу с суеверными
предосторожностями. Ох, нельзя подавать другому соль! Иначе
- поссоришься! Чтобы этого не произошло, подавая соль, счи-
талось, желательно... рассмеяться!
Дело в том, что, по другой примете, соль, случайно рассы-
панная, знаменует будущую ссору или брань. Такую возможную
ссору, однако, удавалось "нейтрализовать" своеобразной маги-
ей - руганью в свой адрес или хорошим щелчком себе по лбу.
Причины проста: в давние поры соль была дорога, добывалась
трудно. Рассыпать соль - причинить ущерб семье. Оттого тех
из детворы, кто за столом рассыпал соль, отец тут же наказы-
вал, лупил деревянной ложкой - прямо в лоб!
Если же оказывалось пересоленым какое-то кушанье, шутили,
что повариха наверно влюбилась, загляделась на кого-то и пе-
ресолила. А иной раз и специально насаливала тому, кто приг-
лянулся. Впрочем, тут-то причина ясна, как день.
СОБАКА. "Про собак - примет множество. Так, собака, воющая
- оплакивает... чью-то смерть, а роющая - роет себе могилу"!
Могила челвечь, наверно, все же, не при чем. Зато собаки с
большой охотой разрывают, скажем, мышиные норки на пашне,
явно предрекая "смерть" хвостатым воришкам!
Собака же воющая с поднятым вверх "рылом", как думали,
предвещала"... пожар. Однако, биологи знают, что собачий
вой, это, попросту - перекличка, когда собака зовет, для
проверки, своего приятеля или хозяина. И что хотела этим
"сказать" сама собака, это лучше у нее самой и спросить!
СОРОКА. Длиннохвостая сорока-белобока, та, что "кашку ва-
рила и деток кормила", считалась "счастливой", приносящей
счастье, птицей. Вот садилась возле окна сорока и это "пред-
возвещало" - здесь скоро будут гости! Почему так считали?
Догадаться нетрудно: все объедки после гостей доставлась
проворным сорокам и кошкам(кошки, кстати, столь же догадли-
вы) и стоило сороке увидеть поблизости едущую телегу, как
она быстро "соображала" - что ей будет пожива. И - торопи-
лась "к столу"!
А, так как сороки - птицы довольно крупные, то и слетались
они лишь к "хорошим" помоям, крупным, частым, богатым. Поэ-
тому и означало сорочье гнездо возле дома - "богатство и
счастье".
А отсюда объясняется и другая примета: ежели в доме есть
больной, то, при виде сороки он - выздоровеет! И то, если уж
и сороку прикормили, то больного уж и подавно выходят.
СПАТЬ. Лежебок не уважали. Про того, который вставал толь-
ко в полдень, еле ходил, с опухшей физиономией и заплывшими
глазами, говорили: "если холостой слишком много спит, то
наспит себе кривоглазую жену".
И доля истины тут была: красивых и умных углядеть за день
не успел, проспал. А к вечеру, да спросонья любая девка -
красивой покажется. Вот пара и состоится.
СПОТКНУТЬСЯ. Если человек спотыкался ненароком, то над ним
смеялись: его кто-то бранью поминает! Могли даже "вспомнить,
кто. Почему же так?
Конечно, если вслух вдруг выбранят - поневоле все из рук
повалится и спотыкаешься даже на ровном месте. А если вдруг
споткнулся, а бранившегося нет, то... "где-то" он, возможно,
все-таки - есть? Так и возникла глупая "примета".
СТИРКА. Про небрежную постирушку замечали "Коль постируха
льет воду вокруг себя и на себя, то муж будет... пьяницей!"
В самом деле. Для женщины стирка белья, рубах, платья -
была одним из главных дел в доме. По сей день стирают в
сельском пруду на мостках и плотах, споро и быстро. Но - ак-
куратно. Если же кто-то брался стирать - размашисто, без ог-
лядки, с плеском во все стороны, то замечали сразу, что это
- неумеха. А неумеху умный мужик в жены и не возьмет.
Кстати, все случаи, где что-то проливали неумало или неча-
янно - сводили к пьянству будущего супруга. Да и то верно!
Раз жена - неряха, то и муженька подберет - не лучше!
СТОЛ. А еще говорили, "нельзя крошки стряхивать со стола
просто рукой - не будет ни в чем достатка". Отчего бы это?
Видимо, и проста эта примета, да и не очень. Дело в том,
что раньше, ревниво следя друг за дружкою, соседи, подчас не
понимали, почему у одного человека все складно и хорошо по-
лучается, а у другого - никак. И сводили это, нередко, не к
профессиональному умению, а к... умению колдовать "лучше
других". Вот как!
Подглядел кто-то, тайком, к зажиточному соседу в окошко, а
там(ух, ты!) - явное "магическое действо": со стола-то - не
прсто рукой, а особой тряпочкой стирают! Колдовство! А у нас
-то - простой пятерней(поскольку ни тряпочки лишней не было,
порою, в нищенском хозяйстве)! И так обратилась простая ак-
куратность в примету бедности или богатства...
СТРЯХИВАТЬ. Очень осторожны были с водой для умывания.
Считалось, "кто стряхивает с рук воду за спину6 тот плодит
четей". Почему так?
1) В прудах, да омутах, считалось, черти водятся! А спина,
это, согласно магии - темная, "нечистая", оборотная сторона
тела, то есть сторона "чертовская". Так явилось поверье.
2) Еще считалось: "вперед спиной ходить - черта тешить".
И, когда колдовали "на нечистую силу", так и ходили, вперед
спиной(на Западе, и пляасли так, на шабашах).
3) Демонстративно спиной к кому-то повернуться, фактичес-
ки, его - к черту послать. А с рук "за спиной" капельки от-
ряхивать - чертей плодить. Верили, сколько упадет брызг,
столько и будет новых маленьких чертенят!
СТУК. Верили в черта или не верили, но всего непонятного
побаивались. А непонятного раньше было много. Скажем, просто
стук, слышимый в доме, неизвестно откуда, как считалось,
предвещает смерть домашним или родственникам. Почему?
Что ж, тут уж был явный намек на стук... молотка по гробу.
И люди суеверные непонятного "потустороннего стука пугался
еще больше.
Страх и загонял кого-то в могилу. Но сам же стук(скажем,
от хозяйничающей вороны на крыше или от кошки, грызущей
кость, в коридоре) обычно ничего плохого не предващал.
ТЕМНОТА. А еще говорили, что когда муж и жена едят "в по-
темках, то ребенок и них будет... вором! Почему бы так?
Своеобразное, но тонкое наблюдение. Ведь "впотьмах" обеда-
ли только самые бедные, у кого не было ни дров в печи, ни
лучины, ни свечечки. Тут и мог, подрастающий "во тьме" паца-
ненок легко умыкнуть и лишний кусок из сахарницы и лишний
ломоть хлеба. Ворами не рождаются, ворами становятся.
ТРИНАДЦАТЬ. Про число "тринадцать" можно написать целую
книгу, примет про него немало, но сводятся все к одному -
"несчастливое" это число. Скажем, держится ткакя примета,
что если за одним столом казалось, случайно, 13 человек, то
один обязательно "должен умереть" в этом же году!
Что ж, тринадцать - число большое, а, значит, по простой
статистике, с кем-нибудь "хоть что-нибудь" да случится! Тем
более, что из 13-ти человек всегда находился кто-то "самый
старый", кто-то - "самый глупый", кто-то - "самый лихой".
В Японии, однако же, число "13", напротив, считается очень
удачливым числом.
Next