ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 2. ГРЕШНЫЕ ДРАКОНЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. ЗМИЙ-ДРАКОН, АДАМ и ЕВА. В Европе дракон не пользовался
популярностью во многом в связи с известной библейской ле-
гендой о сотворении и грехопадении первых людей, Адама и
Евы, совращенных дьяволом, принявшим облик коварного хитрого
Змия, Дракона(в целом ряде перводов вместо слова "Змей" или
"Змий" недвусмысленно указано - "Дракон").
. В многократно переиздававшейся дореволюционном издании
"Объяснение символа веры, молитв и заповедей" (Изд.39-е.
СПб.: 1910) протоиерей Г.Чельцов пишет:
"Адам и Ева жили в раю. Это был прекрасный сад, данный им
Богом, чтобы они возделывали и хранили его. Здесь они прово-
дили вполне блаженную и счастливую жизнь, беседуя часто с
Самим Богом.
В раю было много разных дерев и всяких растений, но осо-
бенно были замечательны там два дерева: одно называлось Дре-
вом Жизни, а другое - Древом познания Добра и Зла.
Вкушение плодов Древа Жизни могло предохранить человека от
болезни и смерти. О Древе же познания Добра и Зла Бог сказал
Адаму и Еве, чтобы они не вкушали плодов этого дерева, а ес-
ли вкусят, то умрут.
Но диавол прельстил их нарушить эту заповедь Божию, потому
что завидовал их блаженству и желал, чтобы люди, подобно
ему, лишились своего блаженства и сделались злыми и непокор-
ными Богу.
Он вошел в Змия и стал уверять Еву, что Бог неправду ска-
зал, будто они помрут, если вкусят от плодов Древа познания
Добра и Зла, напротив: если вкусят, то сами будут как боги,
знающие добро и зло. Ева поверила. К тому же плоды были
прекрасны на вид. Она взяла их и ела, а потом уговорила Ала-
ма, и он ел.
Когда Бог явился обличить их в грехе, они, вместо раская-
ния, стали слагать свою вину на других. Адам сказал, что же-
на, данная ему Богом, соблазнила его, а Ева сказала, что
Змий обольстил ее. Бог положил им наказание, сказав Адаму,
что он в поте лица будет добывать себе хлеб, пока не умрет,
а Еве, что она в болезнях будет рождать детей, и изгнал их
из рая..."
Что же касается Дракона, Змия, то он также был наказан:
"Змей, который, по народному верованию, когда-то имел но-
ги, должен ходить на своем чреве и есть прах..." - пишет
Г.Гече в книге "Библейские истории"(М.: 1990).
Змей, таким образом, отныне был принужден ползать на
брюхе, а ноги его ликвидировали, за ненадоностью.
2. ДРАКОН И БИБЛИЯ. Итак, Дракон, Змий - оказался повинен
тем, что люди ныне живут не в раю. Трудно, правда, сказать,
хорошо это или плохо. Во всяком случае, на гравюре Матвея
Мериана "Рай", 1633 года, нередко используемой как верующи-
ми, так и не верующими авторами, рай видится в виде своеоб-
разного природного зверинца, запруженного зверьем так, что
на рисунке буквально нет живого места. И - нет людей.
Слева лежит группа величественных оленей, позади которых,
сквозь рога, проглядывают слоны и верблюды, лезут на дерево
к павлинам, мартышки. Справа, в явном недоумении стоит лев с
поджатым хвостом. Позади него высится пара страусов и едино-
роги. В центре, между львом и оленями щиплет оставшуюся
травку зайчишка, лают на кого-то собаки, еще дальше - буйво-
лы и аисты, и т.д. и т.п. Обезноженному Змею-Дракону в этом
рисунке места, по счастью, не досталось, иначе его бы поп-
росту затоптали.
Тем не менее, в мифе о грехопадении, именно фаллоподобный
дракон(или - драконоподобный фаллос?) оказался своеобразным
связником между грехом и безгрешием, и эту полу-философскую,
полу-анатомическую загадку сотни лет пытались решить очень
многие, начиная от иссушения плоти и самооскопления - одних,
и кончая шабашами и оргиями, после вкушения самодельных нар-
котиков из шейных желез жаб и ужей - других.
В связи с подобными обстоятельствами крайне любопытно поэ-
тому упомянуть комментарий к понятию "Дракон", из книги
"Библейская энциклопедия"(Архимандрит Никифор. М.: 1891):
"Дракон - трудно решить, какое животное должно разуметь
под сим названием. Не невероятно, что это есть родовое наз-
вание, означающее известный класс животных, различающихся
между собою какою-либо общею характеристическою чертою и од-
нако из книг Пл.Иер(IV,3) и Мих.(I,8) явствует, что под этим
названием разумеется какое-то особое животное, которое воет,
подает сосцы и кормит своих детенышей. Впрочем, в последней
цитате оно на русском переводится словом шакал"
Не правда ли - крайне неожиданная находка: любимец фантас-
тов и мистиков - грозный и величественный дракон на поверку
оказывается... маленьким грязным шакалом?!
"Слово, переведенное у пр.Исайи(XXVII, 1) левиафаном, зме-
ем изгибающимся, чудовищем морским, переводится в кн.Бы-
тия(I,21) словом: большая рыба, у Иова(VII, 12) морским чу-
довищем, в кн.Исход(VII,9) - Змеем, и в кн.Втор.(XXXII,33) -
Драконом"(в сокращениях исходного текста, "Мих" - Михаил,
"Н.З" - Новый Завет и т.п. - А.А.).
Вообще же здесь должно заметить. что у Греков и Римлян под
Драконом разумелась большая и страшная змея, чудовище нео-
быкновенной силы, величины, ядовитости, с крыльями и пастью,
изрыгающей пламя, и обитающая то в морях, то на суше, осо-
бенно в пустынях.
В Н.З., в Апокалипсисе(XII, 3, XIII, 11) под словом Боль-
шой Дракон изображаемый красным, с 7-ю головами и 10 рогами,
с чрезвычайно большим хвостом, - разумеется Сатана, Змий
Древний, Диавол, по объяснению самой же этой книги".
Впрочем, определения, это - одно, а конкретные "свидетель-
ства", это - другое. Приведем несколько известных легенд о
драконах предположительно "водившихся" в Европе.
3. ЛЕГЕНДА О СИГУРДЕ. Легенды о драконах беспокоят нас в
первую очередь потому, что в них остались запечатлены на
редкость реалистические черты - повадки животного, способы
охоты, детали анатомии и внешнего строения.
В Африке, и в ряде южных стран Азии и Америки известен,
например, простейший способ охоты на крокодилообразных жи-
вотных. Оставив ему на песке привязанную жертву, охотник до-
жидался, когда крокодил займется добычей, а потом крепко
втыкал на обратной дороге несколько прочных, отлично зато-
ченных клинков, в расчете, что, возвращаясь, хищник распорет
себе битком набитое брюхо. Иногда, заранее вырыв, возле
жертвы яму, охотник и сам забирался в нее, с оружием.
Но... откуда африканский способ добычи - в скандинавских
сюжетах? Например, от XIII века одним из важнейших литера-
турных памятников явилась "Сага о Волсунгах", как считают,
исландский вариант сюжета, получившего особую известность
как известная верхненемецкая "Песня о Нибелунгах".
В "Саге о Волсунгах", после целого ряда интриг и родствен-
ных убийств, на свет появился юный богатырь Сигурд. И вот
его-то коварный дядька Регин подговорил вступить в бой с мо-
гучим змием Фавни, хранителем драгоценного клада, некогда
проклятого карликом Андавари. Изломав несколько предложенных
плохих мечей, Сигурд выпросил у матери сломанный надвое зна-
менитый меч Грам, дарованный Сигмунду-кокунгу самим богом
Одином и велел перековать его заново.
И таков был меч Грам, что когда его вынули из горна, куз-
нечным подмастерьям почудилось, будто пламя бьет из клинка,
и готовым мечом Сигурд разрубил пополам наковальню, а затем
- легко рассек мокрый ком шерсти в горном потоке.
А далее события развивались просто, не хуже банального
американского вестерна. Сигурд и Регин поехали в пустынные
горы к той тропе, по которой обычно проползал Фафни, когда
шел на водопой, причем, как гласит предание, "с тридцать
локтей"(не менее 10 метров) был тот камень, на котором лежал
он у воды, когда пил(далее цит. по "Зарубежная литература
средних веков". М.: Просвещение, 1974):
"...Тогда промолвил Сигурд:
- Сказал ты, Регин, что дракон этот не больше степного
змея, а мне сдается, что следы у него огромные.
Регин молвил:
- Вырой яму и садис в нее, а когда змей поползет к воде,
ударь его в сердце и так предай его смерти: добудешь ты этим
великую славу.
Сигурд молвил:
- Как быть, если кровь змея того зальет меня?
Регин отвечает:
- Нечего тебе и советовать, раз ты все пугаешься и не по-
хож ты отвагою на своих родичей.
Тут поехал Сигурд в пустыню, а Регин спрятался от сильного
страха. Сигурд выкопал яму. А пока он был этим занят, пришел
к нему старик с длинной бородой(подразумевается, что это и
был всемогущественный бог Один - А.А.) и спросил, что он де-
лает, и Сигурд ему сказал. Отвечает ему старик:
- Это дурной совет: вырой ям побольше, чтобы кровь туда
стекала, а ты сиди в одной и бей змея того в сердце.
Тут старик исчез, а Сигурд выкопал ямы, как было сказано.
А когда змей тот пополз к воде, то задрожала вся округа,
точно сотряслась земля, и брызгал ядом он из ноздрей по все-
му пути, но не устрашился Сигурд и не испугался этого шума.
А когда змей прополз над ямой той, вонзил Сигурд меч под
левую ключицу, так, что клинок вошел по рукоять. Тут выска-
виает Сигурд из ямы той и тянет к себе меч, и руки у него -
все в крови по самые плечи. И когда огромный тот змей почуял
смертельную рану, стал бить головой и хвостом, дробя все что
под удар попадало..."
4. ЛЕГЕНДА О БЕОВУЛЬФЕ. Храбрым героям мифов Древней Евро-
пы приходилось, подчас, сражаться с животными весьма сомни-
тельного происхождения. Многие авторы охотно именуют их всех
- "драконами", но животные эти были очень разные: единороги,
быки, львы, вепри, гидры, или, например, трехголовая химера
у древнегреческого Беллерфонта, которой, позже, для эффекта,
стали добавлять эпитет "огнедышащая".
Такой герой, как англо-саксонский Беовульф. описанный в
VII веке(Беовульф - "пчелиный волк", т.е. фактически, мед-
ведь, медовед, пасечник) совершил на своем веку ряд подви-
гов, в частности, избавил короля данов Хродгара - от Гренде-
ля, человекоподобного чудовища, исстреблявшего его дружинни-
ков, а затем убил и объявившуюся мать Гренделя, еще более
страшное чудище. Интересно, что датский король Хротгар су-
ществовал вполне реально, его крепость находилась на острове
Зеландия, возле побережья современной Дании.
После пятидесяти лет благополучного правления Беовульф со-
вершил еще один и последний свой подвиг - победил дракона,
который опустошал страну, будучи разгневанным(согласно ле-
генде) людским "посягательством на охраняемый им древний
клад". В смертельной схватке Беовульф убил дракона, но и сам
получил рану, от которой уже не оправился.
5. ЛЕГЕНДА О ТРИСТАНЕ. Примерно к этому же времени(VI век)
относится миф о Тристане и Изольде, где, собственно для нас
интересен лишь эпизод с драконом.
Согласно преданию, Ирландия когда-то подвергалась набегам
свирепого дракона, и король пообещал отдать в жены прекрас-
ную прицессу Изольду тому, кто сумеет убить чудовище. Трис-
тан, племянник корнуоллского короля Марка, присланный в Ир-
ландию, согласился на это предлложение.
Ирландский придворный сенешаль и несколько других рыцарей
издали показали ему логово чудовища и сами, в страхе, скры-
лись. Тристан напал на дракона и, после жестокой схватки,
сразил его. Предосторожности ради, он отрезал дракону язык и
спрятал под доспехами, на груди(вспомним многие русские
сказкис подобным же эпизодом). После чего с трудом добрел до
ручья, где и потерял сознание.
Расхрабрившийся сенешаль вернулся посмотреть, что сделал
дракон с Тристаном, но, увидев убитого дракона, решил этим
тут же воспользоваться. Он отрубил голову чудовища, привез к
королю и стал требовать выдачи принцессы. Но, к тому времени
был найден и Тристан. Когда его приводили в чувство и сняли
доспехи, то увидели отрезанный язык дракона.
Тристана тайком пронесли во дворец, и когда сенешаль гордо
предъявил голову дракона, как свидетельство своей храбрости
и преданности, Тристан попросил придворных посмотреть, на
месте ли язык в голове дракона. Когда выяснилось, что языка
нет, то после короткого замешательства, сенешаль был изгнан,
а подвиг и победа Тристана были признаны всеми.
6. ДРАКОН И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. Так убивали драконов. Реально или
нет - неизвестно. Во всех трех случаях он ен летает, а хо-
дит, или даже - ползает. В предании о Сигурде, Беовульфе,
Тристане, чисто биологически, можно усмотреть некое крупное
позвоночное, например, "недобитого" мамонта (или, возможно,
ископаемого гигантского тюленя), у которого толстый длинный
хобот представлялся как змеевидная шея, уши - как крылья,
бивни - как рога.
Понятно, что такое животное постоянно нуждается в источни-
ке пресной воды, возле которого и обитает. У него явно выра-
женное туловище, в то время как у змеи, даже очень крупной -
довольно сложно определить участок грудной клетки и сердца,
куда предлагалось бить Сигурду, да и крови не так много.
Но, в еще одной истории, принесенной из Северной Англии
речь идет явно о каком-то ином животном, со змевидным телом,
которое привыкло "стискивать" добычу, т.е., "теоретически",
либо об удаве, либо об осьминоге. Названо оно "Ламбтонский
червь"(ряде языков "червь" и "змея" звучат сходно) и на ста-
ринных рисунках изображено во вполне змеевидном виде, толши-
ной с ногу или руку сражающегося с ним рыцаря.
В плохо датированные стародавние времена юный наследник
Ламбтонского замка, Джон Ламбтон, ловил рыбу в небольшой ре-
ке Вэйр. Он выловил странного мерзкого на вид "червя" и,
насмотревшись на неприглядную добычу, выкинул ее в колодец.
Вскоре Джона отправили учиться, а когда, спустя семь лет он
приехал из дальних краев, то выяснилось, что "червь" ухит-
рился выжить, вырос и сумел выбраться из колодца.
Днем он преспокойно свертывался кольцами вокруг скалы,
торчавшей посреди реки. Но, по ночам он переплывал реку, вы-
ползал на берег и похищал местных людей и скот. Находились
храбрецы, пытавшиеся сразиться со змеем, но, стоило разру-
бить его на куски, как они тут же срастались снова!
Правда, или нет(легенда есть легенда, это лишь "сообще-
ние", а не "факт"), но Джон, чувствуя свою вину, также ре-
шился сразиться со змеем. В качестве технического новшества
местная колдунья порекомендовала ему снабдить щит и доспехи
острыми режущими шипами и - сразиться посреди реки.
Схватка состоялась. Чудовище стиснуло рыцаря, видимо, точ-
но так, как обычно и делало раньше, но - тут же оказалось
все изранено, за счет своих же усилий. Тем временем Джон ус-
пел рассечь его на части и, вопреки всем россказням, куски
тела таинственного "червя" так уже и не срослись заново...
Еще один европейский Дракон - был уничтожен. Возможно, он
был последний.