ГОД ДРАКОНА
                            Мне сказал мой отец - на последнем году:
                            "Я - Драконом пришел, и Драконом - уйду"                                              

                            Памяти отца, ушедшего в 2000 году, в Год Дракона.
                            Он и рожден был в Год Дракона, в Год 1928-й. 



           ГЛАВА 1. АНТИЧНОСТЬ. ДРАКОНЫ ДИКТУЮТ ЗАКОНЫ.

           1. "ДРАКОНЫ" ИЗ СЛОВАРЯ. Если заглянуть в учебник по исто-
         рии Древней Греции или в хороший  энциклопедический словарь,
         чтобы взглянуть,  кто такое и что такое - "дракон", то сразу
         же выяснится маленькая любопытная деталь:  "Дракон" - отнюдь
         не огнедышащее чудовище,  а человек, живший в Афинах, имени-
         тое лицо, знаменитый древнегреческий законодатель.
           Уже в  621 год до нашей эры он составил свод реально дейс-
         твовавших законов. Суровость этих законов вошла в поговорку.
         И  потому  фраза  "драконовские"  меры  обозначает отнюдь не
         страшное сверхъестественное животное,  а - сурового, до бес-
         пощадности, человека.
           Но, дальше,  по словарями - все в порядке. Кто такой "дра-
         кон" выясниятся из определений.  Правда, согласно энциклопе-
         дии или словарю,  получается так,  что Дракон - это нечто на
         редкость скучное.
           "ДРАКОН(греч. drakon), сказочное чудовище - крылатый огне-
         дышащий змей".  - лаконично гласит  "Энциклопедический  сло-
         варь"(М.: Сов.энциклопедия, 1963). И все. Вполне достаточно.
           "ДРАКОН, крылатый (летучий) змей,  мифологическое существо,
         представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных,
         обычно головы(часто нескольких голов) и туловища  пресмыкаю-
         щегося(змеи,  ящера,  крокодила)  и крыльев птицы;  иногда в
         состав такого комбинированного образа входили и  части  тела
         других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и
         др.)..." -  столь  же  суховато сообщают "Мифы народов мира"
         (т.1, М.: Сов.энциклопедия, 1992)
           "ДРАКОН. Дракон обладает способностью  принимать различные
         облики,  которые,  однако  для нас непостижимы..." - утешает
         Хорхе Луис Борхес в известной своей "Энциклопедии  вымышлен-
         ных существ"(Минск, "Старый Свет-Принт", 1994).
           "ДРАКОН. В мифах и фольклоре различных  народов гигантский
         крылатый змей.  Обычно у дракона голова(или несколько голов)
         и туловище пресмыкающегося и крылья птицы  или  летучей  мы-
         ши..." - собщает еще один автор.
           "Дракон -  образ водной стихии - представлялся часто огне-
         дышащим (соединение противоположных символов воды и огня). -
         неумолимо разубеждают "Мифы народов мира". - По гипотезе ря-
         да ученых (А.Леруа-Гуран, В.Я.Пропп), формирование гибридно-
         го мифологического  образа Дракона относится примерно к тому
         же периоду, когда более ранние мифологические символы живот-
         ных  как  таковых  уступают место богам,  соединяющим в себе
         черты человека и животного. Соединение разных животных в од-
         ном  мифологическом  символе приводит к такому же устранению
         возможности отождествления мифологического символа с..."
           Что же касается,  например, книги "Энциклопедия чудес"(Ца-
         рев И.  М.:  "Голос",  1998), то слова "Дракон" в чудесах не
         оказалось. Драконы, похоже, оказались полностью не у дел!

           2. РЕЕСТР ДРАКОНОВ. Если заглянуть в античную, а, конкрет-
         нее, в древнегреческую мифологию, то там найдется немало сю-
         жетов с волшебными драконами,  часто  исполняющими,  однако,
         функцию простого сторожа - присмотра и надзирания за чем-ли-
         бо(этимология слова Дракон - "страж" или "хвататель"). Мифи-
         ческие герои постоянно вмешиваются в мирную жизнь драконов и
         убивают их,  чтобы прославиться. Вот небольшой список из дю-
         жины наиболее знаменитых драконов:
           1) Дракон Андромеды.  Дракон,  которому принесли в  жертву
         красавицу,  царскую дочь Андромеду. Персей, случайно оказав-
         шийся в этих местах, вооруженный крылатыми сандалиями, шап-
         кой-невидимкой и головой медузы-Горгоны,  легко одолел чудо-
         вище, а затем и Андромеду, которую взял потом в жены.
           2) Дракон  Александра Македонского.  Жизнь этого античного
         полководца послужила поводом  рождения  "мифического"  Алек-
         сандра,  героя, в частности, сербской повести "Александрия",
         богато иллюстрированной и весьма популярной в Европе, проник-
         шей и на  Русь в XV-XVII веках.
           В бургунской версии XIII века, хранящейся в Брюсселе, сре-
         ди многих подвигов,  запечатленных  художником  в  красочных
         картинках,  есть  сражения  с  царем Дарием,  "псиглавцами",
         "шестируками",  черепахами и т.п.,  а,  также - и с огромным
         трехрогим драконом,  на редкость напоминающим ящера трицера-
         топса из юрского периода.
           Впрочем, на  изображениях  Ближнего Востока этот же подвиг
         смахивает на поединок с обычной крупной змеей, правда, с не-
         большими лапками(у удавов,  заметим,  есть, подчас редуциро-
         ванные лапки)
           3) Дракон Аполлона.  Дельфиний,  живший возле источника  в
         Дельфах,  который он охранял,  попутно опустошая окрестности
         Дельф и стороживший место  будущего  прорицалища.  Дельфиний
         был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон, т.е. "гни-
         ющий",  поскольку лучи солнца быстро превратили его  тело  в
         гниющий  прах.
           На месте убитого Пифона был  устроен  храм  со  знаменитым
         Дельфийским  оракулом,  в  котором  главную роль играли жри-
         цы-пифии,  пророчествующие, предварительно надышавшись одур-
         манивающих испарений из земной расщелины.  Пифону приписыва-
         ется роль воспитателя Тифона, сына Геры.
           4) Дракон Геракла, Ладон, сын морских божеств Форкия и Ке-
         то,  бдительно стороживший сад с яблоками Гесперид, яблоками
         вечной молодости.  Он был убит Гераклом  с  помощью  стрелы,
         пропитанной ядом  лернейской  гидры,  которую  Геракл  также
         предварительно прикончил.
           5) Дракон  Зевса.  В  одном  из древнегреческих мифов Зевс
         обернулся драконом,  чтобы спрятаться от Кроноса.  В  другом
         мифе  -  в  столь  же неприглядном облике явился к Персефоне
         (своей же дочери), супруге Аида, богине царства мертвых и та
         понесла от него Загрея, позже растерзанного титанами.
           6) Дракон Кадма. Фиванский дракон - сын Ареса(аналог Ареса
         - бог войны Марс), т.е. бога вероломной войны, убитый Кадмом
         возле источника,  который этот  дракон  оберегал(подробности
         конфликта см.ниже).
           7) Дракон Полиида.  Именно этот дракон научил Полиида, как
         излечить Главка, сына Посейдона и одной из морских нимф.
           8) Дракон Протея.  Один из образов, в которые был способен
         перевоплощаться морской бог Протей.
           9) Драконы Сатурна.  В аллегорических изображениях планеты
         и бога Сатурна(аналог греческого Кроноса, "хронос" - время),
         колесница бога нередко показана запряженной двумя драконами.
           10) Драконы  Триптолема.  Сыну  элевсинского  Царя  Келея,
         Триптолему, богиня Деметра подарила золотую колесницу с кры-
         латыми драконами и вручила зерна пшеницы.  Триптолем рассеял
         эти зерна по свету и обучил людей, как их взращивать.
           11) Дракон Троянский.  Он был прислан Зевсом к грекам, как
         знамение перед осадой Трои и превращен им затем в камень.
           12) Дракон Ясона.  Дракон охранявший золотое руно  в  кол-
         хидском лесу.  Согласно одной из версий,  при первой попытке
         украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина
         решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь да-
         ла тому рвотное.
           Момент, когда дракон,  истекающий слюной,  извергает Ясона
         из пасти к ногам богини Афины, изображен на хорошо известном
         круглом краснофигруном килике, хранящемся в Ватикнском музее
         Рима(490 г.до н.э.).  Впоследствии,  по легенде,  волшебница
         Медея усыпила дракона и помогла Ясону украсть заветное руно.

           4. КАДМ И ДРАКОН. Миф о созвездии Дракона нередко сводится
         к мифу о Драконе убитом Кадмом - легендарном основателе Фив.
         После похищения Европы Зевсом отец послал Кадма искать сест-
         ру.  Дельфийский оракул рекомендовал ему,  однако,  оставить
         бесполезные поиски и выстроить город,  Кадмею,  т.е.,  впос-
         ледствии - "Стовратные Фивы", столица Древнего Египта.
           Указанное богами место занимал,  однако,  огромный дракон,
         который погубил нескольких людей Кадма, посланных за водой к
         местному источнику. Кадм вынужден был убить его. В поле, ко-
         торое  Кадм засеял зубами дракона вновь выросли воины, среди
         которых после взаимостолкновения осталось только пять. Они и
         помогли Кадму основать его город(народный миф пересказан ла-
         тинским поэтом Публием Овидием, 43 до н.э. - 17 н.э.)
           Вариант рисунка "Кадм убивает дракона" есть во многих кни-
         гах по греческой мифологии, например в предельно лаконичной,
         но очень емкой и прекрасно иллюстрированной книге Рене Мена-
         ра "Мифы в искусстве, старом и новом"(СПб., 1900).
           Там Кадм,  пришедший за водой,  нагой,  с амфорой, в одной
         лишь шапочке и куцем плаще(не считая  сандалий) замахивается
         камнем  на испуганно свернувшегося и предостерегающе припод-
         нявшегося дракона. За сценой столкновения возбужденно наблю-
         дают зрители - всевозможные богини и боги.
           Дракон, если верить масштабу рисунка,  отнюдь не такой ис-
         полин,  как  повествуют мифы,  однако крупноват - толщиной с
         человеческое бедро и,  примерно, 3-4 метра длины(впрочем, на
         иных рисунках и того меньше). Тем не менее, аналогичный дра-
         кон в небе,  он величественно простерся едва ли  не  на  всю
         приполярную  область.  По другим же сведениям,  это - дракон
         убитый Персеем.  Но,  так или иначе, драконы в небе есть и к
         ним мы еще вернемся.

           5. ЛЕКАРСТВА ИЗ ДРАКОНА.  У древних греков и римлян мнение
         о драконах было предельно реалистичным.  На античных изобра-
         жениях это просто,  без приукрас - змея, или огромная, как в
         изображении богини Афиной и Ясоном(который беспомощно и  по-
         зорно  торчит  из истекающей слюной пасти извергшего его об-
         ратно чудовища) или просто крупная,  как  в  саду  Гесперид,
         нимф, в  саду  которых росли чудесные золотые яблоки,  умело
         украденные,  тем не  менее,  Гераклом.
           Впрочем, были мифы и без мифических героев. Так, Плиний(23
         -79  гг)  сообщал,  что  летом  дракон  охотно пьет слоновью
         кровь,  потому что она холодная.  Дракон нападает  на  слона
         внезапно,  и,  обвившись вокруг него,  вонзает в него клыки.
         Обескровленный слон падает на землю и умирает,  также,  под-
         час, умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы.
           Ситуация такая и "объяснение",  разумеется, даже для неис-
         кушенного  взора  "шиты белыми нитками",  хотя,  биологичес-
         ки(этологически, "поведенчески") крупная змея, в ветвях тро-
         пического  леса вполне может перепутать хобот слона с другой
         змеей - самкой или конкурентом. Таким сходством руки или ве-
         ревки с телом змеи издавно пользуются заклинатели змей.
           Еще мы читаем у Плиния,  что эфиопские драконы  в  поисках
         лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направля-
         ясь в Аравию.  Для этого 4-5 драконов, переплетясь, образуют
         некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. При-
         водимое "объяснение" нелепо, но, описание, биологически, на-
         поминает, типичную "змеиную свадьбу" крупных питонов, или по
         крайней мере,  щупальца всплывшего на  поверхность  крупного
         головоногом моллюска, спрута, в те годы еще не редкого.
           Забавно, что  один  раздел  у Плиния посвящен своеобразным
         лекарствам, изготовляемым из органов дракона:
           1) "глаза  дракона"  -  высушенные и растолченные с медом,
         есть основа мази, помогающей от ночных кошмаров;
           2) "жир  сердца дракона" - обернутый в шкуру газели и при-
         вязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе
         (впрочем,  жир многочисленных, когда-то, ужей широко исполь-
         зовался и в старой Руси, в мазях и для... свечей!);
           3) "зубы дракона" - хранящиеся на теле,  обеспечивают бла-
         госклонность господ и милость царей(в древних Китае и Много-
         лии пользовли толченые зубы... ископаемых динозавров);
           4) "голова дракона"(с "примесью" хвоста),  с  измельченной
         шкурой льва и львиным костным мозгом,  в смеси с пеной коня,
         только что победившего в скачках и когтями собаки  -  делает
         человека непобедимым(видимо, как временное возбуждающее).
           Впрочем "рецепт" последнего вышеописанного снадобья много-
         опытный Плиний(в отличие от современных мистических авторов)
         приводит уже с известной долей скептицизма и иронии.
           В наши  дни в странах Азии и Африки крупных дрессированных
         змей нередко используют в магазинах,  выпуская их на ночь  в
         помещения.  Впрочем, мифы о драконах-охранниках(по-гречески,
         "dracon" - "пристально смотреть") могли родиться и  по  иной
         причине.  Драконы на деревьях, охраняющие "яблоню Гесперид",
         "золотое руно",  висящее на дереве, или дерево с "драконовой
         кровью" могли быть объяснимы довольно просто.
           Змеи, крупные и мелкие,  водившиеся когда-то во множестве,
         не исстребленные еще людьми, подчас целыми сотнями спасались
         от жары на крупных деревьях и,  соответствено,  расцениались
         как "охранители" этих деревьев!
           Впрочем, "драконову кровь" любой может получить и в насто-
         ящее время.  Так называется смолистый сок,  источаемый дере-
         вом,  которое так и называется - "драконово дерево", драцена
         киноварно-красная(Dracaena cinnabari).
           "Кровь дракона" использовали в одном из самых таинственных
         процессов древности - в бальзамировании трупов. "Кровью дра-
         кона", так же, называли иногда и красную киноварь, соль, со-
         держащую ртуть.  В Древнем Китае,  во всяком случае,  именно
         киноварью(вместо крови) смазывали глаза и губы статй, "ожив-
         ляя" их или принося жертву.
           На острове Сокотра крупное живописное драконово  дерево, с
         частыми  близко расположенными сучьями и с длинными мечевид-
         ными листьями встречается почти повсюду на скалах  и утесах,
         предпочитая высотные гористые участки.
           О нем упоминал уже автор античного трактата "О лекарствен-
         ных  средствах",  Педаний  Диоскорид(1 век н.э.) - известный
         врач и ботаник Древней Греции.  Наиболее известное драконово
         дерево на погибло при урагане 1868 года на острове Тенерифе.
         Оно достигало в обхвате 15 метров, при высоте 23 метра!
           Итак, по  всей  видимости под словом "дракон" и Плиний,  и
         другие ранние писатели весьма недвусмысленно имели в  виду -
         змею,  вероятно,  удава.  В античные времена они водились во
         многих местах Средиземноморья.  Но человек  начал  осваивать
         именно "те" экологические ниши, что и пресловутые "драконы",
         а именно - удобные побережья,  устья рек и источники пресной
         воды,  где "драконы" ловили животных,  вынужденно приходящих
         на водопой. Так начинался закат драконов.



Next