КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК

           к1.КОТОВЩИКОВА ЛУКЕРЬЯ.  С любвью женской - шутки  плохи! 
           В июле 1793  года в нижегородском Совестном суде производи-
         лось дело о Лушке Котовщиковой, дочери нижегородского ямщика
         и солдатке Анне Матвеевой.
           Коварная Лукерья обвинялась в том, что, получив от ведьмы-
         солдатки три "навороженные завязанные узла",  подкинула один
         из них под порог дома бобыля Благовещенского мнастыря Фроло-
         ва и, тем самым, "испортила" дочь его Авдотью.
           Другой "узел" она подкинула "по наущению той  же солдатки"
         под прог жилья отставного солдата Старикова, у которого так-
         же была дочь-конкурентка и который выдавал ее, свою Секлетию
         Данилову замуж за видного собой капрала Березлева.
           "И оная девка Авдотья и капральская жена Березлева,  - от-
         мечало судебное следствие про типично женскую истерику, - от
         того приходят в безумство".
           Вызванные в  присутствие  "потерпевшие"  женщины показали,
         что у каждой из них болит сердце,  "от чего и приходят они в
         безумство".
           В суде,  однако,  оказались смышленые люди.  Суд пстановил
         вызвать лекаря  для освидетельствования "порченых".  Послед-
         ний, тоже здравый человек,  нашел у обеих обычную форму исте-
         рики, проявившуюся у них, лишь когда они узнали, что "испор-
         чены". Лукерья  Котовщикова   и   Анна   Матвеева,   потому,
         отделались полугодовым сидением в остроге, чему, однако, на-
         верняка, были рады-радехоньки,  избежав обвинения в колдовс-
         тве и околдовывании...
к2.КРЫЛОВ ПЕТР. Как свидетельствует ряд кодовских процес- сов XVIII века, одной из главных причин, побуждавших обра- титья к дьяволу, было представление о том, что Сатана может всячески обогатить тго, кто оттупится от бога. Меж тем "крестная сила" Крылова обогащать явно не собиралась. Фурьеру Кудринского батальона Петру Крылову(дело 1752 го- да) было прекрасно известно, что "чародейство, чернокнижест- во наикрепчайше запрещается" и что "наказание сожжения - есть обыкновенная казнь, ежели оный(человек) своим чародейс- твом вред кому учинил или дейтвительно с диаволом обязатель- ство имеет..." Таковые Воинские Артикулы Петра I, по собственному призна- нию Крылова, читались тогдашними агитаторами и пропагандис- тами, "еженедельно при собрании рот". Однако угроза наказания не помешала ему присулшаться к словам опытного колдуна Андрея Тимофеева, сказанным в дове- рительной беседе за чаркой вина: "Ежели де хочешь, чтоб был ты богат и знатен, то дея тебе зделаю, тол(ь)ко ты отрекись от Христа, и от богородицы, и от всех святых, и отдайся диаволу и напиши пис(ь)мо". Крылов с превеликой готовностью согласился пойти на бого- отступничество, и, принеся бумагу и чернильницу, со слов колдуна малевать "расписку" дьяволу, а кровью подписать ве- лено было, "когда понадобитца". "Како, де, кровию подпишешь", - говорил, прихлебывая вин- цо, хитрый колдун, - "то де оне(дьяволы - А.А.) принесут де- нег во образу человеческом и пис(ь)мо у тебя возьмут". "Богатства и чести желаючи", Крылов читал то письмо "на один" и "ввечеру", "в первом часу ночи" во дворе у бани "с таковым желанием, чтоб на то чтение представши к нему диа- воли принесли денег, токмо де, по прочтении того пис(ь)ма тех диаволов он Крылов, не видал". Первая неудача не поколебала веру Крылова в принципиальную возможность усеха. Он был согласен с Тимофеевым, уверявшим, что "когда Крылов писал то пис(ь)мо, Андрей был хмелен, мо- жет, де, ошибся в словах и для той ошибки дияволи ему, Кры- лову, и не показались..." На всякий случай Крылов написал еще четыре аналогичных письма, два из кторых подписал кровью, и - опять-таки усилия не принесли желаемого результата. К тому же, на время Крылов вынужден был прервать не дававшуюся ему магическую практи- ку(полк переходил из Нижнего Новгорода в Москву), но, однаж- ды, в праздник "впало ему... в мысль таковое разуждение, что протчия люди гуляют со всякими увеселениями, а он, Крылов, за неимением денег, того весели лишается, и в том о неимении у себя денег размышлении - пришли ему в памяти... имеющиеся у него богоотступные пис(ь)ма". Что ж, на сей раз он бросил письма в омут при мельнице, то есть доставил его прямиком в "нечистое", по народным предс- тавлениям, место, очти в руки "бесам". А когда и после этого упрямые "бесы" так и не пошли на контакт Крылову, он, на ос- тавшемся у него письме дописал кровью("рудой"): "Вам, дияво- лом, я, Петр - подписал рудою своею". И даже уточнил канце- лярские данные: "Которое пис(ь)мо написано чернилами, в реке Яузе брошено под мел(ь)ницею". Увы, всякая решительност Крылова исчезла при первом же, причем, со сне(!) - появлении "бесов". Занятно, однако, что данный рассказанный сон был воспринят и им самим и высоко- посталвенными представителями Синода, как очевидное доказа- тельство вины! Представшие во сне перед Крыловым бесы(шестеро, "в челове- ческом подобии", "в солдатском платье") вели себя нагло и говорили якобы: "Дай нам пис(ь)мо, а мы де тебе ден(ь)ги принесли", "кои ден(ь)ги в том же сновидении ему, Крылову, и показывали". Проснувшись, Крылов пришел "в великий ужас", вспомнил-таки о боге, стал читать псалмы(типа "Да воскреснет бог, да рас- точатся врази его" и т.п.) и истово отбивать земные поклоны перед иконой, до тех пор, пока дьяольское видение не исчез- ло. Окончательно успокоил его голос, слышанный, якобы от об- раза богородицы: "Обратись, и помилуют тя(бя)", понтый в смысле - придти с повинной. Крылов, однако не воспользовался померещившимся советом бежественной представительницы, к священниу идти обоялся, но доноса и суда избежать не далось. Письма его были доставлены не ко дьяволу, а в Криксрехт, затем в Синод, где Крылова ожидало длительное судебное разбирательство. Дальнейшая судьба Крылова неизвестна.
к3.КУНИЦЫН НИКИФОР. Как в наши дни вербуют шпионы своих помощников, среди не слишком хорошо оплачиваемых лиц, так и в давние поры стремились бедняки "завербоваться" к дьяволу, ради денег и богатства, разочаровавшись в боге, вера в ко- торго ничего пободного им не предоставляла. Смена религий, христовой на антихристовую, была проста, как переход с рабо- ты на работу. И, точно так же, как при поступлении на новую работу, писалось "заявление" к будущему начальству: "Князю тьмы! - писал в 1738 году полковой писарь Никифор Куницын. - Покорно тебя прошу о неоставлении меня обогащени- ем ден(ь)гами, ибо я обнищал, и дабы ты меня не оставил, прислал бы ко мне служебников своих, понеже я буду ваш, ког- да буду во Иерусалиме и работат (на) тебе завсегда готов, и отрекаюся (от) своего бога, точию (сообщи) как мне и куды повергнуть крест Христов. Покорным слугою (тебе) Никифор Ку- ницын". Увы, дьявол,видимо был на "совещании" и не рассмотрел "заявления" вовремя. А вот доносчики были уже тут как тут. И уж они-то свои тридцать сребренников получили...
к4.КОЗЛОВСКИЙ ГРИГОРИЙ. В 1710 году в Ковельском городском суде слушалось дело по обвинению некоего Григория Козловско- го в неудачном лечении "посредтвом чародейских приемов". Как выяснилось на процессе, Г.Козловский имел обширную "лечеб- ную" практику и во всех случаях, от всех болезней примен- ля... одни и те же средства! Что же делал этот великий "целитель"? Он, без обмана, то- лок в ступке полынный крень, какую-то травку и... стружки с золотого червонца. Этим составом он "подкуривал" больного и смазыал... веревки, которыми он обвязывал больные органы. Затем Козловский обрезал у больного ногти и четыре пряди во- лос и все это забивал осиновым колышком в дыру, кторую выс- верливал в верхнем дверном косяке. В наши дни "чародей" Козловский наверняка был бы избличен в явном мошенничестве, но тогда - всего лишь в неуважении к богу. Ему повезло, казнить в те поры уже не казнили, а толь- ко приговорили к штрафу и к церковному покаянию.
к5.КАПЛУНИХА ПРАСКОВЬЯ. Быть долгожителем, оказывается, иногда вредно. Чересчур преклонный возраст могут и "не так" пнять. В 1720 году, в Южной Волыни вспыхнула эпидемия мровой язвы(чумы). В городке Красилове по этому поводу состоялось собрание жителей, которые решили, что болезнь распространя- ется по чьему-то наважднию. Общее внимание в связи с этим обратила на себя прожававшая в городке старуха Прасковья Каплуниха. Подозрение в колдовс- тве пало на Каплуниху, поскольку ей было 120 лет от роду. Старуху хватили и... самосудом сожгли на костре. Население "отвело душу", а эпидемия, меж тем, прошла, сама собой. Впрочем, казни были, все ж, не столь скоропалительны. По- дозреваемого предварительно усиленно пытали(каленым железом и пр.), осматривал тело - нет ли у ведьмы "хвоста" или "чер- товых меток"(родимых пятен, или же пятен, оставляемых втира- емым травяным наркотиком, ьтпа белладонны, где кожа становит- ся практически бесчувственной к уколам), сбрасывали в связан- ном виде в воду, испытывая, утонет или нет(считалось, что ведьму поддерживает дьявол и она вплывает) и так далее.
к6. КОЛОБОВ ИВАН. Из следственных дел прошлых веков легко видеть, что обвинения в столь опасном для царя и государства деянии, как... "чародействе" широко использовались "в личных целях", для собственной выгоды, подчас из чувства личного недоброжелательства, из-за ненависти и мести. При этом6 как за повод, хватались за любое первое неосторожное слово, ска- занное при раздражении, запальчивости, в отчаянии, спьяну или просто, ради шутки. Так, от времен царя Алексея Михайловича дошло до нас суд- ное дело между Никитою Арцыбашевым и Иваном Колобовым. Сна- чала Арцыбашев в поданной им целобитной - обзывал Колобоа кудеником и уотверждал, будто видел у того "волшебные заго- ворные пис(ь)ма", кторыми тот испортил его жену, околодовал бояр и воевод. Потом же противники внезапно примнирились и подали заявле- ние, что желают прекратить это дело, что Никита возбудил его "затейкою", то есть в шутку, исполняя свою "недружбу", так как между ними и "допрежь" случались распри и споры. Таковы были милые "шуточки" старых времен, когда кто-то мог и под пытку попасть, и головы лишиться...
к7.КОЖЕВНИКОВА АГАФЬИЦА. Люди, сделашие "колдовство" своим профессиональным занятием, подчас были менее опасны, чем колдуны-дилетанты, бестолковые "начинающие" имя которым, бу- кально, легион. В 1648 году разбиралось достаочно "серьезное" дело, с Агафьицей, дочерью крестьянина Кожевникова, которая влюби- лась в некоего Федора Севергина и всячески того обихаживала, как6 например, давала ему пить "кислые щи"(вкусный напиток, к современным "щам" в виде стлового упа, отношения не имев- шего). Напиток подвался, разумеется, с любвными приговорами, "чтоб он любил и по ней сох". Но, по каким-то внешним или внутренним причинам приворот оказался малодейственным, "он, де, Федор, женился мимо ея, Агашки, и от нея, Агашки, отс- тал..." Разневанная влюбленная не возжелала смиритья со счастливой соперницей и решила дело кончить еще одним "колдовским зель- ем", проще говоря, ядом. "...а к смерти Федора давала многие корения с наговором, - и как те корения зовутся и где рас- тут, и описать того для дурного ведовства не мочно", - читаем мы в уголовном деле тех лет(буквально: не следует давать описание, во избежание повторного колдовства - А.А.). "Волшебства" в подобных действиях, конечно же, не было ни на копейку...
л1.ЛОГИНОВА ВАРВАРА. Концентрация "колдовских" расследова- ний по территории России была довольно неравномерной. В зна- чительной мере это было сязано, как ни странно, с концентрацией... женщин-истерическ, так называемых "кликуш". Среди населения старых лет считалось, что в судороном сво- ем припадке кликуши "выкликивают" проклятия и жалобы на тех, кого подозревали в своей "порче", называя имена и место. В старину появление кликуш было величайшим несчастьем для всей общины. Их болезненный бред, тем не менее, принимался с пол- ным доверием и... вызывал судебное преследование! По одному случайному оклику беснующейся бабы безоговорочно брали оговоренного ею человека к допросу, подвергали пыткам и - вымучивали у него признание в несвершенном преступлении! Очень много жалоб приходило, например из маленькой Шуи. Петру Великому, наконец, все это изрядно надоело, поскольку в кликаниях, случалось, звучали намеки и на "царя-антихрис- та". В 1715 году он велел хватать не обвиняемых, а в первую очередь - самих кликуш! И, тут-то уж, под кнутом, проводить начало следствия: действительно ли она больна или нарочно напускает на себя "порчу", притворяется больной. В объяснение такого решения в указе царя приводился случай в Петербурге, в 1714 году: Некая Варвара Логинова, жена плотника, начала было "кли- кать", что ее испортили. Когда же, однако, ее взяли и под- вергли допросу "с пристрастием", то она тотчас же "расколо- лась", признавшись, что кричала - нарочно. Дело в том, что, как-то будучи в гостях обвиняемые в "пор- че" подрались с ее деверем и порядком его отдубасили. Варвара решила отомстить, но не нашла способа, как сделать это по-подлому, по-бабьи, в частности, занявшись лже-кликушест- вом. Случай этот послужил поводом для гонений на кликуш и их число очень быстро и резко убавилось, сойдя почти на нет...
л2.ЛОМАНОВА ДАРЬЯ, МАСТЕРИЦА. Чародеев и волшебников, а, точнее их нежданных пакостей, опасались всюду. Тем более - в царском дворце. В 1638 году, при дворе, одна из мастериц, Дарья Сновидова, видимо, в отместку, донесла на свою подру- гу, тоже мастерицу, Дарью Ломанову, будто бы последняя "пе- пел сыпала на след государыни-царицы". По ходу следствия были привлечены к отвественности, как посчиталось, опасные преступницы - "жонки-колдуньи" Настась- ица, да Манька-Козмиха и другие, радетельницы средневекого секс-сервиса, "которые мужей к жонкам привораживают". Дарья на допросе призналась, что ходила к ворожейкам, что- бы научиться приговору, вроде: "Как де соль в естве любят, так бы муж жену любил" или "Сколь де мыло борзо(быстро - А.А.) смотется, так бы и уж (скоро) полюил..." и т.п. Всех выявленных девок и бабок пытали в том, что не имели ли они чего-либо против государя и его семейства? Обвиняли в воз- можной "порче" царицы Евдокии. Пытка женщнам была произвелена "по-царски", огнем, но, несмотря на испытываемые мучения, ничего предосудительного и дополнительного не выяснилось, кроме уже упомянутых наивных и вздорных "нашептов", нашептывания. Тем не менее, на всякий случай, от греха подальше, после положенных пыток, Ломанову с мужем ослали в Пелымв Сибири), Маньку-Козлих - в Соли- камск, слепую Феклицу с мужем - в Вятку, а слепую Дуньку - в Сольвычегодск, всех же "соприкосновенных" с означенной мас- терицей - выгнали из дворца. Порядок был восстановлен...
м1.МАКАРИЙ. Поскольку колдуны в своем лице объединяли ле- чащего врача, психотерапета и психолога в одном лице, то малграмотное население относилось к "колдунам" с большим почтением. Эта статья дохода интересовала многих, особенно тех, кто, в силу болезни, травмы или подобных же обстоятель- ств не мог вести полноценный образ жизни, требовавший посто- янного применения физической силы. Поэтму "подколдовывали" и вященнослужители. В 1756 году Тайная канцелярия расматривала дело священника Пошехонского уезда. ГЛавный орган политического сыска России обвинял отца Макария в тяжелдейшем по рем временам преступ- лении - отречении от "веры Христовой" и обращении "к сата- нам"(Сатане, дьяволу - А.А.). Уликой послужил переписанный его рукой "черный заговор", помогающий в любовныхделах: "...чтоб девица тосковало в ден- ном часу и в нощном и во утреннем, как бел петух по земле трепещет, так бы и она, раба божия, трепетала и токовала..." Следствие, однако, быстро установило, что тетрадью с заго- ворами о любви и "прилюблении баб" охотно пользовались и другие "христолюбивые" пошехонцы: еще один поп, понмарь и поповский сын. Далее следствие "раскручивать" не стали, а за неслыханные сии деяния проштрафившихся священников срочно лишили сана. Всех богоотступников отправили в Ярославль, для примерного наказания по усмотрения местного начальства...
м2.МАРФУШКА. Пришедший на власть царь Федор Алексеевич был худ телом и лицом, весьма болезненен. Внутрених причин тому, разумеется никто не знал, а в поисках причин внешних недос- татка не было. Пересуды и толки шли там и тут, и неудиви- тельно, что к 1681 году в народе пошла молва, что царя явно испортили злые бабы-ведуньи. 27 апреля 1682 года "объявлено было о смерти Федора, кото- рый действительно скончался через несколько часов(подозрева- ли отравление)". Как уже сказано, в смерти государя народ винил, разумется, безвестных чардеек. В связи с этим, 16.05.1682 года в Москве стало непокойно. КСтрелецкому приказу явились сотни челобит- чиков, с нелепым требованием "вызнать" предполагаемых коду- ний и наказать. Народ накапливался, волновался и дело требовало разрядки. как всегда, тут же сыскался человек, некий Евтюшка Марков, который заявил, что эту проклятую бабу видел и знает, что живет та на Поварской улице. Толпа с гиканьем кинулась по указанному адресу. Ошалевшуюбабу схватили, избили и достави- ли в Стрелецкий Приказ, передав боярину, Василию Семеновичу Волынскому, для разборки. Бабу звали Марфушкй, была она же- ной водопроводных дел мастера. Однако при "разборке", после 32 ударов кнутом, обвиняемая все равно утверждала, что ни о каком волшебстве она слыхом не слыхала и никого никогда не "портила". Стрельцы, по обык- новению, утверждали, что первую эту пытку он снесла, благо- даря своему "чародейству" и требовали продолжения "сыска". Марфушку снова отхлестали кнутом, поднимали на дыбу, жгли огнем. Несчастная, видимо, к своему "счастью" оказалась сла- ба здоровьем не выдержала страшной боли и... скончалась. Доносчик, Евтюшка, через 20 лет и сам хлебнул лиха на той же пчве. Очередной наветчик, выкринув клич-девиз "Слово и дело!" показал после, под пыткой, будто давал Евтюшка двор- цовой постельнице два кусочка "воску наговоренного"(возмож- но, с некими "химическими" добавками - А.А.), чтобы она налепила, где знает, да еще упоминал Евтюшка при том "имя государево, неведомо для чего". Евтюшку взяли и он оказался не намного крепче оговоренной им, когда-то, Марфушки, и, не выдержав пытки, скончался в застенке(возможно, так, хороня свидетелей и исполнителей, кто-то более высший вершил свои тайные планы). Жена Евтюшки, тоже схваченная, оказалась смелее и крепче, на трех пытках держалась упорно и отвергала все обвинения против мужа. На всякиц случай ее и после держали под стражей, пока летом 1700 года на этот счет не прибыла специальная бумага из Пре- ображенского приказа: "Бояре приговорили Анютку, жену Евтюшки, освободить, пото- му что она в том деле очистилась кровью..."
м3.МАТВЕЕВ АРТАМОН, БОЯРИН. Обвинить человека с высоких постов было сложнее, но и это делалось регулярно, ибо шпио- нов и соглядатаев было доастаточно всюду. Обвинения в чаро- действе использовали и в государственных ахинациях, скажем, против любимцев бывших царей. Так, усердные царедворцы донесли на боярина Артамона Сер- геевича Матвеева, царю Федору Алексеевичу(царствовал 1676-1682 гг), что тот, в доктором Стефаном читает... Черную Книгу! А ткже, что Николай Спофарий обучает его и его сына - чернокнижию. Донсчиками были - "карла Захарко"(карлик - А.А.) и лекарь Берло, явно усмотревший в докторе Стефане - злостного конкурента. Об этом обвинении А.С.Матвеев пишет в своей челобитной 1677 года к царю: "Как будто я у себя в домишке, в палате, с Степаном Докто- ром ч(ита)ли Черную Книгу и в то де(скать) время, будто пришло к нам в палату нечистых духов множество и говорили нам, мне, холопу твоему, и доктору Степану, те нечистые духи в слухе(вслух - А.А.), что есть у вас в избе третий чело- век... А та де(скать) Черная Книга в полдесть, а толшиною в паль- ца три; а учил де(скать) будто по той книге меня, холопа твоего, и сынишку моего, Андрюшку, Николай Спофарий". Впсоледствии открылось, что боярин А.С.Матвеев читал... лечебник, принятый усердными доносителями за "Черную Книгу"!
м4.МАТРЕНКА-ВДОВА. Обвинить в колдовстве любого человека мог даже самый последний пьяница - к его мнению заботливо прислушиались, особенно, когда это было кому-то выгодно. Так, в 1654 году была посажена в тюрьму вдова Матренка по доносу "гулящего человека" Исачки(Исаака). Исачка этот про- живал в Москве, "могилы копал и мертвых носил". Как-то он познакомился на Кузнечном Довре с таким же не- равнодушным к вину, как и он, Василием Чеглоковым, который пригласил воего нового собутыльник к себе домой. Живя у Ва- силия, они непрестанно пьянствовали. Результаты постоянных "возлитяний" не заедлили сказаться.У Исачки судя по всему, началась "белая горячка", прще говоря, галлюцинирование от алкогольного отравления. Как-то лег Исачка спать в подклеть, и тут-то: "...почало де в подклети быть светло, и после того - тем- но, что мгла, и с избыдраницы почало драть. И он, де, Исач- ко... из подклети вышел в конюшню и около де конюшкни почал быть шум и показался де(скать) ему лес, великий и дубравы большие, и люди многие земли толкут и сеют, а кажется де(скать), что на девичьем поле... И он, де, Исачко, из конюшни пришел в подклеть и лег на лавке и почало ему видеться, что та женка Матренка показала себе правую руку и на персты дунула и в подклети почала быть Луна и светлость, и виделось де ему, что многие косматые(то есть привидевшиеся Исачке мохнатые чертенята - А.А.) и сеют муку в землю". И как бы не очевиден был бред горького пьяницы, но, тем не менее был начат скорый "сыск", потому что средневековый ал- коголик, допившийся "до косматого" доверительно сообщил, что "учинилсь такое привидение(от слова "привидеться" - А.А.) от тое вдовы Матренки и от ея плутовства..." И опровергнуть сию глупость - нельзя было...
м5.МАРФА-БАБКА. Что бы ни случалось в царском дврце, пусть даже самое пустяковое происшествие, любая странная находка или самая обыкновенная мелкая пропажа, царь когда ему про это докладывали, первым делм подозревал естественный умысел против своего здоровья, попытку "испортить" его или "оклодо- вать", с целью прстой "уморить" и "сжить со света". Как-то, в качестве меры пресечения была взята под стражу и "распрошена накрепко" незадачливая комнатная бабка Марфа Ти- мофеевна, помогавшая поварихам на царициной половине и про- винившаяся в том, что она самовольно взяла... щепоточку соли! "В нынешнем де во 179(1671) году, августа 11 дни, объясня- ла бабка, пришла она к мыленке(комната для умывания - А.А.) государыни-царицы, а перед мыленкой де ходила дохтурица, принесшая на серебряном блюде грибы для царицы..." Оказывается, большая любительница печеных грибов, бабка украдкой взяла со стола щепотку соли, чтобы посолить гриб, который она собиралась тоже такйно взять с блюда и испечт той самой печи, где пеклись кушания для царицы. Зоркая до вего "дохтурица" заметила это и спросила, что у нее в горсти? Бабка не созналась, что взяла щепотку соли и поспешила в мыленку, высыпать ее на пол. Тут -то ее и пойма- ли, с поличным. "И как я вошла в мыленку и увдела верховную боярыню Анну Леонтьевну Нарышкину, я так испужалась, - признавалась ьаь- ка, - что тое соль подле ушата высыпала на землю..." В этой самой попытке украсть щепоточку соли, чтобы посо- лить гриб и заключалось ее "преступление". Впрочем, гриб мог быть самый разный, в том числе и ядовитый, "отравный", "смертный", для вреда и порчи. Потому, для выясне- ния, старушка была аккуратно "подымана на дыбу" и немножечко там "висела" и была распрашиваема "накрепко"(обычно - горящим веником по голым бокам), не имела ли она какого дурного умысла, тем более колдовства. Подотчетная бабка с веревки отвечала, что "она, де, Марфа, пр государыню царицу делает всегда кислые шти("кислые щи", напиток - А.А.), а хитрости никакие за ней нет и не было, ра- ботает им, государям, лет с тринадцати". Для проверки слов, она, однако, была "к огню приложена и всячески стращена, а говорила тож(е самое), что и на расспро- се сказала". Этим все и кончилось. Но во дворец бабка уже не вернулась. Государева служба для нее - закончилась.
м6.МИТРОФАНОВ, ОТКУПЩИК. Бывало и так, что, трезво понимая невыгоды, допустим, торговой конкуренции, кто-то, например, один кабатчик, обвинял другого в "колдовстве", тем самым на- верняка ликвидируя главного своего недруга и конкурента. Скажем, в 1636 году кабацкий откупщик Сенька Иванов заявил на кабацкого откупщика Петрушку Митрофанова: "Привез де, тот Петрушка с поля корение, неведомо какое, а сказал де(скать) тот Петрушка, (что) от тго коренья будет у меня много пьяных людей..." Несдержанного на язык, знатока трав, Петрушку отлвили кратчайшие сроки. Дурящее людей крение со всеми предоторож- ностями было перенесено всъезжую избу, а сам конкурент поса- жен, до выяснения, в тюрьму. Кабак его был, естественно, прикрыт и весь народ валом повалил к удачливому доносчику. Дорога к успешному предприниательству была открыта!
Next