ГЛАВА 1.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛХИМИИ.
1.7.1. В книге П.Пиобба "Древняя высшая магия. Теория и
практические формулы".(СПб., 1910) алхимию отнсят к оккуль-
тным наукам. Систематика оккультизма там такова: 1) Отдел
общего оккультизма; 2) Астрология общая; 3) Психургия; 4)
Алхимия; 5) Магия; 6) Теургия.
Само же понятие алхимии дается П.Пиоббом весьма скромно и
лаконично: "Алхимия - древняя наука, изучающая законы приро-
ды в их приложении к низшим ея царствам: минеральному, рас-
тительному и животному".
В этом определении, однако, - мало чего-либо "магическо-
го" и "волшебного". Итак, что же такое - алхимия?
1.7.2. Наиболее лаконичные, но емкие определения любого
предмета дают, как ни странно, отнюдь не многотомные и прос-
лавленные энциклопедии, а относительно небольшие слова-
ри(правда, лучше, если они - специализированные).
"Алхимия, - сообщает "Новейший энциклопедичекий словарь"
(М.: Вестник знания, 1927), - до 17 столетия то же, что хи-
мия, затем - стремление адептов превратить неблагородные ме-
таллы в золото и серебро с помощью философского камня или
камня мудрецов, или найти эликсир жизни. Знаменитые алхимики
средних веков: Альберт Великий, Рожер Бэкон, Арнольд Вилла-
нован, Раймунд Луллий".
Итак, отражен важный момент: все химическое, раньше, так
же именовалось - "алхимией", но, позже, когда ушли прочь ме-
дицинская химия(фармакология и токсикология), призводствен-
ная(промышленная) химия и химия эстрадная(фокусников), в
"алхимиках" остались исключительно "золотоделатели".
1.7.3. "Алхимия(позднелат. alchimia, от араб. ал-кимиа), -
пишет "Энциклопедический словарь"(1-2 т. М.: Сов.энциклопе-
дия, 1963), - направление в химии в ср.века, в основе к-рого
лежали ложные представления о возможности получения "фило-
софского камня", якобы превращающего неблагородные металлы в
золото, и "жизненного эликсира", будто бы сообщающего чело-
веку бессмертие.
А. особенно широко была распространена в Западной Европе в
12-17 вв.; в России распространения не получила. Нек-рые ал-
химики достигали отд.результатов, не связанных с неосущест-
вимыми задачам А., но имевших значение для развития хи-
ич.знаний. Совр.методы превращения хим. элементов осн. на
новейших достижения физики атомного ядра, не имеют ничего
общего с мистич. представлениями алхимиков".
Итак, еще один важный момент: в России, в стране лесов и
полей, с малым количеством открытых рудных месторождений -
алхимия не имела чисто природных оснований, "поддержки", в
отличие от Западной Европы.
1.7.4. "Алхимия, - сообщает компактный, но на редкость
точный и емкий "Философский словарь" под редакцией Э.Л.Рад-
лова(СПб.: 1904), - химия древности и средних веков, вплоть
до XVII века. Главной задачей ея было найти средство для
превращения неблагородных металлов в благородные, а также
открыть жизненный эликсир.
Теоретическим основанием А. служило положение о единстве
материи и о возможности перехода качеств одного элемента в
другой. Философским камнем назывался тот препарат, посредс-
твом которого совершается превращение металлов.
Родиной А. был Египет. От александрийских греков А. переш-
ла к арабам и от них в западную Европу. Вера в А. не исчезла
и до настоящего времени. С историей А. можно познакомиться
по сочинениям Коппа, "Alchemie" и Бертело, "Les origines de
l'alchemie", который в 1889 г. издал тексты греческих алхи-
миков с французским переводом".
Забавно, но в современном, огромном, в 10 раз тяжелее ве-
сом, на 800 с лишним страниц "Философском энциклопедическом
словаре"(М.: Сов. энциклопедия, 1989), на "алхимию" не было
уделено ни строчки. Между словами "Алогизм" и Альберт Вели-
кий(страстный любитель алхимии, заметим), она не убралась.
И это, не взирая на то, что, многие века именно алхимиков
почетно или презрительно именовали - "философами"...
1.7.5. Слово "алхимия" чаще всего производят от арабского
"аль-хеми", подразумевая, что "аль" - типично восточная
приставка, а слово "хеми"(кеми, кхеми) обозначает "земля",
"химос" (хумос, гумус) - сок, выжатый из растений.
Впрочем, обращаясь к еще одному словарю, ("Теософский сло-
варь". М.: 1994), примечательно мнение писательницы Е.П.Бла-
ватской(1831-1891) хорошего знатока древней мистики и магии,
основательницы "теософии" указывающей иную версию названия
чернокнижной дициплины - от древнееврейского "алхим" или
"элохим", что обозначает, буквально "духи", "боги", "исти-
на"("Бени Элохим" - сыновья бога и т.п.).
1.7.6. Итак, наука "алхимия". Человек, впервые сталкиваю-
щийся с ней, имеет о ней, как правило, крайне смутное и ис-
каженное представление, чаще, всего лишь на основе неграмот-
ных мистико-приключенческих фильмов и книг, да еще двух-трех
исторических анекдотов школьного учителя химии.
Выслушаем, поэтому, для начала некоторых авторитетов, зна-
комых с алхимией далеко не понаслышке. Здесь, забегая впе-
ред, можно отметить странную, все же, картину. Одни - видели
в алхимии яркую, сверкающую золотом цель, другие - утвержда-
ли, что цель эта ложна, как лживы и сами алхимики.
В стихотворной сатире "Корабль дураков" немецкий поэт Се-
бастьян Бранд(1457-1521) ясно высказал свое мнение относи-
тельно алхимиков:
"Алхимия - примером служит, тому, как плутни с дурью дружат.
Вот этой мол, наукой ложной и золото в ретортах можно
Искусственным путем добыть, лишь надо терпеливым быть.
О, сколь неумные лгуны - Их трюки сразу же видны!
Кто честно и безбедно жили, все состояние вложили
В дурацкие реторты, в тигли, а проку так и не достигли".
Поиск "философского камня" - вот основная цель многих ал-
химиков Но - цель ли это всей алхимии, и - истинная ли это
цель? Великий художник Леонардо да Винчи(1452-1519), прек-
расно знавший нравы своей эпохи и алхимию, в том числе, так
же осмеивал "лживое и пагубное искусство алхимии и ее плуто-
ватых приверженцев".
1.7.7. Абу Али ибн Сина(Авиценна, 980-1037) непревзойден-
ный врач Древнего Востока - использовал в лечении много ве-
ществ и препаратов, получаемых чисто химическим(т.е., в те
года - "ал-химическим") способом. Однако, предостерегая от
"делания золота", он категорически возражает:
"Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить
подлинные превращеня веществ... Я считаю это невозможным,
ибо нет путей для превращения одного металла в другой".
Парацельс(1493-1541), которого также называли "алхимиком",
возражал против ее односторонности: "Задача алхимии - не в
изготовлении золота и серебра, не в этом есть суть, а в соз-
дании того, что является силой и добродетелью медицины".
Пеннот Бернар(XVIII век). алхимик, обедневший в ходе бес-
полезных исканий, подводя итоги своей прежней деятельности
ехидно заметил, что "...тот, кто желает кому-нибудь гибели,
но не может осмелиться открыто напасть на соего врага, дол-
жен побудить его заняться изготовлением золота". Он пожелал
никому не попадаться в эту сладкую ловушку.
1.7.8. Николай Лангле Дюфенуа(XVIII век, Франция) - исто-
рик, в предисловии к книге "История герметической филосо-
фии" записал такие слова: "В этом небольшом труде я дам ис-
торию величайшего безумия и величайшей мудрости, на которые
способны люди.
Пьер Жозеф Макер(1718-1784, Франция), автор "Химического
словаря" и "Элементов химии" так характеризует алхимию:
"Слава богу, что с алхимией химия не имеет ничего общего
кроме имени. Но этой ей так же неприятно, как умной и рассу-
дительной, но малоизвестной дочери носить имя матери, прос-
лавившейся своими причудами и нелепостями".
Луи Фигье(XIX век, Франция), историк алхимии высказывается
неколько наоборот : "...алхимия есть мать нынешней химии".
Герман Франц Мориц Копп(1817-1892, Германия), термохимик и
историк химии поясняет: "занятия алхимией - повод и случай к
развитию химии".
Пьер Эжен Марселен Бертло(1827-1822, Франция) считает ал-
химию переходной ступенью между чистой магией и научными ме-
тодами исследований.
Иоганн Юстус Либих(1803-1873, Германия), замечает: "...я
занялся историей алхимии и иатрохимии(с греческого, "иат-
рос" - врач - А.А.) и открыл, что они являются не заблужде-
ниями времени, а естественной ступенью развития..., когда
все силы направлены на определение свойств тел".
И - так далее. Но общий вывод, как видим, примерно такой:
"Всему - свое время". И заблуждениям - тоже.
1.7.9. Подведем небольшой итог словами известного английс-
кого мыслителя Френсиса Бэкона(1561-1626), чей более ранний
однофамилец, Роджер Бэкон(1214-1292) не раз назывался среди
виднейших алхимиков. Об алхимии и алхимиках Ф.Бэкон высказы-
вался, например, так:
"Но пути и способы, которые по их мнению ведут к этим це-
лям, как в теории этих наук, так и на практике, изобилуют
ошибками и всякой чепухой. Поэтому и обучение этим наукам не
является, как правило, открытым, но обставлено всячеки слож-
ностями и таинственностью.
Алхимии, однако, мы обязаны тем, что можно прекраснопнять
из сравнения с басней Эзопа о земледельце, который перед
смертью сказал сыновьям, что он им оставил в винограднике
богатый клад золота, но не помнит точно, в каком месте зако-
пал его.
Тщательно перекопав заступами весь виноградник, сыновья,
правда, не нашли никакого золота, но затополучили на следую-
щий год богатейший урожай винограда, потому что тщательно
окопали корни виноградных лоз.
Подобно этому, неустанные труды и огромные усилия упомяну-
тых химиков, потраченнные на создание золота, как бы зажгли
факел для множества прекрасных изобретений и экспериментов,
весьма полезных как для раскрытия тайн природы, так и для
практичеких нужд человечества".
А написаны были эти прекрасные слова еще в 1618 году...
Next