КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК
р1. РУЖКОВСКАЯ, ПОМЕЩИЦА. Не везет в карты, повезет в люб-
ви и наоборот. Соответственно, одни "колдовали" ради денег,
а другие - ради все той же любви.
В 1749 году Каменецким городским судом было возбуждено де-
ло по обвинению помещицы Ружковкой в любовном чародействе:
она, якобы, околдовала своего батрака Андрея и заставляла его
сожительствовать с ней, хотя Андрей несколько раз и убегал
от своей госпожи.
Активной помощницей сексуально озабоченной Ружковской по
колдовству была ее, стлоь же сексуально озабоченная, служан-
ка Евдоха... Войдя в раж, Евдоха потрясала плетнем, где на
кольях сидели горшки(тем самым приводя в движение - символы
мужского и женского начала), затем сыпала горячие уголья и
скакала, видимо, завлекая, нагишом, вокруг хозяйского дома,
после чего пересыпала угли на собственную сорочку и прикры-
вала их горшком.
Евдоха утверждала, что если при этом колдовстве ее сорочка
не загоралась, то батрак Андрей обязательно возвращался к
Ружковской...
р2.РОМАНОВ АЛЕКСАНДР, БОЯРИН. Наиболее легкий способ добы-
чи денег было в старину - "обнести" кого-нибудь, обвинив в
государственной измене. А чтобы крепче верилось доносу, и
чтобы спуска не было - желательно было обвинить в "чарах"
против государева здоровья. Такой удачный извет и был сделан
в начале XVI на... бояр Романовых, зачинателей будущего
царского рода.
Летописец рассказывает об этом так: в период острой борьбы
боярских родов, желая отличиться, дворовый человек и казна-
чей боярина Александра Никитича Романова, Второй Бартенев -
пришел тайно к дворецкому, Семену Годунову и объявил ему:
"Что ми(не) царь повелит сделать над государи моими, то и
сотворю! Дворецкий обрадовался и возвестил (это) царю Бори-
су, а Борис велел ему сказать многое свое жалование. Семен же
умысли(л) со Вторым и наклаша всякого коренья в мешки и по-
велел ему положити в казну Александра Никитича. Тот же, Вто-
рой, сотворя тако(е), прииде доводить на государя своего".
Волшебные коренья в государевой казне! Колдовство с прес-
тупными целями. Такое явно не к добру!
Последовал "проверочный" обыск, корение было обнаружено,
вынуто, предъявлено(не хуже подброшенного пакетика наркоти-
ков в наши времена), привели Романовых, Федора Никитича с
братьями, их отдали под стражу, пытали и потом сослали в от-
даленные от столицы места.
Но, как знаем, на этой истории история рода Романовых,
фактически только начиналась...
с1.СИЛИН МИТЬКА. Из деловых бумаг Розыскного Приказа узна-
ем, что князь Голицын совещадся с колдунами, и, опасаясь,
чтобы не остыла к нему любовь царевны Софьи, прибегал к ча-
рам: какой-то знахарь давал ему травы, и князь сыпал их для
"прилюбления" в яствы, подносимые царевне, а потом того,
слишком много знавшего, знахаря предпочел... сжечь в бане,
"дабы не было от него проносу".
Голицину способствовал, также, некий Митька Силин, вызван-
ный царевной из Польши, лечить "болезненные очи" царю Ивану
Алексеевичу, брату Софьи и Петра(будущего Петра I).
Года три он жил в келье Медведева, уверяя, что умеет гля-
деть в Солнце и угадывать, кому что будет. Занимался он и
лечением: заговаривал грыжу, пособлял жене и мужу, излечивал
от болезней живота. Силин врачевал на Москве многих, в том
числе и князя Голицына: щупал ему живот и нашел, что князь
"любит чужбину, а жены своей не любит..."
Митьке доверяли во многом. Медведев, скажем, открыл, что
царевна хочет выйти замуж за Голицына, Шакловитого намерена
сделать первым у себя правителем, а его, Медведева - патри-
архом, и просил посмотреть "в Солнце": сбудется ли это? За-
нятно, что гадание ничего хорошего не сулило:
"И Сильвестр Медведев, - сообщало "розыскное дело", - ве-
лел ему(волхву-гадателю, Митьке Силину - А.А.) посмотреть в
солнце: каково-де будет князь Голицын и будет ли он на Моск-
ве царем? А он, Сильвестр, патриархом?
И он, Силин, по тем Сильвестровым словам, ходил на Ива-
новскую колокольню Великаго двожды, и в солнце всматри-
вал(ся).И в солнце он видел: на великих государях венцы, по
обыкновению, на главах, а у князя Василия Голицына венец мо-
тался около грудей и назади и со стороны, и он, князь, стоял
темен; а Федор Шакловитый стоял повеся голову, и значило
ему, что будет скорая смерть и преж Голицына..."
После этих неутешительных прогнозов Сильвестр Медведев,
все же веле Силину посмотреть в солнце и гадать:
"Будет ли князь Василью Голицыну счасите в походе против
крымских татар или нет?"
"И Силин в солнце смотрел с молитвою: Боже мой и премилос-
тивый, Мати Божия Богородица, и Троица Живоначальная, и Ма-
хайло Архангел и вся сила небесная, явите мне, что я
задумал: над князь Васильем Голицыным что буде(т) - будет ли
ему какое добро или нет?
И в солнце значилось, что князь Василью в том счастья ни-
какова не будет, только он государскую казну истратит и лю-
дей изомнет..."
Силин ходил от Медведева и к князю, Голицыну, о чем расс-
казывал под пыткою:
"Я-де к князь Василию пришел, и князь спрашивает: будет ли
он на Москве великим человеком? И я ему сказал: что ни зате-
ял и тому не сбытца, - бол(ь)ши ничего не будет..."
Как видим, Силин кое в чем оказался прав, но для сделанных
предсказаний не нужно было ни колдовских познаний, ни гада-
ния все было на слуху. И, в то же время даже "колдуны" столь
высокого, "княжеского" ранга были не в силах реально пред-
речь свою собственную, весьма безрадостную судьбу...
с2.СЕРГЕЕВ ЛЕВ, КОНОВАЛ. "Кроткий" царь Алексей Михайлович
однажды лично проведал, что коновал Лев Сергеев из вотчины
князя Одоевского давал дворовому человеку царского родствен-
ника, боярина Юрия Милославского, Михаилу Серебренину "питье
сосать, хмелевую шишку, завяхав ее в плат(ок), чтоб ему зап-
ретить от питья", то есть отучить от пьнства, вылечить от
столь распространенных запоев.
Подозрительный царь приказал накрепко пытать коновала,
"что тот плат(ок) с хмелем давал пить не для ль порчи?" Од-
нако Лев Сергеев даже на пытке продолжал стойко утверждать,
что давал питье как лекарство, как средство от пьянства, но
его, все же, из-за опаски, сослали подальше - в Астрахань...
с3.СТЕПАНОВ ИВАШКА, ПОРТНОЙ. Дела о колдовстве в тайной
канцелярии были разложены аккуратно, по "сверточкам" с "ве-
щественными доказательствами", как ныне, по папкам, регист-
раторам, дискетам. Про один сверточек писалось так:
"...Сверточек, в нем распроссные речи портновского мастера
Ивашки Степанова и сыск, что он государев изуфреной опа-
шень(верхнее летнее распашное платье из добротной ткани с
золотым парчовым воротником - А.А.) который лежал в государе-
вых хоромах просто надевал на себя, с глупа".
О порче государева имущества, которое могли порвать или
запачкать, речь, как видим, не шла. Речь шла о "порче" ко-
довской, об этом-то и был "сыск", то есть - расследование.
с4.СУМАРОКОВ ЧЮДИНКА. Московские цари жили "в Верху" - в
верхних кремлевских палатах, поэтому и всякий заговор, ста-
вивший своей целью покушение на жизнь царя или кого-нибудь
из членов царской фамилии, назывался "государевым верхним
делом". Как можно судить по записям в "черной" книге, Тайный
приказ нередко заводил и такие сыскные дела, когда для подоз-
рений в подготовке цареубийства не было оснований.
В одной из записей упоминается, наример, о сыскном деле и
пыточных речах простодушного деревенского парня Чюдинки Сума-
рокова, служившего дворовым человеком у дядьки царя Алексея
михайловича - всесильного боярина Бориса Ивановича Морозова.
Вся вина этого парня состояла в том, что он, забавы ради
начал стрелять с боярского двора по галкам, примостившимся
на трубе одного из монашеских обшщежитий Чудова монастыря.
Двор боярина Морозова находился вблизи от царского двора.
"И от той его стрельбы пулька прошла в царские хоромы", -
гласит многозначительная и зловещая запись в "черной" книге.
"И за то его, Чюдинкино, воровство(от слова "т-ворить", то
есть "творить, сделать что-то - А.А.), - сообщает дальше
сделавший эту запись, подъячий, - что он стрелял по галке на
келейную трубу, а та труба стоит против государевых хором, а
он такова великого и страшного дела не остерегся и прежним
заказам(объявленным запретам - А.А.) учинил противность -
вместо смертной казни отсечена левая рука, да правая нога..."
Наказание было жестоко. Но, фактически, несчастному Чюдин-
ке еще "повезло" - он запросто мог лишиться и головы...
с5.СОЛТОВСКАЯ. В колдовстве даже щепка пригодится. В 1716
году Каменецкий городской суд разбирал дело по обвинению не-
коей Солтовской в том, что она собирала щепки на дворе своей
соседки Фуриничевичей чтобы потом колдовать над щепками и
таким коварным путем причинить вред здоровья Фуриничевичей.
Последняя, однако, по ее словам, спаслась от вредных проис-
ков, правда, тольк тем, что немедленно окропила свой двор
"святой водой". Дезинфекция, все-таки...
с6.СОКОЛОВ ФЕДОР, ПОДЪЯЧИЙ. По указу 1722 года преступле-
ния, именуемые "волшебными", подлежали синодальному суду. Но
дела такого рода попадали и в светские учреждения - Преобра-
женский и Сыскной приказы, Тайную канцелярию. "Волшебные"
преступления нередко рассматривались как уголовный, особенно
если речь шла о "наведении порчи".
Что же страшного могло содержаться, например, в "черных"
заговорных тетрадках? Такую тетраь обнаружили, например, в
1718 году у саранского подъячего Федоре Соколова. В ней,
правда, было, вего лишь пять "заговоров". Один - от "непра-
вых судей", и четыре, "чтобы жить с женой в совете":
"Замыкает же раб божий имярек у рабы божий имярек в белом
теле душу и ретивое сердце в тридевять немецкими камнями,
относит ключи на синее море, кладет под бел-белуч камень, и
колдунам и ведунам на море не бывать и сине(е) море не пе-
ресушить и от рабы божии имярек тоски и кручины не отведать",
- молили в красочном заговоре-присушке из тетради саранского
подъячьего Ф.Соколова попавшего в 1729 году под следствие.
А ведь за такие простенькие, полу-сказочные речи могли и
отрубить голову!
т1.ТАЛЕВ ТРЕНКА, ПОСЕЛЯНИН. В 1606 году поданы были в Пер-
ми две любопытных жалобы: оба челобитчика сделали извет,
один - на крестьянина Тренку Талева, что тот напустил икоту
на его жену, а другой - на посадского Семейку Ведерника, ко-
торый, будто бы напустил икоту на его товарища по торговле.
Обвиняемых пытали и вкинули в тюрьму.
Тренку жгли на розыске огнем, и были ему "три всряски", а
Семейку приводили к пытке два раза. Мнимые преступники жало-
вались в Москву, государю - на поклеп и несправедливое истя-
зание, почему велено было произвести повальный обыск. Попы -
по священству, а посадские люди и волостные крестьяне под
присягою должны были показать: пускают ли порчу Тренка Талев
и Семейка Ведерник?
"И буде обыскные люди очистят их, скажут, что они там - не
промышляют, то немедленно отпустить их на свободу".
Дело в том, что томительная икота считалась нечистым ду-
хом, который насылают "по ветру" на врогов и супротивникв,
когда "бес" поселяется в человеке и мучает его...
т2.ТРОФИМОВ ГРИГОРИЙ. В 1669 году в городе Шуя разразилось
довольно громкое дело о колдовстве и кликушестве. Там объ-
явился некто Григорий Трофимов, на которого пступили жалобы,
что он, якобы, "портит людей", и что его надо за это "в сру-
бе сжечь". В ответ на запрос, посланный из Москвы, от шуян
пошли донесения по"злодействам" уже не только упомянутого
Трофимова, но и других лиц:
"В прошлых и нынешних годах, - говорилось в челобитной, -
приезжали с Шуи к чудотворному образу Пресвятой Богородицы
Смоленской со многих городов и уездов, всяких чинов люди,
молиться - мужеский и женский пол, и деви, а привозит с со-
бою всяких чинов людей, различными скорбьми одержимых(т.е.
больных чем-либо - А.А.).
И которые приезжие люди и шуян посадских жены и дети одер-
жимых от нечистых духов, страждущие, в божественную литургию
мечтаются(забываются, бредят - А.А.) всякими различными коз-
нодейсьвы(ми). И кличут(обвиняют - А.А.) в порче своей сто-
роне на уездных людей, что де их портят тот и тот человек.
И в прошлом году страдало от нечистого духа Шульнина, по-
садского человека Ивашкова, - жена Маурина Иринка Федорова,
а кликала в порче своей на Федьку Якимова. И по твоему, Ве-
ликого Государя указы, по тое(й) Ивашкова(й) жены выкличке,
Федька Якимов взят в Суздаль и кончился злою смертию(т.е.
умер под пытками - А.А.).
А ныне та Иринка и уездные люди, страждущие от нечистых
духов, кличут в порчах и на иных шуян - на Ивашку Телегина с
товаирищи(ми)".
В заключение злополучные шуяне выражали в своей челобитной
опасение, "чтобы нам всем шуянам, посадским людишкам в том
не погибнуть, и в опале("опала", буквально, от слов "па-
лить", т.е. сжечь - А.А.) не быть, а кто тех страждущих лю-
дей портит - про то мы не ведаем..."
т3.ТУЛУБЬЕВ ВАСИЛИЙ. Среди колдовских процесов 1750 года
было одно, внешне довольно забавное. Это было дело о сержан-
те Тулубьеве, который обвинялся в совершении любовных чар.
Обстоятельства этого дела так изложены в промемории консис-
тории города Тобольска:
Ширванского пехотного полка сержант Василий Тулубьев,
квартируя в городе Тюмени у жены разночинца Екатерины Твери-
тиной, вступил в блудную связь с ее дочерью Ириною, а потом
ее, Ирину, насильн обвенчал со своим дворовым человеком, Ро-
дионом Дунаевым, но жить с ним - не позволил.
Чтобы закрепить любовь и верноть Ирины, он на третий день
после венца брал ее с собой в баню и творил над нею разные
чары: взяв два ломтя печенего хлеба, Тулубьев обтирал ими с
себя и с своей любовницы пот, затем хлеб этот смешал с вос-
ком, печиною, солью и волосами, сделал два колобка и шептал
над ними неведомо какие слова, смотря в волшебную книгу.
Он же, Тулубьев, срезывал с хоромынх углов стружки, соби-
рал грязь с тележного колеса, клал те стружки и грязь в теп-
лую банную воду и приготолвеным настоем поил Ирину. Поил ее
и вином, смешанным порохом и росным ладаном. Наговаривал еще
на воск и серу, и те снадобья заставлял ее носить, прилепив
к шейному кресту, а сам постоянно носил при себе ее волосы,
на которыми также нашептывал.
Подобными чарами Тулубьев так "приворожил"(точнее, запугал
непонятностью - А.А.) Ирину, что она без него жить не могла,
и когда ему лучалось уходить со двора - бегала за ним сле-
дом, тосковала, драла на себе платье и волосы.
Консистория определила: лишить Тулубьева сержантского зва-
ния и сослать его на покаяние в енисейский монастырь, а брак
Ирины с Дунаевым расторгнуть. Как блудница, Ирина должна бы
подлежать монастырскому заключению, "но понеже она навращена
к тому по злодеянию того Тулубьева, чародейством его и при-
сушкою, а не по свободной воле, - для таких резонов от по-
сылки в монастырь решили отказаться.
Next