ГОД ДРАКОНА
Мне сказал мой отец - на последнем году:
"Я - Драконом пришел, и Драконом - уйду"
Памяти отца, ушедшего в 2000 году, в Год Дракона.
Он и рожден был в Год Дракона, в Год 1928-й.
ГЛАВА 1. АНТИЧНОСТЬ. ДРАКОНЫ ДИКТУЮТ ЗАКОНЫ.
1. "ДРАКОНЫ" ИЗ СЛОВАРЯ. Если заглянуть в учебник по исто-
рии Древней Греции или в хороший энциклопедический словарь,
чтобы взглянуть, кто такое и что такое - "дракон", то сразу
же выяснится маленькая любопытная деталь: "Дракон" - отнюдь
не огнедышащее чудовище, а человек, живший в Афинах, имени-
тое лицо, знаменитый древнегреческий законодатель.
Уже в 621 год до нашей эры он составил свод реально дейс-
твовавших законов. Суровость этих законов вошла в поговорку.
И потому фраза "драконовские" меры обозначает отнюдь не
страшное сверхъестественное животное, а - сурового, до бес-
пощадности, человека.
Но, дальше, по словарями - все в порядке. Кто такой "дра-
кон" выясниятся из определений. Правда, согласно энциклопе-
дии или словарю, получается так, что Дракон - это нечто на
редкость скучное.
"ДРАКОН(греч. drakon), сказочное чудовище - крылатый огне-
дышащий змей". - лаконично гласит "Энциклопедический сло-
варь"(М.: Сов.энциклопедия, 1963). И все. Вполне достаточно.
"ДРАКОН, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо,
представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных,
обычно головы(часто нескольких голов) и туловища пресмыкаю-
щегося(змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы; иногда в
состав такого комбинированного образа входили и части тела
других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и
др.)..." - столь же суховато сообщают "Мифы народов мира"
(т.1, М.: Сов.энциклопедия, 1992)
"ДРАКОН. Дракон обладает способностью принимать различные
облики, которые, однако для нас непостижимы..." - утешает
Хорхе Луис Борхес в известной своей "Энциклопедии вымышлен-
ных существ"(Минск, "Старый Свет-Принт", 1994).
"ДРАКОН. В мифах и фольклоре различных народов гигантский
крылатый змей. Обычно у дракона голова(или несколько голов)
и туловище пресмыкающегося и крылья птицы или летучей мы-
ши..." - собщает еще один автор.
"Дракон - образ водной стихии - представлялся часто огне-
дышащим (соединение противоположных символов воды и огня). -
неумолимо разубеждают "Мифы народов мира". - По гипотезе ря-
да ученых (А.Леруа-Гуран, В.Я.Пропп), формирование гибридно-
го мифологического образа Дракона относится примерно к тому
же периоду, когда более ранние мифологические символы живот-
ных как таковых уступают место богам, соединяющим в себе
черты человека и животного. Соединение разных животных в од-
ном мифологическом символе приводит к такому же устранению
возможности отождествления мифологического символа с..."
Что же касается, например, книги "Энциклопедия чудес"(Ца-
рев И. М.: "Голос", 1998), то слова "Дракон" в чудесах не
оказалось. Драконы, похоже, оказались полностью не у дел!
2. РЕЕСТР ДРАКОНОВ. Если заглянуть в античную, а, конкрет-
нее, в древнегреческую мифологию, то там найдется немало сю-
жетов с волшебными драконами, часто исполняющими, однако,
функцию простого сторожа - присмотра и надзирания за чем-ли-
бо(этимология слова Дракон - "страж" или "хвататель"). Мифи-
ческие герои постоянно вмешиваются в мирную жизнь драконов и
убивают их, чтобы прославиться. Вот небольшой список из дю-
жины наиболее знаменитых драконов:
1) Дракон Андромеды. Дракон, которому принесли в жертву
красавицу, царскую дочь Андромеду. Персей, случайно оказав-
шийся в этих местах, вооруженный крылатыми сандалиями, шап-
кой-невидимкой и головой медузы-Горгоны, легко одолел чудо-
вище, а затем и Андромеду, которую взял потом в жены.
2) Дракон Александра Македонского. Жизнь этого античного
полководца послужила поводом рождения "мифического" Алек-
сандра, героя, в частности, сербской повести "Александрия",
богато иллюстрированной и весьма популярной в Европе, проник-
шей и на Русь в XV-XVII веках.
В бургунской версии XIII века, хранящейся в Брюсселе, сре-
ди многих подвигов, запечатленных художником в красочных
картинках, есть сражения с царем Дарием, "псиглавцами",
"шестируками", черепахами и т.п., а, также - и с огромным
трехрогим драконом, на редкость напоминающим ящера трицера-
топса из юрского периода.
Впрочем, на изображениях Ближнего Востока этот же подвиг
смахивает на поединок с обычной крупной змеей, правда, с не-
большими лапками(у удавов, заметим, есть, подчас редуциро-
ванные лапки)
3) Дракон Аполлона. Дельфиний, живший возле источника в
Дельфах, который он охранял, попутно опустошая окрестности
Дельф и стороживший место будущего прорицалища. Дельфиний
был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон, т.е. "гни-
ющий", поскольку лучи солнца быстро превратили его тело в
гниющий прах.
На месте убитого Пифона был устроен храм со знаменитым
Дельфийским оракулом, в котором главную роль играли жри-
цы-пифии, пророчествующие, предварительно надышавшись одур-
манивающих испарений из земной расщелины. Пифону приписыва-
ется роль воспитателя Тифона, сына Геры.
4) Дракон Геракла, Ладон, сын морских божеств Форкия и Ке-
то, бдительно стороживший сад с яблоками Гесперид, яблоками
вечной молодости. Он был убит Гераклом с помощью стрелы,
пропитанной ядом лернейской гидры, которую Геракл также
предварительно прикончил.
5) Дракон Зевса. В одном из древнегреческих мифов Зевс
обернулся драконом, чтобы спрятаться от Кроноса. В другом
мифе - в столь же неприглядном облике явился к Персефоне
(своей же дочери), супруге Аида, богине царства мертвых и та
понесла от него Загрея, позже растерзанного титанами.
6) Дракон Кадма. Фиванский дракон - сын Ареса(аналог Ареса
- бог войны Марс), т.е. бога вероломной войны, убитый Кадмом
возле источника, который этот дракон оберегал(подробности
конфликта см.ниже).
7) Дракон Полиида. Именно этот дракон научил Полиида, как
излечить Главка, сына Посейдона и одной из морских нимф.
8) Дракон Протея. Один из образов, в которые был способен
перевоплощаться морской бог Протей.
9) Драконы Сатурна. В аллегорических изображениях планеты
и бога Сатурна(аналог греческого Кроноса, "хронос" - время),
колесница бога нередко показана запряженной двумя драконами.
10) Драконы Триптолема. Сыну элевсинского Царя Келея,
Триптолему, богиня Деметра подарила золотую колесницу с кры-
латыми драконами и вручила зерна пшеницы. Триптолем рассеял
эти зерна по свету и обучил людей, как их взращивать.
11) Дракон Троянский. Он был прислан Зевсом к грекам, как
знамение перед осадой Трои и превращен им затем в камень.
12) Дракон Ясона. Дракон охранявший золотое руно в кол-
хидском лесу. Согласно одной из версий, при первой попытке
украсть руно, Ясон был проглочен драконом-охранителем. Афина
решила спасти Ясона, но дракона убивать не стала, а лишь да-
ла тому рвотное.
Момент, когда дракон, истекающий слюной, извергает Ясона
из пасти к ногам богини Афины, изображен на хорошо известном
круглом краснофигруном килике, хранящемся в Ватикнском музее
Рима(490 г.до н.э.). Впоследствии, по легенде, волшебница
Медея усыпила дракона и помогла Ясону украсть заветное руно.
4. КАДМ И ДРАКОН. Миф о созвездии Дракона нередко сводится
к мифу о Драконе убитом Кадмом - легендарном основателе Фив.
После похищения Европы Зевсом отец послал Кадма искать сест-
ру. Дельфийский оракул рекомендовал ему, однако, оставить
бесполезные поиски и выстроить город, Кадмею, т.е., впос-
ледствии - "Стовратные Фивы", столица Древнего Египта.
Указанное богами место занимал, однако, огромный дракон,
который погубил нескольких людей Кадма, посланных за водой к
местному источнику. Кадм вынужден был убить его. В поле, ко-
торое Кадм засеял зубами дракона вновь выросли воины, среди
которых после взаимостолкновения осталось только пять. Они и
помогли Кадму основать его город(народный миф пересказан ла-
тинским поэтом Публием Овидием, 43 до н.э. - 17 н.э.)
Вариант рисунка "Кадм убивает дракона" есть во многих кни-
гах по греческой мифологии, например в предельно лаконичной,
но очень емкой и прекрасно иллюстрированной книге Рене Мена-
ра "Мифы в искусстве, старом и новом"(СПб., 1900).
Там Кадм, пришедший за водой, нагой, с амфорой, в одной
лишь шапочке и куцем плаще(не считая сандалий) замахивается
камнем на испуганно свернувшегося и предостерегающе припод-
нявшегося дракона. За сценой столкновения возбужденно наблю-
дают зрители - всевозможные богини и боги.
Дракон, если верить масштабу рисунка, отнюдь не такой ис-
полин, как повествуют мифы, однако крупноват - толщиной с
человеческое бедро и, примерно, 3-4 метра длины(впрочем, на
иных рисунках и того меньше). Тем не менее, аналогичный дра-
кон в небе, он величественно простерся едва ли не на всю
приполярную область. По другим же сведениям, это - дракон
убитый Персеем. Но, так или иначе, драконы в небе есть и к
ним мы еще вернемся.
5. ЛЕКАРСТВА ИЗ ДРАКОНА. У древних греков и римлян мнение
о драконах было предельно реалистичным. На античных изобра-
жениях это просто, без приукрас - змея, или огромная, как в
изображении богини Афиной и Ясоном(который беспомощно и по-
зорно торчит из истекающей слюной пасти извергшего его об-
ратно чудовища) или просто крупная, как в саду Гесперид,
нимф, в саду которых росли чудесные золотые яблоки, умело
украденные, тем не менее, Гераклом.
Впрочем, были мифы и без мифических героев. Так, Плиний(23
-79 гг) сообщал, что летом дракон охотно пьет слоновью
кровь, потому что она холодная. Дракон нападает на слона
внезапно, и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки.
Обескровленный слон падает на землю и умирает, также, под-
час, умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы.
Ситуация такая и "объяснение", разумеется, даже для неис-
кушенного взора "шиты белыми нитками", хотя, биологичес-
ки(этологически, "поведенчески") крупная змея, в ветвях тро-
пического леса вполне может перепутать хобот слона с другой
змеей - самкой или конкурентом. Таким сходством руки или ве-
ревки с телом змеи издавно пользуются заклинатели змей.
Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках
лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направля-
ясь в Аравию. Для этого 4-5 драконов, переплетясь, образуют
некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. При-
водимое "объяснение" нелепо, но, описание, биологически, на-
поминает, типичную "змеиную свадьбу" крупных питонов, или по
крайней мере, щупальца всплывшего на поверхность крупного
головоногом моллюска, спрута, в те годы еще не редкого.
Забавно, что один раздел у Плиния посвящен своеобразным
лекарствам, изготовляемым из органов дракона:
1) "глаза дракона" - высушенные и растолченные с медом,
есть основа мази, помогающей от ночных кошмаров;
2) "жир сердца дракона" - обернутый в шкуру газели и при-
вязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе
(впрочем, жир многочисленных, когда-то, ужей широко исполь-
зовался и в старой Руси, в мазях и для... свечей!);
3) "зубы дракона" - хранящиеся на теле, обеспечивают бла-
госклонность господ и милость царей(в древних Китае и Много-
лии пользовли толченые зубы... ископаемых динозавров);
4) "голова дракона"(с "примесью" хвоста), с измельченной
шкурой льва и львиным костным мозгом, в смеси с пеной коня,
только что победившего в скачках и когтями собаки - делает
человека непобедимым(видимо, как временное возбуждающее).
Впрочем "рецепт" последнего вышеописанного снадобья много-
опытный Плиний(в отличие от современных мистических авторов)
приводит уже с известной долей скептицизма и иронии.
В наши дни в странах Азии и Африки крупных дрессированных
змей нередко используют в магазинах, выпуская их на ночь в
помещения. Впрочем, мифы о драконах-охранниках(по-гречески,
"dracon" - "пристально смотреть") могли родиться и по иной
причине. Драконы на деревьях, охраняющие "яблоню Гесперид",
"золотое руно", висящее на дереве, или дерево с "драконовой
кровью" могли быть объяснимы довольно просто.
Змеи, крупные и мелкие, водившиеся когда-то во множестве,
не исстребленные еще людьми, подчас целыми сотнями спасались
от жары на крупных деревьях и, соответствено, расцениались
как "охранители" этих деревьев!
Впрочем, "драконову кровь" любой может получить и в насто-
ящее время. Так называется смолистый сок, источаемый дере-
вом, которое так и называется - "драконово дерево", драцена
киноварно-красная(Dracaena cinnabari).
"Кровь дракона" использовали в одном из самых таинственных
процессов древности - в бальзамировании трупов. "Кровью дра-
кона", так же, называли иногда и красную киноварь, соль, со-
держащую ртуть. В Древнем Китае, во всяком случае, именно
киноварью(вместо крови) смазывали глаза и губы статй, "ожив-
ляя" их или принося жертву.
На острове Сокотра крупное живописное драконово дерево, с
частыми близко расположенными сучьями и с длинными мечевид-
ными листьями встречается почти повсюду на скалах и утесах,
предпочитая высотные гористые участки.
О нем упоминал уже автор античного трактата "О лекарствен-
ных средствах", Педаний Диоскорид(1 век н.э.) - известный
врач и ботаник Древней Греции. Наиболее известное драконово
дерево на погибло при урагане 1868 года на острове Тенерифе.
Оно достигало в обхвате 15 метров, при высоте 23 метра!
Итак, по всей видимости под словом "дракон" и Плиний, и
другие ранние писатели весьма недвусмысленно имели в виду -
змею, вероятно, удава. В античные времена они водились во
многих местах Средиземноморья. Но человек начал осваивать
именно "те" экологические ниши, что и пресловутые "драконы",
а именно - удобные побережья, устья рек и источники пресной
воды, где "драконы" ловили животных, вынужденно приходящих
на водопой. Так начинался закат драконов.