ГЛАВА 1.11. АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В АЛХИМИИ.
1.11.1. Рассказывать об алхимии и не упомянуть многообраз-
ные астрологические символы было бы большим упущением. Ска-
жем о них, хотя бы очень вкратце. В основе обозначений ме-
таллов, как основных материалов алхимии господствоали именно
чисто астрологические обозначения. Название же "Астрология",
напомним, расшифровывается как "наука о звездах"(от "астро"
- звезда, "логос" - наука").
Основами же астрологии же, как античной, так и средневеко-
вой, были 7 небесных светил и 12 знаков зодиака. Семь "све-
тил": Солнце, Луна и пять видимых простым глазом планет -
Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.
Двенадцать знаков зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак,
Лев, Дева, Весы, Сокрпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы -
символизировали, согласно, например, Арнольду Вилланове,
фактически, 12 органов тела, обозначая наиболее выраженный
учаток этого органа.
Так, Овен с рогами на "голове" обозначал - голову, Телец с
толстой "шеей" - шею, парные Близнецы - пару рук, Рак с его
огромной головогрудью - символизировал грудь, Скорпион - с
его хвостом - фаллос и так далее, вдоль туловища. Знаки -
были чистыми символиками и ничем иным, сопоставление их с 12
отрезками года("туловищем" года) и 12 участками неба ("туло-
вище" неба с 12 созвездиями)было чисто искусственным.
В реальной последовательности планет, при постановке Солн-
ца в центре Солнечной Системы("гелиоцентризм") последова-
тельность планет, по удалению от Слнца, такова: Меркурий,
Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и "новейшие" планеты -
Уран, Нептун, Плутон, открытые лишь с помощью телескопов и
математических рассчетов.
У астрологов же порядок был иной: Луна, Меркурий, Венера,
Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Поскольку господствовал "гео-
центризм", представление о Земле, как о центре мира, то Зем-
лю, как планету в расчет не принимали.
1.11.2. Считалось, что влияние планет сказывается и на ал-
химических опытах. Движение светил на небесном своде влияло
на успех "великого мастерста" в "делании" золота. Выделяли
семь металлов, которые были аналогами семи планет.
1) Желтое Солнце - сопоставляли с желтым золотом. Сопос-
тавление такое было, практически, у всех дреыних народов.
2) Белое серебро - с белой Луной.
3) Проворный и быстрый в небе блесткий шарик Меркурия
отождествляли с юркими блесткими шариками ртути, так и назы-
ваемой, "меркуриум".
4) Голубую Венеру сравнивали с голубой от патины медью(хо-
тя сама медь - красная).
5) Красное от ржавчины железо считалось металлом красного
мутноватогов небе Марса, кровавого бога войны(хотя само же-
лезо - белое).
6) "Металлом" Юпитера считался "электрум", природный сплав
золота и серебра, а позже - олово.
7) Тусклому и медленному, "тяжелому", словно несущему вин-
цовую тяжесть Сатурну сопоставили "сатурний", тусклый и тя-
желый металл, свинец.
Связь, как нетрудно видеть, была в основном, чисто цвето-
вая, то есть, весьма и весьма искусственная. При необходи-
мости же прочесть об этом подробнее, автор отсылает читателя
к своей небольшой книге "Лукавая астрология"(см."Знак вопро-
са" N1, М.: Знание, 1996, ), которая полностью объясняет всю
подлинную логику древнейшего "звездного учения".
1.11.3. В иллюстрациях книг, соответственно, каждый еталл
обозначался согласно "своей" планете.
1) Золото(Au) обозначалось - солнцем, или просто рожицей с
лучиками, солнышком, фигурой в доспехах с "солнечным" ликом,
окруженном острыми шипами лучей(Аполлон, Гелиос).
2) Серебро(Ag), аналогично, обозначалось или просто лицом,
в форме полумесяца, или авлекательно полуобнаженной женщи-
ной, Луной, с полумесяцем на голове(Диана, Селена).
3) Железо(Fe) - алхимически обозначалось, разумеется, мус-
кулистым воином с мечом и щитом, в высоком шлеме, в латах
"древнеримского" образца(Марс, Арей).
4) Свинец(Pb) - показывался или в виде одноного старика с
серпом, или, даже, как скелет, смерть, с косой в руках(Са-
турн, Кронос, Хронос).
5) Ртуть(Hg) - изобржалась в виде крепкого юноши, с кры-
лышками по бокам шлема и у сандалет(Меркурий).
6) Медь(Cu) - оголенной во всех привлекательных местах
красивой женщины(Венера, Афродита).
7) Олово(Sn) - мощный внушительный мужчина(Юпитер, Зевс).
И - так далее.
1.11.4. Нечто подобное относилось и ко знакам зодиака. Ан-
глийский исследователь алхимии Джон Рид в книге "Химическая
прелюдия"(Лондон, 1937) указывает такое распределение алхи-
мических операций по знакам зодиака(указание "стихии" знака
зодиака, т.е. Воздуха, Воды, Огня, Земли наше - А.А.). Счи-
талось, что каждый знак зодиака "заведует", "покровительст-
вует" соответствующей операции:
1) Овен - соотнесен, как знак Огня, с операцией "кальцина-
ции", то есть с обжигом, превращением плавких веществ в неп-
лавящиеся(в окислы). Считалось, что образуются металлы, не
подверженные изменению, а значит, расположенные ближе к зо-
лоту.
2) Телец - соотнесен, как знак Земли, твердой и надежной,
с операцией "коагуляции". Так называли затвердевание жидких
веществ.
3) Близнецы - соотнесены, как знак Воздуха(летучий воздуш-
ный) с операцией "фиксации". Именовали так превращение лету-
чих(воздушных) веществ в нелетучие, с приданием летучим -
постоянства.
4) Рак - соотнесен, как знак Воды, типично водное живот-
ное, с "водной" операцией, с "растворением"(солюцией), кото-
рое применяли как прием разделения веществ.
5) Лев - соотнесен, как знак Огня, с операцией "вар-
ки"(коксио), при воздействии медленного огня.
6) Дева - соотнесена, как знак Земли(грязи) с операцией
"дистилляции", т.е. очистки от загрязняющих примесей, "обыч-
но в ванночке Марии Иудейской(водяной бане)".
7) Весы - соотнесены, как знак Воздуха, с операцией "суб-
лимации", возгонки сухого вещества в закрытом сосуде при
воздействии "острого" пламени.
8) Скорпион - соотнесен, как знак Воды, жидкости, с опера-
цией "сепарации", фильтрации, цеживания, отделения взве-
сей(суспензий) от жидкости, маточного раствора.
9) Стрелец - соотнесен, как знак Огня, с операцией "раз-
мягчения" (церация), обращения твердого вещества в воскооб-
разное, чаще, с помощью нагревания на Огне.
10) Козерог - соотнесен, как знак Земли(навоза) с операци-
ей "ферментации", брожения и гниения под воздействием тепла.
11) Водолей - соотнесен, как знак Воздуха(пара), с опера-
цией "умножения"(мультипликации), т.е. многократного увели-
чения навески "философского камня", масса которого увеличи-
вается(расширяясь, подобно пару).
12) Рыбы - соотнесены, как знак Воды с операцией "броса-
ния"(проекция), по буквальной аналогии бросания рыбы в со-
суд, где она оживает.
1.11.5. Так формировался своеобразный "астро-алхимичес-
кий" космос. И, поскольку разобраться в его тонкостях было
крайне сложно, то очень много времени уходило, фактически,
на глупые чисто магические ритуалы, без которых, как счита-
лось ничего не может получиться.
Процесс получения "философского камня", естественно, де-
лился на этапы. Алхимики, эти бесконечные идеалисты, пыта-
лись, как и водится по тем временам, поделить эти этапы на
семь и найти каждому этапу "соответсвующую" планету. Алхимик
Евгений Филалет определял такие семь этапов(цит. по "Теории
и символы алхимиков". М.: 1995):
"1. Воздействие Меркурия. Материя проходит через различные
цвета(Меркурий читался многоцветным - А.А.). Процесс немного
замедляется на зеленом цвете и наконец субстанция чернеет.
Это продолжается 50 дней. Окрашенные пары сгущаются и осаж-
даются снова назад на твердую материю.
2. Влияние Сатурна обнаруживается черным цветом(поскольку
Сатурн был самый далекий, т.е. тусклый, "черный" - А.А.).
Черная растворенная материя кипит, иногда твердеет. Это про-
должается 40 дней.
3. Воздействие Юпитера продолжается от черного до начала
белого цвета. Испарение и сгущение. В это время появляются
всевозможные цвета, которые трудно себе вообразить("царс-
твенные" цвета, недаром одной из символик Юпитера был "мно-
гоцветный" павлин - А.А.). Дожди пойдут все обильнее с каж-
дым днем, и наконец произойдут вещи, весьма приятные на
взгляд: на стенках сосуда появятся маленькие белые волокна
или волоски. Это влияние продложается 20 или 21 день.
4. Воздействие Луны выразится в совершенной белизне(цветом
Луны был белый - А.А.) и продолжится в течение трех не-
дель(21 день - А.А.). Материя твердеет и растопляется поче-
редно несколько раз в день. Наконец она получает форму ма-
леньких белых зернышек.
5. Влияние Венеры. Субстанция принимает взамен белого зе-
леный цвет(цвета Венеры, голубой или зеленый - А.А.), затем
светло-голубой и темно-красный. Она распукается и пучится.
Это продлжается 40 дней.
6. Воздействие Марса. Материя сохнет, последовательно де-
лается оранжевой и темно-желтой, затем принимает окраску
цветов ириса(Марс, считалось, обладает "иссушающим" действи-
ем, его цвета близки красному, например, оранжевый - А.А.).
Это продолжается 45 дней.
7. Влияние Солнца характеризуется переходом из оранжевого
цвета в красный(цвет огня, цвета Солнца - А.А.), она испус-
кает красные пары, затем опускается, делается мокрой, сох-
нет, течет и крепнет по нескольку раз в день. Наконец она
распадается на маленькие красные зерна".
Как видим, все цвета реакции постарались "подчинить" каж-
дый - своей планете.
Занятно, здесь сопоставить и число упомянутых дней:
50 + 40 + 21 + 21 + 40 + 45 = 217
Нетрудно видеть, что на долю Солнца осталось еще 50 дней
(как и Меркурию), что в сумме даст... 270 дней, 9 месяцев,
срок беременности женщины! О какой точной науке может идти
речь на фоне столь подавляющей символики!
1.11.6. На тему вышеупомнутой "астрологическй алхимии" по-
эт Хеффер так писал в философской поэме "Великий Олимп":
"Выходит черный Сатурн,
Которого Юпитер, появляясь из своего жилища
Отрешает от господства,
О чем вздыхает Луна,
А так же и Венера, представляющая медь.
Более я ничего не прибавлю,
Как только то, что Марс, войдя в него
Создаст убийственный железный век,
После которого появится Солнце, когда оно возродится".
Что и говорить, поэтическая и красочная сторона в алхимии
и, особенно, в алхимических книгах порою явно преобладала.
Но, увы, преобладала в ущерб главному делу!
Next