ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 3. ДРАКОНОЛОГИЯ - КАК НОВАЯ НАУКА
1. ГДЕ НАМ ВИДЕЛСЯ ДРАКОН? Если бы легенд о драконах не
было - их стоило бы выдумать. Это человек, а, точнее, все
человечество и сделало. Вот, хотя бы десяток из того, что
могло быть и было запечатлено в крайне смутном и обобщенном
образе "драконов" и "змиев":
1) извивающиеся огненные потоки лавы;
2) несущийся с гор, после ливня неудержимый сель;
3) морские смерчи, разгуливающие по морю средь кораблей;
4) гигантские многосотметровые водовороты;
5) колоссальные песчаные вихри, самумы в пустыне;
6) кровавые росчерки крупных метеоров в темной ночи;
7) молнии из клубящихся туч и сами эти грозные тучи;
8) взрывающиеся бурным фонтаном непонятные гейзеры;
9) самовоспламеняющиеся газовые выбросы из-под земли;
10) ползущая вдали лента вражеской армии.
И - многое, многое другое.
В облике "драконов" сохранилась память о странных, возмож-
но, и впрямь, неведомых животных, виденных когда-либо один
лишь раз или не виденных вовсе: змеи, крокодилы, осьминоги,
спруты, слоны(или - мамонты?) огромные рыбы, гигантские тю-
лени или киты - многое, жившее когда-то, но вымершее или ис-
стребленное человеком.
Ископаемые останки, являющиеся из-под земли волей воды и
ветра порождали легенды о чудовищах, "выползающих" на по-
верхность и гибнущих от солнечного света, или падающих с не-
бес и разбивающихся насмерть. И первое, и второе порождали
сперва мифы, а позднее - фантастику, типа "Путешествие к
центру Земли" Жюля Верна, "Плутония" В.А.Обручева, "Ужас вы-
сот" А.Конан-Дойля и т.п.
Аналогично рождались мифы о всемирном потопе и "до потоп-
ных" чудовищах, которым не оказалось места на ковчеге, сору-
женном предусмотрительным Ноем.
Все это - соединенное воедино рождало то неповторимоё ска-
зочное обличье, которое просто обязано было родиться на
свет. С помощью "драконов" легко объяснялись бури, изверже-
ния, пролеты комет и десятки других бедствий. В средневеко-
вых студенческих курсах наряду с "демонологией" можно было
бы ввести и такую отдельную дисциплину, как "драконология" -
тысячи легенд о драконах обеспечили бы безбедное существова-
ние ее бесшабашным преподавателям.
Но жить одной конкретикой невозможно, да, подчас и не нуж-
но. Механику сказки положено знать сказочнику, а не ребенку.
Технику прыжка кропотливо изучает балерина а не очарованный
зритель, для которого классическая музыка заглушает "конский
топот" на сцене. Религиовед знает, что бога нет, но верующий
об этом и слушать не хочет. Попытаемся использовать минимум
объяснений, не теряя сказку. Хотя это и очень трудно.
2. ДРАКОНЫ КАК СИМВОЛЫ ЗЛА. Тема битвы с драконом - в пря-
мом или в переносном смысле издавна держалась в литературе и
изобразительном искусстве Европы. Сотни вариаций картин,
скульптур, икон, барельефов, чеканок, словесных описаний -
все это символически воспевает один и тот же сюжет и одну
тему: победу воина над чудовищем, добра над злом, истины над
ложью, человечного над бесчеловечным, веры над неверием, по-
нятного над непонятным, красивого над уродливым.
Многочисленные святые христианства, от Георгия-Победоносца
с копием на коне(на Руси - Егория Храброго, символа Москвы и
московских князей) до Святого Феодора - совершали, в общих
чертах, один и тот же подвиг, спасая от ненасытных драконов
и змиев жизнь целомудренных девиц, города и селения, а то и
целые государства.
В Европе, в годы средневековья образ дракона "западного"
стал крайне отрицательным, сухим и неприглядным. Причина
проста. В античном мире под "драконом", понимали вполне ре-
альных, хотя и очень крупных змей - удавов-эндемиков, то
есть последних, уцелевших еще в Средиземноморьи гигантских
пресмыкающихся(миф о Ясоне, яблоке Гесперид, непокорном жре-
це Лаокаоне, пифии в Дельфах и пр.).
В средние века когда реальные крупные змеи в Европе больше
уже не встречались, неприглядный Дракон, Змий превратился в
"чистый" символ зла и уродства, как явный помощник дьявола
или, даже, как непосредственно сам дьявол, т.е. символ ан-
тихристианства, знак анти-Христа, Антихриста.
Устрашающего дракона использовали в первую очередь, как
"пугало", применяя даже в боевой практике. Еще у Гомера в
"Илиаде"(песнь 11) мы читаем, что на щите Агамемнона был
изображен синий трехглавый дракон. Викинги - рисовали драко-
нов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых
голов на носах судов.
В Древнем Риме - дракон был значком когорты. Использовался
он и парфянами. Известный русский князь Олег успешно запуги-
вал жителей осажденного Константинополя огромными летучими
драконами, парящими над городом. В Англии - на штандартах
саксонских королей были изображения драконов, дабы вселить
ужас в войско неприятеля. Сражения между красным и белым
драконами олицетворяли борьбу галлов(британцев) с захватчи-
ками-саксами в V-VI вв. Что же касается Уэльса, то там крас-
ный дракон по сей день являетя национальной эмблемой.
Если взять восточнее, то там десятки предметов или сделаны
в форме дракона или, хотя бы несут на себе его изображение.
Гербом Казанского царства был именно коронованный дракон. В
Китае, драконы присутствовали даже на специальных орденах, а
уже ближе к нашим дням, дракон изображался на государствен-
ном флаге. Огромные надуваемые ветром драконы запускались
над войском, для устрашения неприятеля, а то и для его атаки
- сотнями горящих стрелами из пасти.
В Европе Дракон был свиреп и драконов любили убивать в ре-
лигиозных мифах(Святые - Геогрий, Меркурий, Тифон, Федор,
Теодор, Сизиний и пр.), а позже - в рыцарских книгах и детс-
ких сказках. Здесь, на Западе положительным героем дракон
никогда не был. Змий, "совративший" первых людей" планеты,
Адама и Еву, автоматически не мог быть "хорошим", а то, что
он, свисая с дерева, с красным яблоком во рту, весьма проз-
рачно напоминал известный мужской орган с его характерной
красной крайней плотью - и вовсе никуда не годилось.
3. БЫЛИНЫ О ЗМЕЕ-ГОРЫНЫЧЕ. Образ Змея, Змия, Дракона
встречается практически в мифологии любого народа. На Руси
это хорошо известный по сказкам многоглавый Змей Горыныч,
про которого впору писать целый многотомный трактат, хотя мы
ограничимся здесь лишь несколькими абзацами(пока).
Отношение к змееподобным существам на языческой Руси отли-
чалось большим своеобразием, а именно... почти любовью. Па-
мять этому - огромное количество найденных дохристианских
талисманов - зодиаков-"змеевиков", где во множестве присутс-
твуют змеи, в виде магических фигур, в виде лучей своеобраз-
ного солнца или в сюжетах по типу Святого Георгия и Змия.
Вплоть до XIX века на Руси верили в охранительные и цели-
тельные свойства змеиных шкурок, головок, хвостиков и т.п.
"В предостережении лихорадок крестьяне носят на шее змеи-
ную или ужовую шкурке или ожерелье из змеиных головок. Для
защиты от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову
убитой змеи(подобное запрещалось - А.А.), а в привесках и
ладоках... зашивают лоскуток змеиной кожи, кто носит такую
привеску, того будут все любить и желать всякого добра, -
сообщает "Русская простонародная медицина"(З-ин. СПб.: 1882).
Согласно этнографам, в древние языческие времена в сла-
вянской мифологии имелось божество, охраняющее воды, землю,
природу, олицетворяющее плодородие. В древнем Новгороде бы-
товала легенда о жившем в Волхове чудесном змие. Змий, до
монголо-татарского нашествия, как и в мифах других народов,
был существом, помогавшим человеку, не вызывавшим страха,
но, во времена ига образ этот стал означать злого духа Вели-
кой степи, несущего угрозу нападения и плена.
Изображение змия часто встречается в русском декоративном
искусстве. Его изображения находили во время раскопок новго-
родские экспедиции Московского университета под руководством
Арциховского, Янина. Змий и похожие на него существа встре-
чаются, например, в каменных "прилепах" в архитектуре Влади-
мира Суздальского княжества (Х11-Х111 века).
На одной из наиболее распространенных эмблематических фи-
гур Московского государства Святой Георгий поражает змия -
символ язычества. Змей Горыныч дошел до наших дней как герой
былин и детских сказок, и ныне вполне достойно занимает мес-
то на оборотной стороне сотен и тысяч российских монет.
4. ДРАКОН И БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ. То, что под именем "дра-
кон" скрывались самые разнообразные явления и объкты, приво-
дило к необычайной путанице умов. Явление дракона представ-
лялось как явление некоего огромного зла, торжества ужаса:
"И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный
дракон с семью головами и десятью рогами, а на головах его -
семь диадем"(Откровение, XII, 3).
Возможно, речь шла про разлет частей крупного метеора,
возможно - про полярное сияние, или что-либо иное, но здесь
наблюдателям виделись - драконы. Победа же над драконом, ес-
тественно, воспринималась как победа добра над злом:
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали
против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но
не устояли и не нашлось для них места на небе. И низвержен
был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и са-
таною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и анге-
лы его низвержены с ним"(Там же, 7-9).
Зло непремено присутствует в мире, но оно должно быть по-
беждено величественной силой христианства:
"И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от
бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия
древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на ты-
сячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и полжил
над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не ко-
кончилтся тысча лет. После же сего ему должно быть освобож-
денным на малое время"(Там же, XX, 1-3).
Своеобразна иллюстрация XI века к этому эпизоду(Франция,
Национальная библиотека, Париж): парящий ангел, держащий в
одной руке ключ от замка, а в другой толстую цепь с грустно
поникщим и завязанным узлом, как веревка, огромным драко-
ном(узел означал повершенное "связанное" зло). Именно такой
сюжет послужил началу многих десятков сказок, где главный
герой, по наивности освобождает Дракона(Змия) и повергает
себя, тем самым, в пучину небывалых приключений.
В христианской традиции дракон, неизменно - символ зла,
обличье дьявола. В старонемецкой книге о находившемся в
"сговоре с дьяволом" докторе Фаусте(ХУI в.) можно найти
рассказ о том, как семь главных адских духов посетили нечес-
тивого ученого.
При этом один "...в образе дракона - так, и вошел прямо на
хвосте. Ног у него не было, хвост окрашен, как у ящерицы,
брюхо толстое, спереди две короткие лапы, совсем желтые, а
брюхо изжелта-белое, спина коричневая, как каштан, на ней
острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа".
Там же содержались описания и других разновидностей драко-
нов - достаточно мерзкого вида и богопротивной сущности.
В иконографии наличие дракона являлось одним из определяю-
щих признаков того или иного святого. У Святого Георгия -
дракон пронзался копием. У архангела Михаила дракон попирал-
ся ногами и над ним заносился меч. У Святого Юлиана - был
дракон, ведомый на цепи. И - так далее.
Дракон неизменно помещался в изображениях лишь как низвер-
гаемый, убиваемый, но не азартно несущийся по небу за "жем-
чужиной", как в классических сюжетах Востоке. Поэтому, если,
например, благородные львы применялись в геральдике Европы
очень широко, то дракон, напротив, необычайно редко.
Занятно, что среди многочисленных христианских святых по-
пирающих дракона ногами и пронзающих его копием, где в оди-
ночку, а где и попарно(Святой Георгий бьет дракона, а Святой
Димитрий - "басурмана"), есть весьма своеобразный фрагмент
коптского каменного барельефа(Египет, 300-400 г), на котором
бог Гор(Хор), сидя на коне, пронзает копьем... крокодила!
Рельеф этот выставлен в музее Лувра, в Париже.
5. ДРАКОНЫ, КИТЫ, ИЛИ - ЗМЕИ? Увиденное и услышанное - ве-
щи совершенно разные. Так, в книгах Олауса Магнуса, Понто-
пиддана, Конрада Геснера и ряда других писателей средневе-
ковья, художники("сухопутные крысы"), вынужденные иллюст-
рировать "вслепую", по одному лишь причудливому описанию,
проявляли чудеса изобретательности и фантазерства.
Киты, кашалоты, дельфины, акулы, скаты, тюлени, моржи,
крупные рыбы - искажены там до невозможности и лишь по от-
дельным характерным чертам можно догадаться, о чем или о ком
идет речь в рисунке. Всевозможные "Морские драконы", или,
"Морские Змеи", как их чаще именуют - яркий тому пример(но
об этом у нас написана целая отдельная книга, "Змей Морской
и китобой", отрывки из которой уже публиковались).
Забавный образец несоответствия в сочетании фантазий сви-
детеля, фантазий пересказчика, фантазий слуателя-писателя,
фантазии художника и, вдобавок, вариаций перевода - можно
видеть на примере выпусков веселой книги средневекового са-
тирика Франсуа Рабле(1494-1553) "Гаргантюа и Пантагрюэль":
1) в одном из первых отечественных изданий(М.: 1960) име-
ется глава "О том, как Пантагрюэль сразил чудовищного Морс-
кого Змея"; 2) в другом издании(Пермь, 1989) в той же главе
говорится про "Чудовищного кита"; 3) в третьем(М.: 1991)
рассказывается про "чудовищного физетера", т.е., опять-таки,
про кита, ибо "физетер" переводится как "кашалот"; 4) есть и
другие варианты, но мы просто не хотим перегружать текст.
"...В полдень, в виду острова Дикого Пантагрюэль издали
заметил громадного, чудовищного физитера: он шел прямо на
нас, сопя и храпя, весь раздувшийся, возвышающийся над мар-
сами наших судов, выбрасывающий из пасти воду с таким шумом,
как будто с горы низвергалась большая река...
Физитер вклинился между судами и точно Нильский водопад в
Эфиопии, окатил ближайшие к нему корабли и галлионы целыми
бочками воды. Тут в него со всех сторон полетели копья, по-
лупики, дротики, копьеца, секиры. Брат Жан не жалел своих
сил. Панург умирал от страха(друзья великана Пантагрюэля -
А.А.). Судовая артиллерия подняла адский грохот, - она зада-
лась целью во что бы то ни было добить физитера. Выстрелы,
однако ж, цели не достигали: издали казалось, будто огромных
размеров железные и медные ядра, войдя в кожу физитера, пла-
вятся там, как ювелирная матрица на солнце".
Красочное описание продолжается и дальше, однако несколько
изысканных гравюр Гюстава Доре(1832-1883) в тексте - начисто
меняют любое представление об облике каких-либо китов и ка-
шалотов, ибо там изображен, все-таки, именно гигантский
Морской Змей, Дракон, извивающийся согласно нелепым правилам
всех морских змеев, а именно, подобно кнуту - сверху вниз!
Впрочем, на последнем рисунке отчетливо видно, что бедный
Морской Змей как две капли воды похож на... простого речного
угря - у него те же плавники и жаберные крышки!
6. СГОРАЮЩИЙ ДРАКОН. Переходя от нешуточных, хотя и леген-
дарных сражений прошлого к шутливой современности, можно
вспомнить, что в 1979 году некто Петер Дикинсон прочел цикл
лекций на тему "Почему летали драконы?"
Там, согласно его версии дракон сохранял высоту благодаря
большому количеству водорода в собственном теле, поскольку
водород, как известно, легче воздуха. Поскольку же крылья у
дракона были небольшие, то нужны они были лишь для начально-
го толчка и управления дальнейшим полетом.
Появление водорода в теле дракона Дикинсон легко "объяс-
нял" химической реакцией между соляной кислотой и кальцием,
которые вырабатывались в желудке дракона и его костях. Коли-
чество кальция восполнялось тоннами сожранного драконом из-
вестняка, что, попутно объясняло, почему ископаемые остатки
можно найти в известковых породах. Поскольку химическая ре-
акция шла безостановочно, то у дракона постоянно сохранялся
излишек водорода, который, по-видимому и сгорал у того в
пасти, формируя знаметый "огонь изо рта и ноздрей".
Под занавес теория Дикинсона "объясняла" причину, почему
так и не было найдены останки сказочных существ - они поп-
росту сгорали от все того же водорода!