КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК
н1. НАСЬКА-ЧЕРНИГОВКА. В 1638 году, по делу Дарья Ломано-
вой проходили ведьмы, "вещунки", "вещие жонки": Улька, Нась-
ка-Черниговка, Дунька, Феклица, Машка-Козмиха.
Чем же, однако, занимались эти страшные" колдуньи? Обычным
своим "колдовским" делом. "Чаровницы" предлагали, фактичес-
ки, психо-секс-услуги. В те годы это вершилось посредством
наговоров над какой-либо вещью. Так, к московской чародейке
Наське-Черниговке прибегали женщины, страдавшие от побоев,
которыми награждали их мужья.
Колдунья должна была "отымать сердца и ревность от мужь-
ев", а когда жены жаловались на холодность мужей - приворо-
жить их и отнять "сердцо и ум".
Наська наговариала "волшебные слова" на "соль, мыло и бе-
лила". После - приказывала женщинам мылом умываться, а
белилами - белиться. Соль же(зачастую с соответствующей екс-
хим-добавкой) велено было класть в питье и яство мужьям. Еще
забирали у женщин ворот рубашки("мужнин ошейник") и сжигала
его, наговаривала на пепел и - так же приказывала сыпать в
питье мужу.
Завораживая соль, чародейка приговаривала: "Как тое соль
люди в естве любят, так бы муж жену любил..." Над мыло -
другое: "сколь скоро мыло с лица смоются, столько бы муж же-
ну полюбил..."
Когда сжигался ворот рубашки, колдунья говорила: "Как кова
была рубашка на теле, такое бы муж к жене был..." Сжженый
ворот рубашки служил также и для умилостивления господ. Вот
для этого-то и надобно было подсыпать пеплом на след, когда
господин или госпожа будут идти.
Одна из таких жертв наивно призналась, что, когда она ис-
полнила все наученное над своим мужем, то муж вместо ожидае-
мой желанной перемены к добру, вместо любви и ласки - чуть
не убил ее. Тогда она, увидев, что от "чардейства" нет ника-
кой помощи, выбрсила скусно "заколдованные", заговоренные
вещи.
Увы, как показывает практика, колдовство почти всегда сос-
тояло лишь из эффектной мишуры слов и ритуалов, и небольшо-
го, обычно довольно простого знания секретов химии и физики,
биологии и медицины.
н2. НЕСТЕРЕНКО САВВА. В 1746 году в Кременецком городском
суде рассматривалась тяжба между неким Зеневичем и его же-
ною, и тестем Саввою Нестеренко. На суде выяснилось, что
дочь Нестеренко была матерью насильно выдана замуж за Зене-
вича, когда ей было всего лиш еще... 9 лет от роду!
Выросши, она почувствовала отвращение к своему мужу, кото-
рый был намного старше ее, и, режила расстаться с ним, при
помощи чародейства.
До смертного яда, правда, дело не дошло. Муж, правда, жа-
ловался суду, что жена насыпает ему что-то в сапоги. Обвиня-
еая этого факта не отрицала, но объяснила суду, что этот по-
рошок безвредный и долженлишь внушить мужу -отвращеие к
жене. Суд признал, что это дело "исполнено соблазна", то
есть, иными словами, что обстоятельства были таковы, что и
впрямь - толкали на какое-то преступление...
о1.ОТРЕМЬЕВ КАЛИНКА, БОБЫЛЬ. Некоторые обстоятельства сра-
зу же подводили расследующего к мысли о намечаемом
колдовстве. Например, в следующем примере:
"В 1677 году приведен был в съезжую избу бобыль Калинка
Ортемьев, и вынуты у него из узлов(узлов не магических, а
прстых, "походных"): травы, коренья, табак, кость жженая с
воском, змея и летучие мыши, а в распросе и с пытки показал,
что все эти снадобья дал ему коновал Симон-немчин(иноземец,
немец - А. А.).
Велено было пытать его вторично и допрашивать с еликим
пристрастием(с усиленной пыткой - А.А.), и что он покажет -
в том донести государю..."
Чем кончилось это дело, правда, неизвестно, но весь список
"колдовских" веществ и предметов, в общем-то говоил за то,
что речь шла о простом наборе лекаря-знахаря...
п1.ПОПОВ СЕМЕН. Каждая эпоха была труднадля живущих в ней.
И если одни справлялись, то другие не совсем. Такие нуждаю-
щиеся делились на несколько групп: одни, по привычке, взыва-
ли к небесам, но другие, убедившись что эти молитвы большого
прока не приносят, искали пути наладить контакты с противо-
положной строной, с... чертом! Так, скажем, попытался псту-
питть солдат Семен Попов.
В 1758 году, в крепости Кронштадт, будучи на гаупвахте, в
карауле, он "желая ... получить себе ч(е)рез дьявола богатс-
тво и ч(е)рез т богатство отбыть от военной службы, и для
того принял намерение отрещись от бога, и отдатца дьяволу".
Согласно ходячему мнению следовало найти "нечистое место"
и написать кровью "договор" с чертом. что и было сделано:
"Во особо уединенном месте, разрезав ножом правую свою но-
гу, и напустил крови в пузырек, написал на бумаге своею ру-
кою... богоотметное пис(ь)мо".
Письмо это, как важнейшее вещественное доказательство, бы-
ло приложено к делу:
"Аз(т.е. "я" - А.А.), раб божий Симеон, отрицаюся (от) бо-
га, и (от) неба и земли, и (от) святыя божии веры, (от) со-
борныя божии церкви и не хощу нарицатися христианином и
предаюся во улужение диаволу и длжин (буду) вево волю тво-
рить(отсюда, кстати, слова "вор", "вориха" - А.А.), в том
ему и пис(ь)мо своеручное дал ему".
С этим письом Попов "в разные пустые места ходить раз де-
сять и то пис(ь)мо читал и дьявола к себе призывал и богатс-
тва от него требовал, но токмо дьявол к нему не прихаживал,
почему видя он, Семен, что по тому ево пис(ь)му де(й)ствия
никакова ему не чинится, то возымел намерение, чтоб в том
ево богоотступлении принесим господу богу покаяние и то
письмо объявить(заявить на себя - А.А.).
Итак, в который раз, дьявол - так и не явился, поскольку
не было ни бога, ни дьявола. Зато расторопные доносчики, как
всегда, были тут как тут. Поскольку, в отличие от разочаро-
вавшегося "дьяволопоклонника" так "отца тьмы" и не сыскавше-
го, они-то уж в наличие "дьявола" верили яро и - нисколько в
его существовании не разочарвались!
Next